Предлагаем вашему вниманию интервью с председателем жюри ХХII Международного студенческого фестиваля рекламы «Созвездие Юлы» Московского гуманитарного университета, вице-президентом АКАР, академиком Российской академии рекламы, заведующим кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова доктором филологических наук, профессором Владимиром Александровичем Евстафьевым. Беседу вела студентка 1-го курса направления «Журналистика»
Московского гуманитарного университета Анна Ионова.
А. И.: Владимир Александрович, Вы были одним из создателей факультета рекламы в нашем вузе и уже тогда советовали создать фестиваль рекламы для студентов. Какова цель такого фестиваля?
В. Е.: Необходимо заметить, что с того времени прошло почти 30 лет. Мы действительно в 1995 году были заинтересованы создать в Институте молодёжи (ныне — МосГУ) Высшую школу рекламы (факультет). Я в этот момент познакомился во Франции с Международным фестивалем креативности «Каннские львы». Считал, что в России надо было использовать этот опыт. Я понимал, что фестиваль — это очень органичные и необходимые компоненты мирового рекламного бизнеса вообще, потому что, во-первых, это событие, которое задает моду и специальный тренд, а также раскрывает основные тенденции развития рекламного творчества. Во-вторых, это место, где можно познакомиться с людьми. И, в-третьих, что очень важно, для студентов особенно, это возможность заявить о себе и таким образом прославиться.
Руководство университета и особенно ректор Института молодёжи (ныне — МосГУ) И. М. Ильинский — люди с открытым пониманием того, что нужно для образовательных процессов, поэтому с ними было легко разговаривать. Игорь Михайлович всегда подхватывал все новые идеи на лету и воплощал их в полном объёме. Так получился этот фестиваль, и не случайно, что он стал очень хорошим, серьёзным мотивирующим фактором в университете.
А. И.: Какие были первые впечатления от студенческого фестиваля рекламы?
В. Е.: Участники, еще будучи студентами, побеждавшие на фестивале «Созвездие Юлы», сразу становились достаточно яркими персонами, которых уже ждали в агентствах с тем, чтобы они начали там работать. Для них не было проблем с трудоустройством в самых лучших агентствах. И, конечно, это площадка, где можно интенсивно получить дополнительные самые инновационные знания о том, что делается в индустрии.
Известно, что индустрия коммуникаций не стоит на месте, она с невероятной скоростью развивается, и этот процесс только ускоряется. Поэтому эти новые знания, которые во время фестиваля получают студенты из первых рук лидеров рекламного бизнеса, которых приглашает в качестве спикеров или экспертов на мастер-классах, приносят студентам огромную пользу.
Плюс ещё конкретно для российских студентов, в частности, для студентов вашего вуза, такое объединение — это как тимбилдинг, организация дружеских связей внутри коллектива.
А. И.: Получилось так, что из-за ковида в МосГУ пять лет фестиваль не проводился. Сказываются ли такие перерывы на рекламном творчестве?
В. Е.: Безусловно! Я хочу отметить, что участники фестиваля в МосГУ прошли очень хорошую школу. Они занимали призовые места в конкурсе молодых креаторов на Московском международном фестивале Red Apple. Мне вспоминаются такие имена студентов, как Тимур Алпатов (ныне — известный режиссёр кино), Юрий Полонский (ныне — креативный директор), Арина Авдеева (ныне — креативный директор), Михаил Лоскутов (ныне — старший преподаватель кафедры дизайна), Антон Демаков (ныне — копирайтер) и многие другие. Есть целое «звёздное небо», состоящее из имен победителей «Созвездия Юлы».
Несколько участников студенческого фестиваля из МосГУ участвовали в Каннском фестивале креативности. Более того, они завоевывали золотых, серебряных и бронзовых львов. Но пять лет — это значительный срок. Надо восстановить креативную форму и вернуть былую славу.
А. И.: Все годы Вы возглавляете жюри фестиваля рекламы. Какие впечатления остались от представленных конкурсных работ?
В. Е.: С самого начала, как организовался фестиваль, меня пригласили быть председателем жюри. Для меня это большая честь и очень большое удовольствие. Несмотря на занятость я ни разу не пропустил как минимум процедуру награждения, и в Российской академии рекламы даже есть специальная премия имени Юрия Боксера, которая вручается за лучшую, на взгляд академии, графическую работу. Были интересные находки у первокурсников. Например, работа «Здесь был Twix» Валентины Наумовой. Первокурсница Олеся Мацкевич предложила печатную работу «Ура! Снова в школу!». Она таким образом поделилась эмоциями об учёбе в школе.
А. И.: Ваш опыт позволяет дать современным студентам ценные советы. Что бы Вы посоветовали участникам студенческого фестиваля сегодня?
В. Е.: Каждому участнику фестиваля надо помнить, что реклама состоит из трёх компонентов. Реклама — это, во-первых, маркетинг, во-вторых, это связь со СМИ (распространение новости через средства массовой информации и коммуникации) и, в-третьих, это креатив. А ещё есть один вид рекламы, который по-русски называется «социальная реклама». Здесь, также как вся материя сжимается в чёрную дыру, вся концепция маркетинга, которая обязательна для коммерческой рекламы, тоже сжимается, но только в лозунг. Студенты очень любят делать социальную рекламу, потому что здесь меньше компонентов, которые надо учитывать. Если придумал девиз, то вот тебе уже креатив и маркетинг вместе.
Поэтому фестиваль замечателен и знаменит ещё и тем, какие интересные и креативные решения нам предлагаются в области социальной рекламы.
Там, конечно, представлено много коммерческой рекламы тоже, но прежде всего — социальной. И вот социальная реклама — она очень яркая, запоминающаяся, нестандартная, свежая! У нас настоящий фестиваль, и я люблю погулять между стендами, полюбоваться и посмотреть на работы. Впечатления от работ? После стольких лет мне трудно назвать авторов, а вот общее впечатление очень достойное — высокое и приятное.
А. И.: Владимир Александрович, какие новые номинации появились на фестивале в этом году?
В. Е.: Появилась номинация, связанная с искусственным интеллектом и его использованием в создании рекламы. Надеюсь, что мы увидим интересные работы, созданные с помощью искусственного интеллекта. Это очень мощное перспективное направление. Еще мы запустили специальные подразделы фестиваля для медиаклассов московских школ. То есть целевая аудитория у нас значительно расширилась! Теперь это не только студенты и молодые создатели рекламы, но также и будущее студенты — школьники старших классов, которые учатся в медиаклассах. Понятно, что им сложно конкурировать со взрослыми и теперь для них сделана отдельная специальная номинация, и они довольно активно включились в конкурсную работу. Это для них новый опыт и дополнительные знания. Они, как участники фестиваля, могут посещать все мероприятия, все мастер-классы, которые будут проходить. И для университета это большой плюс — привлечение новых потенциальных талантливых студентов.
А. И.: Что вдохновляет Вас из года в год возглавлять жюри?
В. Е.: Я вообще люблю рекламу как таковую! Реклама — это стиль жизни! Реклама — это как рок-н-ролл или как байкеры! Если вы уже в рекламе, если вы хотите быть успешными и вообще этим заниматься, то вам это должно очень нравится и вы целиком должны быть погружены в неё. Также это ещё и общение с творческой молодёжью, которая приезжает со всего мира! Ведь не надо забывать, что наш фестиваль не чисто вузовский. Это открытый фестиваль для всех вузов, всех студентов, всей молодёжи со всего мира!
И в этот раз, насколько я знаю, организаторы тоже разослали огромное количество всяких приглашений по конкретным институтам в разных странах мира, и я думаю, что мы увидим какие-то работы и оттуда. И это общение очень привлекательно, очень интересно и захватывающе. Я, как правило, всегда, когда приезжаю, делаю свой мастер-класс, с удовольствием знакомлюсь со студентами, с их идеями, и это, конечно же, вдохновляет и окрыляет, дает больше энергии! Причем, это не просто слова! Это так и есть.
И поэтому здесь мой интерес и удовольствие очень эгоистичны. Это связано с тем, что я сам очень много получаю и черпаю вдохновение!
А. И.: Владимир Александрович, я знаю, что Вы сотрудничаете с МосГУ как профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций. С кем Вы работаете?
В. Е.: Да, я преподаю у магистрантов кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций. Очень интересные и перспективные ребята. С ними работать — одно удовольствие. От таких встреч остаются очень позитивные впечатления. Для обсуждения учебных и научных вопросов они находят ценные материалы, кейсы. Мы с ними обсуждаем научные доклады. Для меня встречи с магистрантами МосГУ — праздник.
А. И.: Каким Вы видите будущее фестиваля?
В. Е.: Здесь у меня нет никаких сомнений — я вижу его очень-очень позитивно! Я уверен, что он станет востребованным! Я хорошо знаю руководство факультета, руководство вуза и уверен, что фестиваль возродится и вновь станет визитной карточкой вашего вуза. Надо понимать, что изменилась ситуация — изменился стиль жизни и фестиваля всё-таки не было пять лет. Выросло уже новое поколение, которое просто не знакомо с культурой, эстетикой фестивалей. Но сейчас руководство фестиваля и его организаторы делают всё возможное, чтобы привлечь студентов и возбудить их интерес, потому что объективно в мире интерес к фестивалям не падает. Наоборот, он становится глубже и серьёзнее! Я уверен, что и здесь перспективы позитивные и есть шансы, что студенчество МосГУ подхватит фестиваль и всё станет даже не так как раньше, а ещё интереснее, потому что сейчас новейшие инновационные цифровые возможности дают массу дополнительных новых способов делать рекламный творческий продукт. Мы ещё до конца не понимаем, какой силищи инструмент возникает в руках креативных творцов!
А. И.: Владимир Александрович, от всей души хочу Вас поблагодарить за ответы на вопросы, любовь к рекламе и студенческой молодежи. Я чувствую, сколько творческой энергии в ваших словах, когда Вы говорите о студенческом фестивале рекламы. Пусть у Вас будет своя звезда в «Созвездии Юлы». Спасибо!