Студенты кафедры журналистики МосГУ побывали с экскурсией в высотке на Котельнической набережной
Экскурсовод Инна Крылова, длинный стол и винные тайны: как в сталинской высотке оживала история советского «пития».
17 октября 2025 года в Московском гуманитарном университете в рамках «Недели науки» (Всероссийский фестиваль студенческой науки «Наука 0 +») выступил Николай Владимирович Захаров, доктор философии, кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН.
Его обзорная лекция, обращенная к будущим юристам, специалистам по информатике, массовым коммуникациям и рекламе называлась «Александр Аникст: советский литературовед, шекспировед, исследователь творчества Мильтона, ученый, педагог и воин (к 115-летию со дня рождения)».
Своё выступление он начал с того, что предложил вспомнить Алексея Вадимовича Бартошевича, человека, без которого трудно представить себе историю отечественного шекспироведения последних шестидесяти лет, которого не стало недавно, 8 октября, и которого похоронили в этот день.
«Шекспировский рыцарь в России? — рассуждает Н. В. Захаров. — Может быть, и так, но для нас он в первую очередь вдумчивый, чуткий и всегда отзывчивый коллега. Невозможно было не попасть под его обаяние».
Его выбор Шекспира был отнюдь не случаен и вовсе не факт, что его любимый учитель и наставник Григорий Нерсесович Бояджиев — советский театровед, театральный критик и педагог, доктор искусствоведения, профессор —благословил юного студента на шекспировские штудии, ведь ещё будучи подростком он, повредив себе ногу, читал принесённое мамой невесть откуда добытое дореволюционное издание Шекспира Брокгауза и Ефрона. Возможно, не родство с прославленным Василием Ивановичем Качаловым, а этот факт связал его с Шекспиром на всю жизнь. Да, был и ещё один старший соратник и коллега, с которым его также связал Шекспир. Это, пожалуй, самый известный в постреволюционной России шекспировед А. А. Аникст. Они вместе стояли у истоков Шекспировской комиссии РАН, где Алексей Вадимович проработал более 15 лет сначала учёным секретарём, а потом примерно столько же её председателем».
Лектор рассказал студентам о сложных процессах, происходивших в европейской культуре XVII века, связанных с формированием представлений Джона Мильтона как поэта, памфлетиста, свободолюбца, героя и революционера в трудах известного советского литературоведа и культуролога Александра Александровича Аникста, опубликованных в период с 1930 по 1980 годы: «Его работы создают новую научную парадигму для анализа формирования литературной репутации Мильтона в контексте литературной критики и литературоведения указанного периода. В своих исследованиях А. А. Аникст изучал влияние английского поэта на культурную, философскую и политическую жизнь своего времени, а также на его последователей, науку, театр, систему образования и воспитания, музыку и изобразительные искусства».
Завершая свою лекцию о роли личности автора в судьбе, научной жизни и творчестве исследователя, Н. В. Захаров сказал несколько слов о ещё одном выдающемся учёном, специалисте по истории английской литературе, автору работ по У. Шекспиру, К. Марло, Д. Донну, Д. Мильтону, Д. Китсу и мн. др. Почётном профессоре МГУ, докторе филологических наук Андрее Николаевиче Горбунове. В лекции были представлены издания как его собственные работы, так и подготовленные им сочинений английских авторов.
Студентам была продемонстрирована презентация цифровых шекспировских проектов ИФПИ МосГУ («Русский Шекспир», «Мир Шекспира» и «Современники Шекспира».
Вот некоторые вопросы, которые ставят перед шекспироведением в XXI веке, о которые вызвали живой интерес аудитории, откликнувшейся встречными вопросами студентов и присутствующих преподавателей:
Как предмет исследования учёного может повлиять на его дальнейшую судьбу, на формирование его личности и интеллектуальное самосознание (А. А. Аникст, А. Н. Горбунов, А. В. Бартошевич и др.)?
Актуальна ли категория «катарсиса» в современной философии и искусстве или она является культурологическим атавизмом и должна принадлежать только античности в трактате Аристотеля «Поэтика»
Как сегодня мы можем понять мировоззрение и сознание современников Шекспира, Марло, Джонсона, Мильтона и пр.?
Зачем изучать Шекспира, Мильтона и др. сегодня, что даёт нам понимание их откровений или / и заблуждений?
Почему Мильтон был так важен русским читателям в 18-19 веках и продолжает быть актуальным в XXI веке?
Как заключил Н. В. Захаров, ответы на эти непростые и даже в чем-то «проклятые» вопросы придётся искать именно своевременному поколению молодых, любопытных и не равнодушных людей.
Изучать уроки гениальных предшественников — значит приближаться к пониманию настоящего и предугадывать будущее.
Лекция подготовлена в рамках реализации работ по гранту Российского научного фонд № 25-18-00010 «Русский Мильтон: переводы, исследования, библиография. Создание научно-информационной базы данных».
Экскурсовод Инна Крылова, длинный стол и винные тайны: как в сталинской высотке оживала история советского «пития».
23 января 2026 г. партия гуманитарного груза передана в заботливые руки Натальи Викторовны Утиной, мамы кавалера Ордена Мужества, выпускника нашего Университета, героя Специальной военной операции Никиты Утина.
17 января 2026 г. состоялось заседание традиционного Круглого стола молодых ученых, организованное кафедрой философии, социологии и культурологии совместно с отделом аспирантуры МосГУ.