Новости Московского Гуманитарного Университета

Н. В. Захаров рассказал о Мильтоне и шекспироведах

17 октября 2025  

17 октября 2025 года в Московском гуманитарном университете в рамках «Недели науки» (Всероссийский фестиваль студенческой науки «Наука 0 +») выступил Николай Владимирович Захаров, доктор философии, кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН. 

Его обзорная лекция, обращенная к будущим юристам, специалистам по информатике, массовым коммуникациям и рекламе называлась «Александр Аникст: советский литературовед, шекспировед, исследователь творчества Мильтона, ученый, педагог и воин (к 115-летию со дня рождения)». 

Своё выступление он начал с того, что предложил вспомнить Алексея Вадимовича Бартошевича, человека, без которого трудно представить себе историю отечественного шекспироведения последних шестидесяти лет, которого не стало недавно, 8 октября, и которого похоронили в этот день. 

«Шекспировский рыцарь в России? — рассуждает Н. В. Захаров. — Может быть, и так, но для нас он в первую очередь вдумчивый, чуткий и всегда отзывчивый коллега. Невозможно было не попасть под его обаяние». 

Его выбор Шекспира был отнюдь не случаен и вовсе не факт, что его любимый учитель и наставник Григорий Нерсесович Бояджиев — советский театровед, театральный критик и педагог, доктор искусствоведения, профессор —благословил юного студента на шекспировские штудии, ведь ещё будучи подростком он, повредив себе ногу, читал принесённое мамой невесть откуда добытое дореволюционное издание Шекспира Брокгауза и Ефрона. Возможно, не родство с прославленным Василием Ивановичем Качаловым, а этот факт связал его с Шекспиром на всю жизнь. Да, был и ещё один старший соратник и коллега, с которым его также связал Шекспир. Это, пожалуй, самый известный в постреволюционной России шекспировед А. А. Аникст. Они вместе стояли у истоков Шекспировской комиссии РАН, где Алексей Вадимович проработал более 15 лет сначала учёным секретарём, а потом примерно столько же её председателем». 

Лектор рассказал студентам о сложных процессах, происходивших в европейской культуре XVII века, связанных с формированием представлений Джона Мильтона как поэта, памфлетиста, свободолюбца, героя и революционера в трудах известного советского литературоведа и культуролога Александра Александровича Аникста, опубликованных в период с 1930 по 1980 годы: «Его работы создают новую научную парадигму для анализа формирования литературной репутации Мильтона в контексте литературной критики и литературоведения указанного периода. В своих исследованиях А. А. Аникст изучал влияние английского поэта на культурную, философскую и политическую жизнь своего времени, а также на его последователей, науку, театр, систему образования и воспитания, музыку и изобразительные искусства». 

Завершая свою лекцию о роли личности автора в судьбе, научной жизни и творчестве исследователя, Н. В. Захаров сказал несколько слов о ещё одном выдающемся учёном, специалисте по истории английской литературе, автору работ по У. Шекспиру, К. Марло, Д. Донну, Д. Мильтону, Д. Китсу и мн. др. Почётном профессоре МГУ, докторе филологических наук Андрее Николаевиче Горбунове. В лекции были представлены издания как его собственные работы, так и подготовленные им сочинений английских авторов.
Студентам была продемонстрирована презентация цифровых шекспировских проектов ИФПИ МосГУ («Русский Шекспир», «Мир Шекспира» и «Современники Шекспира».

Вот некоторые вопросы, которые ставят перед шекспироведением в XXI веке, о которые вызвали живой интерес аудитории, откликнувшейся встречными вопросами студентов и присутствующих преподавателей: 

  1. Как предмет исследования учёного может повлиять на его дальнейшую судьбу, на формирование его личности и интеллектуальное самосознание (А. А. Аникст, А. Н. Горбунов, А. В. Бартошевич и др.)?

  2. Актуальна ли категория «катарсиса» в современной философии и искусстве или она является культурологическим атавизмом и должна принадлежать только античности в трактате Аристотеля «Поэтика»

  3. Как сегодня мы можем понять мировоззрение и сознание современников Шекспира, Марло, Джонсона, Мильтона и пр.?

  4. Зачем изучать Шекспира, Мильтона и др. сегодня, что даёт нам понимание их откровений или / и заблуждений?

  5. Почему Мильтон был так важен русским читателям в 18-19 веках и продолжает быть актуальным в XXI веке?

Как заключил Н. В. Захаров, ответы на эти непростые и даже в чем-то «проклятые» вопросы придётся искать именно своевременному поколению молодых, любопытных и не равнодушных людей.
Изучать уроки гениальных предшественников — значит приближаться к пониманию настоящего и предугадывать будущее.

Лекция подготовлена в рамках реализации работ по гранту Российского научного фонд № 25-18-00010 «Русский Мильтон: переводы, исследования, библиография. Создание научно-информационной базы данных».



Другие новости
Все новости
МосГУ присоединился к круглому столу от АНО ДПО «Образовательный центр ГАРАНТ»
08.12.2025  

МосГУ присоединился к круглому столу от АНО ДПО «Образовательный центр ГАРАНТ»

Профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Московского гуманитарного университета А.С. Корсунова приняла участие в круглом столе.

Толерантность и культурное разнообразие: взгляд студентов МосГУ на межкультурный диалог
08.12.2025  

Толерантность и культурное разнообразие: взгляд студентов МосГУ на межкультурный диалог

5 декабря 2025 г. был организован круглый стол на тему «Картины мира в сознании культур». Главной целью мероприятия было формирование культуры толерантности к представителям других культур, их мировоззрению, традициям, обычаям и верованиям.

Студент МосГУ представил мини-лекцию на испанском языке о развитии BMW
05.12.2025  

Студент МосГУ представил мини-лекцию на испанском языке о развитии BMW

Студент выступил в рамках фестиваля «Язык и культура» с мини-лекцией на испанском языке. Рассказ был подготовлен с мультимедийным сопровождением и посвящен истории становления и развития автомобильного гиганта BMW.