В Московском гуманитарном университете кафедрой общей, социальной психологии и истории психологии 30 июня 2022 года проведён Всероссийский симпозиум с международным участием «Преподавание истории психологии: опыт, проблемы, перспективы», посвященный 75-летию доктора психологических наук, профессора Веры Александровны Кольцовой.
Участников приветствовала доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, проректор по научной, воспитательной и международной деятельности МосГУ Анна Владимировна Костина, которая подчеркнула актуальность обсуждаемой темы в контексте использования профессиональных дисциплин в формировании исторического мышления обучающихся и отметила важную роль университета и кафедры в разработке проблем отечественной истории психологии.
Открыл симпозиум академик РАН и РАО, профессор, научный руководитель Института психологии РАН и факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства МосГУ Анатолий Лактионович Журавлёв. Он обосновал ключевую роль знаний по истории отечественной психологии для качественной теоретической и практической подготовки психолога, их значение в определении выпускником профессиональной траектории и формирования гражданской позиции.
В докладах и дискуссии участников симпозиума, среди которых были ведущие российские историки психологии и коллеги из Болгарии и Сербии, обсуждались вопросы, связанные с обобщением опыта преподавания истории психологии в Московском государственном университете (д.п.н., профессор А. Н. Ждан) и зарубежных вузах (к.п.н. М. Няголова, Велико-Тырново, Болгария), особенности реализации спецкурса по истории прикладной психологии (д.п.н., профессор О. Г. Носкова, Москва) и место курса по истории психологии в обучении аспиранта (д.п.н., профессор О. А. Артемьева, Иркутск), соответствие специфики истории психологии как учебной дисциплины требованиям времени (д.п.н., профессор О. В. Клыпа, Петрозаводск) и методическое обеспечение дисциплины «История психологии» (к.п.н., И. С. Алексеенко, Москва), проблемы историографии истории советской психологии с точки зрения преподавателя (к.п.н., доцент С. А. Богданчиков, Москва) и работа с архивными материалами как форма самостоятельной работы студентов по курсу «История психологии» (к.п.н., А. А. Костригин, Москва). Участники симпозиума поделились творческими находками в привлечении внимания студентов к изучению истории отечественной психологии (к.п.н., доцент Н. Ю. Стоюхина, Нижний Новгород), рассказали о реализованных проектах привлечения молодых учёных к историко-психологическим разработкам: возможности историко-психологического клуба при обучении в вузе (д.п.н., профессор О. А. Артемьева, Иркутск), научно-практический проект «Психологи и психология в годы войны» как мотивирующая форма привлечения молодёжи к изучению истории психологии (к.п.н., И. Н. Елисеева, Москва), научный туризм как форма популяризации истории психологии в образовательной среде (к.п.н., доцент Э. В. Тихонова, Арзамас).
В рамках мемориальной сессии симпозиума коллеги и ученики известного историка психологии доктора психологических наук, профессора, лауреата премии им. С. Л. Рубинштейна РАН Веры Александровны Кольцовой (1947–2018) поделились воспоминаниями о ней как учёном, человеке и преподавателе. В. А. Кольцова более 20-лет преподавала историю психологии в Московском гуманитарном университете.
В завершении симпозиума его участники (более 30 человек) выразили благодарность руководству университета за хорошую организацию мероприятия, которое проходило в смешанном, очно-дистанционном формате, и возможность обсудить актуальную проблему повышения качества подготовки молодых российских психологов.
Ю. Н. Олейник