6–7 февраля 2019 года в Москве проходил II форум Российского профессорского собрания на тему «Наука. Образование. Регионы».
В общероссийском форуме приняли участие преподаватели и руководители отечественных вузов, эксперты в области образовательной политики, чиновники профильных министерств и ведомств. Основной задачей общественной организации является создание условий для прямого диалога между представителями университетов и государственных структур.
На форуме обсуждались три основные проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы в настоящее время:
1. Трудоустройство выпускников
По статистике лишь 70 % выпускников университетов в России официально трудоустраиваются по специальности, а это значит, что система определения квот для приема абитуриентов нуждается в доработке.
2. Вызовы эпохи цифровых технологий
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке О. Н. Смолин в своем выступлении на форуме отметил, что финансирование образования и науки по-прежнему недостаточно для создания необходимых условий для преодоления экономического и технологического отставания России от развитых стран. Частично решить проблему нехватки финансирования могли бы массовые открытые онлайн-курсы, созданные ведущими преподавателями и учёными. Однако до сих пор Рособрнадзор не предоставил всех необходимых документов, чтобы вузы получили возможность полноценно работать над созданием МООКов.
3. Постоянные проверки университетов надзорными органами
На форуме многие представители университетского сообщества отмечали чрезмерное количество проверок со стороны государственных структур, а также большое число отчётов, которые вузы вынуждены ежегодно готовить. Такое положение дел приводит к тому, что у большинства преподавателей и сотрудников университета просто не остаётся времени и сил на полноценную работу со студентами и повышение собственной квалификации.
По словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Н. А. Наумовой, планируется, что количество проверок будет сокращаться. Также разрабатываются механизмы независимой экспертизы качества образования в высшей школе.
По итогам профессорского форума была принята резолюция, которая должна способствовать созданию необходимой законодательной базы для повышения качества высшего образования в стране.