— Как получилось, что Вы учились рекламе, а стали известным режиссёром кино? В чем первопричина этого?
— Моё детство прошло в Таджикистане, где я жил с родителями. Мама окончила МГУ и работала искусствоведом, папа был художником. И я хотел стать художником. После школы поступил в Республиканское художественное училище им. М. Олимова в Душанбе. Учился живописи у замечательного преподавателя, художника Акмала Миршакара.
Режиссурой я «заболел» еще в 1993 году во время учёбы в училище. Всегда очень любил музыку, много чего собирал, записывал, переписывал. Дома была почти студия звукозаписи, но я не зарабатывал на этом денег — просто писал в свое удовольствие друзьям, соседям.
Потом я увлекся фотографией, и мы с группой товарищей переснимали любимые клипы на фото. Сейчас это звучит смешно, а тогда было очень интересно. Вот так через живопись, музыку и фото я пришел к съёмкам. И уже на четвертом курсе художественного училища понял, что хочу быть режиссёром.
После художественного училища я попробовал поступить на отделение компьютерной графики ВГИКа, но из-за субъективной оценки моей художественной работы провалился. Был очень сильно расстроен, не знал, что делать дальше, но судьба была благосклонна ко мне: я поступил в Высшую школу рекламы при МосГУ.
Вместе со мной на факультете училось очень много интересных, талантливых, творческих людей. Мы все сдружились, постоянно что-то снимали. Руководство факультета, за что им большое спасибо, позволяло делать всё, что хотим — у нас всегда был доступ в монтажную, я научился владеть камерой, изучил монтажные программы, научился в них монтировать свой материал.
А когда понял, что хочу учиться режиссёрскому ремеслу дальше — поступил на Высшие курсы режиссёров и сценаристов в мастерскую к Владимиру Ивановичу Хотиненко на отделение «Режиссура игрового кино».
Вот так я пришёл в кино.
— Мне интересен Ваш фильм «Глухарь». Как получилось, что Вам предложили стать режиссёром этого фильма?
— Первый вариант сценария «Глухаря» представлял собой маленькую зарисовку, написанную сценаристом Ильей Куликовым для 20-минутной короткометражки. Продюсеров «НТВ» «пилот» заинтересовал, и в результате он разросся до большого количества серий.
Прототипы главных героев — друзья сценариста Куликова. С них списаны характеры персонажей. Причем Денис Антошин (актёр Денис Рожков) — герой «комплексный», собранный из двух реальных сотрудников ГИБДД, и похож на них даже внешне. Сергей Глухарев (актёр Максим Аверин) чуть старше своего прототипа по возрасту и обладает более мощной фактурой. Забавно, когда настоящему следователю показали черновую серию «Глухаря», он признался: «Никогда не думал, что это покажут в кино». И добавил, что на работе все равно не признается, что герой сериала списан именно с него.
Я очень ценю, что именно мне предложили стать режиссёром этого фильма. Это большое везение и большой опыт. Надо отметить, что над этим фильмом работала и режиссёр Гузэль Киреева.
— Прошедшим летом на фестивале в Иваново Вы получили приз в номинации «Лучший режиссёр пилота сериала». Кто из актёров сыграл в этом фильме главные роли?
— Совсем недавно, 21 июня 2024 года «Первый канал» на фестивале «Пилот» в Иваново представил новую версию сериала «Противостояние» по одноименному роману Юлиана Семёнова. Главные роли сыграли известные актёры Владимир Вдовиченков и Алексей Гуськов. Зрители «Первого канала» увидят «Противостояние» в новом телесезоне. Мне казалось, что роль полковника Владислава Костенко мог сыграть только Владимир Вдовиченков. Мы так решили и так сделали.
Вторая главная роль «досталась» Алексею Геннадьевичу Гуськову. У него получилась очень интересная работа, потому что он сделал такого человека-хамелеона, очень интересно вживался в этот образ. Мы вместе с ним его обсуждали. Иногда на съёмочной площадке он настолько в него входил, что я к нему не подходил, просто не трогал его, потому что я видел не Гуськова, а персонажа Кротова.
«Противостояние» — знаменитый советский остросюжетный детектив из цикла произведений, главный герой которых — полковник милиции Владислав Костенко («Петровка, 38» и «Огарева, 6»). В основе сюжета «Противостояния» — реальные события.
— Как Вы подбираете актёров для своих фильмов? В Вашем фильме «Золотая Орда» использовалось много сцен с лошадьми? Они для Вас актёры?
— Кастинг для фильма «Золотая Орда» длился больше пяти месяцев. Какие-то идеи по актёрам пришли при первом чтении сценария, я сразу же представил Юлию Пересильд, Сергея Пускепалиса, Артёма Алексеева, Ларису Домаскину. Сложнее и дольше всего искали актёров на ордынскую часть. В Орде было много национальностей, что позволило нам более свободно подходить к выбору. Искали в Казахстане, Татарстане, Башкирии, Калмыкии, Таджикистане, Узбекистане. До последнего не могли утвердить артиста на роль Хана Берке, которого в итоге сыграл Рамиль Сабинов. Кастинговали даже в Китае и Японии. Так, я посмотрел пробы порядка 25 японцев. Фактурно это было интересно, но потом мы решили отказаться от этой идеи из-за разницы менталитетов, языков — ведь пришлось бы все переозвучивать.
В фильме много конных сцен, и так плотно с конями я работал впервые. Оказалось, что это очень пугливые животные: боятся хлопушки, фильтров для света, камеру. Поэтому у нас была разработана целая система для их съёмок. А еще я не знал о сложных взаимоотношениях коней и верблюдов. Мы снимали караван монголов, которые возвращаются к хану. Для красоты кадра я решил поставить в него двух верблюдов. И на площадке с удивлением выяснил, что, оказывается, лошади так боятся верблюдов, что разбегаются в разные стороны! Поэтому верблюдов мы «спрятали», поставив в конце каравана, подальше от лошадиных взглядов. И все же один конь, запряженный в телегу, увидел верблюда, растолкал телегу и понесся на людей — еле остановили.
— С какими трудностями вы сталкивались на съёмках фильмов и как преодолеваете трудности в своей работе с актёрами?
— Мой принцип в работе очень прост — нужно быть честным по отношению к себе и к людям, с которыми ты сотрудничаешь. Человек, работающий в кино, должен быть увлечён своей профессией и быть предан ей.
Я исхожу из того, что актёрам необходимо внимание, даже самым известным. С ними нужно общаться, разговаривать, искать подход.
Мне по большей части не попадались капризные актёры, Бог миловал. Все-таки я окружаю себя людьми, которые меня понимают, я чувствую их энергию, они чувствуют мою.
Я хочу вернуться к своей альма-матер. Всегда с большой теплотой вспоминаю годы учёбы в МосГУ. В эти дни мой университет отмечает 80-летие со дня основания. Поздравляю с этим замечательным юбилеем весь коллектив: студентов, сотрудников и преподавателей. Хочу пожелать всем свежего ветра в паруса и удачи! С юбилеем, МосГУ!
Интервью провела Екатерина Королева, студентка МосГУ, 1-й курс, направление «Журналистика».