Институт фундаментальных и прикладных исследований МосГУ
при участии Учебно-методического управления под руководством доктора социологических наук, профессора А. И. Ковалевой выполнил социологическое исследование «Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов».
Данное исследование продолжает проводимые с середины 1990-х годов мониторинги студенчества в рамках развития позиций научной школы социологии молодёжи МосГУ (руководители И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, до 2020 года — Вал. А. Луков) и направлено на комплексное изучение качества учебно-воспитательного процесса в Московском гуманитарном университете. Мониторинг осуществляется в режиме ежегодного анкетного опроса студентов и основывается на признании для вуза, его руководства, преподавателей, сотрудников особой значимости оценок, которые дают учебно-воспитательному процессу, организации всей повседневной жизни университета студенты — непосредственные потребители образовательных услуг и участники учебно-воспитательного процесса. Удовлетворенность или неудовлетворенность студентами вузом в целом и различными сторонами его деятельности, активность или неактивность в освоении знаний, понимание или непонимание решаемых университетом задач во многом определяют эффективность работы университета и нуждаются в постоянном изучении как с целью их учета в текущей деятельности и стратегическом планировании, так и для обобщений относительно активной роли студенчества в образовательном пространстве.
Полевое исследование, обработка, обобщение и представление данных были осуществлены Г. С. Салистой. Результаты представлены методами описательной статистики, многомерными методами аналитической статистики и неформального содержательного анализа статистического материала. Анализ данных, отчет по итогам исследования подготовлены А. И. Ковалевой и Н. А. Селиверстовой. В организации полевого исследования приняли участие руководители учебных подразделений МосГУ (Г. С. Амрахова, Ю. Н. Олейник, Ю. Н. Царегородцев, А. В. Армашова и др.), преподаватели кафедры философии, социологии и культурологии и других кафедр, а также аспиранты и студенты, обучающиеся по направлению «Социология» (в рамках практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).
Исследование показало, что в оценках студентов МосГУ преобладает высокий уровень удовлетворенности условиями обучения в вузе. Сохраняется достигнутое на протяжении последних лет состояние, когда основная масса опрошенных студентов (в 2020 году — 79,2 %; в 2019 году — 88,9% от их числа) дают университету высокие оценки, из чего следует их идентификация со своим вузом. Это стабильный результат, несмотря на форс-мажорные обстоятельства и вынужденный резкий переход на дистанционное обучение в связи пандемией коронавируса.
На этапе мониторинга 2020 года зафиксирована тенденция увеличения доли пользователей портала «Электронное образование в МосГУ», что также, скорее всего, обусловлено переходом на дистанционное обучение. Так, половина опрошенных студентов (49,7 %) используют электронные курсы в течение семестра при изучении дисциплины (в 2018 году — 33,4 %), 39,2 % используют электронные курсы при подготовке к зачёту или экзамену (в 2018 году — 29,4 %). Уменьшилась доля тех, кто не пользуется данным ресурсом (28,4 %, в 2018 году — 39,0 %). Остаются студенты, которые не знают о существовании портала. Среди респондентов в 2020 году таких было 3,1 % (в 2018 году — 5,9 %).
В целом полученные результаты следует трактовать как признак устойчивого позитивного отношения к МосГУ большинства студентов, которое складывается как интегральный показатель, включающий различные аспекты деятельности университета. Если сравнивать ощущение комфорта студентов разных уровней образования, то студенты магистратуры ощущают себя более комфортно (с учетом всех оценок), нежели студенты бакалавриата.
Обучение в МосГУ у основной части студентов закладывает жизненные планы, ориентированные на работу по профилю получаемого образования. В оценках студентами своих перспектив на рынке труда преобладает уверенность в профессиональном успехе, связанном с полученным в МосГУ профессиональным образованием. Так, по данным 2020 года, 60,4 % опрошенных студентов наиболее привлекательной для себя считают работу по профилю получаемого образования. На бизнес-карьеру ориентированы 40,3 % респондентов, на получение более высокого уровня образования — 38,1 %.
Среди студентов магистратуры — четверть имеют постоянную занятость по выбранной специальности, среди студентов бакалавриата таких — 7,6 %. Что касается временных подработок, их имеют 17,3 % (в 2019 году таких студентов было 22,9 %, в 2018 году — 25,9 %), и различий по уровням образования нет. Таким образом, в 2020 году не работали, а только учились 46,8% (в 2019 году — 37,2 %, в 2018 году — 43,0 %).
В 2020 году несколько возросла доля тех, кто выделяет «сложности в отношениях с преподавателями» — 27,6% (в 2019 году — 21,3 %, в 2018 году — 22,1 %). Пятая часть опрошенных студентов, как и в исследованиях 2018–2019 годов, относит к факторам, мешающим успешной учёбе, «пропуски занятий».
Предыдущие этапы мониторинга позволили увидеть критическое отношение студентов к самим себе, их стремление найти образцы для подражания и стать лучше. Это важный резерв учебно-воспитательной работы.