Цифровизация — один из приоритетов России. От цифровой экономики она пошла дальше и охватывает сегодня все сферы жизни человека в нашем обществе. Достоинства применения цифровых технологий так велики, что не заметить их нельзя, будущее неразрывно связывается с ними. Это определяет планы развития промышленных организаций, требования к системе образования, программы, принимаемые правительством. Но как к этим радужным перспективам относятся жители российской столицы и российских регионов, где цифровые технологии уже стали делом довольно привычным?
В конце 2019 года Институт фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета провел анкетный опрос россиян в 12 городах Российской Федерации (кроме Москвы, это Белгород, Благовещенск, Екатеринбург, Иркутск, Кызыл, Магадан, Новокузнецк, Рязань, Санкт-Петербург, Симферополь, Ульяновск). Опросы были проведены прежде всего среди студентов вузов и старшеклассников средних учебных заведений (колледжи, школы), где сосредоточена молодёжь, пользующаяся многообразным набором цифровых технологий: ведь устойчивым стало мнение, что в группах учащейся молодёжи, включенной с юных лет в цифровые технологии, будет выявлено безусловно положительное отношение ко всему процессу цифровизации, а значит, ценностные ориентации молодёжи окажутся в разрыве со старшими возрастными группами, которые будут противостоять цифровизации. Чтобы убедиться в этом — или усомниться в обоснованности такого мнения — в тех же городах были опрошены представители и других возрастных групп, в том числе и той, что объединяет жителей старше 60 лет. Общее число опрошенных составило 1206 человек.
Исследование показало, что в младших возрастных группах, действительно, доля позитивно относящихся к цифровизации больше, чем в старших возрастных группах: соотношение первых (тех, кому нет 20 лет) и вторых (тех, кому за 60) — 3,6 раза. Но в остальном устоявшееся у организаторов цифровизации России мнение не подтвердилось. И об этой парадоксальной ситуации свидетельствуют результаты опроса.
В самом деле, даже в группе тех, кто моложе 20 лет, считают, что люди быстро привыкнут к цифровым деньгам, «умному дому», «умному городу», страна будет жить лучше, 36,3 % опрошенных. Но ведь это чуть больше трети этой возрастной группы, на которую возлагаются все надежды! А столько же (36,6 %) считают, что цифровизация не поможет спастись от природных стихий, войн и их последствий, на её могущество рассчитывать нельзя.
В столице и больших городах позитивное отношение к применению цифровым технологий проявляется чаще, чем в малых городах, но и в них положительное отношение к цифровизации не является всеобщим и ожидаемым в перспективе и охватывает лишь около одной трети опрошенных, при этом с 36–40 лет позитивное отношение падает (у тех, кому больше 61 года, оно составляет 10 %).
Довольно критично смотрят россияне на такое преподносимое СМИ «благо», как повсеместное распространение цифрового телевидения. Четверть самых молодых их опрошенных (24,1 %) считают, что ставшие доступными программы ТВ больше всего нацелены на сенсации, рекламу дорогих покупок, развлечения, прославление насилия, а люди живут другими заботами и радостями. А почти половина (42,1 %) этой возрастной группы считают, что это выгодно владельцам телеканалов, в жизни обычных людей ничего не изменится. На этом фоне даже показатели старших возрастных групп ниже (около 30 %).
Примерно то же соотношение возрастных групп при оценке перспектив автомобилей-беспилотников: 40,2 % самых молодых выбирают ответ «у нас такие дороги, что и обычные машины не проедут» (36,7 % самых старших).
А уж идея заменить учителя в школе, преподавателя в вузе искусственным интеллектом совсем для россиян неприемлема — и для тех, кто в возрасте до 25 лет (для них получение образования актуально), и для тех, кто постарше. Свое «нет» такой перспективе говорят 83,8 % опрошенных и еще 11,2 % не знают, правильна ли такая замена. К такой замене не готовы никакие группы российского населения. Между тем, стали почти привычными предложения заменить живых преподавателей видеоматериалами лекций «лучших специалистов», хоть наших, хоть иностранных.
В общем, опрос показывает, что в российском обществе нет единого понимания и позитивного отношения к цифровизации. Это обстоятельство нельзя игнорировать, видя ее очевидные достоинства.
Более подробно ознакомиться с результатами исследования можно, пройдя по ссылке ниже.
Луков В. А., Луков С. В. Отношение к цифровизации в российском обществе: Итоговые таблицы эмпирического исследования, проведенного в октябре — ноябре 2019 года Центром социологии молодежи и Центром социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2020. — 36 с. Режим доступа: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/18