27-28 августа 2018 г. в Московском гуманитарном университете состоялся Международный симпозиум по языковому образованию, полиглотии и геолингвистике. Организаторами события выступили Московский гуманитарный университет, Американское общество геолингвистики и Международная ассоциация «Amici Linguarum» («Друзья языков»). В симпозиуме приняли участие ученые из России, Японии, Польши и Ирландии.
В центре внимания симпозиума находились вопросы языкового образования в свете феномена полиглотии (владения множеством языков в результате их осознанного изучения) и в контексте геолингвистики (изучения языков в динамике и взаимодействии с различными социальными процессами современности применительно к определенной географической «точке» или в планетарном масштабе). В частности на симпозиуме обсуждались следующие темы:
- полиглотия как лингвистический, психологический и культурный феномен;
- проблемы языкового образования и их возможные решения;
- освоение/преподавание языков в свете мировых тенденций;
- способы применения многоязычных знаний;
- сопоставительные исследования языков и их педагогическое использование.
Симпозиум завершился принятием следующего меморандума (в оригинале на английском языке):
«Симпозиум признает, что:
- качество общего образования в сфере иностранных языков по большей части является неудовлетворительным, учитывая соотношение между затрачиваемыми ресурсами и достигаемыми результатами;
- полиглотия (как изучение сознательно достигнутых многоязычных знаний) является перспективной областью исследований, данные которой необходимо интегрировать в существующие системы образования;
- геолингвистическая перспектива в изучении и представлении языковых фактов (т.е. рассмотрение их в динамической связи с различными социальными тенденциями и применительно к определенным пространственно-временным рамкам) является актуальной и может быть полезной для улучшения мотивации учащихся.
Для улучшения образования в сфере иностранных языков симпозиум рекомендует:
- разработать и внедрить в учебные программы по иностранным языкам пропедевтические курсы по методике овладения языком;
- использовать больше аудио- и видеоматериалов во время учебных занятий, а также поощрять экстенсивное чтение литературы по выбору учащихся и восприятие информации по интересующим их темам через посредство целевого языка;
- чтобы преподаватели уделяли больше внимания подчеркиванию преимуществ обучения иностранным языкам для учащихся, а также мотивации, личным целям/потребностям и другим психологическим факторам со стороны учащихся, особенно их негативным стереотипам;
- проводить больше исследований относительно возможного использования плановых языков для способствования последующему изучению языков;
- использовать предыдущие исследования в сфере усвоения языка в качестве основы».
Подробнее о симпозиуме читайте в статьях
http://iling-ran.ru/library/voprosy/37/VPL-3-2018-4-176-178.pdf (рус. версия)
https://sites.google.com/view/geolinguistics-information/amici-linguarum-moscow (eng. version)