Абитуриенту Контакты Сведения об образовательной организации Мобильная версия

НОВОСТИ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

19 июня 2018
Вышел в свет 1-й том новой научной монографии Вал. А. Лукова «Тезаурусная социология»

Луков, В. А. Тезаурусная социология : в 4 т. ; монография / Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2018. — Т. 1. 608 с. ISBN 978-5-907017-45-0 (Т. 1)


В издательстве Московского гуманитарного университета издан первый том новой научной монографии директора Центра социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ доктора философских наук, профессора Вал. А. Лукова «Тезаурусная социология».


Монография содержит концепцию субъектно-ориентированной социологии в аспекте тезаурусного подхода к социальной реальности и раскрывает важнейшие стороны тезаурусной социологии в ее теоретико-методологическом ключе и в прикладных исследованиях, прежде всего применительно к социологии молодежи, молодежного и детского движения, молодежной политики, что составляет ядро научной школы Московского гуманитарного университета. Многотомная монография представляет собой одновременно собрание сочинений Вал. А. Лукова, написанных в 1990-е годы и вплоть до наших дней, но отобранных из более 1300 публикаций для данной цели, сокращенных, представленных во фрагментах и расположенных в логике разрабатываемой тематики.

Для социологов, изучающих современное общество, исследователей молодежи, молодежного движения, молодежной политики, аспирантов, студентов.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Суть замысла. Социология: этапы становления и развития. Становление социологии как науки. Ведущие направления в современной социологии. Социология в России. Тезаурусная социология как конструкция из избранных трудов

Глава 1. Суть тезаурусов и методология тезаурусного подхода в социологии

§ 1. Тезаурус в гуманитарных науках

Тезаурус — сокровище. Лингвистическая трактовка тезауруса. Трактовка тезауруса в информатике. Трактовка тезауруса в науках о культуре и обществе

 § 2. Общая теория тезаурусов

Сущность тезауруса. Определение тезауруса. Тезаурус как ориентационный комплекс. Тезаурус как сверхориентационный комплекс. Тезаурус как источник и результат социокультурной субъектности. Факторы конструирования тезаурусов: постановка вопроса. Гендерный фактор. Возрастной фактор. Статусно-ролевой фактор. Культурный фактор. Фактор образования. Фактор образа и стиля жизни. Элементы тезауруса. Специфика знания как тезауруса. Концепты. Кейс-стади: «экология культуры» как концепт. Константы. Вечные образы. Крылатые слова. Ценности и ценностные ориентации. Идеал как образ должного. Первоэлементы тезауруса: свой — чужой — чуждый. Структура тезауруса. Тезаурусные конструкции. Иерархический строй тезаурусных конструкций. Сетевой строй тезаурусных конструкций. Тезаурусные генерализации. Структурирующая роль Происходящего. Тезаурусные мембраны. Свойства тезауруса. Целостность versus мозаичность. Устойчивость versus изменчивость. Расширяемость versus сжимаемость. Фрактальность versus событийность. Принцип тезаурусного расширения индивидуального межкультурного пространства. Полевой и сферный подходы в гуманитарных науках

 § 3. Методология тезаурусного исследования

Тезаурусный подход в кругу современных методологических идей. Идея методологического баланса: возможности и границы теоретико-методологических сращений. Идея функциональных систем и взаимосодействия их компонентов. Идея человейника. Идея социального конструирования реальности. Идея габитуса. Идея фрейма. Идея структурации и социальных практик. Идея чужака. Идея ноосферы. Процессы тезаурусной саморегуляции. Поддержание своего.

Отдаление чужого. Исключение чуждого. Выявление картины мира как ядра и референта тезауруса. Культурная картина мира. Основы тезаурусного анализа культурной картины мира. Субъектная организация гуманитарного знания как источник и фундамент понимания. Знание-понимание-умение — формула Ильинского. Взаимосодействие знания, понимания и умения. Императив субъектности знания-понимания-умения. Триангуляция. Тезаурусный щелчок— старт понимания. Понимание и тезаурусное мерцание смыслов. Триадный строй знания vs диадный строй понимания. Квазипонимание предшествует знанию. Тезаурусный катарсис — ощущаемый итог понимания

§ 4. Владимир Андреевич Луков и становление тезаурусной методологии гуманитарных исследований

Биографическое введение. Суть тезаурусной теории и методологии в версии Вл. А. Лукова. Истоки тезаурусной методологии в версии В л. А. Лукова

 Глава 2. Социальная субъектность в переходных обществах

§ 1. Субъектность как атрибут гуманитарного знания

Аксиологический императив. Наука как сообщество ученых. Суть социальной субъектности. Социальная субъектность и самореализация личности (молодежный аспект). Социокультурные поколения. Межпоколенческие социокультурные различия. Компьютеризация школы — начальный этап вхождения России в информационное общество. Социокультурные последствия компьютеризации

 § 2. Признаки социальной субъектности

Патриотические ценностные ориентации. Инновационность. Политическое участие. Политизация молодежи. Будущие политики. Студенты на баррикадах? Правовая культура. Ценности — основа правовых культур. Типология правовых культур. Правовая культура и обычай. Правовая культура и правосознание. Правосознание и здравый смысл. Синдром Бивиса и Батхеда

 § 3. Социальные процессы в переходных обществах

Феномен социальных потрясений. Межнациональные конфликты. Миграция. Беженцы. Вынужденные переселенцы. Сексуальная революция. Политическая мифология. Вождизм. Интеллектуализация нации. Крах мультикультурализма. Социальные законы. Социальное развитие. Резонанс переходностей

 § 4. Видимые проявления социальной субъектности

Любовь. Дружба. Субкультурные проявления. Влияние криминальных субкультур. Футбольные болельщики. Диггеры. Экологисты. Байкеры versus мотоциклисты. Рейверы. Хип-хоп культура. Толкинисты. Знаки и символы. Сленг. Молодежная мода. Музыка. Танцы. Автомобили-олдтаймеры: типология их владельцев. Мобильные телефоны: их стратификационная роль как видимых признаков социальных общностей

 § 5. Социальная субъектность как референт современного общества

Современное общество: эскиз тезаурусной концепции. Определения современного общества. Информационное общество. Приоритет информации и коммуникации. Человек в сетевом пространстве. Виртуальность в Происходящем. Субъективное исчезновение пространства и времени. Инновационность versus архаизация. Новые условия социализации. Глобализация социальных процессов. Информационный аспект глобализации. Ориентация на информационное общество в концепциях информационной политики России. Признаки общественных изменений. Кидалты. Новые поколения. Молодеющее общество

Другие новости
25.11.2021
Состоялось пленарное заседание XVII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Ответы на глобальные вызовы»
25 ноября 2021 года в Московском гуманитарном университете начала работу XVII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века. Ответы на глобальные вызовы». Пленарное заседание открыл председатель оргкомитета конференции — ректор МосГУ профессор Игорь Михайлович Ильинский.
22.11.2021
Большой этнографический диктант 2021 года
«Народов много — страна одна!» — под таким лозунгом уже в шестой раз состоялась Международная акция «Большой этнографический диктант», в которой студенты и сотрудники Московского гуманитарного университета приняли участие. Большой этнографический диктант — это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет оценить уровень этнокультурной грамотности.
19.11.2021
Поздравляем с Днём преподавателя высшей школы!
19 ноября учреждён профессиональный праздник — День преподавателя высшей школы. В этом году этот праздник отмечается впервые. Уважаемые преподаватели Московского гуманитарного университета, поздравляем вас с профессиональным праздником и благодарим за каждодневный подвиг, чуткое сердце и горячую заботу о самом ценном — наших студентах!
19.11.2021
Всероссийский экологический диктант 2021
Всероссийский экодиктант 2021 пройдёт с 14 по 21 ноября 2021 года и будет приурочен ко Всемирному дню вторичной переработки отходов (рециклинга). Успейте проверить знания в областях охраны окружающей среды!