19-20 ноября в Московском гуманитарном университете прошла VI Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века».
Как и предыдущие пять конференций, ее организовал Московский гуманитарный университет при участии и поддержке Комитета Государственной Думы по образованию, Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке, Департамента образования города Москвы, Института философии, Института психологии, Института социологии и других ведущих институтов РАН в области гуманитарных и социальных наук, Российской академии образования, Национального союза негосударственных вузов, Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Международной академии наук (IAS). Конференция получила финансовую поддержку от Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-06-14159г).
В конференциях по теме «Высшее образование для XXI века» закрепилась линия организаторов на согласование позиций в научном и образовательном сообществе относительно стратегии высшего образования в условиях новых глобальных возможностей и рисков. За прошедшие годы конференция стала признанным форумом, где государственные деятели, видные ученые, организаторы науки и высшего образования ведут дискуссию о судьбах высшей школы. Общее число участников шести проведенных конференций превысило 2500 человек.
Шестую конференцию открыл председатель Оргкомитета И. М. Ильинский, ректор Московского гуманитарного университета, Президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Президент Национального союза негосударственных вузов, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, Российской академии словесности. Он обратил внимание на болевые точки российской высшей школы в условиях существенных перемен в мире и в России. В своем вступительном слове ректор Московского гуманитарного университета И. М. Ильинский сказал: «Качество человеческой деятельности зависит от качества человеческого материала, участвующего в ней. Задачи, в том числе образовательные, в современном мире постоянно усложняются, а качество – снижается. На нашей конференции мы предполагаем обсудить проблемы реформирования российского образования с учётом этих тенденций».
Анализ нынешней ситуации и перспектив развития высшего образования продолжили в своих докладах на пленарном заседании видные российские ученые и организаторы науки и образования – ректор Российского государственного торгово-экономического университета, доктор юридических наук, профессор С. Н. Бабурин (доклад «Кризис в стране – кризис в образовании»), президент Современной гуманитарной академии, вице-президент Национального союза негосударственных вузов, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии, вице-президент РАЕН, член экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ М. П. Карпенко, (доклад «Развитие отрасли высшего профессионального образования в России»), ректор Московского нового юридического института, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, академик Академии социальных наук А. М. Яковлев (доклад «Преподавание юриспруденции как фактор развития личности»), заведующий кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заслуженный деятель науки РФ, советник Председателя Конституционного Суда РФ, президент Ассоциации юридических вузов России, доктор юридических наук, профессор М. Н. Марченко (доклад «Высшее юридическое образование в России: состояние, проблемы и перспективы развития»).
От имени зарубежных участников конференции на пленарном заседании доклад «Проблемы реформирования высшего образования в Украине» представили заведующая сектором проблем государственно-правовой конфликтологии Научно-исследовательского института государственного строительства и местного самоуправления Академии правовых наук Украины, профессор кафедры социологии и политологии Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого (г. Харьков, Украина), доктор социологических наук, профессор Л. Н. Герасина и заведующая кафедрой права Национального технического университета (г. Харьков, Украина), кандидат философских наук Л. В. Перевалова.
В ходе Пленарного заседания также выступили директор Института психологии Российской академии наук, член-корреспондент российской академии наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор А. Л. Журавлев (доклад «Социально-психологические факторы обмена знаниями в организации»), директор Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заведующий отделом Азии и Африки ИНИОН РАН, заместитель главного редактора журнала «Востоковедение и африканистика (зарубежная литература)», руководитель Центра методологии и информации Института динамического консерватизма, член Русского интеллектуального клуба, экспертного совета «Политического журнала» А. И. Фурсов (доклад «Гуманитарное знание как средство психоисторической войны»), заведующий сектором Института философии РАН, директор Клиники глубинной психологии, доктор философских и филологических наук, профессор, академик РАЕН П. С. Гуревич (доклад «Место высшего образования в многополярном мире»), главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, академик Международной академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор К. К. Колин (доклад «Развитие информационного общества и проблемы образования»)и др.
Согласно программе конференции прошли четыре круглых стола по темам «Негосударственные вузы в условиях изменяющейся России» (руководитель проф. И. М. Ильинский) и «Духовное развитие человека и содержание высшего образования» (руководитель проф. П. С. Гуревич), «Аспирантура и докторантура в условиях становления общества знаний: проблемы и решения» (руководитель проф. Л. В. Романюк) и «Проблемы перехода на компетентностную модель бакалавра» (руководитель проф. А. И. Ковалева). В рамках Конференции работали 11 секций: «Философия высшего образования», «Социология высшего образования», «Экономика высшего образования», «Психологические проблемы высшего образования», «Высшее образование и развитие человека», «Высшее образование и мировая культура», «Педагогика и образование», «Социальное образование», «Высшее культурологическое образование», «Воспитание в современном вузе», «Проблемы высшего юридического образования». В дискуссиях на заседаниях круглых столов и секций участвовали известные ученые, ректоры и проректоры вузов, профессора и преподаватели из многих городов России и из-за рубежа. Секциями руководили чл.-корр. РАН Б. Г. Юдин, А. Л. Журавлев, профессора О. И. Волжина, А. Э. Воскобойников, А. И. Ковалева, А. В. Костина, Вл. А. Луков, А. В. Мартыненко, М. П. Марченко, В. А. Ситаров, Ю. Н. Царегородцев и другие признанные представители научного и образовательного сообщества. Кроме того, в рамках конференции прошли конференция «Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации» и конференция аспирантов и докторантов.
В конференции участвовали около 500 человек. Среди участников: 28 академиков, членов-корреспондентов Российской академии науки и других государственных и общественных международных академий, 15 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 38 ректоров и проректоров вузов, 87 заведующих кафедрами и руководителей подразделений научно-исследовательских институтов, 153 доктора наук, профессора и 183 кандидата наук, доцента.
Они представляли Россию и еще 13 зарубежных стран, в их числе: Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Германия, Казахстан, Молдова, Монголия, Польша, США, Украина, Швеция, Эстония.
В конференции участвовали ученые из 37 городов России. Москва и Санкт-Петербург были представлены профессурой крупнейших вузов, включая МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет, МПГУ, РГГУ, РУДН, Высшую школу экономики, ведущие негосударственные вузы, входящие в состав двух Союзов, участвовавших в подготовке конференции. Как и в прошлые годы, в проведении конференции важную роль сыграли Институт философии и Институт психологии РАН.
Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в лице участников конференции представлены такие российские города, как: Арзамас, Белгород, Волгоград, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Калининград, Киров, Королёв, Люберцы, Нижневартовск, Новосибирск, Новоуральск, Одинцово, Омск, Орел, Саратов, Смоленск, Сыктывкар, Уфа, Челябинск, Якутск и др.
Присутствовали также представители средств массовой информации, которые традиционно контактируют с Оргкомитетом конференции, а также главные редакторы и члены редколлегий ведущих научных журналов и специализированных журналов по образованию, в том числе «Высшее образование в России», «Вопросы философии», «Психологический журнал», «Социологические исследования», «Вопросы культурологии», «Альма-матер», «Философский журнал», «Архетип», «Философия и культура», «Знание. Понимание. Умение», «Студенчество: диалоги о воспитании», «Улица Юности», «Человек» и др.
Участники конференции с удовлетворением отметили факт широкого участия в работе секций аспирантов и студентов Московского гуманитарного университета и других московских вузов.
|
ФОТООТЧЕТ
VII Международной научной конференции
«Высшее образование для XXI века»
18-20 ноября 2010 года
|