Новости Московского Гуманитарного Университета

Итоги пленарного заседания XIV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания»

14 декабря 2017  

14 декабря 2017 года в Московском гуманитарном университете начала свою работу XIV Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания».

Конференцию открыл ректор МосГУ доктор философских наук, профессор Игорь Михайлович Ильинский. Он рассказал, что с 2004 года в конференции приняли участие уже более 6 тысяч человек. В этом году зарегистрировались около 500 человек. В их числе: 15 академиков Российской академии образования, Международной академии наук, других государственных академий и общественных международных академий, 7 заслуженных деятелей науки и деятелей культуры РФ, 26 ректоров и проректоров вузов, директоров и заместителей директоров НИИ и научно-исследовательских центров, 10 деканов и заместителей деканов факультетов российских вузов, 43 заведующих кафедрами вузов и руководителей подразделений научно-исследовательских институтов, 116 докторов наук, 171 кандидат наук.

Традиционно обширна география конференции. В этом году участники представляют 29 российских городов: Арзамас, Балашиха, Братск, Брянск, Владимир, Вологда, Дзержинский, Дубна, Иваново, Иркутск, Киров, Краснодар, Магнитогорск, Москва, Орёл, Оренбург, Орск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Саранск. Симферополь, Ставрополь, Тула, Улан-Удэ, Химки, Чебоксары, Челябинск.

В конференции участвуют представители 7 зарубежных стран: Казахстана, США, Китая, Японии, Австрии, Украины и Великобритании.

С приветственным словом в формате видеообращения к участникам конференции обратился депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех»; вице-президент Паралимпийского комитета РФ доктор философских наук, академик РАО О. Н. Смолин. Он пожелал участникам творческих успехов и плодотворных результатов, а также высказал свою точку зрения о проблемах воспитания в нашей стране. Одной из них политик считает широкое распространение конкурентного индивидуализма среди молодёжи. Основными причинами этого явления стали высокий уровень социального неравенства, низкая доля просветительских программ на телевидении, а также бюрократизация общества в целом и системы образования в частности. По мнению О. Н. Смолина, нельзя на законодательном уровне заставить всех быть патриотами. Необходимо воссоздать на государственном уровне просветительские телеканалы, поощрять грантами и льготами организации, которые осуществляют просветительскую деятельность, а также ввести надбавки тем, кто занимается воспитанием (кураторы групп, классные руководители и т. д.).

Ректор МосГУ, президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, президент Национального союза негосударственных вузов доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский представил доклад «Проблема воспитания в контексте глобальных вызовов человечеству». В нём он отметил, что мы живем в «расколотом обществе, где согласно результатам исследований Общественной Палаты ещё 2012 года, которые подтверждаются ежегодными социологическими опросами нашего университета, уже восторжествовал запредельный индивидуализм, а вместе с ним — эгоизм и, как его следствие, цинизм и крайний прагматизм, когда человек ради выгоды и денег готов нарушить закон и пойти на преступление». Исследования показывают, что патриотизм находится внизу ценностной иерархии российской молодёжи, поэтому её «необходимо воспитывать и перевоспитывать». Для этого необходимо «единомыслие, следствием которого стало бы единодействие». Далее И. М. Ильинский остановился на глобальных вызовах и угрозах, стоящих перед всем человечеством (стремительный рост населения, нехватка ресурсов и т. д.) По мнению докладчика, если ничего не предпринимать сейчас, то «коллапс будет неизбежным». В России находится 35% природных ресурсов и всего 3% мирового населения, поэтому необходимо готовиться к защите своего Отечества, а без воспитания патриотически настроенной молодёжи ответить на внешние и внутренние вызовы будет невозможно.

Далее прозвучали доклады президента Международной ассоциации детских фондов, председателя Российского детского фонда, директора Научно-исследовательского института детства А. А. Лиханова («Опыт воспитательной работы в современных детских организациях России и стран СНГ»); директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО кандидата педагогических наук, профессора Т. В. Волосовец («Государственная политика в области воспитания: реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»); заведующего кафедрой педагогики и психологии высшей школы МосГУ доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного работника высшей школы РФ В. А. Ситарова («Ценностные ориентиры в воспитании современной молодёжи»); первого секретаря по делам образования Посольства КНР в РФ Мэй Ханьчэна и второго секретаря по делам образования Посольства КНР в РФ Ван Хуэй («Система консультантов для студентов в китайских вузах»).

Проректор по воспитательной работе, дополнительному образованию и внешним связям — директор Института дополнительного образования МосГУ кандидат исторических наукЕ. А. Белый продемонстрировал участникам пленарного заседания фильм «Легко ли быть молодым сегодня?», в который вошли фрагменты ответов студентов и выпускников МосГУ на различные непростые вопросы: «Что такое Родина?», «Какое Ваше самое главное достижение?», «Какие проблемы больше всего волнует Ваших сверстников?», «Есть ли у Вас кумиры?», «Какого преподавателя Вы хотели бы видеть в аудитории?» и др.).

Пленарное заседание завершили доклады заместителя генерального директора по науке и образованию Ассоциации международного научно-технического сотрудничества «Российский дом» (г. Москва) доктора технических наук, профессора К. К. Колина («Формирование ответственной личности — приоритетная задача системы образования и воспитания человека в XXI веке»); директора ГБОУ «Школа № 1595» (г. Москва) кандидата исторических наукЛ. В. Силиной («Личность выпускника: задачи и практики современной школы»); заведующего лабораторией «Философия образования» Института теории образования и педагогики РАО, президента Академии творческой педагогики доктора педагогических наук, профессора Я. С. Турбовского («Высшее образование: воспитание как цель и пути её достижения»).

После обеда конференция была продолжена в формате секций и круглых столов.

Материалы докладов конференции будут опубликованы.

Завтра, 15 декабря, начнут свою работу секции «Экологическое образование как фактор устойчивого развития современного университета», «Научное обеспечение в области воспитания», «Воспитание личности и принцип оптимизации в преподавании филологических дисциплин в вузе», «Вопросы воспитания глазами студенческой молодёжи».

В субботу, 16 декабря, состоятся секция «Коммуникации в системе воспитательной работы студенческой молодежи», круглый стол «Воспитательное значение любительского театра», а также конференция аспирантов.

Скачать программу конференцииXIV Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания»

Другие новости
Все новости
Мероприятия Студенческого фестиваля науки в Московском гуманитарном университете
14.10.2024  

Мероприятия Студенческого фестиваля науки в Московском гуманитарном университете

7 октября 2024 года в Московском гуманитарном университете состоялось открытие Студенческого фестиваля науки, проходившего в рамках Всероссийского фестиваля «НАУКА 0+».

«Зелёная неделя». Октябрь 2024 года. День первый
14.10.2024  

«Зелёная неделя». Октябрь 2024 года. День первый

С 14 по 18 октября 2024 года в Московском гуманитарном университете в рамках масштабного экологического проекта «Зелёный университет» проходит «Зелёная неделя».

Будущие журналисты соревнуются в творчестве
14.10.2024  

Будущие журналисты соревнуются в творчестве

Кафедра журналистики МосГУ провела творческий конкурс «Уж небо осенью дышало», посвященный 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Это традиционный осенний конкурс, который проходит в университете 10 лет.