9–10 ноября 2023 года в Москве проходила Международная научная конференция, посвященная уникальной дате — 400-летию выхода в свет Первого фолио У. Шекспира. Конференция открылась в Шекспировском центре Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета приветственным словом его директора Николая Владимировича Захарова, сопредседателя Шекспировской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» РАН.
Первое фолио Шекспира, опубликованное в 1623 году, представляет собой уникальное издание. Эта книга проливает свет на жизнь и творчество её автора, его репутацию поэта, актёра и драматурга, а также на издательскую практику того времени и особенности распространения печатной продукции в начале XVII века. Фолио — это первое опубликованное собрание пьес Шекспира, выпущенное через семь лет после его смерти. Без него классический шекспировский канон был бы меньше почти наполовину. Из 36 пьес, включенных в Первое фолио, 18 никогда ранее при жизни драматурга не публиковались. Сегодня на некоторых аукционах цена Первого фолио доходит до умопомрачительных 10 млн долларов.
Первая секция была целиком посвящена новому переводу и новым исследованиям «Ричарда III». Она открылась докладом «“Как матушка любимая моя?”: по следам скрытого персонажа “Ричарда III”» доктора филологических наук, кандидата искусствоведения профессора кафедры истории зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Натальи Эдуардовны Микеладзе. Она проанализировала «незримый» образ Маргариты Бофорт, матери графа Ричмонда (будущего Генриха VII), в данной исторической пьесе Шекспира и сравнила версии кварто и фолио в данном аспекте. Секцию продолжило выступление независимого исследователя Михаила Михайловича Савченко (Париж, Франция), который рассказал о своем опыте работы над новым переводом «Ричарда III», который он выполнил для серии «Литературные памятники».
Секцию «Первое фолио в театре и кино» открыл интересный доклад, с которым выступила кандидат искусствоведения главный администратор Санкт-Петербургского академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской Елена Николаевна Гринина. Она дала обстоятельный анализ прочтений трагедий «Гамлет» и «Макбет», нашедших отражение в работах молодых художников Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина П. Зинчук («Страсти по Гамлету») и Г. Буторина («Шум и ярость»).
Кандидат филологических наук доцент факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Александровна Боборыкина представила доклад «Так пусть же книга говорит с тобой…». Исследовательница предложила анализ постановки «Двенадцатой ночи» режиссера Тима Кэрролла, в которой, по ее мнению, прослеживаются параллели между данной комедией и сонетами английского писателя.
Доклад «Шекспировские постановки в Германии первой трети XX в.: игра с классикой и создание самобытной театральной традиции (на примере постановок театра Макса Рейнхардта)» представила преподаватель кафедры русского языка Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского (Санкт-Петербург) Алина Алексеевна Соломонова, которая предложила обобщающий взгляд на судьбу шекспировского театра и кино на примере работ режиссера-новатора М. Рейнхардта, возглавлявшего Немецкий театр в Берлине в 1905–1933 гг.
Н. В. Захаров рассказал о своём исследовании архивной стенограммы доклада критика М. Б. Загорского «Шекспир на советской сцене», прочитанного на заседании Шекспировского кабинета Всероссийского театрального общества 31 октября 1937 года, и других материалов. Оно осуществлено в рамках проекта Российского научного фонда № 22-18-00027 «Шекспир и русская литература начала XX века (традиции, реминисценции, переводы, литературно-критическая рецепция)». В докладе было отмечено, что, по убеждению Загорского, советскому режиссеру, переводчику, актеру, сценографу, театральному музыканту, критику еще только предстояло сформировать свой оригинальный эстетический взгляд на творческое наследие драматурга в борьбе за нового советского Шекспира.
Конференцию продолжила секция «Культурная роль Первого фолио и шекспировских текстов». Её открыло выступление кандидата исторических наук доцента кафедры теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Виктора Александровича Ковалева на тему «“Fine word: ‘legitimate’”. Дискуссия о передаче верховной власти в английской политической мысли начала XVII в. и произведения Шекспира». Докладчик рассмотрел различные попытки решения проблемы легальности власти монархов в Англии во времена правления Тюдоров и Стюартов и их отражение в произведениях Шекспира.
Смелое, если не сказать провокационное, выступление Орлина Стефанова (София, Болгария) «Перечитаем заново великую трагедию Шекспира “Гамлет. Принц датский”» вызвало неоднозначную реакцию аудитории. Многие слушатели не согласились с его радикальной трактовкой «вечного образа» Гамлета в контексте гендерных вопросов.
Второй день конференции прошёл
в Православном Свято-Тихоновском университете. Видеозаписи докладов доступны на канале «Русский Шекспир» в YouTube.