Новости Московского Гуманитарного Университета

Состоялась онлайн-дискуссия Сетевой студенческой научной школы по истории государства и права и сравнительному правоведению

3 марта 2022  

27 февраля 2022 года прошло первое мероприятие Сетевой студенческой научной школы по истории государства и права и сравнительному правоведению, посвященное истории федерализма. Его соорганизаторами выступили Дискуссионный клуб федералистов и Историко-правовой клуб ГАУГН. Мероприятие также поддержало Студенческое научное общество ВШГА МГУ имени М. В. Ломоносова.

Ведущими выступили Марина Олеговна Окунева, научный руководитель Сетевой студенческой научной школы по истории государства и права и сравнительному правоведению, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Московского гуманитарного университета, и Антон Юрьевич Ишков, преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ГАУГН, преподаватель кафедры теории и истории государства и права международно-правового факультета ВАВТ, приглашенный преподаватель Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова и стажёр-исследователь лаборатории политологии юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

С приветственным словом к участникам обратились руководитель Дискуссионного клуба федералистов Вадим Владимирович Корольков и заместитель председателя Студенческого научного общества ВШГА МГУ, председатель Студенческого Совета ВШГА МГУ Юлия Владимировна Василихина.

Приветствие участников мероприятия

Были заслушаны 12 докладов, посвященных различным аспектам исторического развития отечественного и зарубежного федерализма.

Глава Дискуссионного клуба федералистов, аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Вадим Корольков выступил с докладом на тему «Классификация федераций: преодоление методологической ошибки при помощи исторического опыта». В своем выступлении докладчик выдвинул идею пересмотра деления федераций на договорные и конституционные на основе существующего исторического и сравнительного опыта. Докладчик предложил новую классификацию федеративных государств в зависимости от политических оснований их возникновения, а также систематизацию правовых источников регулирования федеративных отношений. Участники дискуссии отметили большое теоретическое и методологическое значение изучения указанной проблемы.

Владимир Бабич, студент 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова, выступил с докладом «Влияние Соединенных Штатов Америки на государственное устройство Соединенных Штатов Мексики», рассмотрев вопрос значения Конституции США в принятии федерализма как формы территориального устройства Мексики в 1824 году с помощью анализа политической обстановки в момент принятия основного закона. Докладчик также осветил проблему поиска исследователями федералистических начал в иных актах мексиканского народа. В дискуссии по докладу были затронуты проблемы заимствования зарубежного правового опыта, причины существования схожих государственно-правовых явлений, которые не всегда сводятся к заимствованиям. Участники дискуссии также проявили интерес к мексиканским источникам по истории государственного устройства, которые использовал докладчик.

Ярослав Терешин, студент 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова, выступил с докладом на тему «Генезис Австралийского Содружества в XIX–XX веках». По мнению докладчика, Австралия заимствовала особенности американского и канадского федерализма, развивая его на протяжении всего XX века. В Австралии довольно рано появились демократические институты, которые были отражены в конституции, что и способствовало развитию процесса образования федерации в данном регионе.

Сергей Граф и Ирина Берестянская, студенты 1-го курса юридического факультета Московского гуманитарного университета, выступили с совместным докладом о «ленинском» и «сталинском» планах формирования СССР. Докладчики проанализировали основное содержание двух проектов создания советского государства, причины перехода от идеи унитарного государства с автономными образованиями к федерации как форме государственного устройства СССР, позиции представителей республик — членов Союза. В дискуссии по докладу участники также обсудили исторический и политический контекст принятия решений о форме объединения.

Николай Спасский, студент 1-го курса юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, выступил с докладом «Представительство интересов субъектов федерации по Конституции СФРЮ 1974 года». В своём выступлении докладчик отметил, что югославский федерализм с 1946 по 1974 годы проделал большой и необычный путь от советской централизованной федерации 1946 года, многопалатной федерации 1963 года до децентрализованной федерации 1974 года. Конституция СФРЮ 1974 года, с одной стороны, стала венцом идей югославского федерализма, но, с другой стороны, породила рост сепаратизма и стала одной из важнейших причин распада Союза. В дискуссии по докладу вновь была отмечена необходимость изучения взаимного влияния отечественного и зарубежного права.

Екатерина Сергиенко, студентка 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова, выступила с докладом «Становление и развитие федерализма в Венесуэле через призму политических потрясений». В докладе была последовательно рассмотрена линия становления федерализма в Венесуэле, на который оказывали влияние различные факторы: территориальные притязания европейских держав, освободительные движения против колониальной зависимости от Испании, частая смена власти (нередко путём захвата), гражданские войны. Всё это способствовало провозглашению принципа охраны ценности децентрализации и территориальной целостности, формированию трёхуровневой системы власти в современной Республике. Также был сделан вывод о том, что Венесуэла является территориальной ассиметричной федерацией с отдельным предметом ведения штатов и муниципалитетов внутри них. Участники дискуссии отметили интересные особенности развития государственности в Северной и Южной Америке, влияние европейского правового опыта и вмешательство европейских держав в дела региона.

Ирина Жаворонкова, студентка 4-го курса факультета судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, выступила с докладом «Эволюция федерализма в Австрии». В докладе был представлен анализ периодов становления федеративного устройства в Австрии начиная с XI–XIII веков на основе территориального наследия Священной Римской империи в рамках монархии Габсбургов и заканчивая Новейшим временем, когда на формирование федерализма оказали влияние крупные политические партии. Докладчица проанализировала полномочия земель в рамках Конституций 1920 и 1955 годов и своеобразный способ закрепления предмета совместного ведения земель и федерации в форме соглашений.

Юлия Маслова, студентка 2-го курса юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, выступила с докладом «Индийский федерализм: специфика и этапы развития». Докладчица осветила в своем выступлении проблемы становления и развития индийского федерализма после освобождения от колониальной зависимости, сложность индийской федерации, различные типы ее субъектов, критерии для выделения субъектов федерации, в том числе этнические, религиозные и языковые особенности населения. Докладчица особо подчеркнула, с одной стороны, высокую степень централизации власти в индийской федерации, с другой — значительную гибкость и быструю реакцию на запрос «снизу». В ходе обсуждения доклада была отмечена важность анализа исторического опыта формирования государства, а также определенное сходство национально-государственного строительства Индии и раннесоветского опыта.

Полина Чернявская, студентка 3-го курса Международно-правового института Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, выступила с докладом «Тернистый путь федерализма в Пакистане». Отметив, что путь любого федерализма тернист, докладчица проследила трансформацию идеи федерализма в Пакистане: от готовности стать провинцией Индии через этнические конфликты и военные режимы до конституционной реформы последнего десятилетия. Докладчица также осветила конституционные институты Пакистана, способные принести пользу Российской Федерации, в дискуссии по докладу указанный вывод доклада также получил одобрительную оценку.

Дарья Губарева, студентка 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова выступила с докладом о развитии федерализма в Боснии и Герцеговине. Рассмотрев политическую ситуацию в этой стране на протяжении всей ее многовековой истории, докладчица описала особенности федерализма в наши дни и сложности, возникающие на пути формирования диалога между различными этническими группами, населяющими государство.

Надежда Шестопалова, студентка 3-го курса юридического факультета Московского гуманитарного университета, выступила с докладом «Федерализм по-азиатски: происхождение и становление федерации Малайзия». Докладчица проследила исторический путь становления и развития малазийского федерализма, описала особенности этнического и конфессионального состава населения, современные черты малазийской федерации.

Ксения Котельниц, студентка 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова, и Наталья Маслова, студентка 1-го курса юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, выступили с совместным докладом «Взаимоотношения Фландрии и Валлонии в контексте бельгийского федерализма». В докладе были рассмотрены ключевые этапы в образовании и приходе Бельгии к федерации, а также история развития противоречий между двумя ее регионами: Фландрией и Валлонией. На основе анализа политической системы были выделены полномочия регионов и центра Бельгии, основные проблемы их взаимодействия между собой в различных сферах жизнедеятельности и возможные пути решения. В особенности в докладе указывается значение кризиса в Бельгии как модели по осуществлению идеи о всеобщем объединении стран Европы. В дискуссии по докладу особо отметили проблемы влияния внутренних кризисов европейских стран на развитие Европейского Союза.

Завершая мероприятие, организаторы и участники отметили желательность продолжения подобного формата развития студенческих историко-правовых и сравнительно-правовых исследований. Организаторы также проанонсировали темы ближайших мероприятий, планируемых к проведению в марте и апреле 2022 года. Первым из них станет мастер-класс «Подготовка презентации к докладу на студенческой научной конференции» (вторая половина марта 2022 года). Также запланировано проведение мероприятия, посвященного изучению влияния революций на развитие государства и права (вторая половина апреля 2022 года).

Организаторы выражают благодарность всем докладчикам, участникам дискуссии и слушателям за интерес, проявленный к мероприятию. Ждем вас в Сетевой студенческой научной школе!

Другие новости
Все новости
«Знаете, каким он парнем был!»
15.04.2024  

«Знаете, каким он парнем был!»

Дата 12 апреля 1961 года навсегда останется одним из ярчайших дней в истории человечества. Всего через 16 лет после Великой Победы нашей страны над фашистской Германией в самой разрушительной войне, едва восстановив мирную жизнь, Советский Союз потряс мир новой Победой — первым полётом человека в космос, который осуществил гражданин СССР, простой смоленский парень — Юрий Алексеевич Гагарин!

В МосГУ состоялась встреча с членом Совета по внешней и оборонной политике РФ А. Г. Михайловым
15.04.2024  

В МосГУ состоялась встреча с членом Совета по внешней и оборонной политике РФ А. Г. Михайловым

Президент РФ В. В. Путин утвердил 30 декабря 2023 года «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024–2028 годы». Реализация документа направлена на формирование у населения на основе российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологии терроризма и устойчивости к её пропаганде.

Станьте участниками проекта «Добровольный квалификационный экзамен»!
11.04.2024  

Станьте участниками проекта «Добровольный квалификационный экзамен»!

Добровольный квалификационный экзамен — проект Правительства Москвы, созданный для оценки и отбора специалистов по требованиям работодателей для дальнейшего трудоустройства, а также предоставления обучающих курсов, которые помогут им скорректировать карьерные и профессиональные планы.