Новости Московского Гуманитарного Университета

Состоялась онлайн-дискуссия Сетевой студенческой научной школы по истории государства и права и сравнительному правоведению

3 марта 2022  

27 февраля 2022 года прошло первое мероприятие Сетевой студенческой научной школы по истории государства и права и сравнительному правоведению, посвященное истории федерализма. Его соорганизаторами выступили Дискуссионный клуб федералистов и Историко-правовой клуб ГАУГН. Мероприятие также поддержало Студенческое научное общество ВШГА МГУ имени М. В. Ломоносова.

Ведущими выступили Марина Олеговна Окунева, научный руководитель Сетевой студенческой научной школы по истории государства и права и сравнительному правоведению, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Московского гуманитарного университета, и Антон Юрьевич Ишков, преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ГАУГН, преподаватель кафедры теории и истории государства и права международно-правового факультета ВАВТ, приглашенный преподаватель Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова и стажёр-исследователь лаборатории политологии юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

С приветственным словом к участникам обратились руководитель Дискуссионного клуба федералистов Вадим Владимирович Корольков и заместитель председателя Студенческого научного общества ВШГА МГУ, председатель Студенческого Совета ВШГА МГУ Юлия Владимировна Василихина.

Приветствие участников мероприятия

Были заслушаны 12 докладов, посвященных различным аспектам исторического развития отечественного и зарубежного федерализма.

Глава Дискуссионного клуба федералистов, аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Вадим Корольков выступил с докладом на тему «Классификация федераций: преодоление методологической ошибки при помощи исторического опыта». В своем выступлении докладчик выдвинул идею пересмотра деления федераций на договорные и конституционные на основе существующего исторического и сравнительного опыта. Докладчик предложил новую классификацию федеративных государств в зависимости от политических оснований их возникновения, а также систематизацию правовых источников регулирования федеративных отношений. Участники дискуссии отметили большое теоретическое и методологическое значение изучения указанной проблемы.

Владимир Бабич, студент 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова, выступил с докладом «Влияние Соединенных Штатов Америки на государственное устройство Соединенных Штатов Мексики», рассмотрев вопрос значения Конституции США в принятии федерализма как формы территориального устройства Мексики в 1824 году с помощью анализа политической обстановки в момент принятия основного закона. Докладчик также осветил проблему поиска исследователями федералистических начал в иных актах мексиканского народа. В дискуссии по докладу были затронуты проблемы заимствования зарубежного правового опыта, причины существования схожих государственно-правовых явлений, которые не всегда сводятся к заимствованиям. Участники дискуссии также проявили интерес к мексиканским источникам по истории государственного устройства, которые использовал докладчик.

Ярослав Терешин, студент 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова, выступил с докладом на тему «Генезис Австралийского Содружества в XIX–XX веках». По мнению докладчика, Австралия заимствовала особенности американского и канадского федерализма, развивая его на протяжении всего XX века. В Австралии довольно рано появились демократические институты, которые были отражены в конституции, что и способствовало развитию процесса образования федерации в данном регионе.

Сергей Граф и Ирина Берестянская, студенты 1-го курса юридического факультета Московского гуманитарного университета, выступили с совместным докладом о «ленинском» и «сталинском» планах формирования СССР. Докладчики проанализировали основное содержание двух проектов создания советского государства, причины перехода от идеи унитарного государства с автономными образованиями к федерации как форме государственного устройства СССР, позиции представителей республик — членов Союза. В дискуссии по докладу участники также обсудили исторический и политический контекст принятия решений о форме объединения.

Николай Спасский, студент 1-го курса юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, выступил с докладом «Представительство интересов субъектов федерации по Конституции СФРЮ 1974 года». В своём выступлении докладчик отметил, что югославский федерализм с 1946 по 1974 годы проделал большой и необычный путь от советской централизованной федерации 1946 года, многопалатной федерации 1963 года до децентрализованной федерации 1974 года. Конституция СФРЮ 1974 года, с одной стороны, стала венцом идей югославского федерализма, но, с другой стороны, породила рост сепаратизма и стала одной из важнейших причин распада Союза. В дискуссии по докладу вновь была отмечена необходимость изучения взаимного влияния отечественного и зарубежного права.

Екатерина Сергиенко, студентка 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова, выступила с докладом «Становление и развитие федерализма в Венесуэле через призму политических потрясений». В докладе была последовательно рассмотрена линия становления федерализма в Венесуэле, на который оказывали влияние различные факторы: территориальные притязания европейских держав, освободительные движения против колониальной зависимости от Испании, частая смена власти (нередко путём захвата), гражданские войны. Всё это способствовало провозглашению принципа охраны ценности децентрализации и территориальной целостности, формированию трёхуровневой системы власти в современной Республике. Также был сделан вывод о том, что Венесуэла является территориальной ассиметричной федерацией с отдельным предметом ведения штатов и муниципалитетов внутри них. Участники дискуссии отметили интересные особенности развития государственности в Северной и Южной Америке, влияние европейского правового опыта и вмешательство европейских держав в дела региона.

Ирина Жаворонкова, студентка 4-го курса факультета судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, выступила с докладом «Эволюция федерализма в Австрии». В докладе был представлен анализ периодов становления федеративного устройства в Австрии начиная с XI–XIII веков на основе территориального наследия Священной Римской империи в рамках монархии Габсбургов и заканчивая Новейшим временем, когда на формирование федерализма оказали влияние крупные политические партии. Докладчица проанализировала полномочия земель в рамках Конституций 1920 и 1955 годов и своеобразный способ закрепления предмета совместного ведения земель и федерации в форме соглашений.

Юлия Маслова, студентка 2-го курса юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, выступила с докладом «Индийский федерализм: специфика и этапы развития». Докладчица осветила в своем выступлении проблемы становления и развития индийского федерализма после освобождения от колониальной зависимости, сложность индийской федерации, различные типы ее субъектов, критерии для выделения субъектов федерации, в том числе этнические, религиозные и языковые особенности населения. Докладчица особо подчеркнула, с одной стороны, высокую степень централизации власти в индийской федерации, с другой — значительную гибкость и быструю реакцию на запрос «снизу». В ходе обсуждения доклада была отмечена важность анализа исторического опыта формирования государства, а также определенное сходство национально-государственного строительства Индии и раннесоветского опыта.

Полина Чернявская, студентка 3-го курса Международно-правового института Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, выступила с докладом «Тернистый путь федерализма в Пакистане». Отметив, что путь любого федерализма тернист, докладчица проследила трансформацию идеи федерализма в Пакистане: от готовности стать провинцией Индии через этнические конфликты и военные режимы до конституционной реформы последнего десятилетия. Докладчица также осветила конституционные институты Пакистана, способные принести пользу Российской Федерации, в дискуссии по докладу указанный вывод доклада также получил одобрительную оценку.

Дарья Губарева, студентка 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова выступила с докладом о развитии федерализма в Боснии и Герцеговине. Рассмотрев политическую ситуацию в этой стране на протяжении всей ее многовековой истории, докладчица описала особенности федерализма в наши дни и сложности, возникающие на пути формирования диалога между различными этническими группами, населяющими государство.

Надежда Шестопалова, студентка 3-го курса юридического факультета Московского гуманитарного университета, выступила с докладом «Федерализм по-азиатски: происхождение и становление федерации Малайзия». Докладчица проследила исторический путь становления и развития малазийского федерализма, описала особенности этнического и конфессионального состава населения, современные черты малазийской федерации.

Ксения Котельниц, студентка 1-го курса Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова, и Наталья Маслова, студентка 1-го курса юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, выступили с совместным докладом «Взаимоотношения Фландрии и Валлонии в контексте бельгийского федерализма». В докладе были рассмотрены ключевые этапы в образовании и приходе Бельгии к федерации, а также история развития противоречий между двумя ее регионами: Фландрией и Валлонией. На основе анализа политической системы были выделены полномочия регионов и центра Бельгии, основные проблемы их взаимодействия между собой в различных сферах жизнедеятельности и возможные пути решения. В особенности в докладе указывается значение кризиса в Бельгии как модели по осуществлению идеи о всеобщем объединении стран Европы. В дискуссии по докладу особо отметили проблемы влияния внутренних кризисов европейских стран на развитие Европейского Союза.

Завершая мероприятие, организаторы и участники отметили желательность продолжения подобного формата развития студенческих историко-правовых и сравнительно-правовых исследований. Организаторы также проанонсировали темы ближайших мероприятий, планируемых к проведению в марте и апреле 2022 года. Первым из них станет мастер-класс «Подготовка презентации к докладу на студенческой научной конференции» (вторая половина марта 2022 года). Также запланировано проведение мероприятия, посвященного изучению влияния революций на развитие государства и права (вторая половина апреля 2022 года).

Организаторы выражают благодарность всем докладчикам, участникам дискуссии и слушателям за интерес, проявленный к мероприятию. Ждем вас в Сетевой студенческой научной школе!

Другие новости
Все новости
Начала работу юбилейная XX Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века»
22.11.2024  

Начала работу юбилейная XX Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века»

21 ноября 2024 года пленарное заседание XX Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Проблемы воспитания жизнеспособных поколений» открылось выступлением ректора Московского гуманитарного университета Натальи Игоревны Ильинской.

Состоялась презентация клуба «Семейный навигатор: ориентиры для молодых»
22.11.2024  

Состоялась презентация клуба «Семейный навигатор: ориентиры для молодых»

20 ноября 2024 года в Московском гуманитарном университете прошла презентация клуба «Семейный навигатор: ориентиры для молодых». Встречу провела профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии МосГУ Екатерина Светославовна Балабанова.

«Мне интересно то, что я делаю»
22.11.2024  

«Мне интересно то, что я делаю»

Абитуриенты, которые поступают на психологию в Московский гуманитарный университет, вряд ли догадываются, что они будут учиться у специалиста с уникальными знаниями и опытом в области психологии. Такие возможности предоставляет психофизиологическая лаборатория МосГУ. Эту лабораторию возглавляет Вячеслав Михайлович Звоников — доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, психофизиолог. Он известный в России и за её пределами специалист в области психофизиологии труда и обеспечения психофизиологической надежности человека в экстремальных условиях, исследователь экстраординарных способностей человека.