III Академические чтения памяти выдающегося филолога и культуролога Владимира Андреевича Лукова
III Академические чтения памяти выдающегося филолога и культуролога Владимира Андреевича Лукова
6 апреля 2019
4 апреля 2019 года в Московском гуманитарном университете прошли III Академические чтения памяти выдающегося филолога и культуролога Владимира Андреевича Лукова (1948–2014), приуроченные к 5-летию со дня его смерти.
Чтения приобрели статус общероссийской (национальной) конференции) и были посвящены теме «Тезаурусы и проблемы культуры». Конференцию приветствовали президент Международной академии наук (IAS) профессор Вальтер Кофлер (его письмо из Австрии зачитал вице-президент Русской секции Международной академии наук, профессор Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова доктор медицинских наук, профессор О. С. Глазачев), директор Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС в г. Орле доктор исторических наук П. А. Меркулов, ректор Национального института бизнеса доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ С. И. Плаксий.
В чтениях приняли участие видные специалисты по философии (И. А. Бирич, Е. Н. Шапинская Т. А. Горелова), культурологии (А. В. Костина Т. Ф. Кузнецова, Г. П. Хорина), социологии (Вал. А. Луков, А. И. Ковалёва), филологии (В. Н. Захаров, В. П. Трыков), антропологии (Ч. К. Ламажаа), истории (С. В. Алексеев, А. И. Фурсов), педагогики (Л. В. Романюк) и в других областях социального и гуманитарного знания.
Доклады участников чтений хорошо продемонстрировали многообразие областей применения тезаурусного подхода: рядом оказались раннее Средневековье балканских стран (доклад доктора исторических наук, профессора С. В. Алексеева), биосоциология как становящееся направление социологии молодёжи, изучающее векторы изменения общества (доклад кандидата социологических наук Е. А. Туринцевой и кандидата философских наук Е. В. Решетниковой), непознанные черты творчества Ф. М. Достоевского (доклад президента Международного общества Достоевского, одного из ведущих исследователей творчества великого русского писателя в мире доктора филологических наук, профессора В. Н. Захарова), новые американские и британские фильмы и оперные постановки по мотивам пушкинского «Евгения Онегина», позволяющие судить о том, как образ России понимается культурными кругами Запада (доклад доктора философских наук, профессора Е. Н. Шапинской), нынешние проникновение в традиционные культуры Китая и Японии знаков англо-саксонской цивилизации (доклад кандидата филологических наук, доцента Н. А. Завьяловой), исследования концептов тувинской культуры (доклад доктора философских наук Ч. К. Ламажаа) и др. Интересные аспекты были найдены и в геномной медицине (С. В. Лаврентьева и С. Ю. Шевченко, Институт философии РАН), в шекспиросфере и марлосфере (Н. В. Захаров, Шекспировский центр ИФПИ МосГУ) и других областях гуманитарного знания.
Всё это показывает, что возникший как методологическая новация в области литературоведения, а потом ставший методологической основой издательского проекта «Всемирная детская энциклопедия “Глобус”» (поддержанного Т. Хейердалом, А. Линдгрен, президентом Академии наук Украины Б. Е. Патоном, деятелями культуры России Р. А. Быковым, Р. Г. Гамзатовым, многими академиками, профессорами, детскими и молодежными организациями по всему миру) тезаурусный подход в годы работы Владимира Андреевича Лукова в Институте фундаментальных и прикладных исследований МосГУ приобрел черты общенаучной методологии. III Академические чтения это еще раз убедительно доказали. Это было показано и в выступлениях директора ИФПИ доктора философских наук и доктора культурологии, профессора А. В. Костиной, которая вела конференцию, и в основном докладе Вал. А. Лукова, доктора философских наук, профессора, соавтора многих работ Вл. А. Лукова по выстраиванию системы тезаурусного подхода.
В III Академических чтениях приняли участие исследователи из таких российских городов — центров науки и образования, как Абакан, Армавир, Барнаул, Белгород, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Иркутск, Киров, Кызыл, Магадан, Москва, Новокузнецк, Новосибирск, Орел, Орск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Ставрополь, Тольятти, Элиста, Якутск, Ярославль, а также из Инсбрука (Австрия) и Дарема (Великобритания).
Присланные доклады и материалы будут опубликованы в сборнике по итогам работы конференции, а также в научных журналах МосГУ.
В предновогоднем настроении прошло заседание Совета обучающихся Университета и актива факультетов по запуску проекта «Обучение служением». Студенты МосГУ совместно с рабочей группой преподавателей создали «Проектный офис студентов», целью которого станет развитие проектной деятельности среди студентов, а также разработка и реализация социальных, творческих и других проектов в рамках Всероссийского проекта «Обучение служением».
Кафедра общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета в рамках реализации проекта творческого сотрудничества с выпускниками - психологами «Профессия из рук в руки: от выпускника к обучающемуся» 23 декабря 2024 г. организовала мастер-класс – «Основы работы психолога с расстройствами пищевого поведения и другими зависимостями» для магистрантов 2-го года обучения.
Последние недели уходящего 2024 года оказались очень насыщенными – 16 декабря прошла открытая репетиция, а 20 декабря состоялась премьера спектакля «МЫ» по роману-антиутопии Евгения Замятина, написанному в 1920 году.