16 апреля 2021 г. в рамках IV Общероссийской (национальной) научной конференции «Моисеевские чтения» состоялось заседание секции «Ценности и цели современного общества: экономический, управленческий и информационный аспекты». Основной темой секции стало обсуждение возможностей информационных технологий для обучения, в том числе, для непрерывного профессионального образования, направленного на обеспечение экономики квалифицированными кадрами в условиях цифровой эволюции современного рынка труда.
Секция проводилась совместно кафедрами статистики, маркетинга и бухгалтерского учета; экономических и финансовых дисциплин; прикладной информатики; менеджмента. Председательствовали: д.э.н., профессор, заведующий кафедрой статистики, маркетинга и бухгалтерского учета О.Э. Башина; д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономических и финансовых дисциплин Е.Б. Крылова; д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента Ю.Н. Царегородцев; к.т.н., доцент, заведующий кафедрой прикладной информатики Д.Ю. Нечаев. В работе секции приняли участие преподаватели кафедр МосГУ, представители бизнес-сообщества, преподаватели РЭУ им. Г.В. Плеханова, Института технологий управления «МИРЭА – Российский технологический университет», ВО ФГБУ МГЛУ, Институт информационных наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, студенты, магистранты и аспиранты МосГУ.
Как подчеркнула во вступительном слове профессор О.Э. Башина, современные цифровые технологии постоянно и активно присутствуют в нашей жизни, требуя новых подходов к преподавательской и управленческой практике, особенно, в условиях пандемии. В исследованиях существуют различные точки зрения на формы и результаты воздействия ИКТ на образование. Следовательно, подготовка бакалавров и магистров в Московском гуманитарном университете должна полностью отвечать вызовам современности и учитывать различные точки зрения с учетом проблемы пандемии COVID-19. Профессионалы нового поколения должны не только владеть различными цифровыми технологиями обучения, но и понимать процесс их развития, существующие преимущества и недостатки, формы их адаптации преподавателями к ежедневной работе в сфере высшего образования с обучающимися по направлениям маркетинга, бухгалтерского учета, торгового дела, менеджмента и прикладной информатики. Понимание трендов и проблем применения цифровых технологий в условиях пандемии COVID-19, понимание роли системы образования в достижении целей повышения глобальной конкурентоспособности отечественной экономики определяется значимостью деятельности учебных заведений по генерации и передаче знаний, воспитанию обучающихся, формированию у специалистов и квалифицированных работников инновационно-ориентированного мышления, стремления к самореализации, поиску и практическому использованию новых идей и технологий.
Вопросам влияния цифровых технологий на процессы непрерывного профессионального образования были посвящены доклады: профессоров кафедр статистики, маркетинга и бухгалтерского учета и менеджмента МосГУ Башиной О.Э. и Царегородцева Ю.Н. («Электронное образование - основа индивидуализации непрерывного профессионального образования»); аспирантов кафедры экономических и финансовых дисциплин МосГУ Е.Г. Бикменевой («Рынок труда в эпоху пандемии») и Чеглакова А.М. («Формирование системы управления рисками в сельскохозяйственном машиностроении: проблемы и решения»); доцента кафедры теоретической физики МГУ имени М.В. Ломоносова Кравцовой Г.А. («Пандемия — ценный опыт преподавания»); многих других выступавших.
Профессора Башина О.Э. и Царегородцев Ю.Н. в своем выступлении отметили, что значимость ИКТ определяется тем, что использование традиционных образовательных технологий ориентированно на получение определенной суммы знаний, умений и навыков их использования, а также на формирование современной системы развития человеческого потенциала и приращение совокупного человеческого капитала. Доцент Кравцова Г.А. в своем выступлении отметила, что в современной системе образования и воспитания в условиях пандемии следует учитывать особенности современного визуального мышления обучающих, их способности и стремления к использованию современных коммуникационных технологий. Возможности новых информационных и цифровых технологий позволяют по-новому раскрыть значимую профессиональную и научную информацию. В ходе возникшей дискуссии были поставлены вопросы об особенностях информации при ее визуализации (профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин Крылова Е.Б.), о примерах применения дистанционных технологий в преподавании точных дисциплин (доцент кафедры прикладной информатики Сорокин В.А.); о преимуществах использования информационных технологий как средств развития способностей бакалавров (старший преподаватель кафедры прикладной информатики Башмакова Е.И.).
Доклад аспиранта Чеглакова А.М. был посвящен формированию системы управления рисками в сельскохозяйственном машиностроении. На различных примерах и с отсылками к историческому опыту использования методов снижения рисков автор доказал необходимость прогнозирования будущих финансовых результатов компаний с учетом влияния окружающей среды и избирательного подхода к финансовому планированию. Присутствовавшие на секции отметили необходимость точной и подробной проработки мероприятий финансового риск-менеджмента (реплика профессора Царегородцева Ю.Н.).
Интересным и запоминающимся было выступление аспиранта кафедры экономических и финансовых дисциплин МосГУ Е.Г. Бикменевой. В своем выступлении Е.Г. Бикменева, на основе проанализированной статистики изменения рынка туда в эпоху пандемии COVID-19, а также процессов, связанных с трансформацией малого и среднего бизнеса, убедительно доказала, что оценка состояния социального-трудовой сферы должна базироваться на первопричинах изменения социально-трудовых отношений. Высказанная идея об использовании количества отработанных часов в качестве основного показателя изменения рынка труда в эпоху пандемии COVID-19 вызвала продолжительную дискуссию, в ходе которой присутствовавшие преподаватели Московского гуманитарного университета высказались со сдержанным оптимизмом. Возникшая после выступления дискуссия затронула вопросы потери рабочих мест в России и в мире (доцент Евсеева А.Ю.), вопросы необходимой продолжительности рабочей недели в новых условиях (профессор Нечаев Д.Ю.), вопросы возможностей и последствий роста производительности труда (профессор Мамаева Н.В.). Реплика профессора Крыловой Е.Б. была посвящена взаимосвязи роста цен на продукцию и производительности труда с безработицей.
Традиционно активная дискуссия охватила такие вопросы как методы и методики современного дистанционного образования; особенности применения коммуникационных технологий в условиях пандемии COVID-19; влияние информационных технологий на качество образовательного процесса; использование интернет-технологий в преподавании.
Большая часть докладов секции была передана для публикации в сборнике материалов конференции. Отдельные, возникшие в ходе дискуссии вопросы, будут в дальнейшем более подробно раскрыты на встречах научных кружков кафедр: статистики, маркетинга и бухгалтерского учета; прикладной информатики; менеджмента; экономических и финансовых дисциплин; а также в ходе текущего образовательного процесса.