9 июля 2025 года ректор Московского гуманитарного университета Наталья Игоревна Ильинская и студенты направления "Государственное и муниципальное управление" посетили Центр управления Комплекса городского хозяйства Москвы (ЦУ ГКХ) — это единая технологическая площадка, собирающая всю информация о коммунальном хозяйстве Москвы.
Началось наше знакомство с деятельностью ЦУ ГКХ с очень важного и шумного помещения — Центра обработки данных. Александр Яковлев, начальник управления информационных технологий ЦУ КГХ, рассказал, что именно здесь на 24 серверах виртуализации в цифровом формате хранится вся информация, поступающая в Центр управления.
Объем дискового пространства систем хранения данных насчитывает почти 9 петабайтов — это как миллиарды текстовых документов.
Мы увидели, как работают и в главном центре обработки экстренных вызовов «Службы 112»»: в дежурной смене 125 операторов ежедневно принимают более 20 тысяч обращений в день! Процесс приема и обработки поступающих сообщений регламентирован и автоматизирован: оператор за 8 секунд дает ответ, выясняет детали согласно имеющимся алгоритмам, вносит информацию в карточку происшествия и карточка немедленно передается в необходимые экстренные службы города Москвы для оказания помощи людям, попавшим в беду.
Посетили и Ситуационный зал —«мозг» Центра управления Комплекса городского хозяйства Москвы, где специалисты в режиме реального времени контролируют работу объектов жилищно-коммунального хозяйства Москвы. В этом отделе работают аналитики ЦУ ГКХ, представители столичных департаментов, префектур 11 административных округов и более 30 коммунальных предприятий Москвы, отвечающих за жизнеобеспечение столицы: работники АО «Мосгаз», АО «Мосводоканал», ГБУ «Гормост», ГБУ «Автомобильные дороги», ПАО «МОЭК» и другие. Благодаря современной информационной системе сообщения жителей поступают в онлайн режиме, и общая сводка круглосуточно выводится на экран, занимающий целую стену. Аналитики следят за событиями по камерам видеонаблюдения, принимают меры по устранению проблем и контролируют решение каждой проблемы.
В большом зале совещаний студенты задали вопросы представителям Центра: можно ли пройти практику или стажировку? как можно начать карьеру в Центре управления? Как проходит отбор кандидатов? Есть ли востребованность в молодых специалистах? Используется ли искусственный интеллект в работе? И, конечно, получили исчерпывающие ответы!
Студенты поблагодарили руководителя Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства» (ГБУ «МАЦ»), Центра управления Комплекса городского хозяйства Москвы, выпускника нашего университета 1988 года - Евгения Борисовича Балашова и ректора МосГУ Н.И. Ильинскую за организацию экскурсии.
Ольга Рябинкина, студентка 3 курса: «Большое спасибо за знакомство с такой организацией как «Центр управления Комплекса городского хозяйства Москвы»! До сегодняшнего дня мы и не подозревали, какие уникальные инновационные технологии используются в ЖКХ Москвы, как эффективно управляется огромное хозяйство нашей столицы!
Алина Распопова, студентка 2 курса «Работники Центра подробно рассказали о его функционировании, задачах и роли в обеспечении комфортной жизни граждан. Мы узнали о цифровых платформах, позволяющих отслеживать состояние инфраструктуры и оптимизировать работу коммунальных служб, организовывать круглосуточный мониторинг всех хозяйственных служб Москвы. Очень интересно было побывать и увидеть, как работают специалисты центра экстренной помощи 112. Такие мероприятия очень вдохновляют нас на дальнейшую учебу и развитие. Спасибо!».
В ближайшее время ГБУ «МАЦ» и МосГУ подпишут Соглашение о сотрудничестве, которое будет включать организацию практик и трудоустройство студентов.