Кафедра филологических дисциплин Университета вела в 2024 году активную научно-исследовательскую деятельность.
В рамках ученых трудов преподаватели кафедры принимали активное участие в работе международных научно-практических конференций, трудились над повышением своего профессионального уровня, посещая практические семинары по проблемам преподавания иностранных языков, организуемые ведущими зарубежными издательствами, вузами и языковыми центрами, участвовали в научно-практических и научно-методических вебинарах.
Научные исследования кафедры велись также в виде диссертационных исследований. Так, например, в 2024 г. доцент кафедры В.В. Семенов обучался в аспирантуре в ДА МИД РФ и в аспирантуре Шаньдунского университета КНР.
Среди наиболее активных преподавателей в области НИР в 2024 г. были: доцент Л.Е. Леонтьева, имеющая 2 публикации (в журнале, рекомендованном ВАК, и в журнале, включенном в РИНЦ), доцент И.Н. Миронова, доцент О.Ю. Коновалова, доцент Н.М. Терешина, доцент Л.Г. Ермольева, доцент Л.Н. Тер-Костанова, имеющие также публикации в сборниках материалов научных конференций. Наиболее активными авторами учебных и учебно-методических пособий зарекомендовали себя: доцент Л.Г. Ермольева, доцент О.Н. Мальцева, доцент Т.А. Николаева, доцент Л.Н. Тер-Костанова, старшие преподаватели О.В. Буганина и С.Е. Старостин.
В 2024 г. кафедра филологических дисциплин выступила организатором ряда образовательных, научно-познавательных и научно-исследовательских мероприятий для студентов факультета экономики, управления и международных отношений и других факультетов МосГУ.
Организация познавательной деятельности и НИР студента через иностранный язык, как и прежде, являлась одной из приоритетных задач в работе кафедры. Большое внимание традиционно уделялось организации НИРС по темам научных интересов обучающихся. В ходе работы предлагались задания, предполагающие знакомство с достижениями современной отечественной и зарубежной науки в профессиональной сфере, их изучение и анализ, компрессию и реферативное изложение оригинальных текстов, подготовку и презентацию обзорных сообщений (на изучаемых языках).
Интегрирование результатов самостоятельных исследований преподавателей и студентов, а также достижений науки в образовательный процесс традиционно осуществлялось в ходе круглых столов, мультимедийных презентаций, разработки и защиты учебных проектов, дискуссий, интегративных семинаров и мастер-классов на иностранных языках в контексте учебных занятий и внеаудиторных мероприятий.
Результаты научно-исследовательской работы студентов, их достижения и успехи были продемонстрированы также в ходе XII Международного студенческого фестиваля «Язык и культура», который проводился на базе кафедры филологических дисциплин факультета экономики, управления и международных отношений. В фестивале также приняли участие студенты других факультетов и колледжа МосГУ, ученики ЧУ ОО «Татьянинская школа» г. Москвы.
Фестиваль «Язык и культура», как уже отмечалось, является площадкой для демонстрации результатов НИРС в различных контекстах и позволяет осуществить и оценить НИРС, требующую от обучающихся владения иностранными языками и способности работать с иноязычными материалами.
Фестиваль, как образовательная технология, позволяет сделать вывод о его эффективности и особой важности для реализации интегрированного подхода к обучению. Так, в очередной раз, был подтвержден высокий мотивационный потенциал фестиваля. Он подогревает интерес к работе с иноязычными источниками и активизации научно-познавательной деятельности студентов в профессиональной сфере. А это, в свою очередь, обеспечило качество выполнения и предъявления работ в виде публичных выступлений, основу которых составили самостоятельные исследования, анализ и обобщение аутентичных иноязычных текстов. Дальнейшая теоретическая, научно-методическая и практическая разработка темы будет продолжена. В планах – развитие идей, расширение обоснования фестиваля в единстве с образовательным процессом по иностранному языку. Предполагается использование принципов соизучения различных дисциплин, педагогического сотрудничества, контекстного и технологического подходов к реализации фестиваля, а также обоснование возможностей, традиционных и новых форм мероприятий с целью оптимизации профессионально-научной подготовки обучающихся вуза.
Конкурсы, проведенные в формате фестиваля (конкурс переводов, конкурс творческих работ, конкурс на лучшее публичное выступление, игры и викторины на иностранном языке) с элементами исследовательской деятельности, потребовали от студентов навыка информационно-аналитической и творческой работы с иноязычным текстом и помогли оживить поисковую и познавательную деятельность обучающихся, совершенствуя навыки НИР. По результатам конкурса переводов в 2024 году был опубликован очередной сборник «Язык, культура и наука в творческих работах обучающихся».
Подводя итоги, можно смело сказать, что план НИР кафедры на 2024 г. практически выполнен!