Для начала давайте спросим себя и попробуем понять: «Что такое – Красота?», уж если гений отвел ей столь великую миссию – спасти мир.
Чтобы побыстрее двинуться вперед, к пониманию сущности Красоты, обопремся на суждения великих людей, размышлявших на эту тему, и обобщим их наблюдения в своих выводах.
Крупнейший американский философ-романтик Ралф Эмерсон более ста лет назад сказал: «Мы называем красивым простое, не имеющее в себе лишних элементов, неизменно родственное всему на свете и являющееся средним из многих крайностей». Для непрофессионального слуха сказано сложновато, но по существу – очень точно. Сказать проще и выразительней: основа красоты – гармоничность и чувство меры; Гармония и Мера.
Английский философ Фрэнсис Бэкон утверждал, что «Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же – не что иное, как внешняя добродетель». Итак, красота – это добродетель, интегральным показателем которой в человеческом обществе выступает нравственность – один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм в виде идеалов добра и зла, должного, правды и справедливости.
Но как приходит к человеку нравственность? Великий немецкий философ Георг Гегель утверждал о том, что «нравственность должна выступать в форме красоты». Иными словами: нравственность прекрасна, быть нравственным – красиво. «Красота – тоже добродетель, – писал Шиллер. – Красивая женщина не может иметь недостатков».
Более того, красота есть высший способ постижения истины. «За пределами красоты нет ни религии, ни науки», – настаивал арабский философ Д.Джебран. И жизнь подтверждает эту истину. Тот, кто интересовался естественными науками, знает, что сегодня при выдвижении научных гипотез в области ненаблюдаемых природных явлений из множества гипотез за основу будущих экспериментов принимается та из них, которая наиболее красива. То есть – наиболее логична, гармонична, непротиворечива, проста. Красота сродни истине. Красота и Истина – родные сестры. Что истинно, то красиво, а что красиво, то истинно.
Итак, красота – это гармония и искусство знать меру; красота – это добродетель в форме нравственности; красота – это родная сестра истины.
Обратим внимание: Достоевский бросил фразу «Красота спасет мир» более 130 лет назад – еще до революции 1905 года в России; до Первой мировой войны, до Октябрьской революции 1917 года, до Второй мировой войны; до изобретения компьютера, атомной и водородной бомб; до освоения космоса. До развала СССР со всеми его бедственными последствиями. До признания мировым сообществом того очевидного факта, что нынешнее человечество находится на грани экологической и духовной катастрофы. И она произойдет, если… «Если»?
Конечно, этих «если» много: сложные проблемы не имеют простых решений. Но нужна одна и общая, центральная идея, вовсе не прагматическая, а романтическая – возвышающая, вдохновляющая, поднимающая, объединяющая, сплачивающая. Красивая идея, огненная.
Исследуя глобальные проблемы человечества, я размышляю о том, что же может спасти наш мир, и все больше склоняюсь к мысли, что фраза Достоевского «Красота спасет мир» – это послание всего совокупного Гения России ХIХ века своим потомкам в ХХ век, которое не было услышано и потому осталось не понято. Что толку в ньютоновском законе всемирного тяготения или законе Ломоносова о сохранении энергии, если ими не пользоваться? Долг тех, кто хотя бы догадывается, что фраза «Красота спасет мир» – это не оговорка писателя и не народная поговорка, а гениальное открытие, формула решения тяготеющих над нами социальных угроз и опасностей, передать эту новость своим потомкам в век ХХI.
Возможно, Достоевский хотел сказать, что спасение Человека и человечества – в стремлении к Гармонии и умении во всем придерживаться чувства меры; это спасение – в поиске и следовании Истине и Высшим Добродетелям, истинно сущим нравственным императивам. Все просто. И от того даже немного грустно. Но что мы называем Красотой? Истинно сущее. Гармоничное. Умеренное. Простое…
Теперь вы понимаете, почему я, прежде чем говорить о Женщине и ее спасительной миссии, должен был сказать о Красоте и ее созидательной силе вообще.
2. О спасительной миссии Женщин
Ибо, Красота – это не только абстракция, нечто мыслимое. Красота – это и зримое, и ощущаемое нами. «Природа?» – спросите вы. Да, это так.
Несомненно: венец и творец Красоты – Природа. Но Природа бездеятельна. Язык природы суров и сложен, во многом и далеко не всем доступен. Вот потому-то, чтобы рассказать о самой себе, чтобы явить человеческому роду образ своей завершенной Красоты, Природа создала Женщину. Красота приходит в мир в телесном и духовном облике Женщины. Как и Природа, Женщина стихийна. Как и Природа, Женщина столь же многообразна и таинственна, изменчива и говорлива. Даже в кошачьей гибкости фигуры и удивительной живучести, в умении скрывать злые намерения под ласковым видом я вижу равенство Женщины с природой. Женщина творит и сохраняет Жизнь вопреки стремлению всех дьявольских сил уничтожить ее.
Я настаиваю на этой мысли: человечество давно бы уничтожило себя, если б ни Женщина. Ибо кроме Женщины в мире еще есть Мужчина, о котором великий Ф.Ницше говорил, что «это дитя, которое хочет играть». Любимая игра мужчин хорошо известна: это – война. Женщина же, напротив, несет Мир, который в сущности своей есть стремление к преодолению жизненных противоречий через компромисс, движение к Гармонии, поиск Истины ради Справедливости, которая есть синоним Добра и сгусток Нравственности. Во всех этих свойствах, как было показано, и есть глубинный смысл Красоты, другими словами – сущность Женщины. Одним словом, для меня понятия Красота и Женщина – синонимы.
Красота, Женщина ценились всегда. Но как ценились? Как потребительская стоимость. В цене была и остается внешняя красота женщины. Многие другие добродетели Женщины далеко не очевидны и поныне. Прежде всего потому, что Женщину множество столетий тиранили. В итоге на виду оказались ее недостатки, точнее – искусственно и насильно развитые мужчинами рабские начала. И все еще остаются скрытыми, только начинают проявляться ее великие и подлинно спасительные для наших дней свойства, которых в мужчине нет или они слишком слабо развиты.
ХХI век должен стать веком Человека, веком человеческих качеств, веком Образования, веком Новых нравственных начал жизни, веком новой Этики, нового Мышления. Иначе человечество не выживет. Это не мною доказано и сказано. И для многих уже очевидно.
Если предельно обобщить все возможные определения будущего ХХI века, то они уложатся в одно слово: Красота. Или (что в сущности то же самое) – Женщина. XXI век должен стать (будет ли – другой вопрос) веком Красоты, веком Женщины. Почему? Было бы время, я бы без особого труда доказал это. Но разверните составляющие понятия Красота (= Женщина), которые я приводил, и вы сами найдете ответ на вопрос – «почему?»
Мне кто-то скажет: ты все ж перебираешь, слишком захваливаешь Женщину, ибо ведомо, что есть в ней и дурное… Ведь не Адама, а Еву изгнал Господь из Эдема за то, что вкусила от запретного плода. Греховна и порочна. Капризна и тщеславна. Корыстна и бесстыдна. коварна, хитра и лжива. Обо всем этом создана огромная мировая литература. Конечно, было бы глупо с моей стороны пытаться опровергнуть Мопассана, Золя, Бальзака, Стендаля, Моруа, Гончарова, Толстого, Пушкина и того же Достоевского несколькими десятками запальчивых строк. Я и не возьмусь за это. Но скорректировать хотя бы некоторые перехлесты великих, возразить им «в шутку и всерьез» – попробую.
В самом деле, что есть наши недостатки? Это, как известно, ничто иное, как продолжение наших достоинств. Вот общий исходный тезис, который я возьму в качестве своей главной опоры моих рассуждений.
В борьбе за господство над женщиной мужчины, дабы возвысить себя в своих собственных глазах, наговорили о ней множество всяких гадостей. И первое, что сделали, унизили ее в уме! Ещё Конфуций заявлял: «У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной – сколько у двух». Я абсолютно не согласен с таким взглядом. Более того, берусь доказать, что женщина умнее мужчины. В Библии было сказано: «Всякая хитрость ничтожна по сравнению с хитростью женщины». Обращаю ваше внимание: «всякая». То есть и мужская. А что есть хитрость? Связывая хитрость со лживостью, мы мыслим это качество исключительно негативным. А ведь это не так. Хитрость – признак ума. Множество мужчин – политиков и военных – добились успехов, побед и славы не столько умом и искусством, а именно хитростью.
И кто сказал, что мужчина умён? Мужчины только говорят о женских слабостях и пороках, хотя на самом деле состоят у них невольниками. Для мужчины несущественно, что он глуп. Главное, чтобы ему говорили, что он умный. И Женщины так и делают. Но то, что многие президенты и премьеры генералы и депутаты безмозглы и косноязычны происходит вовсе не от того, что их хвалят жены, а потому, что они глупы и бездарны от природы. И выбирали их на эти должности, между прочим, такие же природные дураки.
«Предел хитрости – управлять без силы, - говорил Л. Воверанг. Что мы и наблюдаем в жизни: Женщина давно владычествует миром, то есть правит Мужчиной. Женщине для этого вовсе не надо рваться в политическую власть. Ибо она уже имеет власть – власть самки, которая выше всякой иной. По-иному эта власть называется любовью. Без заклинаний и заговоров, с помощью только ей ведомых тонких ухищрений женщина просто и легко обводит вокруг пальца любого мужчину, даже наделенного умом и даром проницательности. Что уж говорить о дураках?
Бальзак писал: «Женский инстинкт стоит прозорливости великих людей». Он же говорил: «Кто способен управлять женщиной, способен управлять государством». Много ли таких, а?..
И вот теперь я спрашиваю: кто ж умнее – мужчина или женщина? Кто ходит в дураках на самом деле? Мужчина велик в своих делах и подвигах, но каждая йота его величия выросла из женщины. Мужчина умён в своих мыслях. Но только в обществе женщины он может стать ещё умнее. Без женщин мужчины глупеют и грубеют. Справедливо сказано: если мужчины способны на всё, то женщины – на всё остальное.
Принято говорить об особой «женской» логике или отсутствии таковой вообще. Помните у Тургенева: «Мужчина может сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиной, а женщина скажет, что дважды два – стеариновая свеча». Но посмотрите на окружающую нас российскую действительность, которая строится исключительно по мужской логике. Мы построили «порядок», который называется «Хаос»; мы создали мир, который надо спасать. И эту «мужскую» логику мы должны превозносить?..
Говорят: «У женщины – все сердце. Даже голова». То есть, в ней слишком много эмоций. Это можно истолковывать как ее недостаток. большинство так и делает. Я ж с этим тоже не согласен. Ибо полагаю, что человек в гораздо большей мере есть то, чтò и кàк он чувствует, чем то, чтò и кàк он думает. Сказанное не означает, что я выступаю против разума, нет. Я говорю лишь о том, что разума в нашей жизни становится все меньше. Но и даже при этой уменьшающейся малости разумишко наш умудряется пожирать попутно человеческие эмоции и чувства, сокращать наши души. Люди становятся все больше похожи на роботов, разучиваясь наслаждаться жизнью, которая так коротка! А зачем, скажите, было рождаться на свет, зачем жить, если не радоваться жизни, не испытывать от жизни наслаждения?..
Но где же то Хранилище, в котором сохраняются остатки человеческих чувств, говорящих нам о том, что жить, несмотря ни на что, все же стоит, что жизнь прекрасна? Это Душа женщины. Это Сердце женщины.
Тогда воскликнем: «Как же это прекрасно, что «У женщины – все сердце. Даже голова.» В сложной и спорной ситуации я скорее поверю сердцу женщины, нежели рассудку мужчины. Если ум женщины и заблуждается, то у нее есть еще сердце и оно знает правду.
Говорят, что Женщина излишне говорлива. Но было бы грешно упрекать ее за это. Ведь (повторюсь): Природа создала Женщину, чтобы ее языком рассказать о себе самой. Даже часами болтая по телефону, сплетничая о подругах и мужчинах, она бессознательно выполняет свое природное, историческое предназначение. Необходимость много говорить заложена в женское подсознание.
Говорят, что Женщина – тряпичница. Но разве и в этом виновата она? Ведь создавая Женщину, Природа сказала ей: «Ты – моя воплощенная Красота. Быть прекрасной – твоя обязанность. И потому – следи за модой. (Лучше всего – за парижской). Ты вправе ждать от мужчины не только любви, но и обязана требовать от него постоянных любезностей в виде крупных ссуд на мелкие расходы». Мужская беда и обида происходят не от того, что Женщина просит у мужчины денег, а в том, что их у большинства из них, как правило, нет.
Говорят, что Женщина, особенно русская, обожает озорников, скандалистов, пропойц, картежников и неудачников. Ну это-то уж, кажется, ни в какие ворота не лезет: необъяснимый порок, извращенность женской психологии, и только.
А я вижу в этом Великое.
Когда-то в русском языке не было слова «любить». Желая сказать «люблю», женщина говорила: «Я тебя жалею». Русская женщина любит жалеть. И это прекрасно. Ведь жалеть – значит сочувствовать, сопереживать, сострадать, содействовать, то есть являть свою истинную человечность. Иными словами, быть гуманным. Человеколюбие – это великая женская добродетель и она превосходит мужчину в ней многократно. Понятие «женщина» и «гуманизм» – это синонимы.
Женщин упрекают в «безрассудности». Но ведь чтобы жить безрассудно, нужен необыкновенный ум и огромное мужество. Только безрассудные и понимают, что жизнь – это «миг между прошлым и будущим» и потому весело и отчаянно проживают каждый дарованный нам день жизни как последний, как очаровательный праздник и пышный фейерверк. Ум и мудрость в том, чтобы жить именно так – тратясь и тратя, отдавая и даря, а не жадничая, не копя ради призрачного будущего, которого, как оказывается, становится все меньше, а то и вовсе нет…
И если встречаются женщины иного типа – с дьявольским характером и змеиным умом, – так это лишь подтверждает божественное происхождение и божественную красоту остальных.
Теперь скажу последние фразы.
Я, конечно, не феминист. Более того, я считаю феминистское движение излишним. На мой взгляд, огромная ошибка некоторых женщин состоит в их стремлении быть похожими на мужчин. Я думаю, например, что Женщина, вмешивающаяся в политику, становится похожей на плохого мужчину. Женщина с мужеподобными целями и характером – это самый ядовитый пасквиль на человека.
Хочу закончить свои рассуждения миром… Не стоит противопоставлять мужчину женщине и наоборот – женщину мужчине. Бог назначил женщину быть подругой мужчины и равной ему. Иначе он сотворил бы ее не из ребра, а из ноги, дабы подчеркнуть ее низшее, рабское положение; или из его головы, дабы выделить ее господское превосходство. Мужчина соотносится с женщиной как философия с поэзией, как романтизм и прагматизм. Без того и другого жизнь невозможна. Мужчинам не следует задирать нос. Мы никак не можем жить без наших жен, дочерей, любимых, как нельзя жить без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщиной, мы, мужчины, в значительной степени живем их жизнью и не имеем никаких сил, и не хотим отрешиться от них.
Великое становление мира в грядущем ХХI веке может случиться и это произойдет тогда, когда мужчины и сами женщины перестанут смотреть на женщину как не просто на существо иного пола, а отказавшись от многовековых заблуждений, воспримут и откроют женщину с точки зрения внутренней Красоты. И тогда силы и могущество человечества удвоятся, а может и утроятся. Ибо никто не знает еще всего обилия человеческих и особенно женских добродетелей, в которых и есть спасение мира. Вот почему я настаиваю: XXI должен стать Веком Женщины! А это значит, мир будет спасен и все на планете Земля будет хорошо!