Мероприятия Московского Гуманитарного Университета

Всероссийская научная конференция «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?»

15 ноября 2019 10:00



Предлагаем Вашему вниманию программу и сборник аннотаций докладов Всероссийской научной конференции «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?» (Москва, 15 ноября 2019 г.).

Программа конференциискачать *.pdf

Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всероссийской научной конференции. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. 48 с. ISBN 978-5-907194-37-3
скачать *.pdf


Российская академия наук
НАУЧНЫЙ СОВЕТ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» РАН
Шекспировская комиссия
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт фундаментальных и прикладных исследований
Шекспировский центр
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА — ГИТИС

15 ноября 2019 г.
проводят

Всероссийскую научную конференцию

«СОВРЕМЕННИКИ ШЕКСПИРА:
ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ БАРДА?»

Английскую литературу конца XVI — первой половины XVII в. мы привычно называем «золотым веком», но в ней обычно видна лишь одна по-настоящему «золотая» фигура — У. Шекспир. У этого давно известного факта есть и своя положительная сторона — Шекспир стимулирует читательский и зрительский интерес к своим современникам, к английской литературе и театру. Не удивительно, что их пьесы чаще всего ставят именно в шекспировских театрах — Royal Shakespeare Company и Shakespeare’s Globe.

Всероссийская научная конференция «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?»

Если в XIX в. в России интерес к современникам Шекспира — прежде всего к К. Марло и другим «предшественникам» — лишь зарождался (тут в первую очередь следует вспомнить переводы «Фауста» и исследования Н. И. Стороженко), то в ХХ столетии заметны две волны интереса к современникам Шекспира — издательская и филологическая. Вначале в фокусе оказалась елизаветинская и яковианская драма. В 1920-е и 1960-е гг. вышли в свет одно- и двухтомники Б. Джонсона, К. Марло, Ф. Бомонта и Дж. Флетчера; отдельные пьесы Дж. Вебстера, Дж. Форда, Т. Деккера, Т. Хейвуда. За последние 50 лет этот поток почти прекратился, и на смену ему пришел интерес к поэзии и прозе — Дж. Донну, Ф. Сидни, «метафизикам», «кавалерам», Р. Бертону — интерес напрямую не «шекспировский», но не забывающий Шекспира, держащий его в поле зрения.

Стоим ли мы на пороге новой волны, когда творчество Шекспира будут рассматривать в диалоге с современниками, а «забытые» авторы получат в России новую жизнь, как Вебстер и Донн в англоязычном мире после критических статей Т. С. Элиота? Как показал опыт прошедшей в 2018 г. марловской конференции и более раннего интернет-проекта «Современники Шекспира», существующий академический, читательский, а возможно, и театральный интерес для этого вполне достаточен. Насколько быстро может наступить такой переход, покажет предлагаемая конференция.

Хотелось бы обсудить следующие проблемы (в предварительной формулировке):

  • Насколько актуален взгляд на того или иного автора как «современника Шекспира»?
  • История жанров и взаимовлияние в рамках отдельных произведений и в литературном процессе в целом (драма — памфлет — роман — цикл сонетов и т. д.).
  • Литература и культура шекспировской Англии и последующих эпох: влияния и подражания в разных видах искусства.
  • «Анатомия» жанра и текста.
  • «Пристальное» и «далекое» чтение.
  • Мейнстримные и альтернативные традиции в литературе и культуре шекспировской Англии.
  • Как возникала литературная и театральная репутация в шекспировскую эпоху?
  • Рецепция автора и его творчества в разные эпохи. История интерпретаций его произведений.
  • Английская культура и европейские традиции.
  • Цифровые гуманитарные науки и культура шекспировской Англии.
  • Современники Шекспира в России: парадоксы их рецепции в XIX–XXI вв.
  • Как преподавать английскую литературу конца XVI — первой половины XVII в.?
  • Приглашаем к участию филологов, театроведов, историков, культурологов, искусствоведов и других ученых-гуманитариев, а также практиков театра и всех видов искусств.

Оргкомитет:

  • А. В. Бартошевич, доктор искусствоведения, профессор РИТИ — ГИТИС, главный научный сотрудник сектора современного искусства Запада Государственного института искусствознания, председатель Шекспировской комиссии РАН;
  • Н. В. Захаров, доктор философии (PhD), кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН;
  • В. С. Макаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • Б. Н. Гайдин, кандидат философских наук, начальник научно-исследовательского отдела цифровых технологий Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета;
  • В. А. Рогатин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина;
  • И. И. Лисович, доктор культурологии, заместитель начальника отдела основных и дополнительных образовательных программ учебно-методического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; профессор кафедры философии, политологии и культурологии Московского гуманитарного университета;
  • В. Р. Поплавский, режиссер театра-студии Московского городского дома учителя «Горизонт», переводчик;
  • В. С. Флорова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета.

Для зарубежных участников конференции проблематика расширяется, включая их национальные трактовки и восприятие Шекспира.

Рабочие языки конференции — русский и английский.

Регламент:

  • доклад — 20 минут;
  • сообщение — 10 минут.

Заявки на участие могут быть поданы по электронной почте и должны включать: ФИО автора, место работы, контакты и тезисы докладов (аннотацию на 250–300 слов) следует присылать на русском и английском языках. Крайний срок подачи: 15 октября 2019 г.

Контакты

Николай Владимирович Захаров,
Шекспировский центр
Института фундаментальных и прикладных исследований
Московского гуманитарного университета.

Почтовый адрес: 111395 г. Москва, ул. Юности, 5.

Электронная почта: [email protected], [email protected].

Тел.: +7 (499) 374-67-23.

См. также:

Другие мероприятия
Все новости
Станьте участниками Всероссийского форума «Курс молодого бойца. Информационный фронт»
16.04.2024 — 21.04.2024  

Станьте участниками Всероссийского форума «Курс молодого бойца. Информационный фронт»

Всероссийский форум «Курс молодого бойца. Информационный фронт» — мероприятие Российского военно-исторического общества, призванное объединить молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет, которые занимаются созданием просветительского информационного контента в сети Интернет.