Мероприятия Московского Гуманитарного Университета

Всероссийская научная конференция «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?»

15 ноября 2019 10:00



Предлагаем Вашему вниманию программу и сборник аннотаций докладов Всероссийской научной конференции «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?» (Москва, 15 ноября 2019 г.).

Программа конференциискачать *.pdf

Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всероссийской научной конференции. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. 48 с. ISBN 978-5-907194-37-3
скачать *.pdf


Российская академия наук
НАУЧНЫЙ СОВЕТ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» РАН
Шекспировская комиссия
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт фундаментальных и прикладных исследований
Шекспировский центр
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА — ГИТИС

15 ноября 2019 г.
проводят

Всероссийскую научную конференцию

«СОВРЕМЕННИКИ ШЕКСПИРА:
ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ БАРДА?»

Английскую литературу конца XVI — первой половины XVII в. мы привычно называем «золотым веком», но в ней обычно видна лишь одна по-настоящему «золотая» фигура — У. Шекспир. У этого давно известного факта есть и своя положительная сторона — Шекспир стимулирует читательский и зрительский интерес к своим современникам, к английской литературе и театру. Не удивительно, что их пьесы чаще всего ставят именно в шекспировских театрах — Royal Shakespeare Company и Shakespeare’s Globe.

Всероссийская научная конференция «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?»

Если в XIX в. в России интерес к современникам Шекспира — прежде всего к К. Марло и другим «предшественникам» — лишь зарождался (тут в первую очередь следует вспомнить переводы «Фауста» и исследования Н. И. Стороженко), то в ХХ столетии заметны две волны интереса к современникам Шекспира — издательская и филологическая. Вначале в фокусе оказалась елизаветинская и яковианская драма. В 1920-е и 1960-е гг. вышли в свет одно- и двухтомники Б. Джонсона, К. Марло, Ф. Бомонта и Дж. Флетчера; отдельные пьесы Дж. Вебстера, Дж. Форда, Т. Деккера, Т. Хейвуда. За последние 50 лет этот поток почти прекратился, и на смену ему пришел интерес к поэзии и прозе — Дж. Донну, Ф. Сидни, «метафизикам», «кавалерам», Р. Бертону — интерес напрямую не «шекспировский», но не забывающий Шекспира, держащий его в поле зрения.

Стоим ли мы на пороге новой волны, когда творчество Шекспира будут рассматривать в диалоге с современниками, а «забытые» авторы получат в России новую жизнь, как Вебстер и Донн в англоязычном мире после критических статей Т. С. Элиота? Как показал опыт прошедшей в 2018 г. марловской конференции и более раннего интернет-проекта «Современники Шекспира», существующий академический, читательский, а возможно, и театральный интерес для этого вполне достаточен. Насколько быстро может наступить такой переход, покажет предлагаемая конференция.

Хотелось бы обсудить следующие проблемы (в предварительной формулировке):

  • Насколько актуален взгляд на того или иного автора как «современника Шекспира»?
  • История жанров и взаимовлияние в рамках отдельных произведений и в литературном процессе в целом (драма — памфлет — роман — цикл сонетов и т. д.).
  • Литература и культура шекспировской Англии и последующих эпох: влияния и подражания в разных видах искусства.
  • «Анатомия» жанра и текста.
  • «Пристальное» и «далекое» чтение.
  • Мейнстримные и альтернативные традиции в литературе и культуре шекспировской Англии.
  • Как возникала литературная и театральная репутация в шекспировскую эпоху?
  • Рецепция автора и его творчества в разные эпохи. История интерпретаций его произведений.
  • Английская культура и европейские традиции.
  • Цифровые гуманитарные науки и культура шекспировской Англии.
  • Современники Шекспира в России: парадоксы их рецепции в XIX–XXI вв.
  • Как преподавать английскую литературу конца XVI — первой половины XVII в.?
  • Приглашаем к участию филологов, театроведов, историков, культурологов, искусствоведов и других ученых-гуманитариев, а также практиков театра и всех видов искусств.

Оргкомитет:

  • А. В. Бартошевич, доктор искусствоведения, профессор РИТИ — ГИТИС, главный научный сотрудник сектора современного искусства Запада Государственного института искусствознания, председатель Шекспировской комиссии РАН;
  • Н. В. Захаров, доктор философии (PhD), кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН;
  • В. С. Макаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • Б. Н. Гайдин, кандидат философских наук, начальник научно-исследовательского отдела цифровых технологий Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета;
  • В. А. Рогатин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина;
  • И. И. Лисович, доктор культурологии, заместитель начальника отдела основных и дополнительных образовательных программ учебно-методического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; профессор кафедры философии, политологии и культурологии Московского гуманитарного университета;
  • В. Р. Поплавский, режиссер театра-студии Московского городского дома учителя «Горизонт», переводчик;
  • В. С. Флорова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета.

Для зарубежных участников конференции проблематика расширяется, включая их национальные трактовки и восприятие Шекспира.

Рабочие языки конференции — русский и английский.

Регламент:

  • доклад — 20 минут;
  • сообщение — 10 минут.

Заявки на участие могут быть поданы по электронной почте и должны включать: ФИО автора, место работы, контакты и тезисы докладов (аннотацию на 250–300 слов) следует присылать на русском и английском языках. Крайний срок подачи: 15 октября 2019 г.

Контакты

Николай Владимирович Захаров,
Шекспировский центр
Института фундаментальных и прикладных исследований
Московского гуманитарного университета.

Почтовый адрес: 111395 г. Москва, ул. Юности, 5.

Электронная почта: russhake@gmail.com, nikoltine@yandex.ru.

Тел.: +7 (499) 374-67-23.

См. также:

Другие мероприятия
Все новости
XX Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века. Проблемы воспитания жизнеспособных поколений»
21.11.2024 — 23.11.2024  

XX Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века. Проблемы воспитания жизнеспособных поколений»

21 ноября 2024 года начнёт работу Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века. Проблемы воспитания жизнеспособных поколений». Инициатором и организатором конференции в 2004 году выступил президент МосГУ И. М. Ильинский. 2024 год — год двадцатилетия конференции.

Приглашаем на премьеру спектакля «Мы»!
22.11.2024 17:00

Приглашаем на премьеру спектакля «Мы»!

Студенческая театр-студия Московского гуманитарного университета под руководством режиссера Михаила Леонидовича Лукина приглашает на премьеру спектакля «Мы» по произведению русского писателя Е. И. Замятина.

Станьте участниками форума-выставки «Город. Карьера. Бизнес»!
23.11.2024 — 24.11.2024  

Станьте участниками форума-выставки «Город. Карьера. Бизнес»!

Форум-выставка «Город. Карьера. Бизнес» поможет студентам выбрать свой карьерный путь, чтобы работать по найму в Правительстве Москвы, коммерческих компаниях или открыть собственное дело.