В чем залог успешной учебы?
В тщательном изучении учебного материала, усвоении основных разделов учебного курса… Как это возможно? Возможно, и не очень сложно, но при соблюдении нескольких простых условий. Помните: главное – видеть цель!
Что такое «Учебная работа студента»? Учебная работа и есть основной труд, и залог успеха не только в студенческие годы, но и в грядущей трудовой деятельности.
Из чего состоит учебная работа? Из аудиторной работы, самостоятельной проработки разделов программы, написания и защиты рефератов, подготовки и сдаче зачетов и экзаменов.
Советы преподавателей
Дорогой студент,
хочется, как в прошлые добрые времена, тебе пожелать «Учиться, учиться и еще раз учиться….». Банально? Вовсе нет… если посмотреть на это под другим углом. Каждый из нас всю свою жизнь чему-то учится. И если не воспринимать нашу жизнь и всех людей, которые в ней встречаются, как школу и учителей, не выносить бесценный опыт и не делать правильных выводов из всего, что с нами происходит, то человек вынужден будет совершать одни и те же ошибки, «бегая по замкнутому кругу».
Ты принял важное решение в своей жизни - получить высшее образование! Однако, этого совсем недостаточно для того, чтобы что-то получилось. Нужно приложить немало усилий, запастись терпением и усидчивостью, чтобы усвоить весь тот багаж знаний, который приготовил тебе наш Университет. Учись эффективно использовать ценный опыт общения с преподавателями, учись правильно распределять свое время, делай правильные выводы из горького опыта отчисленных студентов, равняйся на стипендиатов Университета, учись получать пользу и удовольствие от каждого часа твоей жизни, живи здесь и сейчас, учись всему, чему учит Жизнь, УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!
Юлия Евгеньевна Ефремова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
А ЖИЗНЬ - это вечный экзамен, да жаль - расписания нет...
В жизни мы часто тянем невыученный билет...
И вспоминаем старательно, задумчиво в пол глядим,
Но некому подсказать нам - мы с жизнью один на один
Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Не один и не два, но привыкнуть к ним нельзя. Любой зачет и экзамен – это стресс, маленький или большой.
И каждый раз мы задаем себе вопрос: как преодолеть страх, как сохранить работоспособность, хорошее настроение? Волнуются перед неизвестностью все люди, иногда – это даже полезно. Если человек начал волноваться, – это означает, что организм готов активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене.
Самый распространенный пример: накануне экзамена - «каша» в голове, ничего не можешь вспомнить, но… стоит взять билет и, глубоко вздохнув, сосредоточиться, вдруг все вспоминаешь, все становится четким и понятным. Однако есть одно условие: в пустой голове ничего не всплывет и не родится.
К любому зачету или экзамену необходимо готовиться, и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.
1. Приступая к подготовке к зачету или экзамену, полезно составить план. Лучше составляя план на каждый день, четко определить, что именно вы будете изучать сегодня.
2. Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
3. Начинать стоит с самого трудного, с того материала, который вы заведомо знаете хуже всего.
4. Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Перерывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными.
5. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно при ответе на экзаменах.
6. Готовясь к экзамену, полезно повторять материал. Всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых моментах. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос.
7. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были проработаны в этот день.
8. Ответы на наиболее трудные вопросы лучше излагать полностью, развернуто любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответить на наиболее трудные вопросы перед зеркалом, обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Психологами доказано, что, чем значительнее различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы излагаете ответ вслух, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, какие аспекты материала вы усвоили твердо.
9. Часто наступает момент подготовки к экзаменам, когда вам начинает казаться, что это выучить невозможно, вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется. Подумайте, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал, отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, которые вы рассматриваете как свою основную проблему. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая «мостик» между тем, что вы знаете и чего не знаете.
Накануне зачета или экзамена.
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к зачету или экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять, напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ. За день до экзаменов работайте не больше чем 8 часов, иначе на сдачу экзаменов энергии у вас не останется. Научитесь расслабляться, делайте паузы в работе, слушайте спокойную музыку.
Развивайте уверенность в себе. У вас все получится, в любых ситуациях, вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить. Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: “Я смогу сдать экзамен”.
На зачете или экзамене
На зачет или экзамен надо приходите отдохнувшим.
Страх очень мешает работе, он парализует. Понервничать можно только чуть-чуть.
Старайтесь сдать экзамен в числе первых – так вы меньше устанете в ожидании своей очереди.
Шпаргалки добавляют нервности, подумайте, стоит ли волноваться еще больше?!
Когда на экзамене получите свой билет, спокойно сядьте за стол, обдумайте вопрос, набросайте план ответа и отвечайте уверенно. Не бойтесь время от времени смотреть в глаза преподавателям.
Успеха и отличных результатов!
Екатерина Евгеньевна Иванова,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы
Психологическая подготовка
Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
- Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
- Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Как запомнить большее количество материала
- Составь план работы
- Просыпайся пораньше и посвящай утренние часы учебе. Наиболее благоприятное время для усвоения материала с 7 до 12 часов и с 14 до 17-18, утреннее время лучше использовать на самый сложный материал
- Для лучшего усвоения материала желательно повторить его 4 раза:
- Просмотр материала - общая ориентировка;
- Выявление основных идей текста и их взаимосвязи;
- Повторение наиболее существенных фактов;
- Составление плана вопроса и дальнейшее повторение уже по нему;
- Изучать материал желательно с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего;
- Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. - перерыв;
- Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу ;
- Ответы на наиболее трудные вопросы полностью и подробно расскажите родителям, друзьям - это поможет лучше усвоить материал, снять стресс;
- Не повторяйте билеты по порядку. Лучше напишите номер на листочке и тяните, как на экзамене;
- Пересказывайте материал перед зеркалом. При этом следите за своей позой, мимикой, жестами, голосом. Ваша речь, ваш вид должен выражать уверенность в себе и своих знаниях;
- Оставьте один день перед экзаменам на то, чтобы повторить планы ответов.
Как одеться на экзамен
Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайся избегать ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена.
Всегда помни о чувстве меры. Ничего лишнего!!!
А вот после экзамена - все, что хочешь.
Как вести себя до экзамена и в момент экзамена
- Перед экзаменом обязательно нужно хорошо выспаться.
- Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты будешь находиться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенность, страха.
- Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
Андрей Иванович Полянский,
доцент кафедры общей психологии и истории психологии
Друзья!
Помните: ваша жизнь, жизнь ваших близких и каждого человека – БЕСЦЕННА!
Здоровье каждого человека создается им самим. О том, как сделать жизнь безопасной и быть здоровым вы узнаете, изучив дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».
Нельзя помочь человеку, оказавшемуся между жизнью и смертью, зная только теорию нашего предмета. Прежде всего, необходим практический опыт. Вы его можете приобрести, регулярно посещая практические занятия, на которых отрабатываются приемы наложения кровеостанавливающего жгута, технологии наложения повязок на различные части тела, навыки сердечно-легочной реанимации и др.
Вы получите знания по простейшим методам самоконтроля своего здоровья: измерения артериального давления, уровня глюкозы крови, особенностям подсчета частоты сердечных сокращений. На наших практических занятиях принято, чтобы студенты выступали с сообщениями по изучаемым темам и по методикам оказания первой медицинской помощи.
На каждом занятии студенты участвуют в тематическом тестировании и в решении ситуационных задач. Деятельность студентов оценивается по рейтинговой системе и если вы набрали за курс 100 баллов, то получаете отличную оценку. Те, кто по какой-либо причине не смог этого сделать, участвуют в итоговом тестировании по всем изученным темам.
Желаем здоровья и успехов!
Сергей Петрович Бурцев, кандидат медицинских наук, доцент кафедры социологии
Словарь первокурсника
Академический час – традиционное название учебного часа в высшей школе.
Академическая неуспеваемость – отсутствие положительной оценки на экзамене, либо отметки «зачтено» по конкретному виду учебной деятельности.
Аспирантура – в РФ основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров.
Бакалавр – первый уровень высшего образования. Присваивается выпускникам, окончившим высшие учебные заведения, сдавшим государственные экзамены и защитившим дипломы после 4-х лет обучения.
Деканат – координационный центр факультета, в котором сосредоточена вся информация, необходимая студенту. В деканате выдаются студенческие билеты, зачетные книжки, формы всех необходимых заявлений, которые могут потребоваться студентам.
Дипломная работа – это заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая выпускниками университета после четырёхлетнего обучения (бакалавриат), пятилетнего обучения или магистратуры соответственно. Важно оформлять работу правильно, в соответствии с общим стандартом – это первое, на что обращают внимание преподаватели!
Зачёт – форма проверки знаний и навыков студентов, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной практики. Сдача всех зачётов, предусмотренных учебным планом на данный семестр, является обязательным условием для допуска студента к экзаменационной сессии.
Зачетная книжка – документ студента вуза, в который заносятся все дисциплины, включенные в учебный план (с указанием их объема в академических часах), проставляются экзаменационные оценки и отметки о зачетах, курсовых и дипломных проектах (работах). В зачетной книжке отмечается перевод студента на следующий курс.
Итоговая аттестация – форма оценки профессиональных знаний, умений и навыков выпускника университета, полностью завершившего теоретическое обучение по основной образовательной программе. Осуществляется Государственной аттестационной комиссией.
Кафедра выпускающая – кафедра, ответственная за выпуск по конкретной специальности. Основные вопросы, возникающие в ходе учебы, решаются именно с заведующим или заместителем заведующего выпускающей кафедры.
Коллоквиум – одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение уровня знаний студентов. На коллоквиуме обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и др.
Курсовая работа – это исследование в определённой области знаний, выполняемое с использованием большого количества источников и изучающее обозначенную проблему. Старайтесь серьезно подходить к вопросу, который вы исследуете, и качественно делать курсовые работы, так как они и составят фундамент вашего диплома!
Лекция – это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме, вопросу и т. д. На лекциях даётся очень полезная информация, которую редко можно найти в книгах! Поэтому задавать свои вопросы лучше сразу после лекции. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.
Магистр – вторая академическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях. Присуждается лицам, окончившим вуз с академической степенью бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения в течение 2-х лет.
Окно – свободная пара, которую вы можете использовать по своему усмотрению (отдых, обед, занятия в читальном зале, встреча в студенческом совете).
Пара – одно занятие в Университете, состоящее из двух академических часов (1 час 30 минут) без перерыва.
Пересдача – вторая попытка, предоставляемая студенту, который не сдал зачет или экзамен с первого раза. На пересдаче присутствуют только студент и преподаватель, и в этом заключается ее отличие от пересдачи с комиссией. На пересдаче проверка знаний студента может проходить по всему курсу дисциплины.
Пересдача с комиссией – форма отчетности студента, применяемая в том случае, если он со второй попытки не сдал зачет или экзамен. В составе комиссии могут быть: преподаватель дисциплины, представитель кафедры, заместитель декана или декан.
Промежуточная аттестация – форма контроля качества знаний студента, осуществляемая после завершения теоретического обучения соответствующего периода (семестра) в специально предусмотренное графиком учебного процесса время.
Профессор – должность, занимаемая преподавателем вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук.
Рейтинговая система – система оценки знаний, предполагающая, что в течение семестра студенты за все виды выполненных заданий и работ набирают определенное количество баллов, сумма которых определяет итоговую оценку по конкретному курсу. Студент, набравший в сумме по дисциплине менее 60 баллов (из 100 возможных), должен сдавать экзамен или зачет по всему курсу.
Ректор – глава высшего учебного заведения.
Реферат – краткое изложение содержания научной работы, книги или статьи, оформленное в виде письменного публичного доклада. содержания первичного текста.
Семинар – это практическое занятие, на котором закрепляется пройденный материал, а также даётся новая информация. Баллы, набранные в результате работы на семинарских занятиях, могут стать решающими при выставлении итоговых оценок. Наш совет – будьте активными и не бойтесь отвечать!
Сессия - строго установленный период времени, предназначенный для сдачи экзаменов и зачетов по итогам семестра.
Староста представляет группу на факультете, в деканате. Ведет учет присутствия студентов на лекциях и семинарах, информирует студентов об изменениях в расписании, поддерживает диалог между студентами и преподавателями. Старосту нужно знать и ценить.
Студент – обучающийся в высшем учебном заведении, институте, университете или академии.
Студенческий билет – документ, удостоверяющий статус студента. Студенческий билет является вашим пропуском в мир знаний и позволяет пользоваться библиотекой МосГУ.
Хвост – нет, это не атавизм, это задолженность студента по предметам.
Экзамен – форма итоговой проверки знаний студентов по пройденной дисциплине. Знания на экзаменах всегда оцениваются «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Расписание экзаменов вывешивается у деканата, а также передаётся старостам групп.
Пожелания выпускников
Буганин Андрей Александрович – факультет культуры и искусства.
Университет подарил много ярких моментов в моей жизни - я приблизился к искусству, познакомился с хорошими и верными друзьями. И не пожалел ни об одном дне, мгновении, проведенном здесь. Творческий союз нашего университета подарил мне яркие эмоции, друзей, всестороннее развитие и многое другое.
Спасибо Московскому гуманитарному университету за все: дружбу, счастье и любовь!
Гусарова Александра Юрьевна – факультет психологии, педагогики и социологии
За все четыре годы учебы ни разу не пожалела о своем выборе. МосГУ для меня больше чем университет. Это то место, куда хочется возвращаться снова и снова. Факультет психологии и социальной работы подарил мне удивительные четыре года профессионального становления, новых открытий, увлекательных лекций, семинаров и, конечно, знакомство с замечательными преподавателями, которые заражают увлеченностью и интересом к своему предмету.
Факультет открывает массу возможностей для практической и научно-исследовательской деятельности. Те знания и навыки, которые мы смогли получить – бесценны, потому что учебный процесс продуман и простроен настолько грамотно, что огромный и сложный материал учебных программ не только отлично усваивается, но и регулярно находит выход в практическом применении.
Наши преподаватели, кроме того, что они являются истинными профессионалами и знатоками своего дела, - удивительные, интересные, разносторонние люди, всегда готовые поддержать и понять в трудной ситуации. Они вложили в нас много своих сил, передали нам знания и опыт, которые каждый день выручают меня в повседневной жизни. В университете интересна и внеучебная деятельность: каждый желающий может найти что-то, что увлекает его.
Пожалуй, все знания, полученные нами, - я уверена, - пригодятся в дальнейшем. Очень приятно было видеть, что факультет развивается вместе с нами, становится лучше, появляются новые предметы, новые базы практик, новые возможности для научной деятельности. Искренне желаю любимому факультету развития, процветания и, конечно же, достойных студентов.
Хочу выразить искреннюю благодарность всем сотрудникам деканата за труд, терпение, помощь и поддержку! СПАСИБО за Ваши уникальные знания, опыт и внутренний свет, которыми Вы с нами делились! Это бесценно!
Мастер-классы именных стипендиатов для первокурсников
Какие самые актуальные вопросы по учебе задают первокурсники: «Какой предмет сложнее сдать?», «Как успевать учиться на «хорошо» и «отлично?», «Реально ли получить именную стипендию?», «Стоит ли идти на работу на первом курсе?» и т.д. Ответы на эти и другие вопросы хочется получить у своих сверстников, уже столкнувшихся с перечисленными проблемами и знающими на них ответ.
Специально для этого в рамках направления «Учись учиться» именные стипендиаты – отличники учебы, участники творческих или спортивных коллективов, лидеры научного общества, активисты Студенческого совета – делятся своим опытом и успехами с первокурсниками.
На мастер-классах ребята узнают о стипендиях, их количестве и возможностях получения. У наших стипендиатов первокурсники выспрашивают подробности студенческой жизни в университете: преимуществах участия в спортивных, научных, творческих и общественных объединениях МосГУ.
После таких встреч многие вопросы оказываются разрешенными, более того, кто-то с поддержкой стипендиатов вступает в ряды наших творческих коллективов, начинает активно участвовать в мероприятиях университета.
Советы именных стипендиатов
Николаев Станислав – студент 3 курса факультета экономики и управления, председатель Студенческого научного общества.
Совет первокурсникам: Старайтесь смотреть шире, рассматривать ситуацию со всех сторон. Будьте голодными на успех. Стремитесь больше знать, больше уметь. Воплощайте свои мечты. Берите от жизни все её положительные моменты. И, конечно, настоящего вам счастья. Его «комплектующие» - это любовь и здоровье.
Сяврикова Нонна – студент 2 курса факультета экономики и управления.
Совет первокурснику: Дорогие первокурсники! Впереди вас ждут прекрасные студенческие годы. Самое главное - получать удовольствие от того, чем вы занимаетесь. Не тратьте свое время впустую. Учитесь, любите, вдохновляйтесь, развивайтесь, радуйтесь жизни и, что немаловажно, верьте в себя и в свои силы. И у вас обязательно получится осуществить все цели, которые вы ставите перед собой!
Жуков Никита – студент 4 курса факультета экономики и управления.
Совет первокурснику: Мне хочется сказать одно…Никто и ничто не может вас остановить при достижении вашей цели, которую вы себе поставили. Хотите учиться только на отличные оценки - вперед, хотите быть в творчестве - действуйте, хотите успевать и учиться, и быть в творчестве, да еще и работать - все получиться!!! Это возможно! Да, все возможно! Правильное планирование своего дня, распределении времени и, конечно же, время на отдых!!! Добиваясь одних целей - ставьте новые! Открывайте себя и свои возможности в чем-то новом! Пробуйте! Будьте развиты разносторонне! Занимайтесь тем, что доставляет вам истинное удовольствие! Ииии…УЛЫБАЙТЕСЬ!))) Удачи!!!
Омарова Сабина – студентка 4 курса факультета международных отношений и туризма.
Совет первокурснику: Я всегда и везде повторяю, что для успеха нужно любить то, чем Вы занимаетесь. Никогда ничего не бойтесь, ставьте перед собой цели и идите вперед, становитесь чемпионами! Учитесь, развивайтесь и достигайте высоких целей. Важно расти, а не стоять на месте. Никогда не останавливайтесь, не бросайте начатых дел и не отчаивайтесь. Даже если вы потерпели неудачу, соберите всю свою волю в кулак и продолжайте путь. Помните, чем тернистей путь, тем слаще победа!
Не сомневайтесь в своих силах и всегда рассчитывайте только на себя, никогда не надейтесь на случай или удачу – успехов добиваются упорным трудом.
Слушайте сердце и идите навстречу своей мечте, и у Вас обязательно все получится!
Ильичева Анастасия – студентка 2 курса факультета рекламы, журналистики и дизайна.
Совет первокурснику: Быть может, я сейчас скажу прописные истины, для кого-то это покажется чрезмерно позитивным, однако это то, как я действительно считаю, это именно те методы, благодаря которым я поистине счастливый человек, занимающийся любимым делом. Так вот что я хочу сказать: пока мы молоды, полны сил, пока есть время и желание развиваться, учиться, работать над собой, наслаждаясь процессом, нужно быть активным, принимать участие во всех интересных событиях, как университета, так и города (это же столица!), проявлять себя, приумножать свои таланты и двигаться вперед. Без личного энтузиазма и желания работать над собой и познавать этот многогранный мир ничего не выйдет, но, как только вы возьмете себя в руки и начнете действовать, вот увидите - все получиться, как нельзя лучше, и в конечном итоге вы будете счастливы, а ваши студенческие годы действительно в дальнейшем останутся в памяти прекрасным воспоминанием.
Воронова Анастасия – студентка 3 курса факультета рекламы, журналистики и дизайна
Совет первокурснику: Идите к цели уверенно, не опускайте руки даже когда очень тяжело! Все получится, просто нужно верить в себя и свои возможности!
Залог успешной учебы
Самостоятельная работа
В чем залог успешной учебы? В тщательном изучении учебного материала, усвоении основных разделов учебного курса…
Как это возможно? Возможно, и не очень сложно, но при соблюдении нескольких простых условий. Помните: главное – видеть цель!
Что такое «Учебная работа студента»? Учебная работа и есть основной труд, и залог успеха не только в студенческие годы, но и в грядущей трудовой деятельности.
Из чего состоит учебная работа? Из аудиторной работы, самостоятельной проработки разделов программы, написания и защиты рефератов, подготовки и сдаче зачетов и экзаменов.
Аудиторная работа
1. Лекционные занятия дают возможность познакомиться с различными концепциями, мнениями по наиболее сложным или спорным вопросам учебного курса.
2. Семинарские занятия способствуют развитию самостоятельного мышления, включают проработку новейших материалов, решают практические задачи, используют компьютерные программы
Семинарские занятия могут проводиться в виде:
· развернутой беседы – творческой дискуссии, основанной на подготовке всей группы по вопросам семинара и максимальном участии в обсуждении вопросов
· устных докладов с последующим их обсуждением
· обсуждения письменных рефератов или докладов, подготовленных одним или несколькими студентами по определенной теме
Самостоятельная работа
Этот вид деятельности студента очень многогранен, наиболее широко используются следующие формы самостоятельной работы:
· подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;
· подготовка к опросу, коллоквиуму;
· подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе;
· выполнение домашних контрольных работ и заданий;
· написание рефератов, докладов, эссе;
· подготовка к деловой игре и оформление ее результатов;
· курсовая работа;
· написание отчета по практике;
· дипломная работа.
Подготовка к практическим и семинарским занятиям — традиционная форма самостоятельной работы студентов, включает отработку лекционного материала, изучение рекомендованной литературы, конспектирование учебников и статей.
Подготовка к опросу, коллоквиуму, проводимому в рамках практического или семинарского занятия, требует уяснения вопросов, вынесенных на конкретное занятие, подготовки выступлений, повторения основных терминов, запоминания формул и алгоритмов.
Подготовка к тестированию требует более тщательного изучения материала по теме или блоку тем, акцентирования внимания на определениях, терминах, содержании понятий, датах, алгоритмах, именах ученых в той или иной области.
Подготовка к аудиторной контрольной работе аналогична предыдущей форме, но акцент делается на изучение методик и формул расчета, уяснение содержания расчетных показателей.
Домашние контрольные работы проводятся с целью отработки материала, выносимого на самостоятельное изучение, закрепления знаний по крупным темам или блоку тем.
Домашние задания являются разновидностью контрольных работ; например, по дисциплине «Политология» это может быть подготовка информации по политической тематике.
Реферат – краткое изложение научной и специальной литературы по определенной проблеме или анализ источников (например, нормативного права). Их цель – научить студента пользоваться литературой, статистическими данными, критически осмысливать теорию и практику рассматриваемых проблем, привить умение четко и логично излагать материал в письменном виде.
Общие требования, предъявляемые к реферату:
· реферат должен представлять собой самостоятельную разработку актуальной проблемы по изучаемой дисциплине
· основой реферата должны служить современные научные публикации, нормативные материалы по соответствующей проблеме
· источниковая база исследования формируется на основе монографий, научных статей, справочно-информационного материала
· план и материалы реферата должны раскрывать актуальность выбранной темы
· содержание раскрываемых вопросов должно сопровождаться ссылками на источники, использованные автором, и в конце работы прилагается список этих источников
Основные этапы подготовки реферата
· выбор темы
· консультации научного руководителя
· подготовка плана реферата
· работа с источниками, сбор материала
· написание текста реферата
· оформление рукописи и предоставление ее научному руководителю
· защита реферата
Доклады, по сути своей, близки к рефератам, однако их область существенно уже. Подготовка доклада позволяет студенту основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы.
Эссе – краткое рассуждение на определенную тему. Отличительная особенность – индивидуальность, необходимость самостоятельного, желательно творческого, осмысления той или иной проблемы, поставленной преподавателем. Темы эссе, предлагаемые для самостоятельной работы студентов, представляют собой конкретные вопросы по изучаемому предмету. Преподавателя интересует в первую очередь личное мнение студента по той или иной проблеме.
Эссе весьма разнообразны:
· в области социально-политических наук, исторических дисциплин они могут быть представлены философской или исторической автобиографией, историческими портретами выдающихся личностей, социологической автобиографией.
· в качестве эссе по статистике может выступать отработка того или иного статистического приема на конкретных данных публикаций.
· по дисциплинам специальности «Юриспруденция» студенты в эссе могут излагать личные взгляды и представления по отдельным вопросам (проблемам) теории права, нормативного регулирования и правоприменительной практики.
Подготовка к деловой игре связана с распределением ролей, сбором необходимого материала. Оформление результатов требует обобщения, анализа данных, определенных выводов и рекомендаций.
Курсовая работа – самостоятельное научно-практическое исследование по определенной теме, в ходе которого студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и специальной литературой, документами, справочными и архивными материалами; овладевают методами поисковой деятельности, обработки, обобщения и анализа информации; получают знания по предмету и расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.
Отчет по практике требует от студентов систематизации изученного практического материала, является базой для написания курсовых и дипломной работ. Он должен иметь приложения (входные и выходные документы, инструкции, приказы, алгоритмы расчета показателей, организационные и структурные схемы, устав предприятия, показатели его деятельности).
Дипломная работа – завершающая и важнейшая форма самостоятельной работы, отражающая соответствие выпускника квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта по специальности.
В зависимости от творческой индивидуальности, как студентов, так и преподавателей, прочие формы самостоятельной работы могут быть самыми разными:
- подготовка к литературному концерту;
- рецензирование спектаклей, научных статей;
- взаимное рецензирование студенческих рефератов, эссе, докладов;
- составление словарей и кроссвордов по терминам курса;
- решение задач повышенной сложности;
- формулировка и решение задач по данным специальной периодической печати;
- разработка учебного проекта;
- моделирование деятельности предприятия;
- составление аналитических справок (обзоров) по материалам экономической, юридической и иных видов профессиональной деятельности;
- анализ данных статистики и пр.
Самостоятельная работа включает в себя, прежде всего, работу с учебной и научной литературой.
Как изучать литературу? Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать все написанное к сведению и излагать близко к тексту. Необходимо анализировать текст, думать над ним, т.е. превратить чтение в активный процесс:
· делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (т.е. создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике),
· составлять тезисы (цитирование наиболее важных, значимых мест статьи, короткое изложение основных мыслей автора)
· готовить аннотации (краткое обобщение проблемных вопросов работы)
· создавать конспекты (развернутые тезисы, которые содержат и доказательства).
Правила конспектирования
1. Укажите выходные данные источника – автор, наименование, год и место издания, количество страниц
2. Оставьте широкие поля – для уточнений, дополнений, собственных мыслей
3. Структурно разделите конспект на составные части в соответствии с планом
4. Записать нужно только самое главное, избегая сокращений (разобраться потом будет сложнее!)
5. Выделять наиболее важные положения изучаемого источника.
6. В конспект – особенно тематический – могут быть включены выписки, тезисы и из нескольких источников, монографий, посвященных изучаемой проблеме.
Постарайтесь не отступать с избранного студенческого пути и успех вам обеспечен! Мы верим в вас!