Абитуриенту Контакты Сведения Мобильная версия
+7 (499) 374-51-51 +7 (929) 644-88-69

Научные школы МосГУ

Научная школа Московского гуманитарного университета по педагогическим наукам

Научная школа кафедры педагогики и психологии высшей школы выстраивается на основе многолетних результатов научных исследований, проводимых ее руководителем – Ситаровым В.А., доктором педагогических наук, профессором, Заслуженным работником высшей школы РФ, Почетным работником общего образования РФ совместно со своими 69 учениками, – кандидатами и докторами педагогических наук в русле направления подготовки «Образование и педагогические науки» по следующим основным направлениям:


Теория и методика обучения в области современного высшего образования

Выполненные научные проекты

1.     Система менеджмента качества ВУЗа в условиях Болонского процесса, 2008-2010 – руководитель Онищенко Э.В., РГНФ № 08-06-00385а

2.     Постоянно действующий семинар "Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса", 2008 – руководитель  Плаксий С.И., РГНФ № 08-06-14142г

3.     Создание и развитие научно-аналитической системы «Акмеология и психология профессиональной деятельности», 2010-2011 – руководитель  Романюк Л.В., РГНФ № 10-06-12136в

 

Защищенные диссертации

1.      Полянцева Ирина Александровна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Экологическое образование студентов педагогического колледжа на основе принципа природосообразности», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2005 г.).

2.     Щеглова Светлана Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2005 г.).

3.     Иголкина Мария Ивановна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия обеспечения компетентностного подхода в подготовке будущих инженеров», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2008 г.).

4.     Белова Алла Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Формирование образовательных компетенций студентов вуза культуры и искусств», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2009 г.).

5.     Карелин Максим Михайлович – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогическое тестирование в профессиональной подготовке космонавтов», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2009 г.).

6.     Багузина Елена Ильинична –  диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Веб-квест технология как дидактическое средство  формирования иноязычной коммуникативной компетентности (на примере студентов неязыкового ВУЗа)», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2012 г.).

7.      Ревин Сергей Николаевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Формирование экологических понятий у школьников на основе метода аналогии (на примере изучения экосистемы космической станции)», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2013 г.).

8.     Скударева Галина Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2008 г.).


Теория и методика воспитания, основанная на идеях философии и психологии ненасилия и культуры взаимоотношений с окружающей природной средой

Выполненные научные проекты

1.     Идентификация конфликта в современной России как философская проблема, 2006-2007 – руководитель Белинская А.Б., Совет по грантам  Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и докторов наук, МД-9546.2006.6

2.     Образ студенческой молодежи в современной России, 2007-2009 – руководитель Ситаров В.А., РГНФ № 07-06-02005а

3.     Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения виктимных детей, 2008-2009 – руководитель  Леонова И.В., Совет по грантам  Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и докторов наук, МК-1130.2008.6

4.     Внедрение эффективных моделей организационно-методического обеспечения программ воспитания детей и молодежи, содействующих повышению их социальной активности и временной занятости, основанных на правовой грамотности и навыках самоуправления, 2014-2015 – руководитель Ильинский И.М., МОН РФ, 09.028.12.0066

5.     Психолого-педагогические факторы и условия формирования позиции ненасилия у студентов-будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения, 2018 – руководитель Ситаров В.А.,  РФФИ № 18-013-00151/18

 

Защищенные диссертации

1.     Смирнов Алексей Иванович – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия приобщения к культуре предпринимательства студентов экономических специальностей», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2005 г.).

2.     Чекун Ольга Алексеевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия подготовки студентов к межкультурной коммуникации (на примере неязыковых факультетов вуза)», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2007 г.).

3.     Лосева Наталья Александровна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия развития речевой культуры будущих педагогов дошкольного образования», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2008 г.).

4.     Скударева Галина Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2008 г.).

5.     Голубева надежда Борисовна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Развитие профессионально-деловых качеств личности студентов экономических специальностей в процессе изучения иностранного языка», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2011 г.).

6.     Хлызова Ирина Валерьевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров к сплочению персонала», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2015 г.).

7.     Кощиенко Ирина Васильевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2012 г.).

 

История образования и педагогической мысли с опорой на отечественные гуманистические традиции

Выполненные научные проекты

1.     Источниковедение российского педагогического Зарубежья в пространстве межкультурного взаимодействия на территории Китая в конце XIX–первой половине XX веков, 2010 – руководитель Косинова О.А., РГНФ № 10-06-03203е/Р

2.     Межкультурное взаимодействие в образовательном пространстве российского Зарубежья на территории Китая в конце XIX–первой половине XX вв.: источниковедческий аспект, 2013-2014 – руководитель Косинова О.А., РГНФ № 13-06-00193а


Защищенные диссертации

1.     Василенко Олег Викторович – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Гуманистическая направленность общественно-педагогической деятельности В.Ф.Одоевского», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2007 г.).

2.     Шульгина Елена Валерьевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Наследие Е.И.Тихееевой как целостная педагогическая система», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2007 г.).

3.     Наумова Галина Владимировна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Становление и развитие коррекционно-развивающего обучения в отечественной педагогике второй половины -первой трети XX веков», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2009 г.).

4.     Чабанова Светлана Сергеевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Феномен авторитета учителя в отечественной педагогике второй половины XIX – XX вв», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2011 г.).

5.     Косинова Оксана Анатольевна – диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тема: «Традиции российского педагогического зарубежья на территории Китая в конце XIX -первой  половине XX  веков», научный консультант, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2009 г.).

6.     Ильинская Наталья Игоревна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Образовательные традиции художественных музеев России конца XX – начала XXI в. (на примере Государственного Русского музея)», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2012 г.).


Основные достижения научной школы положены в основу реализации всех уровней высшего образования, реализуемых на кафедре

Уникальная организация учебно-воспитательного процесса на уровне бакалавриата осуществляется в русле педагогики и психологии ненасилия.

В настоящее время под руководством проф. В.А.Ситарова выполняется научный проект на тему «Психолого-педагогические факторы и условия формирования позиции ненасилия у студентов – будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения», поддержанный Российским фондом фундаментальных исследований ( № 18-013-00151).

Уникальность подготовки на уровне магистратуры выстроена на новом понимании философии и практики педагогического менеджмента как широкой гуманитарной деятельности, ориентированной на ненасильственный характер управления развития личности и коллектива в образовательных и социальных системах.

Уникальность подготовки на уровне аспирантуры связана с решением научных проблем на основе интеграции современных педагогических теорий и личного исследовательского опыта аспиранта.

Жизнеспособность выпускников бакалавриата, магистратуры и  аспирантуры гарантируется авторитетом и узнаваемостью научной школы проф. В.А.Ситарова  в педагогическом сообществе страны, подтвержденными опубликованными  научными результатами и внедренными в систему отечественного образования учебниками и учебными пособиями  (В.А.Ситаров. «Дидактика». Учебное пособие. -М–:Академия, 2002; 2008. -368 с.; В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов. «Социальная экология». Учебное пособие для студ.высш. учеб. заведений. –М.:Академия, 2000. -280с.; В.А.Ситаров, В.Г.Маралов. «Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе». –М.:Академия, 2000. -216 с.; В.А.Ситаров. «Дидактика. Учебное пособие для практических занятий». –М.,Академия, 2008. – 352с.; В.А.Ситаров. «Теория обучения. Теория и практика».Учебник для бакалавров. – М.:Юрайт, 2017. -447 с.; В.Г.Маралов, В.А.Ситаров. «Педагогика и психология ненасилия в образовании». Учебное пособие для бакалавров и магистратуры. –М.:Юрайт, 2017. В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов. «Социальная экология». Учебник для бакалавров. –М.:Юрайт, 2015. -517 с.)