Научная школа Московского гуманитарного университета по педагогическим наукам
Научная школа кафедры педагогики и психологии высшей школы выстраивается на основе многолетних результатов научных исследований, проводимых ее руководителем – Ситаровым В.А., доктором педагогических наук, профессором, Заслуженным работником высшей школы РФ, Почетным работником общего образования РФ совместно со своими 69 учениками, – кандидатами и докторами педагогических наук в русле направления подготовки «Образование и педагогические науки» по следующим основным направлениям:
Теория и методика обучения в области современного высшего образования
Выполненные научные проекты
1. Система менеджмента качества ВУЗа в условиях Болонского процесса, 2008-2010 – руководитель Онищенко Э.В., РГНФ № 08-06-00385а
2. Постоянно действующий семинар "Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса", 2008 – руководитель Плаксий С.И., РГНФ № 08-06-14142г
3. Создание и развитие научно-аналитической системы «Акмеология и психология профессиональной деятельности», 2010-2011 – руководитель Романюк Л.В., РГНФ № 10-06-12136в
Защищенные диссертации
1. Полянцева Ирина Александровна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Экологическое образование студентов педагогического колледжа на основе принципа природосообразности», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2005 г.).
2. Щеглова Светлана Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2005 г.).
3. Иголкина Мария Ивановна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия обеспечения компетентностного подхода в подготовке будущих инженеров», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2008 г.).
4. Белова Алла Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Формирование образовательных компетенций студентов вуза культуры и искусств», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2009 г.).
5. Карелин Максим Михайлович – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогическое тестирование в профессиональной подготовке космонавтов», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2009 г.).
6. Багузина Елена Ильинична – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности (на примере студентов неязыкового ВУЗа)», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2012 г.).
7. Ревин Сергей Николаевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Формирование экологических понятий у школьников на основе метода аналогии (на примере изучения экосистемы космической станции)», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2013 г.).
8. Скударева Галина Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2008 г.).
Теория и методика воспитания, основанная на идеях философии и психологии ненасилия и культуры взаимоотношений с окружающей природной средой
Выполненные научные проекты
1. Идентификация конфликта в современной России как философская проблема, 2006-2007 – руководитель Белинская А.Б., Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и докторов наук, МД-9546.2006.6
2. Образ студенческой молодежи в современной России, 2007-2009 – руководитель Ситаров В.А., РГНФ № 07-06-02005а
3. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения виктимных детей, 2008-2009 – руководитель Леонова И.В., Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и докторов наук, МК-1130.2008.6
4. Внедрение эффективных моделей организационно-методического обеспечения программ воспитания детей и молодежи, содействующих повышению их социальной активности и временной занятости, основанных на правовой грамотности и навыках самоуправления, 2014-2015 – руководитель Ильинский И.М., МОН РФ, 09.028.12.0066
5. Психолого-педагогические факторы и условия формирования позиции ненасилия у студентов-будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения, 2018 – руководитель Ситаров В.А., РФФИ № 18-013-00151/18
Защищенные диссертации
1. Смирнов Алексей Иванович – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия приобщения к культуре предпринимательства студентов экономических специальностей», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2005 г.).
2. Чекун Ольга Алексеевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия подготовки студентов к межкультурной коммуникации (на примере неязыковых факультетов вуза)», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2007 г.).
3. Лосева Наталья Александровна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия развития речевой культуры будущих педагогов дошкольного образования», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2008 г.).
4. Скударева Галина Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2008 г.).
5. Голубева надежда Борисовна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Развитие профессионально-деловых качеств личности студентов экономических специальностей в процессе изучения иностранного языка», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2011 г.).
6. Хлызова Ирина Валерьевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров к сплочению персонала», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2015 г.).
7. Кощиенко Ирина Васильевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2012 г.).
История образования и педагогической мысли с опорой на отечественные гуманистические традиции
Выполненные научные проекты
1. Источниковедение российского педагогического Зарубежья в пространстве межкультурного взаимодействия на территории Китая в конце XIX–первой половине XX веков, 2010 – руководитель Косинова О.А., РГНФ № 10-06-03203е/Р
2. Межкультурное взаимодействие в образовательном пространстве российского Зарубежья на территории Китая в конце XIX–первой половине XX вв.: источниковедческий аспект, 2013-2014 – руководитель Косинова О.А., РГНФ № 13-06-00193а
Защищенные диссертации
1. Василенко Олег Викторович – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Гуманистическая направленность общественно-педагогической деятельности В.Ф.Одоевского», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2007 г.).
2. Шульгина Елена Валерьевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Наследие Е.И.Тихееевой как целостная педагогическая система», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2007 г.).
3. Наумова Галина Владимировна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Становление и развитие коррекционно-развивающего обучения в отечественной педагогике второй половины -первой трети XX веков», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2009 г.).
4. Чабанова Светлана Сергеевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Феномен авторитета учителя в отечественной педагогике второй половины XIX – XX вв», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А. (2011 г.).
5. Косинова Оксана Анатольевна – диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тема: «Традиции российского педагогического зарубежья на территории Китая в конце XIX -первой половине XX веков», научный консультант, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2009 г.).
6. Ильинская Наталья Игоревна – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема: «Образовательные традиции художественных музеев России конца XX – начала XXI в. (на примере Государственного Русского музея)», научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор Романюк Л.В. (2012 г.).
Основные достижения научной школы положены в основу реализации всех уровней высшего образования, реализуемых на кафедре
Уникальная организация учебно-воспитательного процесса на уровне бакалавриата осуществляется в русле педагогики и психологии ненасилия.
В настоящее время под руководством проф. В.А.Ситарова выполняется научный проект на тему «Психолого-педагогические факторы и условия формирования позиции ненасилия у студентов – будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения», поддержанный Российским фондом фундаментальных исследований ( № 18-013-00151).
Уникальность подготовки на уровне магистратуры выстроена на новом понимании философии и практики педагогического менеджмента как широкой гуманитарной деятельности, ориентированной на ненасильственный характер управления развития личности и коллектива в образовательных и социальных системах.
Уникальность подготовки на уровне аспирантуры связана с решением научных проблем на основе интеграции современных педагогических теорий и личного исследовательского опыта аспиранта.
Жизнеспособность выпускников бакалавриата, магистратуры и аспирантуры гарантируется авторитетом и узнаваемостью научной школы проф. В.А.Ситарова в педагогическом сообществе страны, подтвержденными опубликованными научными результатами и внедренными в систему отечественного образования учебниками и учебными пособиями (В.А.Ситаров. «Дидактика». Учебное пособие. -М–:Академия, 2002; 2008. -368 с.; В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов. «Социальная экология». Учебное пособие для студ.высш. учеб. заведений. –М.:Академия, 2000. -280с.; В.А.Ситаров, В.Г.Маралов. «Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе». –М.:Академия, 2000. -216 с.; В.А.Ситаров. «Дидактика. Учебное пособие для практических занятий». –М.,Академия, 2008. – 352с.; В.А.Ситаров. «Теория обучения. Теория и практика».Учебник для бакалавров. – М.:Юрайт, 2017. -447 с.; В.Г.Маралов, В.А.Ситаров. «Педагогика и психология ненасилия в образовании». Учебное пособие для бакалавров и магистратуры. –М.:Юрайт, 2017. В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов. «Социальная экология». Учебник для бакалавров. –М.:Юрайт, 2015. -517 с.)