Научно-исследовательская лаборатория психофизиологии
В Московском гуманитарном университете функционирует психофизиологическая лаборатория, в деятельности которой сопряжены три направления: учебное, научно-исследовательское и практическое. В ней проходят учебные занятия по уникальным авторским курсам «Резервные возможности психики» и «Регуляция психической активности человека», реализуется подготовка магистров по программе «Психология воздействия и психокоррекция».
Руководит лабораторий доктор медицинских наук, профессор, известный специалист в области психофизиологии труда и обеспечения психофизиологической надежности человека в экстремальных условиях, врач-психотерапевт Вячеслав Михайлович Звоников.
Основные направления деятельности психофизиологической лаборатории:
I. Учебно-методическое:
- разработка учебных программ и практикумов для студентов факультета;
- проведение практических занятий со студентами;
- обучение практическим навыкам работы на психофизиологическом и электрофизиологическом оборудовании преподавателей, аспирантов и студентов.
II. Научно-исследовательское:
Плановая тематика:
- разработка системы мониторинга функционального состояния, психофизиологической поддержки и психокоррекции студентов в процессе их обучения в университете;
- психофизиологические механизмы дистанционного биоинформационного взаимодействия в системе «человек-человек», «человек –окружающая среда»;
- психофизиологические механизмы внушения и внушаемости в психокоррекции, психотерапии и общественной жизни;
- информационно-регулирующая, воспринимающая и воздействующая роль психических образов.
- индивидуальные особенности формирования и развития образной сферы. Психофизиологические и психофизические механизмы сознательного и бессознательного взаимодействия психических образов человека с окружающей средой;
- регулирующая роль функциональных асимметрий человека в обеспечении адаптационных процессов организма;
- разработка и совершенствование систем психокоррекции, психотерапии и индивидуальной коррекции функциональных состояний человека.
- разработка систем профессионального психофизиологического отбора специалистов любых профессий. Практическое осуществление отбора специалистов;
- разработка систем психофизиологического обеспечения успешной профессиональной деятельности специалистов (динамический контроль за функциональным состоянием , проведение корригирующих и восстановительных мероприятий и т.п. ). Повышает эффективность и качество работы на 30-40%;
- любые другие темы по актуальным проблемам психофизиологии труда и психофизиологическому обеспечению профессиональной деятельности.
III. Практическое:
- определение ранней (2-4 классы) или сформированной (8-10 классы) психофизиологической предрасположенности (способности) к тем или другим видам профессиональной деятельности;
- обучение психологов (психофизиологов) фирм, предприятий и организаций методам и приемам отбора с учетом профессиографических особенностей деятельности отбираемых специалистов;
- количественная оценка уровня здоровья населения (школьники, сотрудники предприятий и фирм) с выдачей индивидуальных рекомендаций по физической нагрузке, питанию и проведению оздоровительных мероприятий;
- индивидуальное обследование и консультирование клиентов. Количественная оценка уровня здоровья, оценка работы основных мозговых структур (по данным электроэнцефалографии), оценка основных психических функций (внимания, памяти, мышления, характерологических особенностей и т.п.), оценка синхронизации основных биологических процессов в организме, разработка индивидуального графика рабочих нагрузок с учетом биоритмологических особенностей. По результатам обследования предлагается индивидуальная схема поддержки и восстановления здоровья без фармакологических препаратов;
- индивидуальная и групповая психотерапия и психокоррекция при любых психосоматических, невротических и соматических расстройствах и заболеваниях. Психотерапия при никотиновой и алкогольной зависимостях.