Российский социолог, специалист в области социологии молодежи, социологии детства, социологии культуры, социологии образования. Кандидат социологических наук (1993). Доктор социологических наук (2004). Профессор (2010). Профессор кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета, главный научный сотрудник Социологического центра Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ. Член диссертационного совета Д 521.004.07 на базе МосГУ. Член Российского общества социологов.
Нина Анатольевна Селиверстова родилась 3 ноября 1962 г. в Ташкентской обл. Окончила Ташкентский государственный университет по специальности «русский язык и литература» в 1986 г. В Москве в 1989 г. на Высших социологических курсах при ВКШ слушала курс лекций (в том числе Э. Гидденса, М. Кастельса, В. А. Ядова, О. М. Масловой и др. видных российских и зарубежных ученых). В 1990–1993 гг. обучалась в аспирантуре Института молодежи (ныне Московский гуманитарный университет), в 1993 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук по теме «Особенности социализации детей в иноэтнической среде (на примере русских в Узбекистане)» (Селиверстова, 1993).
В 1994–2000 гг. — старший научный сотрудник Российской книжной палаты. В 1996–2005 гг. — старший преподаватель, доцент кафедры социологии Института молодежи (МГСА, МосГУ). После успешной защиты докторской диссертации по теме «Книжные культуры постсоветских обществ: специфика социокультурного взаимодействия посредством книги» (Селиверстова, 2004) работает в должности профессора кафедры социологии (с 2020 г. — кафедры философии, социологии и культурологии), главного научного сотрудника Социологического центра ИФПИ МосГУ.
Основные труды — по социологическим проблемам книгопечатанья и книжного чтения (Селиверстова, 2001, 2004, 2006; Селиверстова, Юмашева, 2009). Ряд публикаций посвящен читательским интересам молодежи (Селиверстова, 2005, 2009, 2012b). Эти исследования выполнены Селиверстовой в опоре на базовые положения научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета, к которой она принадлежит и идеи которой развивает (концепция социокультурного взаимодействия посредством книги и др.).
Один из организаторов круглых столов по социологии молодежи «Молодежь в зеркале социологии» (Молодежь ... , 2010), социологической секции ежегодных международных научных конференций «Высшее образование для XXI века» (Высшее ... , 2005, 2007, 2008, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2020).
Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005). Член рабочей группы проекта «Социология молодежи. Электронная энциклопедия».
Эл. адрес: [email protected]
Основные публикации
1. Селиверстова, Н. А. (1993) Особенности социализации детей в иноэтнической среде (на примере русских в Узбекистане) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 23 с.
2. Селиверстова, Н. А. (2001) Книга в социокультурном взаимодействии России со странами ближнего зарубежья. М.: Социум 128 с.
3. Селиверстова, Н. А. (2004) Книжные культуры постсоветских обществ: специфика социокультурного взаимодействия посредством книги: автореф. дис. … д-ра социол. наук. М. 35 с.
4. Селиверстова, Н. А. (2006) Книжные культуры стран СНГ и Балтии: Прошлое и настоящее. М. : Наука. 291 с.
5. Селиверстова, Н. А., Юмашева, Н. Д. (2009) Чтение в студенческой среде: Опыт социол. исследования / Рос. кн. палата. М. 108 с.
6. Селиверстова, Н. А. (2009) Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в прочтении студентов (анализ дневников читателей) // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 194–204.
7. Селиверстова, Н. А. (2005) Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 156–157.
8. Селиверстова, Н. А. (2012а) Культурное воспроизводство: вопросы методологии и методики исследования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 59–63.
9. Селиверстова, Н. А. (2012b) Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 324–326.
10. Селиверстова, Н. А., Зубарев, Д. Ю. (2014) «Они» и «мы»: парадоксы в общественном мнении москвичей о мигрантах // Вестник Университета (Государственный университет управления). № 8. С. 272–282.
11. Селиверстова, Н. А. (2015) Социологическое образование: обеспеченность учебной литературой и ее качество // Социологические исследования. № 1. С. 128–133.
12. Селиверстова, Н. А. (2015) Образовательный опыт как понятие социологии // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 79–87. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.8
13. Селиверстова, Н. А., Зубарев, Д. Ю. (2015) Аккультурация мигрантов // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 358–363. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.39
14. Селиверстова, Н. А. (2016) Образовательные практики как основания новых молодежных субкультур [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). С. 50–54. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/3/Seliverstova_Educational-Practices/ (дата обращения: дд.мм.гггг).
15. Селиверстова, Н. А., Курганская, М. Я. (2017) Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 232–239. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.18
16. Селиверстова, Н. А. (2018) Информальное образование: результаты качественного исследования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 112–122. DOI: 10.17805/zpu.2018.3.10
17. Селиверстова, Н. А. (2019a) Образовательный потенциал художественной литературы: к проблеме информального образования молодежи // Тезаурусы и проблемы культуры: III Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова: доклады и материалы Общероссийской (национальной) конференции (с международным участием), прошедшей в Московском гуманитарном университете 4 апреля 2019 г. / редкол.: Вал. А. Луков (отв. ред.), Н. В. Захаров, А. В. Костина, Т. Ф. Кузнецова, Ч. К. Ламажаа, В. П. Трыков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 292–300. Режим доступа: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/13
18. Селиверстова, Н. А. (2019b) Имитации в высшей школе: следствие модернизации? // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 65–77. DOI: 10.17805/zpu.2019.4.5.
19. Селиверстова Н.А. (2020a) Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. Т. 46. № 3. С. 71–77. DOI: 10.31857/S013216250008802-5.
20. Селиверстова, Н. А. (2020b) О понимании социальной природы имитаций в высшей школе // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 26–35 DOI: 10.17805/zpu.2020.3.2
Ред.: Высшее образование для XXI века (2005) : Вторая междунар. конференция, 20–22 октября 2005 г. : Социология высшего образования : Материалы докладов секции / отв. ред. Д. Л. Агранат, Н. А. Селиверстова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 55 с.; Высшее образование для XXI века (2007) : IV международная научная конференция. Москва, 18–20 октября 2007 г.: доклады и материалы. Секция 2. Социология высшего образования / отв. ред. Н. А. Селиверстова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 87 с.; Высшее образование для XXI века (2008) : V международная научная конференция. Москва, 13–15 ноября 2008 г. : доклады и материалы. Секция 2. Социология высшего образования / отв. ред. Н. А. Селиверстова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 100 с.; Высшее образование для XXI века (2012) : IХ междунар. науч. конференция, 15–17 ноября 2012 г. : доклады и материалы : Сек. Социология образования / отв. ред. Н. А. Селиверстова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 107 с.; Молодежь в зеркале социологии (2010) : материалы круглого стола по социологии молодежи. Москва, 27 марта 2010 г. Вып. 1 / отв. ред. Н. А. Селиверстова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 108 с.
Лит.: Селиверстова Нина Анатольевна (2014) // Социологи России: История социологии в лицах : биобиблиограф. словарь. 2-е изд. / отв. ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ. 544 с. С. 392.