Проректор по научной, воспитательной и международной деятельности МосГУ, директор Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, доктор культурологии, доктор философских наук, профессор, действительный член Международной академии наук (штаб-квартира в Инсбруке, Австрия), главный редактор журнала «Ученый совет», член редколлегии 6 ведущих научных журналов, автор более 350 (общим объемом более 600 п. л.), из них — 22 монографии и учебных пособия (в том числе, с министерским грифом).
Индекс Хирша в РИНЦ — 24.
1986 г. — Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского (специальность — музыковедение).
1993 г. — Институт молодежи (сегодня — Московский гуманитарный университет) — второе высшее образование по специальности «Культурология».
1997 г. — защита диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 — теория и история культуры (научный руководитель — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор А. Я. Зись). Тема диссертации: «Соотношение массового и элитарного в культуре (на примере отечественной культуры 20–30-х годов)».
2003 г. — защита диссертации на тему «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 24.00.01 — теория и история культуры (научный консультант — заведующий кафедрой культурологии Московского гуманитарного университета доктор социологических наук, профессор А. И. Шендрик).
2009 г. — защита диссертации на тему «Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности» на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 — теория и история культуры (научный консультант — директор Высшей школы культурологии МГУКИ доктор философских наук, профессор А. Я. Флиер).
Если говорить о тех научных парадигмах, в границах которых разворачиваются исследования А. В. Костиной, это, во-первых, та часть социальной философии, которая связана с постиндустриалистским подходом, позволяющим мыслить категориями прогресса; во-вторых, это эволюционизм, но «дифференциальный», исходящий из признания того, что социокультурный процесс является многолинейным и гетерогенным, в-третьих, это функционализм, позволяющий рассматривать все подсистемы культуры как функционально связанные между собой, где характер распределения функций определяет конфигурацию культуры в границах каждого масштабного исторического периода ее развития. Особо значимыми для автора являются структурно-типологический и историко-типологический подходы к анализу культуры, позволяющие рассматривать процессы развития и культуры, и человека, и истории в их обобщенно-идеальном варианте, абстрагированном от их конкретного воплощения в определенных пространственно-временных границах. Автор также испытывает доверие к постмодернистской методологии, исходящей из признания нелинейности и индетерминизма развития и человека и культуры и фактически «конгруэнтной» синергетическому подходу, только не в естественнонаучной, а гуманитарной сфере.
Основными научными идеями А. В. Костиной, представляющимися наиболее значимыми, являются:
- Идея о равноправии — естественно, не содержательном, но функциональном — массовой, традиционной, элитарной культур. Аргументировано это заключение, во-первых, идеей о том, что массовая культура в современном обществе выполняет совершенно особые, уникальные функции, не только осуществляя адаптацию ценностей высокой культуры к массовому сознанию, но и выступая в качестве механизма социализации, эффективно выполняя идентификационные стратегии и обеспечивая, таким образом, общественной системе стабильность и устойчивость. Во-вторых, реабилитации данного феномена способствовала мысль об определенной связи — хотя бы относительной — между культурой народной городской и массовой, достаточно определенно вписывающейся в границы «третьего пласта» и выполняющей развлекательные, игровые функции. Взвешенному, по возможности, объективному анализу массовой культуры служила апробированная в ранних работах и достаточно эффективная формула «элитарное — в массовых формах и массовое — в элитарных», ставшая ключом к анализу советской культуры 20-х и 30–50-х годов[1].
- Идея о том, что алгоритм развития основных типов культуры — традиционной, элитарной, массовой — задается их функциональной природой, где традиционная культура выступает как механизм сохранения социокультурной информации, элитарная — как механизм производства новых значений и смыслов культуры, массовая — как механизм стабилизации социальных структур. Эти типы культуры формируются в различных исторических обстоятельствах. Традиционная культура оформилась в границах первобытной (эколого-генетической) стадии развития общества. Она воплотила объективно-общественное содержание культурно-исторического процесса, что было обусловлено внутренней нерасчлененностью экономической, социальной и культурной составляющей жизни общества, отражающей единый процесс их развития как антропо-социо-культурогенеза. Формирование элитарной культуры связано с появлением ранних цивилизаций, управление которыми требовало специфических навыков, специализированных знаний, а также рождения новых способов их трансляции. Появление массовой культуры связано с формированием индустриальных отношений и появлением такого социального актора, как массовизированный индивид[2].
- Идея о том, что содержательно традиционная, элитарная, массовая культуры различаются как различным образом настроенные на соотношении воспроизводства и творчества. Традиционная культура нацелена на такую стратегию существования, как простое воспроизводство, однако, предполагает и творческую компоненту этого процесса, обусловливающую пусть и медленное, но поступательное развитие системы. Элитарная культура, основанная, по преимуществу, на творчестве, принципиально инновативна, предельно динамична (в соответствии с основными параметрами ее конкретной исторической формы), предполагает наличие ярко выраженной индивидуальности в виде субъекта творчества. Наконец, массовая культура, выступающая в качестве адаптационной системы, ориентирована на воспроизводство в существенно ослабленной форме тех смыслов, которые рождены в рамках элитарной культуры[3].
- Идея о причинах принципиальной противоположности традиционной и элитарной культуры, а также о дополнительной функциональности массовой. Ориентация традиционной культуры, преимущественно, на воспроизводство и консервацию, а элитарной — на инновативность и развитие естественным образом приводит к рассогласованию этих типов культуры по времени и содержательному наполнению, которое по мере их развития не только не сглаживается, но экспоненциально увеличивается. В XX веке с его информационным взрывом, осуществленным в рамках специализированной культуры и проявившим себя наиболее ярко в науке и технике, а также в искусстве авангарда, это привело к столь существенному разрыву этих культур, что смыслы первой стали принципиально не доступными для не посвященных, а сама она стала рассматриваться как «элитарная» — то есть, принципиально закрытая. Такая ситуация рассогласования развития специализированной и неспециализированной культур была одной из существенных причин формирования массовой культуры, призванной наладить в социокультурной системе механизм циркуляции смыслов и значений[4].
- Идея о том, что культура производит определенные типы личности. Коллективная личность, выступающая в качестве «суммарной» — то есть, распределенной на всех членов коллектива, производится и воспроизводится традиционной культурой; собственно единичная личность, обладающая ярко выраженными особенностями и воплощающая черты неповторимой индивидуальности — элитарной культурой; деперсонализированный массовый индивид с не выраженным личностным началом — массовой культурой. Каждый из типов личности характеризуется совершенно особым способом воспроизводства, мировоззрением, идеологией, стратегиями отношения с временем и пространством[5].
- Идея о том, что способы кодификации информации, присущие традиционной, элитарной, массовой культурам, формируют и определенный тип мышления. Традиционная культура ориентируется на устную форму передачи информации и символическую фиксацию текста, основными формами организации которого становятся комплементарность, вариативность, наличие устойчивых структур, фреймов, эстетическое, смысловое и аксиологическое равноправие версий, отсутствие оригинала и первоисточника. В элитарной культуре основным способом фиксации информации является знаковая фиксация. Отделение информации от производящего ее субъекта, а текста звучащего от изобразительно фиксированного привело к формированию абстрактного мышления, появлению философии и науки. Письменный метод организации информации обусловил аксиологическое доминирование в культуре именно тех текстов, которые воплощали в себе принципы рациональности, детерминизма и линейности, и основывались на оригинальности и сложности. Массовая культура ориентируется на экранный способ передачи информации, где на смену принципам системности и детерминизма приходят антииерархичность, нелинейность, семантический и аксиологический плюрализм. Культура экрана, основанная на демонстрации визуальных образов, влияет на формирование сознания, которое начинает выступать как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не интеллектуальное постижение идеи, что позволяет ей обрести особую полноту влияния на массовое сознание и возможность манипулирования им.
- Идея о том, что этническая, национальная и массовая культуры обладают специфическими стратегиями формирования идентичности. Идентичность в границах этнической культуры определяется, преимущественно, подчинением индивида социальному целому, когда личность предстает в качестве разделенной, рассредоточенной, коллективной, а каждый индивид представительствует не от себя лично, но от имени племени, рода, этноса, группы. Национальная культура, надстраиваясь над культурой этнической, основывается также на территориальном, религиозном и культурном единстве. Но наиболее важным средством идентификации здесь становится единство закона и то чувство общности, которое связано с социальной, гражданской гомогенностью. В массовом обществе идентичность формируется на основе общности потребления, которое становится основным способом коммуникации индивида с социумом, а адаптация личности осуществляется посредством ее пассивного подчинения социальным нормам, что неизбежно вызывает нивелировку личности[6].
- Чрезвычайно важной представляется идея, высказанная достаточно давно о том, что возрождение этнических культур в современном мире (т. н. «этнический ренессанс») является не положительным фактором, свидетельствующим о прогрессе культуры, а, напротив, фактором отрицательным, говорящим о социокультурном регрессе, об архаизации общественных отношений[7].
Перспективы развития культурологии А. В. Костина связывает с развитием двух направлениях — прикладной культурологии (это, прежде всего, сфера управления культурой, а также досуговая сфера наподобие арт- и шоу-бизнеса) и теоретической культурологии (то есть культурологии в полном смысле этого слова), основным научным методом которой является изучение культуры не в процессе описания ее эмпирически наблюдаемых черт, а в процессе построения аналитических моделей различных культурных типов, выделяемых по разным основаниям, в том числе, на основании их различных функций по удовлетворению интересов и потребностей людей, что позволяет наглядно высветить такие значимые задачи культуры, как упорядочение способа социального бытия и социальное управление.
Работы А. В. Костиной, опубликованные в 2017–2019 годах:
1. Костина А. В. Культурология: история, теория и методология культуры : учебник / А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. 322 с.
2. Костина А. В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М. : Ленард, 2019. 216 с. 13,5 п.л.
3. Костина А. В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. 144 с. Изд. стереотип.
4. Костина А. В. Россия: путь к будущему. Технологии формирования нового общества. М. : URSS, 2019. 200 с.
5. Костина А. В. Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете? От думеров — до фурри. От игнора — до троллинга. Издание стереотипное, доп. тираж, М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2017. 176 с.
Статьи (выделены статьи в журналах из перечня ВАК):
1. Kostina A. V. Big Data Technology: Economic Effect of Implementation and Socio-Cultural Risks // Economic and Social Development. Moscow, 17–18.10.2019. М. : Russian State Social University, 2019. Р. 101–102.
2. Костина А. В. Размышления о русском масскульте (к выходу книги И. В. Кондакова) // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 4. С. 251–257.
3. Костина А. В. Развитие духовной сферы человека как главная цель культуры и общества в эпоху глобальных перемен // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения, 22–24 мая 2019 г. СПб. : СПбГУП, 2019. 632 с. С. 358–360.
4. Костина А. В. Диалог как основание коммуникации в полиэтническом пространстве // Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества : Материалы международного форума (Москва, ГУУ, 2 октября 2019 г.) / под общ. ред. П. В. Терелянского. М. : Изд-во Государственного университета управления, 2019. С. 194–203.
5. Костина А. В. Искусственный интеллект в сфере образования и социогуманитарные аспекты его внедрения // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений : XV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 ноября 2019 г. : доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 1. / под общ. ред. И. М. Ильинского. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. 607 с. С. 53–69. Режим доступа: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/17.
6. Костина А. В. Культура в системе национальной безопасности современной России: к идеям академика Н. Н. Моисеева // II Моисеевские чтения: культура как фактор национальной безопасности России : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 26 июня 2019 г. / под ред. А. В. Костиной, В. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. 520 с. С. 10-18. Режим доступа: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/14
7. Костина А. В. Адаптация человека к средовым влияниям : натуралистическая и социокультурная составляющие // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2020. № 1. С. 9–16.
8. Костина А. В. Основные черты постнеклассической науки и философии // Ученый совет. 2019. № 12. С. 52–59.
9. Костина А. В. Исследование культуры в постклассичекую эпоху: к проблеме методологии // Ученый совет. 2019. № 11. С. 51–59.
10. Костина А. В. Макс Вебер: трактовка культуры в «понимающей социологии» // Ученый совет. 2019. № 10. С. 36–41.
11. Костина А. В. Цифровое общество: новые возможности — новые угрозы // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 3. С. 172–183.
12. Костина А. В. Аспирантура: в ожидании реформ [Текст] / А. В. Костина, Т. Ф. Кузнецова // Ученый совет. 2019. № 9. С. 20–25.
13. Костина А. В. Научно-методологический семинар как форма организации практики по научно-исследовательской работе в магистратуре [Текст] / А. В. Костина, И. В. Малыгина // Ученый совет. 2019. № 9. С. 26–31.
14. Костина А. В. Идентификация культурная // Прикладная культурология. Энциклопедия / составитель и науч. редактор И. М. Быховская. М. : ООО Издательство «Согласие», 2019. 846 с. С. 244–247.
15. Костина А. В. Идентичность культурная // Прикладная культурология. Энциклопедия / составитель и науч. редактор И. М. Быховская. М. : ООО Издательство «Согласие», 2019. 846 с. С. 247–252.
16. Костина А. В. Общество потребления // Прикладная культурология. Энциклопедия / составитель и науч. редактор И. М. Быховская. М. : ООО Издательство «Согласие», 2019. 846 с. С. 317–320.
17. Костина А. В. Научно-образовательный центр как форма активизации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А. В. Костина, А. В. Луков // Ученый совет. 2019. № 9. С. 32–39.
18. Костина А. В. Аттестация педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу: требования, сроки, документация [Текст] / А. В. Костина // Ученый совет. 2019. № 9. С. 53–63.
19. Костина А. В. Устная, письменная и экранная культура: особенности языка и мышления [Текст] / А. В. Костина // Ученый совет. 2019. № 8. С. 58–66.
20. Костина А. В. Проблема прогнозирования будущего в рамках классического, постклассического, постнеклассического знания [Текст] / А. В. Костина // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости : Международные Лихачевские научные чтения, 2019 г. Режим доступа: https://docplayer.ru/141663472-A-v-kostina-problema-prognozirovaniya-budushchego-v-ramkah-klassicheskogo-postklassicheskogo-postneklassicheskogo-znaniya-mirovoe-razvitie-vystupaet-kak.html
21. Костина А. В. Постклассическая наука и философия: условия формирования [Текст] / А. В. Костина // Ученый совет. 2019. № 7. С. 60–67.
22. Костина А. В. Современное российское образование: сочетание знаниевой и ценностно-содержательной функций // Ученый совет. 2019. № 4. С. 27–33.
23. Костина А. В. Методология исследования истории и культуры в рамках классической науки // Ученый совет. 2019. № 3. С. 29–36.
24. Костина А. В. Экологические кризисы: человек между природой и культурой [Текст] А. В. Костина // Образовательные технологии. 2019. № 2. С. 47–58.
25. Костина А. В. О требованиях к условиям реализации программы бакалавриата (электронная информационно-образовательная среда организации) [Текст] / А. В. Костина // Ученый совет. 2019. № 2. С. 18–24.
26. Костина А. В. Национальная научная конференция «Моисеевские чтения. Культура как фактор национальной безопасности России» [Текст] / К. К. Колин, А. В. Костина, Н. И. Ильинская, В. Д. Попов, А. Д. Урсул // Образовательные технологии. 2019. № 2. С. 5–12.
27. Костина А. В. Тезаурусная методология в контексте триады: классическое — постклассическое — постнеклассическое знание // Тезаурусы и проблемы культуры: III Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции (с международным участием), прошедшей в Московском гуманитарном университете 4 апреля 2019 г. / редкол.: Вал. А. Луков (отв. ред.), Н. В. Захаров, А. В. Костина, Т. Ф. Кузнецова, Ч. К. Ламажаа, В. П. Трыков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. 401 с. С. 21–31. Режим доступа: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/13
28. Костина А. В. «Мягкая сила» как «жесткая сила»: «цветные революции» // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 1. С. 171–183.
29. Костина А. В. Роль духовных оснований в сохранении общенационального единства в обществе [Текст] / А. В. Костина // Ученый совет. 2018. № 11. С. 40–47.
30. Костина А. В. Национальный характер тувинцев: история и современность [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2018. № 4. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/819 (дата обращения: дд.мм.гггг.). DOI: 10.25178/nit.2018.4.16
31. Костина А. В. Круглый стол «Благодаря комсомолу...», посвященный 100-летию ВЛКСМ [Текст] / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 17–31.
32. Костина А. В. Куда история влечет культуру? От «общества концертирующих» к «обществу репетирующих» (начало) [Текст] / А. В. Костина, А. Я. Флиер // Культура культуры. 2018. № 1 (17). С. 12.
33. Костина А. В. Образование как сочетание информационно-знаниевого и ценностно-содержательного компонентов [Текст] / А. В. Костина // Вестник национального института бизнеса. Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики, управления и социологии. Москва. 7 декабря 2018 г. М., 2018. С. 46–52.
34. Костина А. В. Как из страны лапотной страна превратилась в страну индустриальную [Текст] / А. В. Костина // Благодаря комсомолу...: сборник выступлений / под общ. ред. И. М. Ильинского, А. В. Костиной. М. : ИКАР, 2018. 404 с., 6 илл. С. 50–58.
35. Костина А. В. История ВЛКСМ в цифрах и фактах [Текст] / А. В. Костина, В. А. Луков, С. В. Луков // Благодаря комсомолу...: сборник выступлений / под общ. ред. И. М. Ильинского, А. В. Костиной. М. : ИКАР, 2018. 404 с., 6 илл. С. 379–395.
36. Костина А. В. Куда история влечет культуру? От «общества концертирующих» к «обществу репетирующих» (окончание) [Текст] / А. В. Костина, А. Я. Флиер // Культура культуры. 2018. № 2 (18). С. 10.
37. Костина А. В. Специфика социальных процессов в информационном обществе [Текст] / А. В. Костина // Исторические повороты культуры: сборник научных статей (к 70-летию профессора И. В. Кондакова) / общ. ред. и сост. О. Н. Астафьевой. М. : Издательство «Согласие», 2018. 530 с. С. 425–432.
38. Костина А. В. Взаимодействие культур в современном и конфликтогенном мире: стратегии и цели [Текст] / А. В. Костина // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития : XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17–19 мая 2018 г. СПб. : СПбГУП, 2018. 628 с. С. 420–422.
39. Костина А. В. Культура как мир конвенций и условие общенационального единства на основе единства ценностей [Текст] / А. В. Костина // Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации : доклады и материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26 мая 2018 г.) / под ред. А. В. Костиной, Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2018. 291 с. С. 124–134.
40. Костина А. В. Современное образование: как добиться связи теории и практики? [Текст] / А. В. Костина // Ученый совет. 2018. № 9. С. 26–30.
41. Костина А. В. Культурологическая экспертиза как функция специалиста-культуролога: специфика формирования компетенции [Текст] / А. В. Костина // Ученый совет. 2018. № 5. С. 64–67.
42. Костина А. В. Стратегия развития вуза как основа его функционирования в системе российского образования [Текст] / А. В. Костина // Ученый совет. 2018. № 6. С. 50–58.
43. Костина А. В. Научно-философская школа профессора А. Э. Воскобойникова: вклад в становление проблематики бессознательного в России [Текст] / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 51-58. DOI: 10.17805/zpu.2018.2.5
44. Ламажаа, Ч. К., Костина, А. В. (2018) Всероссийская научная конференция «Культура между Логосом и Мифом: к проблеме бессознательного» (к 80-летию А. Э. Воскобойникова) [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/572 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/trudy.2017.5.10
45. Костина А. В. Информатизация и тенденции развития общества XXI века [Текст] / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 143–156.
46. Костина А. В. Толерантность как проблема современного российского образования // Ученый совет. 2017. № 12. С. 14–18.
47. Костина А. В. Образование и наука: гендерный аспект // Ученый совет. 2017. № 4. С. 25–31.
48. Костина А. В. Ценности как основа цивилизационной идентичности: Россия и Европа [Текст] / А. В. Костина // XIV Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». 14–16 декабря 2017 г., г. Москва. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017.
49. Костина А. В. Современный язык: «вместилище культуры» или форма социокультурной адаптации? // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 81–98.
50. Костина А. В. Глобальный мир сегодня: тренды, от которых зависит будущее человечества // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего : XVII Международные Лихачевские чтения, 18–20 мая 2017 г. СПб. : СПбГУП, 2017. 592 с. С. 488–490.
51. Костина А. В. Литература в эпоху информатизации: Сеть как пространство функционирования литературных текстов // Литература в системе культуры. К семидесятилетию профессора И. В. Кондакова : сб. статей по итогам Международной научно-практической конференции. Москва, 15 апреля 2017 г. / Мин-во образования Московской области; Академия социального управления ; сост. А. С. Баранов, А. В. Мартынов. М. : АСОУ, 2017. 372 с. С. 61–68. ISBN 978-5-91543-240-5
52. Костина А. В. Интервью с проректором по инновационному развитию Московского гуманитарного университета Натальей Игоревной Ильинской // Ученый совет. 2017. № 5–6. С. 16–20.
53. Костина А. В. Концепция тезауруса как методология современного научного знания о культуре [Текст] / А. В. Костина // Тезаурусы и тезаурусная сфера : II Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова, 29 марта 2017 г. : сб. науч. трудов / редкол.: Вал. А. Луков (отв. ред.), Н. В. Захаров, Т. Ф. Кузнецова, Ч. К. Ламажаа, В. П. Трыков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. 256 с. C. 105–115.
54. Костина А. В. Всероссийская научная конференция «Культура в поисках будущего: человек — общество — природа» (г. Москва, 30–31 мая 2017 г.) [Текст] / А. А. Горелов, Т. А. Горелова, А. В. Костина // Стратегические приоритеты. Международный научно-аналитический журнал. 2017. № 2 (14). С. 148–153.
55. Костина А. В. Реформа аспирантуры: что удалось сделать с момента принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» // Ученый совет. 2017. № 7. С. 14–23.
56. Костина А. В. Женщина в науке и философии: доминирующие мифы и действительность [Текст] / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 66–78.
Участие доктора философских наук, доктора культурологии,
профессора А. В. Костиной в научных проектах
Статус руководителя проекта:
1. Конструктивный социальный потенциал массовой культуры: специфика проявления в информационном обществе (РГНФ, №12-03-00330, 2012–2014)
2. Организация и проведение Международной научной конференции «Трансформации культуры в глобальном информационном обществе» (РФФИ, № 09-06-06050-г)
3. Организация и проведение международной научной конференции «Культура глобального информационного общества: противоречия развития» (РФФИ, № 10-06-06074-г)
Статус исполнителя проекта:
1. Шекспировские чтения 2014: Шекспир в русско-английском межкультурном диалоге (РГНФ, № 14-04-14012-г, руководитель — Н. В. Захаров)
2. Культура как фактор модернизации России (РГНФ, № 12-03-00542, 2012–2014, руководитель — В. М. Межуев)
3. Создание научно-информационного ресурса «Социокультурное развитие: аналитика, прогностика» Флиер, РГНФ, № 11-03-12027, 2011–2013, руководитель — А. Я. Флиер)
4. XXVI Международная научная конференция «Шекспировские чтения 2016: 400 лет бессмертия поэта» (РГНФ № 16-04-14063, руководитель — Н. В. Захаров)
РАБОТЫ А. В. КОСТИНОЙ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В 2016–2018 ГОДАХ
[1] Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 5-е, перераб. и доп. М. : УРСС, 2009; Костина А. В. Эстетика рекламы. Изд. 2-е. М. : Социум, 2001; Костина А. В. Культурология : Учебное пособие (Гриф Министерства образования). Изд. 5-е. М. : Кнорус, 2010.
[2] Костина А. В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
[3] Костина А. В. Диалектика массового и элитарного в современной культуре. М. : Социум, 2001.
[4] Костина А. В. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования. М., 2009.
[5] Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2010.
[6] Костина А. В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М., 2009.
[7] Костина А. В. О тенденциях развития культуры в информационном обществе // Труды МГУУ правительства Москвы. М., 2005. Вып. 5; Костина А. В. Этническая и национальная культура: особенности проявления в современном мире // Глобализация в культурологическом измерении. М. : МГУ, 2005; Костина А. В. Этнокультурный ренессанс начала XXI века: особенности, противоречия, суждения // Культура на рубеже XX–XXI веков: глобализационные процессы. М. : ГИИ, 2005; Костина А. В. Национальная и этническая культура: соотношение в глобализирующемся мире // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3, 4; Костина А. В., Гудима Т. М. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального. М., 2007.