«Социальная психология российского предпринимательства»
В проекте представлены результаты многолетних исследований социально-психологических особенностей нового российского предпринимательства. Выбор объекта исследования связан с тем, что в феномене предпринимательства наиболее отчетливо проявляется взаимодействие социально-экономического и социально-психологического компонентов деловой активности субъекта. Основным предметом исследования выступают психологические отношения, которые, являясь существенными социально-психологическими характеристиками предпринимателей как специальной социальной группы, одновременно представляют собой и социально-психологические факторы деловой активности предпринимателей.
Объектом эмпирических исследований являются российские предприниматели сферы малого и среднего бизнеса. Это представители сравнительно новой социальной группы современного российского общества, привлекающие к себе внимание средств массовой информации и являющиеся частым объектом житейских суждений. Однако в силу своей специфики — высокой деловой активности и связанной с ней малодоступностью для неделовых контактов — представители этой группы являются трудоемкими для строгого научного исследования. Поэтому изучение психологии предпринимателей представляет одновременно и большой интерес, и большие трудности. Примечательно, что авторы проекта стали одними из первых российских психологов, обратившихся к исследованию нового российского предпринимательства как социально-психологического феномена практически одновременно с началом его интенсивного возрождения в 1990-х годах.
Руководитель проекта — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН Владимир Петрович Позняков.