23-24 ноября 2023 г. в Московском гуманитарном университете состоялась XIX Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века. Высшая школа России в условиях вызовов, угроз и рисков».
Организаторами научного мероприятия, кроме Московского гуманитарного университета, стали Национальный институт бизнеса, АНО «Центр образовательных технологий» (г. Москва).
Вступительное слово на открытии конференции произнес ректор Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук, Российской Академии военных наук, Академии Российской словесности Игорь Михайлович Ильинский. В своем приветствии он рассказал о концепции, которая лежит в основе научного форума, который на протяжении нескольких десятилетий является ключевой площадкой для обмена мнениями ведущих ученых по вопросам высшего образования в России.
Говоря об образовании в целом, ректор затронул и общегуманитарные проблемы и напомнил о том, что ещё в 1997 г. в вузе был создан Международный институт «Молодежь за культуру мира и демократии». Соглашение об учреждении этого института подписали прибывший в МосГУ выдающийся мыслитель и общественный деятель, учёный-биолог и поэт, а в 1987–1999 гг. — генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.
В ходе конференции были затронуты важные и актуальные в наше время проблемы образования, науки и воспитания, что созвучно событиям, происходящим сегодня в мире и России.
С докладами на Пленарном заседании выступили:
Малинецкий Георгий Геннадьевич, директор Центра синергетики и гуманитарно-технологической революции Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики РАН имени М. В. Келдыша, доктор физико-математических наук, профессор, Вице-президент Нанотехнологического общества России, постоянный член Изборского клуба. Тема доклада: «XXI век – время России: образовательный вызов»
Колин Константин Константинович, директор Центра стратегических гуманитарных исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета главный научный сотрудник Института проблем информатики ФИЦ «Информатика и управление» РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Тема доклада: «Стратегические задачи высшего образования для реализации национальных целей и приоритетов России»
Ямбург Евгений Александрович, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии образования, директор ГБОУ «Школа № 109» (г. Москва). Тема доклада: «Взаимоотношение поколений: вызовы времени»
Гундаров Игорь Алексеевич, доктор медицинских наук, кандидат философских наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, профессор Академии труда и социальных отношений. Тема доклада: «Социогуманизм – концепция высокообразованного общества равных возможностей»
Водопьянов Павел Александрович, профессор кафедры философии и права Белорусского государственного технического университета (г. Минск), доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, Академик международной академии экологии. Тема доклада: «Интегративно-экологический императив совершенствования образования в условиях экологической нестабильности».
Гринченко Сергей Николаевич, главный научный сотрудник Института проблем информатики ФИЦ «Информатика и управление» РАН, доктор технических наук, профессор, Вице-президент Биокосмологической ассоциации от Европейской части России, действительный член Международной академии информатизации. Тема доклада: «Высшее образование в свете эволюционного формирования личности и базисных информационных технологий».
Комиссаров Сергей Николаевич, заведующий сектором исследований социокультурных и медиакоммуникаций Института социологии ФНИСЦ РАН, доктор философских наук, профессор. Тема доклада: «Образование в контексте социодинамики российской культуры.
Были высказаны разные точки зрения на существующие проблемы. Конференция приобрела дискуссионный характер, в том числе, благодаря участию в ней ректора университета И. М. Ильинского, который в своих полемических высказываниях и комментариях, опирался на прозвучавшие доклады.
Некоторые выводы, исходя из прозвучавших докладов и вступлений:
«XXI столетие будет определять геокультура. Научные открытия, высокие технологии, культурные стили; творцы их, которые все это могут придумать и осуществить, будут важнее, чем многое другое. И таких творцов должна уже сегодня готовить высшая школа.
Развитие теории самоорганизации привело к настоящей революции, изменило реальность. Биологи, осознав, что наш мозг состоит из 86 миллиардов нейронов, были удивлены, что эти клетки не слишком отличаются от других клеток организма. Где же тогда «находится» наше сознание, воображение, память, логика, интуиция, множество других наших удивительных функций? Ключевую роль здесь играют связи между нейронами, которые складываются в ходе обучения и деятельности. Ученые построили аналоги нейронов в компьютере и предложили алгоритмы, позволяющие менять связи между ними в ходе обучения. Они связали процесс обучения с самоорганизацией в нейронных ансамблях. Именно это направление в области искусственного интеллекта стало ведущим.
СССР открыл человечеству дорогу в космос. Однако сейчас Россия тратит на эту сферу 1/90 от того, что расходуется на эту сферу в мире. Эту ситуацию надо кардинально менять. Современные компьютеры открывают новые горизонты в области телекоммуникаций, связи, мониторинга, разведки. Война, которую Запад ведёт против России на территории Украины, показало огромное значение таких технологий. Подобные системы должны быть и у России! Наше будущее должно быть связано не с ролью «энергетического гаранта» или «нефтегазовой кладовой» для других стран. Наше будущее должно определяться высокими технологиями и большими научно-техническими проектами России. Этот императив должен ясно просматриваться и в нашей международной политике».
На конференции работали 10 секций и 1 «Круглый стол». Самые многочисленные секции: Секция № 5 «Проблемы гуманитарного образования перед вызовами современности» (было подано 50 заявок на выступления), Секция № 1 «Традиции и инновации в образовательном процессе высшей школы» (подано было 25 заявок на выступление), Секция № 2 «Реинтеграция ИТ-образования России в условиях цифровой нестабильности» (подано 22 заявки на выступление). Всего было подано заявок на выступление по всем секциям – 188, выступило – 65 человек.
Начало дискуссии на круглом столе положило выступление заслуженного учителя РФ Евгения Александровича Ямбурга на тему «О взаимоотношениях воспитателей и воспитуемых».