Правовую основу противодействия экстремизму, терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2. законность;
3.приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5. системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7. приоритет мер предупреждения терроризма;
8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9. сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10. конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11. недопустимость политических уступок террористам;
12. минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма.
Университет исходит из того, что противодействие экстремизму, терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия экстремизму и терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии экстремизму и терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; недопустимость политических уступок террористам; соразмерность мер противодействия экстремизму и терроризму степени их опасности.
Основные направления деятельности Университета по профилактике экстремизма и терроризма
На базе Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ создано научное сообщество исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного сознания у молодежи. Проблемы профилактики экстремистской активности в среде молодежи включаются тематику научно-практических конференций, которые проводятся в Университете с участием научно-педагогических работников, обучающихся и актива студенческих общественных объединений.
Этим вопросам постоянно уделяется внимание на заседаниях Русского интеллектуального клуба, созданного в Университете более 20 лет назад. На его заседаниях обсуждались такие темы, как «Концепция общественной безопасности», «Самосохранение русского народа», «Новая эпоха – новые войны», «Международный терроризм». «Борьба за молодежь: новые стратегии, новые тактики», «Холодная война: новый этап». Члены клуба – выдающиеся ученые различных областей знания, политические и общественные деятели, эксперты. Стенограммы заседаний РИК в 4-х томах вышли в свет в издательстве Университета «Социум».
В 12 городах Российской Федерации было проведено научное исследование (в форме анкетного опроса) по теме «Отношение молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне». Исследование выявило высокий уровень понимания молодежью событий, далеких от современности. 92,2% респондентов отметили, что подвигами героев Великой Отечественной войны можно гордиться и сегодня.
В планах работы Университета – издание научных и научно-методических работ по проектированию и обеспечению функционирования системы профилактики экстремизма в молодежной среде; создание тематического Интернет-ресурса, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей.
Университет планирует дальнейшее расширение условий для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности. Направление ориентировано на создание площадок, где молодой человек будет иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут стимулировать его участие в неформальных объединениях девиантной направленности.
Мы активно используем СМИ, сайт Университета для пропаганды толерантности, гражданственности, патриотизма, здорового образа жизни, успешности и т.д. в студенческой среде.
Много внимания уделяется активизация молодежных общественных инициатив, в основе которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных, студенческих проблем. В их числе: проведение конкурса «Неформальные лидеры», направленного на выявление, обучение и включение в общественно продуктивную деятельность студенческих лидеров неформальных молодежных объединений, групп; дальнейшее развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации.
Основные аспекты организации профилактической работы
1. Анализ исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервью и другие способы опроса студентов, преподавателей с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, ее глубины, актуальности для конкретной аудитории, осведомленности всех участников образовательного сообщества по данной теме и т.п.
2. Следующий этап организации профилактической работы – планирование деятельности с обучающимися, преподавателями по трем направлениям:
- информационно-просветительская деятельность – деятельность, направленная на пропаганду знаний социального и психологического характера среди всех участников образовательного процесса;
- интерактивная деятельность – деятельность, которая построена в режиме активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач;
- альтернативная деятельность – деятельность, организованная в свободное от учебы время и направленная на развитие позитивной активности всех участников образовательного процесса и не упоминает впрямую данное социальное явление.
Грамотно спланированные и организованные на высоком уровне мероприятия позволяют:
- укоренить в Университете дух нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни;
- выработать умение решать конфликты ненасильственным путем; выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, вкусов и интересов; воспитывать понимание недопустимости экстремистских настроений, так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, противостояние в котором может привести к непоправимым последствиям; воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов. Таким образом, данные мероприятия помогут в определенной степени снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство в связи с проявлениями экстремизма. На заключительном этапе организации профилактической работы в Университете осуществляется мониторинг эффективности как самих мероприятий, так и результатов профилактической деятельности, с целью внесения необходимых коррективов в планирование работы на следующий период.
3. Условиями эффективной профилактики экстремизма в Университете являются: организация ранней профилактики экстремизма, ее системность и целенаправленность; сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер; непрерывность процесса профилактической деятельности; направленность на всех участников образовательного процесса.
4. В современных условиях наиболее эффективным является использование интерактивных методов обучения – например, модели открытого обсуждения, развивающей у студентов умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Это тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии, проблемные семинары, семинары-практикумы, конференции, творческие лаборатории, ролевое моделирование, конкурсы творческих работ, волонтерское движение и т.п.
С целью эффективной профилактики экстремизма и терроризма Университет стремится использовать самые разнообразные формы учебных и игровых занятий, которые предполагают создание условий для:
- формирования ориентации молодых людей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;
- развития критического мышления, навыков групповой работы, формирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- воспитания терпимости к чужому мнению; формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, социуме;
- формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;
- формирования позитивной «Я-концепции» у обучающихся по выработке у них адекватной самооценки.
Ректорат Московского гуманитарного университета
Полезные ссылки
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму»
Сайт Министерства обороны Российской Федерации
Правила безопасности при угрозе террористического акта
"Обзор НЦПТИ" №3(22), сентябрь 2020