(29 июля 1948 г., Москва — 11 июля 2020 г., там же)
Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Центра социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета.
Заместитель председателя диссертационного совета Д 521.004.07 при МосГУ по социологии культуры и культурологии; член Научного совета «Новые явления в общественном сознании и социальной практике» РАН; заместитель главного редактора журнала «Знание. Понимание. Умение», главный редактор журнала «Горизонты гуманитарного знания», член редколлегии журнала «Социологические исследования» и ряда других научных журналов, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), академик-секретарь Отделения гуманитарных наук Русской секции Международной академии наук; академик Международной академии наук педагогического образования; член ИК-34 «Социология молодежи» Международной социологической ассоциации.
Основное направление научных исследований — социология молодежи; социально-правовые проблемы государственной молодежной политики; социальное и социокультурное проектирование; теория и методология тезаурусного подхода. Он — один из лидеров научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета (И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков). Научное значение трудов Вал. А. Лукова связано с разработкой методологии тезаурусного подхода (совместно с Вл. А. Луковым) и его применением к теориям молодежи, выдвижением тезаурусных концепций молодежи, социализации, теории воспитания, разработкой биосоциологии молодежи. Участие Вал. А. Лукова в создании федеральных и региональных актов законодательства определило соединение в его исследованиях молодежи социологических, правовых, психологических и других аспектов, утверждение междисциплинарности.
Родился в г. Москве в 1948 г. Будучи школьником, вместе с братом, впоследствии выдающимся филологом и культурологом Владимиром Андреевичем Луковым (1948–2014), создавал в режиме социальных проектов школьные драматические студии и театры. Лауреат первого Всесоюзного конкурса школьного творчества, первый школьник — председатель Пионерских музыкальных собраний (Колонный зал Дома союзов, руководитель от деятелей культуры — композитор Д. Б. Кабалевский).
В 1965–1969 гг. учился на факультете русского языка и литературы Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. Преподаватель студенческого рабфака (форма довузовской подготовки работающей молодежи). К этому времени относится его первая научная публикация, посвященная языку посланий Ивана Грозного (1966). После окончания с отличием этого института поехал по распределению в Кемеровскую область и работал организатором внеклассной и внешкольной работы средней школы № 35 г. Осинники. В период организационной и преподавательской работы в школе и потом, когда он перешел на комсомольскую работу (зав. отделом учащейся молодежи и пионеров Осинниковского горкома ВЛКСМ), продолжал задумывать и осуществлять социальные проекты (создание ударного взвода коммунаров, побеждавшего в школьных соревнованиях делегации всех городов этой урбанизированной сибирской области; школьные театры и т. д.).
В 1970–1972 гг. — слушатель ВКШ при ЦК ВЛКСМ, а затем секретарь комитета ВЛКСМ этого вуза, где социальное проектирование было развито в разных формах (студенческие стройотряды, педотряды, интерклуб с представителями более 50 стран, литературные встречи с космонавтами, спортсменами, видными писателями, поэтами-шестидесятниками и т. д.).
С 1973 г. начал работать в научной сфере: первая работа — младший научный сотрудник научно-исследовательского сектора международного молодежного движения ВКШ при ЦК ВЛКСМ. В 1976–1989 гг. работал в Научно-исследовательском центре ВКШ при ЦК ВЛКСМ, заведовал отделами международного молодежного движения, комсомольского строительства и др. В этот период вместе с братом создал из студентов первого курса агиттеатр.
В 1980-е гг. — член советских делегаций на фестивалях дружбы молодежи СССР и ГДР, Болгарии, Польши, Чехословакии, в 1985 г. — руководитель научных программ Клуба советской делегации на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов (Москва). В 1987–1991 гг. — наряду с руководством отделом Научно-исследовательского центра ВКШ работал в форме законотворческого проектирования во Временном молодежном творческом коллективе «Закон о молодежи», созданном на базе НИЦ. Принятие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» по проекту, разработанному в НИЦ, означало и принятие определявшей его основы концепции государственной молодежной политики. Наиболее активные участники этой работы, и Вал. А. Луков в их числе, были удостоены премии Ленинского комсомола (1991).
В 1992 г., работая заместителем главного редактора государственного издательства «Педагогика-Пресс», инициировал и вел международный социальный и издательский проект «Всемирная Детская Энциклопедия “Глобус”», поддержанный Президентом РФ Б. Н. Ельциным, крупнейшими учеными России академиками РАН Д. С. Лихачевым, Е. М. Челышевым, Ю. С. Степановым, президентом Национальной академии наук Украины Б. Е. Патоном, поэтом Расулом Гамзатовым, телеведущим Николаем Дроздовым, кинорежиссером Роланом Быковым, шведской писательницей Астрид Линдгрен, норвежским путешественником Туром Хейердалом, американским лингвистом Аврамом Ноамом Хомским и другими видными представителями мировой науки и педагогической деятельности из десятков стран мира. В проекте впервые Вал. А. и Вл. А. Луковыми был разработан и практически применен тезаурусный подход.
В 1994–2002 гг. — профессор кафедры социологии и социальной работы Института молодежи, затем заместитель заведующего этой кафедрой по научной работе. Одновременно вел федеральные и региональные законотворческие проекты: Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (принят в 1995 г.), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят в 1998 г.) и др. В 1995–2000 гг. — заместитель председателя Экспертно-консультативного совета при Комитете по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ, в 2004–2005 гг. вновь член этого совета. Председатель Экспертно-консультативного Совета Комитета Российской Федерации по делам молодежи по проектам и программам молодежных и детских объединений. Ответственный редактор и соавтор государственных докладов о положении молодежи России (1995, 1998, 2000).
В 2002 г. был назначен заместителем ректора Московской гуманитарно-социальной академии по научной работе, в 2008 г. — проректором по научной и издательской работе этого вуза, который в соответствии с достигнутым статусом именовался уже Московским гуманитарным университетом. В 2004 г. возглавил только что созданный в структуре университета Институт гуманитарных исследований (теперь Институт фундаментальных и прикладных исследований).
Эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. В 2015 г. был утвержден Президиумом Российской академии наук экспертом РАН.
Вал. А. Луков награжден медалями СССР и РФ, Почетной грамотой Государственной Думы ФС РФ, он также — заслуженный деятель науки РФ (2006), почетный работник высшего профессионального образования (2008), почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации (2009).
Публикации Вал. А. Лукова (а их более 1300) отражают его научно-исследовательские работы, выполненные в разных областях: социальной философии, социологии, культурологии, социальной психологии, истории психологии, политологии, антропологии, филологии и др. Наиболее крупные работы последних лет — монографии и учебные пособия «Социальное проектирование» (9-е изд. 2010), «К теории социальных общностей» (2009), «Теории молодежи: междисциплинарное исследование» (2012, лауреат в номинации «Книга года» на Всероссийском конкурсе «100 лучших вузов России»), «Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания» (2013), «Тезаурусная социология» в 4 т. (2018) и др., а также книги, написанные в соавторстве с учениками и последователями в составе авторских коллективов: «Новые идеи в социологии управления» (с М. Г. Солнышкиной, 2011), «Социальная экспертиза» (с Д. А. Тихомировым, 2012), «Добрачные сексуальные отношения молодежи: дилемма социальной нормы и отклонения» (с Д. А. Тихомировым, 2012), «Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира» (с Вл. А. Луковым, 2013), «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений» (в составе авторского коллектива, 2013), «Новые идеи в социологии» (в составе авторского коллектива, 2013), «Информационное общество и молодежь» (с Э. К. Погорским, 2014), «Трансдисциплинарность в философской науке: Подходы. Проблемы. Перспективы» (в составе авторского коллектива, 2015) и др. Полный перечень его публикаций в 1966–2018 гг. помещен в т. 4 монографии «Тезаурусная социология» (2018).
Как исследователь молодежных проблем развивает социально-философскую концепцию молодежи и молодежной политики, выдвинутую И. М. Ильинским, а также его ключевые идеи «образовательной революции» и системной связи «знания — понимания — умения» («триада Ильинского»). Организатор крупных социологических исследований, в том числе годовых этапов всероссийского мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (2004–2009 гг.). Под его редакцией изданы переводы классических работ А. Бине, Э. Дюркгейма, Э. Кречмера, Ж. Пиаже, З. Фрейда и его школы, В. Штерна, а также многотомные сборники законодательства о молодежи.
Вокруг Вал. А. Лукова сложилась научная школа исследований по молодежной проблематике и социальному проектированию, основанная на тезаурусной методологии. Под его руководством защищено 43 кандидатских и 5 докторских диссертаций, подготовлено более 100 монографий и сборников научных трудов. Он известен международному научному сообществу своими выступлениями на международных и всероссийских конференциях (в том числе с 2004 г. один из организаторов ежегодных международных научных конференций «Высшее образование для XXI века»в МосГУ) и публикациями (работы Вал. А. Лукова опубликованы в Австрии, Германии, Польше, США, Украине, Финляндии, Чехии и других странах).
Ушел из жизни в Москве 11 июля 2020 г.
Лит.: Луков Валерий Андреевич // Социологи России и СНГ XIX–XX вв. : Биобиблиографический справочник. М. : Эдиториал УРСС, 1999. С. 182; Овчаренко, В. И. Луков Валерий Андреевич // Овчаренко, В. И. Российские психоаналитики. М. : Академический проект, 2000. С. 153. (Антология мирового психоанализа); Луков Валерий Андреевич // Международная академия наук педагогического образования (МАНПО) : Биографический словарь : Вып. 2. М. : МАНПО, 2001. С. 96–97; Звезды первой величины : Москвичи — лауреаты премии Ленинского комсомола : Биограф. справочник. М., 2003. С. 118–119; Чупров, В. И. «Социология молодежи : Теоретические вопросы» [О кн. А. И. Ковалевой и Вал. А. Лукова, с биогр. данными авторов] // Социологическая энциклопедия : в 2 т. / рук. Г. Ю. Семигин. М. : Мысль, 2003. Т. 2. С. 539–540; Луков Валерий Андреевич // Who is who в России : Биограф. энциклопедия успешных людей России : осн. издание, 2-е изд. 2008. Zug (Schweiz) : Who is who, Verl. fuer Personenenzyklopaedien AG, 2008. S. 1306–1307; Юдин, Б. Г. Луков Валерий Андреевич // Социология молодежи : Энциклопедич. словарь. М. : Academia, 2008. С. 222–223; Луковы // Новая российская энциклопедия : в 12 т. / редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. М. : ООО «Издательство «Энциклопедия»: ИД «ИНФРА-М», 2012. Т. X (1). С. 56; Луков, Валерий Андреевич [Электр. ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Луков,_Валерий_Андреевич; Луков Валерий Андреевич // Социологи России : История социологии в лицах : библиогр. справочник / отв. ред. Ж. Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 268–269.
Рецензии на научные работы Вал. А. Лукова: Усманов, Б. Ф. [Рец. на кн.:] Луков, В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. М., 2003 // СОТИС — Социальные технологии, исследования. 2003. №3. С. 96; Омельченко, Е. Молодежь : открытый вопрос. Ульяновск : Симбирск. кн., 2004. С. 62–63; Колков, В. В. [Рец. на кн. : Жулковская, Т., Ковалева, А. И., Луков, В. А.] «Ненормальные» в обществе : социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Москва-Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2003. 432 с. // СОТИС — Социальные технологии, исследования. 2005. №1. С. 88–89; Юдин, Б. Г. Курсанты в зеркале интересной социологии [: предисл. к кн.] // Луков, Вал. А., Агранат, Д. Л. Курсанты : Плац. Быт. Секс : Социол. и социальн.-психол. исследование. М. : Наука ; Флинта, 2005. С. 3–7; Миронов, С. М. Уроки Макаренко // Знание. Понимание. Умение. 2006. №4. С. 235–236. [Рец. на кн. : Луков, Вл. А., Луков, Вал. А., Ковалева, А. И. Уроки Макаренко. М., 2006.]; Спирова, Э. М. Социализация как феномен [рец. на кн. Луков, Вал. А., Миневич, Я. В. Будущие политики : Социализация студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность. М., 2006. 129 с.] // Вестник аналитики. 2006. №2 (24). С. 231–232; Карпухин, О. И. [Рец. на кн.] Луков, В. А., Агранат, Д. Л. Курсанты : Плац. Быт. Секс. Социологическое и социально-психологическое исследование. М. : Флинта, Наука, 2005. 272 с. // Социол. исследования. 2006. №8. С. 151–152; Камалдинова, Э. Ш., Кузнецова, Т. Ф. Гуманитарное знание в XXI веке // Знание. Понимание. Умение. 2007. №2. С. 233–235; Костина, А. Кто и как контролирует массы? [Рец. на кн. : Макаревич, Э., Карпухин, О., Луков, В. Социальный контроль масс. М., 2007. 429 с.] // Высшее образование в России. 2007. №8. С. 157–158; Гуревич, П. С. [Рец. на кн.: Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. Тезаурусы : Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008. 784 с.] // Эдип. 2008. №3 (6). С. 165–166; Костина, А. В. Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры (Рос. гос. б-ка). 2008. №5. С. 102–109; Костина, А. В. Книга Вал. А. и Вл. А. Луковых «Тезаурусы» и формирование новой парадигмы гуманитарного знания // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 16. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. С. 82–97; Костина, А. В. Теоретические проблемы современной культурологии : Идеи, концепции, методы исследования. М. : Либроком, 2009. С. 234–247; Болотин, И. С. Тезаурусы как инструмент преподавателя [Рец. на кн.: Вал. А. Луков, Вл. А. Луков Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008. 784 с.] // Высшее образование в России. 2009. №5. С. 169–172; Ищенко, Ю. А. Размышления над книгой [Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008. 784 с.] // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 262–268; Иванов-Маринин, С. [Рец. на кн.] Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008. 784 с. // Социол. исследования. 2009. №11. С. 154–155. Криворученко, В. К. Теории молодежи: рецензия [рец. на кн. Вал. А. Лукова «Теории молодежи». М., 2012] // Криворученко, В. К. Статьи последних лет. Вып. 2. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2013. С. 263–277; Ковалева, А. И., Левичева, В. Ф. О теориях молодежи и путях их развития. Рецензия на книгу Вал. А. Лукова «Теории молодежи: междисциплинарный анализ» // West-Ost-Report: Intern. Forum for Science and Research (Berlin). 2012/2013. № 3/4. S. 97–101; Ковалева, А. И., Левичева, В. Ф. [Рец. на кн.] Луков Вал. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : Изд-во «Канон+», 2012 // Социол. исследования. 2014. № 4. С. 153–155; Выборнова В. В. О новых подходах к тезаурусным исследованиям молодежных проблем [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Vybornova_Thesaurus-Investigations/ [архивировано в WebCite]; Кузнецова, Т. Ф. О концептуализации молодежи [Рец. на кн. ] Луков Вал. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М.: Изд-во «Канон+», 2012 // Философские науки. 2014. № 12. С. 134–137.