Начало ХХI столетия выдвинуло перед российским обществом задачу обеспечения энергичного, прорывного развития образования, которое не может оставаться обособленным от европейского образовательного пространства. Возникла потребность в разработке и принятии современной концепции воспитания молодого поколения и новых нормативных актов, обеспечивающих регулирование образовательных отношений и направленных на поддержание их качества.
Особенность современного этапа развития российского общества связана с преодолением полной неопределенности, характерной для 90-х годов, и обретением реального курса развития страны, именуемого президентским. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года говорится; «Наш приоритет — это производство (а в перспективе — и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры, А значит — достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на передовом крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни».
Важная роль в этом процессе принадлежит молодежи. Ее эффективное участие в реализации намеченного курса зависит от внутренних и внешних факторов. Внутренние определяются социальными характеристиками самой молодежи как социального субъекта, а именно ее социальным положением и направленностью сознания. А внешние — социальными условиями, объективно сложившимися в обществе. Особо выделяются факторы, влияющие на уровень социальной определенности: степень стабильности общества; состояние социальных институтов, как механизмов социальной регуляции (экономических, правовых, политических, институтов гражданского общества и т. д.), и эффективность их функционирования; определенность целей и задач, стоящих перед обществом в ближайшей и долгосрочной перспективе и выступающих ориентиром требований, предъявляемых обществом к молодежи. Гармоничная совокупность внутренних и внешних факторов обеспечивает необходимые и достаточные условия для развития молодежи, а, в конечном счете, и развития всего общества.
Учеными выявлен ряд значимых тенденций и детерминант социального развития молодежи. Процесс преимущественной стагнации показателей развития, характерный для периода полной неопределенности 90-х годов, начал изменять свою направленность в сторону позитивных тенденций. Они проявляются: в повышении уровня доходов значительной части молодежи; в наметившейся тенденции стабилизации ее занятости в основных сферах производства; в позитивном изменении ее ориентаций от бездетной к более многодетной семье; в повышении ценности образования и профессиональной квалификации; в поддержке большинством молодежи нынешнего политического курса и в росте доверия федеральным органам власти; в изменении характера эмоционального состояния молодежи, в постепенном вытеснении чувства страха ощущением надежды и уверенности; в преодолении пика эскалации риска в социальном развитии, в четко обозначившейся тенденции его локализации; в повышении эффективности саморегуляционных процессов и в расширении форм самоорганизации в ее среде.
Представленные на конференции исследования подтвердили, что в изменении социального положения и мотивационной сферы сознания молодежи определяющую роль играют объективные изменения, происходящие в обществе. Переход от неопределенности к устойчивому развитию связан с разрешением одних противоречий, но одновременно порождает другие. Их природа носит внешний по отношению к молодежи характер и определяется более широкими социальными детерминантами, а конкретные проявления среди молодежи зачастую приобретают непредсказуемый, спонтанный характер. В связи с этим возникает необходимость в постоянном мониторинге изменений в молодежной среде.
В социальном развитии молодежи сохраняются противоречия между различными составляющими социального статуса молодых людей, пролонгация социальной маргинальности в силу внешних причин институционального характера.
Остается стабильно высокой и имеет тенденцию роста доля нуждающейся молодежи. Решение этих проблем находится в непосредственной связи с мероприятиями по повышению жизненного уровня населения в целом. При этом необходимы дополнительные меры. Поддержка работающей молодежи должна осуществляться посредством широкого комплекса мер по расширению возможностей ее самореализации в сфере труда, а также путем повышения уровня ее социальной и правовой защищенности. Дополнительную материальную помощь учащейся молодежи целесообразно в большей мере связывать с расширением доступа к образованию. Материальную поддержку молодых семей следует в первую очередь осуществлять путем решения их жилищных проблем.
Усилившееся социальное расслоение по уровню материального положения способствовало росту доли молодежи, стремящейся отделиться от родителей. Это актуализировало и без того острую проблему приобретения молодыми людьми собственного жилья. Для решения этой проблемы необходимы специальные региональные программы, в которых кредитование государством жилищного строительства для молодежи и молодых семей осуществлялось бы в непосредственной связи с решением других актуальных проблем — повышения рождаемости, закрепления молодежи на селе, освоения новых территорий и др.
Проводимые мероприятия по улучшению демографической ситуации в стране пока не дали желаемых результатов. Повышается возраст вступления молодежи в брак, сохраняется тенденция роста незарегистрированных, так называемых гражданских браков, продолжается тенденция распада молодых семей. Становится очевидным, что меры, предусмотренные в существующих государственных программах, недостаточны. Прежде всего они не решают проблему отложенного родительства, которая, в свою очередь, определяет весь комплекс демографических проблем. Необходима корректировка намеченных мер в соответствующем национальном проекте.
Выявленная тенденция изменения установок молодежи от бездетной и однодетной семьи на двухдетную и даже трехдетную семью свидетельствует об актуальности национального проекта «Доступное и комфортное жилье». Вместе с тем, рассчитанный на удовлетворение первоочередных и элементарных потребностей в жилье, он обречен повторить опыт «хрущевок». Следует уточнить понятие «комфортность» с учетом новых реалий и пересмотреть нормы, закладываемые в реализацию проекта.
Сохраняется на высоком уровне процент незанятой молодежи. К ней относятся безработные и те, кто по разным причинам нигде не работает и не учится. Причем подавляющее большинство среди них имеют образование и профессию и мотивируют незанятость нежеланием работать «задарма». При очевидном различии этих форм незанятости, последствия их для молодых людей одинаково опасны. Поэтому нужны специальные региональные программы трудоустройства этих категорий молодежи, в которых учитывалась бы специфика различной мотивации незанятости.
Заметное перераспределение занятости молодежи по сферам производства (снижение ее доли в материальном производстве и повышение в сфере распределения и духовного производства) связано, по-видимому, с неодинаковым удельным весом негосударственного сектора в этих сферах и различной оплатой труда. Как с экономической, так и с социальной точки зрения стихийный отток молодежи из сферы материального производства вряд ли оправдан. И следования ученых показывают, что без принятия комплексных мер, преимущественно экономического характера, направленных на целенаправленное регулирование этого процесса, воспроизводство промышленного потенциала страны, ставится под угрозу.
Привлекательность для молодежи труда в сфере сельскохозяйственного производства не повысилась в связи с проводимыми мероприятиями в рамках соответствующего национального проекта. Заметно активизировался за последние годы отток молодежи из этой сферы. Очевидно, необходима разработка дополнительных мер, направленных на повышение участия молодежи в развитии агропромышленного комплекса.
Продолжился процесс деформации мотивов в сфере труда молодежи. При этом доминирование инструментальных мотивов трудовой деятельности не компенсируется формированием ориентаций на добросовестное, честное отношение к труду. За многие годы с момента перехода к рыночным отношениям в сознании молодежи так и не сформировалась соответствующая трудовая этика. Окончательно стало очевидным, что рассчитывать на стихийную саморегуляцию рынка в этом вопросе не приходится. Без широкого общественного дискурса по данной проблеме, сопровождаемого конкретными экономическими и социальными мерами, обеспечить прорыв страны к устойчивому развитию невозможно.
Выявленные тенденции снижения качества образования и уровня квалификации в самооценках молодежи имеют общую причину. Она отражает последствия накопившихся противоречий в затянувшемся процессе реформирования данной сферы. Учитывая значимость этой проблемы для расширенного воспроизводства образовательного и профессионально-квалификационного потенциала в стране, важно предусмотреть комплекс специальных мер по повышению качества образования и профессиональной подготовки в рамках соответствующего национального проекта. Особое внимание следует обратить на вечерние и заочные формы обучения в связи с ростом их популярности среди молодежи.
Несмотря на отмечаемое повышение доступности образования для молодежи, усилилось ее расслоение по этому показателю. Особенно остро проблема недоступности различных форм образования отмечается в региональном разрезе. В этой связи следовало бы повысить роль регионов в ее решении. Разработка специализированных региональных проектов по кредитованию образования, учреждение целевых стипендиальных фондов в регионах и ряд других целенаправленных мер способствовали бы оказанию более адресной помощи неимущей части молодежи в приобретении образования.
Современные научные исследования в области экономики, социологии свидетельствуют, что наименьшими возможностями в получении образования располагает сельская молодежь. Недоступность многих форм образования по месту жительства, в том числе и профессионального, для сельских юношей и девушек дополняется низким качеством образовательных услуг в средней школе, снижающих уровень их конкурентоспособности по сравнению с молодежью из крупных городов. Введение единого государственного экзамена еще больше минимизирует их шансы на поступление в вузы. Поэтому проблема доступности и качества образования для сельской молодежи должна быть выделена в самостоятельную государственную программу.
Сохраняющееся состояние политического нигилизма в молодежной среде, выраженное в преобладающем недоверии органам власти и политическим институтам (за исключением Президента РФ и Церкви), указывает на недостаточную эффективность их деятельности по реализации молодежной политики. Доверие к власти молодежь связывает в первую очередь с соблюдением в стране социальной справедливости, т. е. с проведением более социально ориентированной политики.
Выразив поддержку осуществляемого политического курса и видя в этом стратегические цели развития России и реализацию собственных интересов, вместе с тем молодежь недостаточно вовлечена в этот процесс. Большинство молодых людей не знают о них и не представляют, каким образом могут участвовать в них. В замыслах и реализации национальных проектов не учитывается специфика молодежи. Между тем, не найдя способов вовлечения молодежи в данный процесс, общество не обеспечит преемственную их реализацию. Озабоченность вызывает состояние всех национальных проектов, даже тех, которые должны быть наиболее близки молодежи в силу специфики ее деятельности. Например, проект «Образование». Еще более драматично складывается ситуация в рамках национального проекта по развитию аграрно-промышленного комплекса и проекта «Доступное и комфортное жилье», участие молодежи в которых ничтожно мало. Однако, не закрепив молодежь на селе, не предоставив ей элементарные возможности получения работы, повышения квалификации, стабильного заработка и социального роста, деградация сельскохозяйственной сферы преодолена не будет. В свою очередь, сохранение жилищной проблемы прочно блокирует перспективы стабилизации семейно-брачных отношений и повышения рождаемости в стране.
Среди факторов, оказывающих негативное влияние на социальное развитие молодежи, выделяются неравенство социальных условий труда в государственном и негосударственном секторах экономики, а также ограниченные возможности самореализации в группах с низким уровнем материального положения и проживающих на селе. Видимо, создание дополнительных условий для самореализации этих категорий молодежи должно найти отражение среди неотложных мер, планируемых в рамках государственной молодежной политики.
Воспроизводство новых форм риска в молодежной среде, а также выявленная связь уровня его проявлений с возможностями самореализации молодежи указывают на необходимость дифференцированного подхода к его социальной регуляции. В одних ситуациях нужны меры по минимизации риска, в других — по его оптимизации, в третьих — по страхованию от его последствий. Это следует учитывать при стимулировании саморегуляционных процессов в молодежной среде.
Несмотря на заметную тенденцию снижения экстремистских проявлений среди молодежи, потенциал экстремизма в ее среде остается высоким. Снижение уровня этого потенциала и масштабов его распространения в различных социальных группах молодежи непосредственно связано с изменением отношения к ней со стороны общества. Нужно решительно отказаться от фальшивого заигрывания с молодежью и строить отношения с ней на основе широкого общественного дискурса, подлинного доверия, активного вовлечения во все формы социального управления.
Как показывают научные исследования, в том числе представительные социологические исследования в современных условиях должно существенно улучшиться воспитание молодежи. По мнению компетентных исследователей, воспитание на 60–70% обеспечивает успех в формировании личности и высокого профессионализма выпускников вузов. Поэтому восстановление статуса воспитательной работы является актуальнейшей задачей развития средней и высшей школы, всего российского общества и его общественных институтов. Участники конференции на конкретных исследованиях показали, что учащаяся и студенческая молодежь выражает потребность в усилении всего комплекса воспитания. Только каждый десятый опрошенный ответил отрицательно на вопрос, связанный с необходимостью воспитательной работы в вузе. По мнению респондентов, важное значение имеет усвоение нравственных ценностей (66,5% опрошенных). В практическом плане возникают следующие вопросы: существует ли воспитательная работа как самостоятельное направление деятельности школы и вуза наряду с учебным процессом; является ли она обязанностью каждого преподавателя, каждой образовательной структуры; осуществляется ли она в внеучебное время; должна ли она по содержанию и формам быть связанной с профилем вуза, приобретаемой специальностью; должна ли она оплачиваться помимо должностного оклада преподавателей и вообще иметь свою материально-организационную базу? От ответа на эти и подобные вопросы зависит сам концептуальный подход к воспитанию российской молодежи в современных условиях.
Актуальность разработки концепции воспитания как части процесса социализации личности молодого человека определяется тем, что в новых социальных условиях — структурный кризис социальной системы, распад многих социальных институтов, разрыв связей между людьми и поколениями — она реализуется не только через кооперацию различных структур, но и через конкуренцию. Важное значение в этом плане имеют результаты и рекомендации ряда общероссийских и региональных конференций. Необходимость разработки концепции обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, упорядочения стихийной социализации молодежи, а также требованиями очередного этапа реформирования системы образования.
Трансформационные процессы, происходящие в современном российском обществе, качественно влияют на структуру и иерархию социальных и индивидуальных ценностей молодежи. Изменение ценностных ориентаций и установок характерно практически для всех групп молодого поколения. Меняющиеся социальные условия объективно детерминируют специфику социализационных процессов в обществе, которые реализуются во все более конкурентной форме. Происходит становление новых культурных образцов поведения, соответствующих требованиям, которые предъявляет к человеку данный уровень развития цивилизации.
Представленные на конференции исследования показывают, что наиболее престижными на сегодня ценностями являются: характер и содержание труда, надежда на доброжелательность коллектива и руководства, материальное вознаграждение, образование, социальные льготы, содержание свободного времени и виды досуга, в определенной мере политическое участие и права человека.
Основной проблемой и серьезной трудностью в организации воспитательной работы в современных условиях выступает многообразие конкурирующих ценностей и идей, отсутствие интегрирующей общенациональной идеологии и нарастание — на фоне обострения социально-экономического и социально-политического кризиса в стране — пессимистических, нигилистических настроений в молодежной среде, социальной апатии и безразличия. Это создает предпосылки для распространения девиантных (отклоняющихся) форм поведения (алкоголизм, наркомания, деформация половой морали), эгоистических устремлений и экстремизма в молодежной среде.
Сегодня в России действуют сотни молодежных движений различной направленности. Они развиваются, с одной стороны, как часть общественных объединений, партий, организаций, а с другой — как форма самоорганизации различных групп молодежи, направленная на реализацию ее специфических социальных интересов. В той и другой форме характер участия молодежи в них определяется идеологической направленностью движений. С некоторой степенью условности ученые выделяют следующие идеологические направления в молодежном движении современной России: левые молодежные организации, экологические молодежные организации, радикальные экологи, провластные, демократические, националистические, антифашистские, фанатские и др. Одни более заметны, другие — менее. Причем между численностью и экспрессивностью не всегда устанавливается прямая связь. Мотивы участия в деятельности движений или даже мотивы поддержки их идей со стороны широких слоев молодежи представляются мало исследованными.
Как свидетельствуют представленные на конференции исследования, ведущим мотивом среди молодежи в целом, значительно опережающим все остальные мотивы, является чувство социальной справедливости. Влияние этого мотива высоко как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это обусловлено особенностями российской ментальности, в содержании которой стремление к социальной справедливости является одним из базовых. Другие мотивы имеют значение ниже среднего и распределились в порядке убывания следующим образом: национальные; патриотические; религиозные; политические.
Факт смещения политических мотивов на последнее место свидетельствует о слабой выраженности политических интересов молодежи в целом и о том, что взаимные интересы, столь важные в общении молодых людей, как правило, не имеют политического содержания. Более того, даже ярко выраженное чувство социальной справедливости не принимает в сознании молодежи форму политического интереса, о чем свидетельствует явный разрыв в их значимости: средневзвешенный коэффициент по семибалльной шкале, отражающий значимость социальной справедливости, равен 5,7, в то время как политических убеждений — 3,1. Наибольшая степень значимости (выше среднего значения) наблюдается в отношении таких мотивов как взаимные интересы, увлечения; желание поделиться, посоветоваться; взаимопомощь, чувство команды; совместное времяпрепровождение; защита друг друга и своих прав; личная привязанность.
По заключению исследователей, структура мотивов общения у молодежи наполняется преимущественно эмоционально-экспрессивным содержанием, потребностью в духовной, эмоциональной близости. Единство политических взглядов, как мотив общения, выходит за пределы этой структуры, занимая последнее место.
Как показывает анализ мотивации сторонников современных молодежных движений, все рассматриваемые объединения привлекают прежде всего приверженцев идеи социальной справедливости. Именно мотив борьбы за социальную справедливость и улучшение жизни людей выходит на первое место и в структуре мотивов непосредственных участников молодежных движений. Значимость справедливости оценивается как высокая в группе сторонников экологических и правозащитных движений и очень высокая среди молодежи, идентифицировавшейся с движениями националистического толка. Полученные данные свидетельствуют о социальной обусловленности внутренних побуждений сторонников молодежных движений.
Вторыми по значимости, имеющими степень выраженности выше среднего значения, выступают национальные мотивы. Третье место занимают типичные для молодых людей мотивы, связанные с их времяпрепровождением, когда участие в движениях становится формой досуга и способом раскраски обыденности — «желание потусоваться», «романтика». Самоактуализация как мотив занимает четвертое место и определяется рассмотрением участия в движении как приобщения к общественно-полезной деятельности, а также через призму инструментального подхода: личный рост, развитие, стремление получить навыки политической деятельности, сделать политическую карьеру. Лишь пятое место занимают мотивы, отражающие национальную и социальную нетерпимость, такие как борьба против тех, кто мешает жить, имеет иные взгляды или другую национальность.И последние три позиции заняли мотивы, связанные с потребностью в объединении и ощущении силы, возможности заработка в подобных объединениях и собственно идейная близость.
Ухудшение социально-политической ситуации в стране способно спровоцировать молодежь на акции прямого действия в форме протестных выступлений. Анализ данных указывает на высокий уровень готовности молодежи к подобным акциям. Это означает, что каждый третий молодой человек имеет установку на решение социальных проблем методами социального протеста. Потенциал ее роста — группа молодежи, затруднившаяся дать однозначный ответ о своем возможном участии в открытом протесте.
Представленные на конференции исследования показали высокую степень поддержки молодежью политического курса и готовность содействовать реализуемым властью общественно значимым целям. Кредит доверия власти со стороны молодого поколения высок, между тем вопрос о реальности реализуемого курса является главной заботой молодежи.
Вместе с тем в социальном развитии молодежи сохранятся острое противоречие между потребностями разных групп молодежи и возможностями их удовлетворения. Это противоречие базируется на неравенстве молодежи в материальном, региональном и поселенческом разрезе. Основными социальными факторами расслоения молодежи является материальное положение и региональные условия жизни. Причиной этого выступает слабый охват молодежи мерами по стабилизации в различных сферах общества и переходу к новым формам устойчивого развития. Выразив поддержку доминирующего политического курса и видя в этом стратегические цели развития России и реализацию собственных интересов, вместе с тем, молодежь недостаточно вовлечена в этот процесс. Большинство молодежи не знает о них и не представляет, каким может быть ее участие в них. В замыслах и реализации национальных проектов не учитывается специфика молодежи. Между тем, не найдя способов вовлечения молодежи в данный процесс, общество не обеспечит преемственную их реализацию.
Озабоченность вызывает состояние всех национальных проектов, даже тех, которые должны быть наиболее близки молодежи в силу специфики ее деятельности. Например, проект «Образование». Еще более драматично складывается ситуация в рамках национального проекта по развитию аграрно-промышленного комплекса и проекта «Доступное и комфортное жилье», участие молодежи в которых ничтожно мало.
Содействие молодежи в разрешении базовых социальных проблем является значимым регулятором крайних взглядов и настроений в ее среде.Совокупность мер стабилизации общества, но отнюдь не методами политического внушения, а посредством решение фундаментальных социальных проблем молодежи — трудовой занятости, получения образования, жилья; укрепление безопасности, но не ценой сокращения демократических свобод, а, наоборот, на их основе и решительная позиция власти в отстаивании интересов страны в целом и отдельных социальных групп выступает главным фактором доверия молодежи реализуемому политическому курсу. Соблюдение в стране социальной справедливости, проведение более социально-ориентированной и социально-справедливой политики является условием для повышения эффективности стабилизационной политики в обществе.
В современном обществе существенно активизировалась саморегуляция молодежи, расширились ее формы. Она заключается в укреплении самостоятельности молодежи, ее социальной субъектности в решении индивидуальных проблем. В этой связи важно обеспечение условий для самостоятельности молодежи путем равномерного распределения инфраструктуры и обеспечения социальной защищенности молодежи. Эти два обстоятельства послужат гарантом соотнесения молодежью собственных целей и интересов с целями и интересами всего общества.
Конференция отмечает, что в Российской Федерации сложилась ситуация, требующая глубокого участия научной общественности в изучении современных проблем молодого поколения и совместно с практическими работниками государственных органов и общественных организаций практического решения задач по формированию и воспитанию молодого поколения. Актуальность и значимость этих проблем определяется объявлением 2009 года Годом молодежи.
На основе выступлений исследователей на Конференции и изданного сборника научных сообщений ее участников «Молодежь и инновационное развитие России» Конференция рекомендует государственным органам и общественным организациям, научной общественности следующее.
1. Возникает необходимость обсуждения возможности и целесообразности принятия Закона Российской Федерации «О молодежи». Использовать отечественный и зарубежный опыт принятия законопроектов о молодежи и молодежной политике, в том числе принятый в 1991 году Закон СССР «Об основных принципах государственной молодежной политики» и в 2004 году Закон города Москвы «О молодежи», а также современный опыт столицы по созданию Студенческого Правительства дублеров, Молодежной палаты при Московской городской Думе и при муниципальных собраниях внутригородских муниципальных образований, Общественной палаты города Москвы. Поддерживая инициативу по проведению в столице первого форума московской молодежи, участники конференции высказываются за расширение такой практики, более активного привлечения юношей и девушек к формированию и реализации государственной молодежной политики.
2. Целесообразно провести анализ всего пакета законопроектов Российской Федерации по вопросам жизнедеятельности молодежи и выработать предложения по совершенствованию российского законодательства в этой сфере.
3. Целесообразно рассмотреть возможность создания при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики наряду с Общественным советом молодежных организаций Общероссийского общественного совета по вопросам молодежи с участием государственных и общественных организаций, связанных с проблемами молодежи, и Общественного совета по координации научных исследований проблем молодежи. Конференция высказывается за расширение тематики научных исследований проблем молодежи, привлечение к ней широких кругов научной общественности. В этой работе, по мнению участников конференции, следует использовать исторический опыт советского периода и особенно существования и деятельности Института молодежи и региональных объединений ученых и специалистов в области воспитания молодежи.
Скачать сборник «Молодежь и инновационное развитие России» (*.pdf)