На правах рукописи

 

 

 

 

 

ВОРОБЬЕВА Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

CТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

 

 

 

                

Специальность 22.00.04. – социальная структура,

социальные институты и процессы

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА

2007

 

Работа выполнена на кафедре социологии Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Московский гуманитарный университет».

 

 

Научный руководитель:

 

доктор философских наук, профессор

Никитин Владислав Алексеевич

 

 

 

Официальные оппоненты:

 

доктор философских наук, профессор

Павленок Петр Денисович

 

 

кандидат социологических наук Стародубцева Татьяна Вячеславовна

 

 

 

Ведущая организация:

 

ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

 

 

 

 

Защита диссертации состоится 21 марта 2007 г. в 14.30 на заседании диссертационного совета Д 521.004.02 при Московском гуманитарном университете (ННОУ) по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности,5/1, корп. 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского гуманитарного университета (ННОУ).

 

Автореферат разослан «_____» февраля 2007 года

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

Н.А. Селиверстова

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность проблемы исследования. В социальной сфере возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы: особенности профессиональной социализации, профессиональной идентичности, формирование у студентов компетентности и готовности к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Между тем анализ кадровой ситуации в социальной сфере свидетельствует о недостаточной эффективности процесса профессиональной социализации. Это зависит от многих факторов – неадекватных финансовых ресурсов на разных уровнях власти, негативно влияющих на качество услуг и мотивацию кадрового состава; несовершенство профессиональной подготовки будущих специалистов; отсутствия отработанных государственных механизмов социального заказа на подготовку специалистов,  трудоустройство и адаптацию в профессии.

Для формирования новых поколений служащих социальной сферы важное значение приобретают вопросы результативности профессиональной социализации. В процессе профессиональной подготовки специалистов социальной работы должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять.

Развитие социальной сферы становится стратегически важным направлением жизнедеятельности российского общества. Уровень профессионализма специалистов социальной работы во многом зависит от качества их подготовки в учебных заведениях, поэтому повышение их профессионализма, концептуальное проектирование программы обучения становятся необходимой функцией научных исследований. Однако в практике такого обучения существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов социальной работы усложнившимся условиям социальной жизни. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, концептуальных по реализации новых образовательных подходов, что и предопределяет актуальность избранной темы.

 

 

 

Степень разработанности проблемы исследования.

Проблема социализации личности, специфика профессионального становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей.

Еще в работах представителей классической западной социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Тард, З. Фрейд и др.) были заложены теоретические основания исследования социализации. Особое методологическое значение представляют исследования М. Вебера об интерпретации профессиональных качеств как единства социального и индивидуального.

Детальному рассмотрению социализация личности подверглась в исследованиях П. Бергера, П. Бурдье, Ч.Х. Кули, Т. Лукмана, Р. Мертона,  Дж.Г. Мида, Т. Парсонса, Н. Смелзера, П. Сорокина, Э. Фромма, А. Шюца,      Э. Эриксона. В их работах были определены сущность социализации, движущие силы развития личности, предприняты попытки выделения этапов и механизмов социализации.

В отечественной науке различные аспекты теории социализации представлены в работах отечественных ученых (Г.М. Андреевой,                     Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева,  А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.), которые в своих трудах рассматривали проблемы психологических эффектов социализации, закономерности усвоения индивидами социального опыта, обусловленные возрастными этапами жизнедеятельности, сущность и механизмы социализации.

В последнее десятилетие вопросам социализации личности были посвящены работы видных российских социологов С.Н. Иконниковой,         А.И. Ковалевой, В.Ф. Левичевой, Вал. А. Лукова, Г.В Осипова,                       Ю.Р. Хайруллиной, А.И. Шендрика, Ф.Э. Шереги, В.А. Ядова и др.

Вопросы профессионального развития личности и трудовой деятельности человека широко освещены в работах Ф.Ф. Эрисмана,         С.М Богословского, Е.М. Дементьева и др. Ими подробно изучались причины профессиональных заболеваний, разрабатывались гигиенические классификации профессий. Врачи, физиологи и неврологи (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и др.) определили нормы здорового труда с точки зрения физиологии труда, исследовали влияние различных внешних факторов на состояние работоспособности человека.

К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт,              Н.А. Рыбников, В.М. Фармаковский и др. ставили проблемы нравственного и трудового воспитания, развития у детей общих основ трудоспособности, формирования волевых качеств, деловых способностей, готовности подростков к трудовой жизни, к выбору профессий. Деятели профессионально-технического образования С.А. Владимирский, А.И. Лоначевский,                 П.К. Энгельмейер и др. обсуждали вопросы сущности профессиональной компетентности, профессионального мастерства, способностей и возможности их формирования.

В настоящее время проблематика становления и развития личности профессионала, а также вопросы профессиональной социализации активно исследуются А.К. Марковой, Е.А. Климовым, О.Г. Носковой, Н.А. Перинской, С.В. Новиковым, О.В. Ромашовым, В.Д. Шадриковым.

Спецификой развития и становления социальной работы как самостоятельной научной отрасли, занимаются ведущие российские исследователи, такие как С.А. Беличева, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова,      С.В. Дармодехин, И.Г. Зайнышев, И.А. Зимняя, Э.Ш. Камалдинова,               В.В. Колков, И.М. Лаврененко, А.И. Ляшенко, А.В. Мартыненко,                   В.П. Мошняга, В.А. Никитин, П.Д. Павленок, А.М. Панов, В.А. Сластенин,  Л.В. Топчий, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро.

Конкретные вопросы профессиональной подготовки специалистов социальной работы, особенности профессионально-личностного развития, формирование профессиональной компетентности и готовность к профессиональной деятельности рассматриваются в работах Н.Ш. Валеевой, Н.Н. Галагузовой, Н.В. Долматовой, В.И. Жукова, О.А. Овсяник, Г.И. Осадчей, Н.М. Платоновой, Н.А. Ручковой, Л.В. Топчия, Н.Б.Шмелевой, С.Д. Чигановой, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Принципиальное значение для осмысления процесса институциализации профессионального социального образования в России имеют работы представителей научной школы Московского гуманитарного университета И.М. Ильинского, Вал. А. Лукова, С.И. Плаксия, Б.А. Ручкина и др.

Для решения поставленных перед исследованием задач большое значение оказали идеи повышения качества образования, изложенные в монографиях И.М. Ильинского «Образовательная революция», «Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации» и др.

Однако до сих пор отсутствуют специальные социологические исследования проблем профессиональной социализации студентов – будущих специалистов социальной работы в современных условиях. Недостаточно уделяется внимания компетентностному подходу в профессиональной подготовке специалиста. Научного решения требуют вопросы определения форм и средств повышения качества подготовки будущих специалистов, степени готовности к профессиональной деятельности, результативности профессиональной социализации.

Актуальность темы исследования и необходимость совершенствования практики подготовки специалистов социальной работы определила постановку целей и задач, выбор темы диссертационной работы, объекта и предмета исследования.

Объект исследования: студенты, получающие специальность «социальная работа».

Предмет исследования: особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа».

В диссертационной работе ставится цель выявить особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», и обосновать условия ее результативности.

Выдвижение данной цели обусловливает постановку следующих задач исследования:

-   проанализировать основные теоретические концепции социализации;

-   раскрыть сущность профессиональной социализации;

-   определить факторы, влияющие на профессиональную социализацию студентов, получающих специальность «социальная работа»;

-   охарактеризовать систему профессионального образования социальной работе в аспекте ее институционализации;

-   проанализировать результативность профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» на основе выявления ее нормативной и реальной составляющих;

-   определить критерии оценки результативности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»;

-   обосновать условия успешной профессиональной социализации студентов - будущих специалистов социальной работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения классической и современной социологии, позволяющие детально рассмотреть сущность социализации и профессиональную социализацию как одно из ее частных направлений.

Автор опирался на предложенные Т. Парсонсом идеи о социально-профессиональной структуре общества и выделяемые им критерии профессиональной роли, тезаурусную концепцию социализации Вал.А. Лукова, концепцию социализационной нормы А.И. Ковалевой.

Особую ценность для исследования профессиональной подготовки студентов, получающих специальность «социальная работа», составили идеи и положения, содержащиеся в работах С.И. Григорьева, А.Г. Гусляковой,        В.И. Жукова, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, Л.В. Топчия.

Эмпирическая база исследования. В диссертации использованы данные следующих исследований:

   анкетный опрос студентов факультета социальной работы и информационных систем МосГУ, проведенный в апреле - мае 2006 г. Объем выборки 100 человек;

   телефонный опрос 100 выпускников (выпускники 2003-2005 гг.) факультета социальной работы и информационных систем Московского гуманитарного университета, проведенный в июне - октябре 2006 г.;

   опрос выпускников факультета социальной работы и информационных систем Московского гуманитарного университета, работающих по специальности в социальной сфере, проведенный в июне-октябре 2006 г. Объем выборки 50 человек;

   анализ дневников практики студентов и отзывов руководителей практики от базовых организаций за 2005-2006 г. Объем выборки 100 шт.;

   экспертный опрос руководителей организаций и учреждений социальной сферы (базовых организаций для прохождения практики), проведенный в мае 2006 г. Объем выборки 60 человек;

   включенное наблюдение, произведенное в ходе четырехлетней работы в деканате факультета социальной работы и информационных систем Московской гуманитарно-социальной академии (сент. 1999 — июнь 2003 гг.);

   вторичный анализ данных исследования, проведенного на базе Института молодежи в период обучения кадров в 1995 г. (среди респондентов были представлены руководители органов по делам молодежи городов и районов Российской Федерации, студенты факультета социальной работы Института молодежи, получающие второе вузовское образование, всего 72 человека);

   вторичный анализ данных междисциплинарного исследования «Первокурсник Московского гуманитарного университета: год 2004», проведенного на базе МосГУ под руководством Вал.А. Лукова, А.И. Ковалевой.

   вторичный анализ данных исследования, проведенного на базе кафедры социологии и социальной работы Северо-Кавказского ГТУ в 2003 г. http://www.nestu/ru;

   вторичный анализ данных исследования Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского и Министерства труда и социальной политики при администрации Пензенской области, проведенного в 2000 г. под руководством Н.А. Ручковой;

   анализ материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа в современном обществе: теория, технология, образование», проведенной на базе Московского гуманитарного университета 10-11 октября 2006 г.

Методы исследования: анкетный опрос, телефонный опрос, глубинное интервью, наблюдение, анализ документальных источников.

В качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что профессиональная социализация студентов, получающих специальность «социальная работа», своей особенностью имеет развитие готовности к видам деятельности, основанным на высокой интенсивности межличностных коммуникаций и групповых форм работы. В условиях, когда социальная сфера остается на периферии институционализированных общественных интересов, результативность профессиональной социализации и работа по специальности после окончания вуза остается низкой, в то время как реализация профессиональных компетенций оказывается успешной.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1.    Дана авторская трактовка понятия профессиональной социализации студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».

2.    Определены факторы, влияющие на профессиональную социализацию студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».

3.    Охарактеризовано состояние системы профессионального образования социальной работе в аспекте ее институционализации.

4.    Определены критерии оценки результативности профессиональной социализации студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».

5.    Обоснованы условия успешной профессиональной социализации студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».

На защиту выносятся следующие положения:

1.      Профессиональная социализация студентов, получающих специальность «социальная работа» представляет собой двусторонний процесс: (1) обретения каждым студентом профессионально важных личностных качеств и профессиональных компетенций для их успешной реализации в социальной работе, предполагающей оказание помощи индивидам и группам людей по усилению или возрождению их способности к социальному функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей; (2) профессиональной подготовки студентов в вузе в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом по специальности «социальная работа» с учетом возможностей и опыта вуза по обеспечению высшего профессионального образования, созданию благоприятной образовательной и воспитательной среды.

2.      Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» состоят, во-первых, в особом ее содержании, имеющем ярко выраженную социально-гуманитарную направленность; во-вторых, в развитии у студентов готовности к видам деятельности, основанным на высокой интенсивности межличностных коммуникаций и групповых форм работы; в-третьих, в формировании профессиональной мобильности выпускника, способного справляться с различными условиями и жизненными ситуациями, высокой адаптивности к различным формам деятельности.

3.      Результативность профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», определяется успешностью освоения основной образовательной программы, наличием профессионально-важных личностных качеств, профессиональной идентичностью. Среди факторов, влияющих на результативность профессиональной социализации, выделяются: индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности, «жизненные планы», пол, возраст, состояние здоровья); образовательные (институционализация системы профессионального образования, качество профессиональной подготовки); социально-профессиональные (сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры, востребованность специалистов данного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки специалистов социальной работы реальной практике, престиж профессии в обществе, условия труда и уровень заработной платы будущего специалиста).

4.      Определение результативности профессиональной социализации возможно путем выявления соотношения ее нормативной и реальной составляющих как степени воплощения существующих эталонов и стандартов профессионализации студентов. Показателями результативности выступают качество профессионального образования, успеваемость студентов, их активность во внеучебной работе, удовлетворенность профессиональной подготовкой, желание работать по данной специальности и самоидентификация в ней. В современных российских условиях результативность профессиональной социализации и работа по специальности после окончания вуза остается низкой, в то время как реализация профессиональных компетенций оказывается успешной.

5.      Успешность профессиональной социализации достигается путем формирования профессионального сообщества, повышения престижа и социальной значимости профессии, высокой оплаты труда.

Практическая значимость исследования состоит в том, что исследованный в данной работе процесс профессиональной социализации непосредственно связан с проблемами формирования подходов к повышению качества и результативности подготовки будущих специалистов. В этой связи материалы и выводы исследования могут применяться в практике работы деканатов вузов, других структурных подразделений, осуществляющих образовательную и воспитательную работу со студентами.

Теоретические положения диссертации, результаты проведенного автором исследования могут быть испоьзованы при разработке и преподавании в высших и средних учебных заведениях таких дисциплин, как «Введение в профессию», «Теория социальной работы», «Профессионально-этические основы социальной работы», и др., использоваться в качестве пособия кураторами студенческих групп, сотрудниками высших и средних учебных заведений, непосредственно работающими со студентами.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования представлены автором в публикациях, а также апробированы в учебных дисциплинах «Введение в профессию», «Теория социальной работы» и «Социальная работа с молодежью», прочитанных автором в Московском гуманитарном университете.

Основные положения диссертационного исследования были представлены на Международной научной конференции «Социальное образование» (Москва, 20-22 октября 2005 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа в современном обществе: теория, технология, образование» (Москва, 10-11 октября 2006 г.).

Диссертация  была  обсуждена  и  рекомендована к защите на заседании кафедры    социологии Московского гуманитарного университета  (ноябрь  2006 г.).

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

 

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во Введении обосновывается актуальная значимость изучаемой темы, фиксируется степень ее научной разработанности. Здесь же обозначены объект и предмет исследования, его методологическая основа и эмпирическая база, формулируются цели и задачи диссертационного исследования. Характеризуется научная новизна и практическая значимость представленной работы.

Первая глава «Теоретико-методологические подходы к исследованию профессиональной социализации» посвящена рассмотрению основных социологических концепций социализации личности и связанных с ними подходов к изучению профессиональной социализации.

В работе рассматривается соотношение понятий «воспитание», «образование», «развитие» и «социализация», их содержание и отличительные особенности.

Автор разделяет позицию, согласно которой,  «воспитание», «образование» и «социализация» являются взаимосвязанными и взаимонеобходимыми понятиями. «Социализация» имеет некоторые особенности по сравнению с «воспитанием» и «образованием», тем не менее, ни в коем случае не противопоставляется им.

«Воспитание» и «образование» с этих позиций рассматриваются как средства социализации личности, «социализация» в данном случае выступает как более широкое понятие. Особенностью социализации являются относительная стихийность, непреднамеренность влияния среды; непроизвольное усвоение норм и ценностей, значительное влияние референтной группы на выбор усваиваемых норм и ценностей; возрастающая по мере взросления самостоятельность индивида. Понятие «социализация» в большей степени, чем понятие «воспитание», «образование» и «развитие» отражает соответствие личности требованиям и конкретным условиям социальной среды.

Воспитание направлено на создание воспитывающей среды, на минимизацию стихийного воздействия в процессе социализации. Образование, выступает как способ или средство социализации, с помощью которого человек перенимает систему определенных знаний, опыта, моделей поведения, навыков. К тому же, образование может быть рассмотрено как социальный институт, в котором непосредственно осуществляется процесс социализации личности. Социализация включает в себя и обучение, и воспитание, и совокупность стихийных воздействий, оказывающих влияние на процесс становления личности и ее вхождение в различные социальные группы.

Сложность и многоаспектность социализации личности обуславливает необходимость выделения и изучения конкретных ее видов. Диверсификация понятия профессиональная социализация обусловлена тем, что именно через профессиональное образование и трудовую деятельность происходит передача накопленного опыта и воспроизводства трудовых отношений, происходит вхождение человека в мир профессиональной деятельности, обновляется социально-профессиональная структура общества. Профессиональная социализация рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, как процесс вхождения молодого специалиста в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, с другой стороны, как процесс активной реализации профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования.

В диссертации анализируются предложенные в трудах М. Вебера особенности профессионального развития личности в зависимости от ее социально-экономического, культурного, этнического положения. Автор обращается к выделенным Т. Парсонсом критериям профессиональной роли: формальная техническая подготовка, включающая интеллектуальный компонент в рамках образовательных институтов, которые сертифицируют качество и компетентность; демонстрируемые умения полученной формальной подготовки; институциональные механизмы, которые гарантируют, что данная компетентность и умения будут использованы социально значимым образом. Выделяемые в работах Парсонса характерные черты современных профессий диссертант использует в качестве оснований для установления критериев анализа профессиональной социализации.

В диссертации процесс профессиональной социализации будущего специалиста рассматривается сквозь призму следующих показателей: формирования профессионального призвания; мотивации на конкретный вид профессиональной деятельности; наличия и развития профессионально важных качеств; формирования готовности к профессиональной деятельности; формирования профессиональной компетентности и профессионального мышления; формирования профессионального самосознания и профессиональной идентичности; институционализации системы профессионального образования в данной сфере, возможностей и условий образовательной и социальной среды.

На основании этих показателей в диссертации производится уточнение понятия профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», который показан как двусторонний процесс: во-первых, обретения каждым студентом профессионально важных личностных качеств и профессиональных компетенций для их успешной реализации в социальной работе, предполагающей оказание помощи индивидам и группам людей по усилению или возрождению их способности к социальному функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей. Во-вторых, профессиональной подготовки студентов в вузе в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом по специальности «социальная работа» с учетом возможностей и опыта вуза по обеспечению высшего профессионального образования, созданию благоприятной образовательной и воспитательной среды.

Поскольку в работе акцент делается на одном из этапов профессиональной социализации, а именно том, который совпадает с периодом обучения будущего специалиста, диссертантом выделяются факторы, оказывающие наибольшее влияние на этот процесс: индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности, «жизненные планы», пол, возраст, состояние здоровья); образовательные (институционализация системы профессионального образования, качество профессиональной подготовки); социально-профессиональные (сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры, восстребованность специалистов данного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки специалистов социальной работы реальной практике, престиж профессии в обществе, условия труда и уровень заработной платы будущего специалиста).

Опираясь на предложенную А.И. Ковалевой концепцию социализационной нормы, диссертант делает предположение о том, что результативность социализации состоит в максимальном сближении ее реальной и нормативной составляющих.

Во второй главе «Проблемы профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» автор делает попытку анализа институционализации системы профессионального образования, специфики и качества профессионального образования, контингента учащихся, результативности профессиональной социализации будущих специалистов и факторов, влияющих на степень этой результативности. В главе обосновываются подходы к эмпирическому исследованию рассматриваемой в диссертации проблематики и формулируются его результаты.

Особенность институционализации социальной работы заключается в единстве трех взаимосвязанных процессов (практика, область познания и образовательная деятельность), каждый из которых имеет свои специфические особенности становления и развития. Соответственно этому государственные образовательные стандарты отражают уровень развития социальной работы на конкретном историческом этапе.

Действующие в настоящее время государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования были подготовлены с учетом опыта, накопленного за период работы по первым образовательным стандартам, разработанным в 1995 г. Анализ их содержания позволяет говорить о том, что в стране происходит развитие системы профессиональной подготовки в этой области. Однако в качестве целей профессионального образование специалистов по социальной работе нельзя рассматривать только выполнение государственного стандарта, овладение знаниями, умениями и навыками, заявленными в требованиях к подготовке специалистов. Результатом подготовки специалиста должны стать широкая эрудиция, высокий уровень общей культуры, профессиональная компетентность, профессиональная и социальная активность.

Сегодняшняя парадигма социальной работы требует иного подхода к подготовке специалиста. По мнению автора, ряд положений действующего стандарта нуждается в изменении с расчетом не только на требования сегодняшнего дня, но и на перспективу. В существующих образовательных стандартах не нашла должного воплощения специфика общей и социальной компетенции социального работника, недостаточно развиваются профессиональное мышление и деятельность. Необходимо усилить государственные стандарты за счет отражения в учебных дисциплинах аксиологического, мировоззренческого, воспитательного и других аспектов деятельности социального работника.

В диссертации обосновывается необходимость усиления практической подготовки будущих специалистов, так как существующая в данный момент система не отвечает требованиям практико-ориентированной направленности. Не менее важным моментом в институционализации профессионального образования в социальной сфере является разработка дополнительных образовательных программ, учитывающих потребности локального рынка труда. Стремление к повышению качества образования предполагает, что модель профессиональной подготовки специалиста должна включать в себя черты как нормативного, так и прогностического развития, необходимость уточнения и изменения содержания профессиональной подготовки в соответствии с требованиями общества, рынка и конкретного работодателя.

Среди факторов, обеспечивающих качество профессионального образования и подготовки будущих специалистов социальной работы выделены с одной стороны - наличие многоуровневой системы учебных заведений; уточнение и усиление положений государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; региональный и вузовский компонент стандарта, составленный с учетом возможностей и потребностей конкретного учебного заведения; учебные планы и программы факультета, отвечающие требованиям стандарта; системная целенаправленная деятельность деканата, совет факультета, кафедр, базовых организаций практики, научно-методического совета, обеспечивающая возможности по воспитанию, обучению и социализации будущих специалистов в заданном направлении; участие студентов в различных формах студенческого самоуправления и иной деятельности (студенческий совет, волонтерское движение, студенческие социальные службы и т.д.); с другой стороны - институциональные механизмы государства и гражданского общества, гарантирующие выпускникам адекватную востребованность и достойную оплату труда.

Результативность профессиональной социализации, студентов, получающих специальность «социальная работа», может быть определена как максимальное сближение нормативной и реальной составляющих профессиональной социализации. Реальная профессиональная социализация будущих специалистов рассматривается как степень воплощения нормативной социализации в процессе профессиональной подготовки специалиста.

Разделяемая диссертантом трактовка результативности позволяет оценивать ее на основании сравнения с существующими нормами и стандартами. Диссертант исходит из того, что результативность профессиональной социализации личности будущего специалиста можно рассматривать как ее соответствие требованиям потребителей образовательных услуг (студентов, преподавателей, работодателей), а также требованиям общества к специалистам этого профиля, не только на данный момент, но и в перспективе.

В качестве нормативных требований к специалисту автор рассматривает квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам, закрепленные в государственном образовательном стандарте специальности. Исходя из требований стандарта к подготовке специалиста, на основе изучения знаний, умений, навыков, видов профессиональной деятельности, учитывая специфику и возможность вуза, была разработана модель профессиограммы специалиста по социальной работе – выпускника МосГУ. На ее основе нормативная модель специалиста как исходное основание для формирования содержания профессиональной подготовки расширяется за счет включения в нее дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков, которые предоставляет конкретный вуз. На основе изучения перечня основных навыков и знаний, необходимых для реализации компетенций, определяется ряд дисциплин образовательной программы. На основе анализа умений формируются требования к уровню подготовки выпускников, а на основе анализа основных знаний - требования к содержанию образовательной программы.

Автор считает, что модель профессиограммы специалиста по социальной работе выступает нормативным требованием и основанием системы подготовки специалистов. Степень соответствия выпускника заявленным в модели характеристикам рассматривается как базовый критерий результативности профессиональной социализации будущего специалиста.

Проведенный автором анализ данных эмпирического исследования показал сходство профессиональной социализации студентов факультетов социальной работы МосГУ и других высших учебных заведений. Это позволяет рассматривать студентов факультета социальной работы и информационных систем МосГУ в качестве типичного представителя исследуемой совокупности.

Одним из важнейших показателей результативности профессиональной социализации в процессе получения образования в вузе является качество выполнения студентом образовательной программы и получение соответствующей квалификации на основании решения Государственной аттестационной комиссии. Несмотря на то, что данный показатель является весомым и конкретным, он не является конечным показателем результативности профессиональной социализации студента - будущего специалиста и не гарантирует дальнейшей успешной профессиональной карьеры. Результативность профессиональной социализации, являясь сложным и многоаспектным явлением, требует применения многомерных критериев анализа.

В работе сделана попытка изучения результативности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» на основе обращения к данным ряда исследований.

Автором обосновывается важность осведомленности студентов о содержании деятельности, специфике выбранной профессии для их профессиональной социализации.

Анализ проведенных диссертантом опросов первокурсников показывает, что определенная часть студентов не понимает существующих отличий специальности и изначально настроены на занятие руководящих должностей.

Студенты 4-5 курсов в качестве своей специальности верно указывают квалификацию «специалист по социальной работе», а в качестве места будущей работы районные управы, муниципалитеты, территориальные центры социального обслуживания, реабилитационные центры, пенсионные фонды. В качестве должностей фигурируют «ведущий специалист», «специалист», «заместитель директора».

Преобладающими мотивами выбора факультета и профессии у обследованной группы студентов являются «большая заработная плата», «власть», «престижный социальный статус», «возможность работать на себя», «отсутствие физического труда». В сумме эти ответы составляют 54% от всех высказываний.

Мотивы оказания реальной помощи людям, «общение с людьми», «желание выполнять ответственную работу», «интерес к профессии», «поиск новых путей решения» оказываются незначительными по частоте упоминаний (24% от всех высказываний). У студентов 4-5 курсов отмечается высокая мотивация выбора специальности «социальная работа» в момент поступления на факультет. Среди основных причин выделяются:

-         гуманитарная направленность учебных предметов;

-         стремление общаться с людьми;

-         интерес к новой специальности;

-         желание помогать людям;

-         низкая оплата обучения;

-         реклама, рекомендации друзей, знакомых.

Альтруистическая мотивация «желание помогать людям» в иерархии мотивационных предпочтений оказалось только на четвертом месте, что свидетельствует о серьезных сложностях начального этапа профессиональной социализации будущих специалистов, поскольку без наличия данного вида мотивации становление профессионального специалиста социальной сферы весьма затруднительно.

В ходе анализа выявлено рассогласование нормативной и реальной социализации будущего специалиста: большинство будущих специалистов видят в будущей работе средство для реализации собственных проблем, в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент. Если в процессе обучения данный вид мотивации не удается актуализировать, профессиональное развитие будет определенным образом деформировано, а профессиональная социализация окажется нерезультативной.

Одной из наиболее распространенных причин выбора факультета стала его гуманитарная направленность что, по мнению автора, объясняется следующими причинами: большая часть студентов факультета при поступлении не имеет четко выраженных профессиональных намерений, что существенным образом влияет на их профессиональную социализацию и затрудняет первичную профессиональную идентичность.

Негативным моментом, влияющим на профессиональную социализацию будущих специалистов, стало то, что значительная часть студентов выбирают профессию случайно. Более 30% респондентов отмечают случайный характер при выборе профессии и желание просто получить высшее образование. В ряде высказываний отмечалось неадекватное и пренебрежительное отношение к профессии социального работника («мне все равно кем быть, главное, что бы работать с людьми, мне нужно высшее образование и работа с людьми, пошел туда, где нет математики…»). Одной из причин такого положения является слабая информированность студентов о профессии, отсутствие ранней профориентационной работы, низкая оплата труда, недостаточный престиж профессии.

Среди личных качеств, способствующих эффективности решения профессиональных задач, студенты факультета социальной работы выделили такие качества, как доброта (56%), честность (31%), терпение (31%), харизматичность (28 %). Студенты факультета социальной работы условно разделяются на две группы, одна из которых ориентирована на работу по профессии, а другая видит себя после окончания вуза в качестве руководителей и управляющих организаций; именно последние делают акцент не на доброте и честности, а на харизматичности как проявлении власти.

Важным критерием, влияющим на результативность профессиональной социализации будущих специалистов, является установка на работу по выбранной специальности. Не собираются в дальнейшем работать по специальности 48% студентов. Однако большинство собираются пробовать себя в смежных отраслях деятельности. Среди причин нежелания работать по специальности на первом месте у студентов низкая заработная плата, отсутствие интереса к профессии и ее непрестижность. Еще одной причиной выступает возможность работать в более привлекательной для себя сфере деятельности. Подавляющее большинство студентов более 80% хотели бы работать в социальной сфере при наличии более высокой оплаты труда.

Наличие профессиональных знаний, умений, соответствующих качеств служит лишь частью предпосылок для включения индивида в трудовой процесс. Среди них востребованность специалистов (наличие соответствующих вакансий); позитивная мотивация занять эти рабочие места, исходя из своих профессиональных и жизненных интересов; наличие соответствующих механизмов и институтов, которые обеспечивают необходимое соединение работников с конкретными рабочими местами; создание целостной многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки социальных работников. Важным фактором, воздействующим на развитие и становление личности будущих социальных работников, становится состояние системы социальной службы в Российской Федерации, статус социального работника и престиж этой деятельности.

Проведенное автором исследование выпускников факультета социальной работы информационных систем МосГУ свидетельствует о том, что около 40% опрошенных работают в социальной сфере (учреждения социальной защиты, социального обслуживания, образования, здравоохранения, государственное и муниципальное управление). Среди них была выделена группа респондентов, с которыми автором работы были проведены интервью, направленные на изучение результативности профессиональной социализации выпускников факультета социальной работы.

Оценка качества полученных знаний и удовлетворенность профессиональной деятельностью являются важными показателями результативности профессиональной социализации. Практически половина респондентов (48%) считают, что в процессе учебы на факультете получили реальные представления о профессии. В данном случае этот показатель можно рассматривать как довольно высокий. В общей сложности 90 % респондентов считают, что вузовская подготовка в основном соответствует общим требованиям профессии (42% - вполне соответствует, 48% - средне соответствует), однако любая практическая работа вносит определенные коррективы, и многие, в процессе работы, нуждались в помощи опытных специалистов. Отмечалось, что выпускники психологически не всегда готовы к работе с клиентами и что в начале работы им сильно не хватало практических навыков. Многие изучаемые Западные концепции, в российских условиях совершенно нежизнеспособны. Среди респондентов, только (2%) полностью не удовлетворены своим местом работы; остальные (98 %)  высказали степень удовлетворенности профессиональной деятельностью: (6 %.) - полностью удовлетворен; (40%) – в основном удовлетворен; (52 %) – частично удовлетворен.  Относительно того, что привлекает в работе, наиболее популярными ответами стали творческий характер работы, приятная атмосфера общения и сотрудничества в коллективе, возможность пользоваться социальными услугами, возможность применить профессиональные знания, хорошие перспективы на будущее. В качестве неудовлетворительных показателей на первом месте стоит размер зарплаты, содержание работы (характер деятельности), отсутствие перспектив продвижения по службе.

Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что процесс профессиональной социализации социальных работников происходит сложно и неоднозначно. С одной стороны, происходит повышение роли профессионализма в системе социальных служб: отход от практики добровольных помощников, рост объемов и сложности деятельности, расширение функций и полномочий. В то же время заработная плата и социальный статус работников социальных служб остаются невысокими. Этим объясняется текучесть и нехватка кадров, снижение требований к их профессионализму.

Результативность профессиональной социализации не должна определяться конкретным рабочим местом в социальной сфере. Расширенный подход к анализу результативности профессиональной социализации будущих специалистов по социальной работе предполагает уровень их восстребованности среди работодателей смежных с социальной работой сфер деятельности. Важным условием результативности профессиональной социализации будущего специалиста является умение на основе имеющейся профессиональной подготовки должным образом соответствовать требованиям социально-экономической среды и конкретного работодателя.

В Заключении диссертации излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования:

1.       Особенностями профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», являются гуманитарно-социальная направленность, активность, развитие способности к межличностным коммуникациям, адаптивность к различным видам социальной деятельности.

2.       Результативность профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», зависит от обретения студентами профессионально важных качеств и профессиональных компетенций, профессиональной идентичности, а также от возможностей конкретного вуза и социальной среды обеспечить квалифицированную подготовку и востребованность специалистов данного профиля.

3.       Среди факторов, влияющих на результативность профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» можно выделить: индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности, «жизненные планы», пол, возраст, состояние здоровья); образовательные (институционализация системы профессионального образования, качество профессиональной подготовки); социально-профессиональные (сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры, восстребованность специалистов данного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки специалистов социальной работы реальной практике, престиж профессии в обществе, условия труда и уровень заработной платы будущего специалиста).

4.      В процессе профессиональной подготовки специалистов большое внимание следует уделять заданной профессиограмме, в которой указаны необходимые для работы знания, умения и навыки, а также социально-психологические характеристики личности. Важнейшими показателями результативности профессиональной социализации будущего специалиста социальной работы являются: сформированное социально-профессиональное мышление, активность, субъектно-деятельностная позиция, умение на основе имеющейся профессиональной базовой подготовки адаптироваться к различным видам деятельности в соответствии с требованиями рынка труда и конкретного работодателя. Достижение результативности профессиональной социализации возможно только при сохранении фундаментальности профессиональной подготовки, на основе которой значительно легче происходит овладение и закрепление любой специализации.

5. Подготовку специалиста социальной работы целесообразно строить с учетом следующих параметров: потребность в специалисте – направление на обучение (социальный заказ) – трудоустройство выпускника на планируемое место (должность). Такого рода социальный заказ позволит, с одной стороны, учитывать потребность в специалистах определенного профиля и вести подготовку с учетом требований и специфики деятельности учреждения, сделавшего заказ на специалиста, с другой - придаст будущему выпускнику уверенность в завтрашнем дне и своей профессиональной востребованности.

В образовательном процессе необходимо обеспечить возможность перехода обучающихся на различные образовательные уровни в зависимости от различных образовательных потребностей и возможностей. Необходимость создания условий для академической мобильности обусловлена индивидуально-личностными, социально-экономическими и демографическими факторами.

6.      Важным моментом в результативности профессиональной социализации будущих специалистов социальной работы должны стать меры по созданию и укреплению профессионального сообщества, развитие профессиональной культуры, корпоративной этики, традиций, моделей поведения.

 

 

 

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях по Перечню ВАК

1.                                                    Воробьева И.В. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной работы: вопросы результативности //Социальная политика и социология. – № 4. – М.: Объединенная редакция РГСУ, 2006. – С. 64-73 (0,6 п.л.).

Публикации в других научных изданиях

2.                                                    Воробьева И.В. Образовательный процесс глазами студентов (на примере студентов факультета социальной работы и информационных систем МосГУ) //Социальное образование: Материалы докладов секции: Ч.3. /Отв. ред. В.А. Никитин. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. – С. 28-33 (0,4 п.л.).

3.                                                    Капустина И.В. Развитие системы профессиональной подготовки социальных работников в России //Дискурс: Социол. студия Вып. 1: Социальное развитие /Под общ. ред. Вал.А. Лукова; МГСА. Кафедра социологии. – М., Социум, 2001. – С. 91-97 (0,5 п.л.).

4.                                                    Капустина И.В. Проблемы профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников сиротских учреждений //Социальная работа: теоретические знания и связь с практикой: Сборник научных трудов /Под науч. ред. В.П. Мошняги. – М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2000. – С. 84-95 (0,8 п.л.).

5.                                                    Капустина И.В. Технология организации и проведения практики студентов на кафедре социальной политики и социальной работы МГСА //Современные социальные технологии: теоретико-прикладные аспекты: Сборник научных трудов /Под науч. ред. Б.Ф. Усманова. – М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2000. – С. 28-34 (0,5 п.л.).

 

 

 

 

 

 

 

Издательство Московского гуманитарного университета

Печатно-множительное бюро

Подписано в печать 19.02.2007. Объем 1,2 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ №