На правах рукописи

 

 

 

Репин

Николай Викторович

 

 

 

Конституционно-правовой статус нотариальных палат в Российской Федерации

 

 

 

Специальность: 12.00.02

конституционное право;

муниципальное право

 

 

автореферат

диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

 

 

 

 

Москва 2006

Работа выполнена на кафедре конституционного права Международной академии предпринимательства

 

Научный руководитель:                          доктор юридических наук, профессор

                                                                 Черемных Геннадий Григорьевич

 

Официальные оппоненты:                       доктор юридических наук, профессор

                                                                 Гребенников Валерий Васильевич

 

                                                                 кандидат юридических наук, доцент

                                                                 Исраелян Валентин Борисович

 

Ведущая организация:                             Федеральная нотариальная палата

                                                                 Российской Федерации

 

 

         Защита состоится «____» ____________ 2006 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д. 521.004.06 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Московском гуманитарном университете по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д.5/1, учебный корпус №3, ауд. 511.

         С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета.

 

 

 

         Автореферат разослан «____» ____________ 2006 г.

 

 

Ученый секретарь

кандидат юридических наук, доцент                                            Е.В. Белоусова

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования. В 1995 году на Конгрессе в Берлине Международный союз латинского нотариата (МСЛН) принял в свой состав Российскую Федерацию. Принятие России в МСЛН означает, что российское законодательство о нотариате достигло уровня международных стандартов. Оно соответствует основам и важнейшим принципам системы латинского нотариата, среди которых можно особенно выделить осуществление публичных нотариальных функций независимым, компетентным и беспристрастным лицом, не являющимся государственным служащим.

Возрождение в России нотариата латинского типа сопровождается возрастанием интереса представителей науки и практических работников к проблемам данного института. Вместе с тем, работы по нотариату носят в основном характер комментаторский и прикладной. Сущность нотариата латинского типа, которая определяется не только его охранительными, но во многом и защитными функциями, в российской правовой литературе не изучена до конца. Крупных монографических исследований, посвященных статусу нотариальной палаты до сих пор не проводилось. А ведь нотариальная палата – это основа латинского нотариата, столп на котором держится так называемый «небюджетный», «частный» нотариат в России.

Не менее важно отметить, что по мере развития рыночной экономики и формирования гражданского общества стала очевидным необходимость перевода российского нотариата на нотариат латинского типа, где основным субъектом совершения нотариальных действий является частнопрактикующий нотариус. А, учитывая то, что в настоящее время в теории и практике юриспруденции возникает немало проблем относительно определения особого места профессиональных корпораций в системе субъектов правоотношений, то и определение конституционно-правового статуса нотариальной палаты как профессионального объединения частнопрактикующих нотариусов является весьма актуальной.

В этой связи назрела практическая потребность изменения законодательства о нотариате, что требует научной разработки проблем, связанных с организацией и деятельностью нотариальной палаты. Необходимость теоретического изучения указанной проблематики представляется особенно актуальной в связи с ведущейся в настоящее время разработкой Федерального Закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации».

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы деятельности нотариата в конституционно-правовом аспекте являлись предметом исследования в юридической науке. Им посвящены работы Н.И. Авдеенко, В.Н. Аргунова, Г.И. Вергасовой, Р.Ф. Галеевой, В.М. Жуйкова, Т.Р. Козуб, Ж.В. Патращук, B.C. Репина, Г.Б. Романовского, О.В. Романовской, Л.А. Стешенко, Ю.В. Филимонова, Г.Г. Черемных, И.Г. Черемных, Т.М. Шамбы, Л.Л. Шаповаловой, В.В. Яркова и других исследователей.

Важное значение для исследования указанной проблематики оказали исследования следующих специалистов в сфере нотариата: А.П. Вершинина, Е.Н. Клячина, В.В. Мальцевой, В.Ф. Попондопуло, Л.В. Скитовича, Н. Сучковой, А.И. Тихенко, С.В. Щенниковой, Н.Ф. Шарафетдинова, Л.В.Усович и др.

В работе использованы труды зарубежных авторов, среди которых необходимо отметить, Мерлотти М. (нотариус, член исполкома Международного союза латинского нотариата), Пиепу Ж.-Ф., Хуго Перес Монтеро (Президент МСЛИ), Ягр Ж.

Следует констатировать и тот факт, что в настоящее время практически отсутствуют специальные работы, посвященные конституционно-правовым основам деятельности нотариата. Они в лучшем случае рассматриваются через призму других проблем. Многие исследования по данной проблематике ограничиваются лишь комментарием норм Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, что делает их работами по правоохранительным органам, а не по конституционному праву. Следовательно, в конституционном аспекте данная проблема нуждается в своем дальнейшем изучении.

Объектом исследования являются конституционно-правовые общественные отношения, определяющие правовое положение нотариальной палаты в сфере регулировании нотариальной деятельности.

Предметом исследования являются нормы конституционного, гражданского и других отраслей права Российской Федерации, определяющих правовой статус нотариальной палаты.

Цель исследования состоит в определении правового статуса нотариальных палат в Российской федерации их роль в организации и становлении латинского нотариата в Российской Федерации и выявлении путей дальнейшего совершенствования правовых норм о нотариате и практики их применения.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

определить правовую природу и сущность нотариальной палаты в Российской Федерации, какое место данный правовой институт занимает в организации гражданского общества в России;

проанализировать нормативно-правовую базу деятельности нотариальных палат;

определить каков конституционно-правовой механизм функционирования нотариальных палат и систему взаимодействия с органами государственной власти;

выявить основные направления совершенствования конституционного законодательства в сфере нотариата для обеспечения наиболее эффективного осуществления нотариальными палатами своих функций.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения и другие научные методы изучения социально-политических процессов. Их применение позволило диссертанту исследовать рассматриваемые проблемы во взаимосвязи, целостности всесторонне и объективно.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили: Уставы 29 нотариальных палат субъектов Российской Федерации, а также Устав Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации. Проведен анализ протоколов и стенограмм заседаний и нормативные акты 23 нотариальных палат субъектов Российской Федерации, исследованы 89 инструкций и приказов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службы Российской Федерации.

Опрос 74 нотариусов г. Москвы, интервьюирование 36 членов Московской городской нотариальной палаты и Федеральной нотариальной палаты.

Научная новизна диссертации состоит в том, что это первое комплексное исследование конституционно-правового статуса нотариальных палат в Российской Федерации.

В нем определена правовая природа нотариальных палат, их место в организации гражданского общества в России, способы участия в формировании нотариального сообщества и удовлетворении прав и свобод и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации.

В работе определены составные части механизма реализации конституционно-правового статуса нотариальных палат и перспективы его развития.

Также в исследовании определены основные направления совершенствования законодательства регулирующего статус нотариальных палат.

На защиту выносятся следующие выводы и предложения, полученные в результате исследования:

1. Авторское определение нотариальной палаты, как некоммерческой организации, образованной на корпоративных началах, призванной выполнять публичные функции, с наделением ее отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения нотариальной деятельности, а также гарантий прав и свобод человека при ее осуществлении.

2. вывод о том, что нотариальные палаты в системе организации гражданского общества играют роль посредника между нотариусами, осуществляющими регистрационные и иные функции по реализации прав и свобод человека и гражданина, и государством как формальным выразителем установленного законном порядка совершения публичных действий физических и юридических лиц.

3. Заключение о том, что Основы законодательства РФ о нотариате устанавливают единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов Российской Федерации, объединенных в Федеральную нотариальную палату.

4. Вывод о том, что наиболее полно правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отвечает его организация в виде профессионального сообщества нотариусов, действующего на принципах самоуправления нотариальной палаты.

5. Вывод о том, что нотариальные палаты обладают всеми необходимыми властными управленческо-контрольными полномочиями в области организации и деятельности нотариата, действующего в форме профессионального сообщества нотариусов, занимающихся частной практикой.

6. Заключение о том, нотариат и адвокатура, деятельность которых основывается на принципах самоуправления, способствует становлению и развитию гражданского общества в Российской Федерации, основанного на демократических социально-правовых принципах.

7. Вывод о том, что обязательное членство нотариусов, занимающихся частной практикой в нотариальной палате гарантирует их профессиональную деятельность и обеспечивает надлежащее качества нотариальных действий.

8. Заключение о том, что нотариальную палату могут учредить как частнопрактикующие нотариусы, так и государственные нотариусы, также учредителем может стать орган государственной власти.

9. Положение о том, что Устав нотариальной палаты является корпоративным актом, который содержит нормы и правила, обязательные для исполнения нотариусами (членами) и органами нотариального самоуправления.

10. Вывод о том, что совместные решения Министерства юстиции и нотариальных палат не соответствуют правовой природе нормативного правового актов, определенной в соответствии со смыслом Конституции РФ Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах возникших в связи, с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Предложение установить порядок индивидуальных решений Министерством юстиции вопросов нотариальной деятельности, при условии предварительного согласования в органах нотариального сообщества и правом судебного обжалования последними принятых нормативных правовых актов.

10. Предложение о необходимости принятия Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации» и соответствующих ему региональных законов, отражающих современный уровень организации некоммерческих организаций.

11. Предложение внести изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Основы законодательства РФ о нотариате и другие нормативные правовые акты, закрепив в них порядок учреждения нотариальной палаты и статус ее членов.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном осмыслении сущности, содержания и особенностей прав и свобод и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации при объединении их в нотариальное сообщество. Исследование позволяет по-новому взглянуть на статус юридического лица, не только как субъекта гражданского права, но и субъекта конституционного права.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы могут быть применены в практической деятельности нотариусов, в работе нотариальных палат, могут иметь значение для работы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных органов субъектов Российской Федерации по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации о нотариате и нотариальной деятельности. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе, в преподавании курсов конституционного, гражданского права, правоохранительных органов, нотариата.

Апробация результатов исследования производилась на различных научно-практических конференциях и круглых столах, в том числе: круглый стол: «Роль нотариата в процессе усиления мер по обеспечению мер безопасности» (Москва, 2004 г.), международная научно-практическая конференция «Судебное правоприменение проблемы, теории и практика» (Москва, 2006 г), международная научно-практическая конференция «Вопросы теории и практики российской правовой науки» (Пенза, 2006 г.). Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе Московского гуманитарного университета при проведении занятий по курсам «Правоохранительные органы» и «Нотариат».

Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, нашли отражение в трех опубликованных автором статьях, а также внедрены в практику работы нотариата г. Москвы.

Структура диссертации определена содержанием темы. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативно-правовых актов.

Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам, а также в заключении.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность темы, степень ее научной разработанности, определяются цель и задачи, объект и предмет, методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выделяются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации полученных в ходе исследования результатов.

Первая глава «Правовая природа и место нотариальных палат в системе институтов гражданского общества России» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе первой главы «Нотариальные палаты как одна из разновидностей некоммерческих организаций в Российской Федерации» дается характеристика нотариальной палаты как некоммерческой организации, и определяется правовая природа нотариальных палат в Российской Федерации.

Диссертантом отмечается, что большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, представляют собой корпорации, построенные на началах членства.

Одной из таких корпораций можно бы было назвать нотариальные палаты, однако, такой формы некоммерческих организаций в Российской Федерации пока не предусмотрено, поэтому в диссертации проводится анализ нотариальной палаты как некоммерческой организации.

В Российской Федерации нотариальные действия в соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате[1] совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Согласно ст. 34 Основ законодательства о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции (Министерство юстиции РФ и органы юстиции субъектов федерации), а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты (Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов федерации).

Согласно статье 24 Основ законодательства о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Однако в ст. 24 Основ законодательства о нотариате отсутствует непосредственное указание на то, может ли на федеральном уровне или в каждом субъекте федерации учреждаться не одна, а две и более нотариальных палат. На практике возникал достаточно острый вопрос о количестве нотариальных палат в одном субъекте РФ.

Исходя из указанного, диссертант, проведя анализ законодательства о нотариате и судебной практики пришел к выводу, что в России в данный момент установлена единая, заранее определенная по составу, организованная по территориальному принципу система, состоящая из нотариальных палат субъектов Российской Федерации, объединенных в Федеральную нотариальную палату.

Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации, публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов в составе Российской Федерации и своим уставом.

В связи с тем, что Основы законодательства о нотариате не определяют природу и сущность нотариальной палаты, характеризуя нотариальную палату и как некоммерческую организацию, и как профессиональное объединение, а также с неточностью формулировок, о том, как же все таки, проходит регистрация нотариальной палаты как юридического лица, так как Закон употребляет устаревшую формулировку: устав нотариальной палаты регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. В настоящее время ГК РФ говорит о регистрации юридических лиц, а не о регистрации уставов, как это было ранее, в работе проводиться анализ законодательства о юридических лица, на основе которого диссертант приходит к выводу, что нотариальная палата некоммерческая организация особого вида, правовая природа, которой в Российской Федерации до конца не определена.

В исследовании говориться что, осуществление нотариусами нотариальных функций от имени государства предопределяет их публично-правовой статус и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется прежде всего в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства. А реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой, в связи с чем последнее выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности.

Также отмечается что, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г.[2] обязательность членства занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия этой профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 19, 30 и 37 Конституции РФ), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности. Это тем более оправданно, когда такая деятельность осуществляется от имени государства, что имеет место при совершении нотариальных действий.

Таким образом, нотариальная палата – это некоммерческая организация призванная выполнять публичные функции с наделением ее отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан.

Второй параграф первой главы «Место нотариальных палат в организации гражданского общества России» посвящен определению места и роли нотариальной палаты в организации гражданского общества в Российской Федерации.

Важнейшим критерием гражданского общества является существование свободного гражданского коллектива как объединения равноправных, автономных и активно действующих индивидов. Наиболее существенным для гражданского общества является существование сферы, в которой отдельные индивиды, подчиненные собственным желаниям, капризам, руководствующиеся собственными физическими и духовными потребностями.

Нотариат один из институтов государственного устройства Российской Федерации. Его развитие безусловно связано с эволюцией государства и общества в целом. Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или частный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы.

Политические, а впоследствии экономические реформы в России привели к качественному изменению структуры и содержания гражданского оборота. Масштабная приватизация и в целом изменения отношений собственности потребовали адекватного новым реалиям правового обеспечения проводимых реформ. В результате на основе Конституции 1993 года стала осуществляться судебная реформа, изменяться система управления и взаимоотношений между различными органами государственной власти, выстраиваться система органов муниципальной власти. Составной частью реформирования правовой системы стало изменение и нотариальной системы.

Диссертант отмечает, что действующая тогда система государственного нотариата не смогла удовлетворить возросшие потребности участников гражданского оборота в квалифицированном правовом обеспечении их деятельности. Именно поэтому и с учётом национальных правовых традиций, в том числе дореволюционных, была воплощена модель небюджетного, так называемого латинского нотариата. Для неё характерно совмещение при осуществлении нотариальной деятельности публично-правовых и частноправовых функций, когда нотариус, действуя от имени и по поручению государства, несёт личную ответственность за правильность совершения нотариальных действий и несет расходы по содержанию нотариальной конторы, работая в режиме самофинансирования. Непосредственно не зависящий от сторон и государства, сочетающий личную заинтересованность в результатах своей деятельности с исполнением публичных обязанностей, нотариус латинского типа способствует разумному сочетанию частных интересов участников гражданского оборота и публичного интереса общества, действуя на общее благо. Передача публичных полномочий частнопрактикующим нотариусам благотворно отразилась на самом нотариате.

Поэтому, цели защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, то есть частнопрактикующие нотариусы, ведь при исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу.

Наиболее полно правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отвечает его организация в виде профессионального сообщества нотариусов, действующего на принципах самоуправления. Именно по такому принципу организованы в России нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Частнопрактикующий нотариус обязательно входит в состав коллегиального органа нотариальной палаты, что является необходимым принципом деятельности нотариата латинского типа, так как способствует эффективности контроля за деятельностью нотариусов, не ограничивая при этом принципов независимости и беспристрастности нотариуса при осуществлении нотариальных действий, поскольку нотариальная палата не является органом государства, а представляет собой некоммерческое профессиональное самоуправляющееся объединение, образованное на корпоративных началах.

Частноправовое содержание деятельности нотариата, а также то, что он не является органом государства, позволяют признать нотариат полноценным институтом гражданского общества.

Сделав в вывод о том, что нотариат как институт гражданского общества обеспечивает эффективность выполнения им своей публичной функции по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества, диссертант считает важным отметить, что юридическая помощь оказывается населению самыми различными представителями юридических профессий России: частными юристами, работающими самостоятельно либо в составе юридических фирм, адвокатами, нотариусами. Поэтому проведя сравнительный анализ таких важных правовых институтов гражданского общества оказывающих квалифицированную юридическую помощь, как нотариат и адвокатура, деятельность которых основывается на принципах самоуправления, автор уверено утверждает, что тенденцией современного развития общества является процесс расширения начал самоуправления. А если самоуправление рассматривать как проявление объективных потребностей общества в управлении, по форме и методам и способу реализации отличающихся от стандартных схем, то гражданское общество, став таковым только при высоком уровне развития его структурных элементов может повлиять на управляющую им систему государство, которое должно в свою очередь достигнуть качественно нового состояния правового государства.

В третьем параграфе первой главы «Нормативно-правовое регулирование деятельности нотариальных палат» проводится анализ действующей нормативно-правовой базы регулирующей деятельность нотариальных палат в Российской Федерации, на основе которого диссертант определяет пути совершенствования законодательства определяющего конституционно-правовой статус нотариальных палат в Российской Федерации.

В исследовании особое внимание уделяется тому, что регулирование деятельности нотариальной палаты как правового института Российской Федерации должно согласоваться с существующей правовой системой страны и подчиняться принципам правового государства.

Определяющее значение играют нормы конституционного права, которые устанавливают основные сущностные характеристики нотариата как института гражданского общества, наделенного властными полномочиями, и нотариальной деятельности как деятельности по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, что полностью соответствует особенностям конституционного права как основной, всеобъемлющей отрасли права России.

На основе принятой в Российской Федерации иерархии нормативных правовых актов, деятельность нотариальных палат должна осуществляться в соответствии системой нормативных источников права, в которую входят:

1) Конституция РФ;

2) международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

3) федеральные законы;

4) нормативные правовые акты Президента РФ;

5) нормативные правовые акты Правительства РФ;

6) нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ;

7) нормативные правовые акты субъектов РФ.

Однако, диссертант отмечает, что это прямо не вытекает из основного кодифицированного источника нотариально права Основ законодательства о нотариате законодательства, но наверное, и подразумевается исходя из толкования его норм о соответствии нотариальной деятельности Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Основ, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Однако, по мнению диссертанта, в основном кодифицированном акте о нотариате следовало бы предусмотреть более четкую формулировку, о том, что нотариальная деятельность осуществляется в соответствии со всей системой нормативных правовых актов Российской Федерации.

С учетом федеративного устройства России Конституция РФ определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно пп. «л» п. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении, то есть в области нотариата действуют не только федеральные законы, но и региональные нормативные акты. Вместе с тем непременным условием принятия и действия региональных нормативных правовых актов является их соответствие федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Основы законодательства о нотариате, не обозначая общих правил разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, тем не менее, в ряде статей содержат указание на то, что те или иные вопросы могут регулироваться, в том числе законодательством республик в составе Российской Федерации или имеют отсылочные нормы с формулировкой: «Законодательством республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрено иное».

Диссертантом особо отмечается, что Основы законодательства о нотариате были приняты незадолго до принятия Конституции РФ, но изменений в них в связи с принятием Конституции специально не вносилось. Именно поэтому текст Основ в качестве субъектов регионального правового регулирования в большей части текста упоминает только республики в составе Российской Федерации. Поэтому автор отмечает, что следовало бы привести Основы законодательства о нотариате в соответствие с Конституции РФ.

Субъекты Российской Федерации активно пользуются предоставляемыми им Основами законодательства о нотариате правами по регулированию или детализации отдельных вопросов организации и деятельности нотариата. Однако, диссертантом отмечается и наличие несоответствия регионального законодательства федеральному. В качестве способа разрешения проблемы противоречия законодательных актов субъектов РФ федеральному законодательству исследователями предлагается совершенствование правового механизма разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами путем принятия федерального закона.

Основную функцию государственного регулирования организации нотариата осуществляет Министерство юстиции РФ и территориальные органы юстиции в субъектах РФ. И здесь, диссертант уделяет особое внимание инструкциям, разъяснения, письмам Министерства юстиции РФ. Так как некоторые из этих актов согласованы с Федеральной нотариальной палатой, точнее многие из них утверждены совместными решениями Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палаты, которая не является государственным органом. Отсюда, непонятна природа правого акта, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти и негосударственной организацией. Еще больше вопросов вызывает то, что многие из указанных выше нормативных актов официально не были опубликованы, также проблематично определить и официальное издание нормативных актов, принимаемых совместно органами юстиции и нотариальной палатой.

Поэтому, исходя из того, что совместные решения Министерства юстиции и нотариальных палат не соответствуют правовой природе нормативного правового актов, определенной в соответствии со смыслом Конституции РФ Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах возникших в связи, с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», диссертантом предлагается установить порядок индивидуальных решений Министерством юстиции по вопросам нотариальной деятельности, при условии предварительного согласования в органах нотариального сообщества и правом судебного обжалования последними принятых нормативных правовых актов.

Также из проведенного исследования следует, что современная правовая база организации нотариальной деятельности в Российской Федерации требует серьезного совершенствования. Ряд инструкций, приняты в совершенно иных экономических и правовых условиях, а, следовательно, не отражают требованиям современности. В связи с этим диссертант обращает особое внимание на существующую проблему обновления законодательной базы.

Настоятельно встает вопрос о переходе от государственного и частного нотариата к единой системе нотариата в Российской Федерации, об усилении роли государственного контроля за осуществлением нотариальной деятельности, о повышении степени ответственности каждого нотариуса, об определении с учетом особенностей нотариальной деятельности статуса нотариальных палат. Поэтому одной из основных задач является разработка проекта федерального закона о нотариате - основополагающего акта для дальнейшего функционирования нотариата в Российской Федерации на основе профессиональной и экономической независимости, личной имущественной ответственности лица, осуществляющего нотариальную деятельность, за результаты этой деятельности и контроля за осуществлением такой деятельности. Поэтому, диссертант соглашается с решением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации, которые считают, что целесообразным принятие в рамках совершенствования законодательства Российской Федерации о нотариате нового федерального закона, предусматривающего сохранение и дальнейшее развитие института нотариата в Российской Федерации на основе принципов международного латинского нотариата «Об организации нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации».

Особого внимания, по-мнению диссертанта заслуживает Устав нотариальной палаты, который является корпоративным актом и содержит нормы и правила, обязательные для исполнения нотариусами (членами) и органами нотариального самоуправления.

Также, на ряду с усовершенствованием законодательной базы с целью приведения соответствия законодательства и усовершенствования механизма взаимодействия нотариальных палата, предлагается заключить учредительный договор между ФНП и региональными нотариальными палатами, который позволит решить один из наболевших вопросов связанных с размерами и порядком уплаты членских взносов.

Вторая глава «Механизм реализации конституционно-правового статуса нотариальных палат в Российской Федерации» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе второй главы «Порядок формирования и структура федеральной и региональных палат» проводится анализ норм российского законодательства, а также Уставов нотариальных палат субъектов и Устава Федеральной нотариальной палаты в сфере их устройства и деятельности.

Региональные нотариальные палаты состоят из нотариусов, занимающихся частной практикой, их помощников, стажеров, назначенных на должность в конкретной республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, а также в городах Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности, однако для них членство в нотариальной палате является не обязанностью, а правом.

Высшим органом региональной нотариальной палаты является собрание ее членов. В период между собраниями деятельностью нотариальной палаты руководят избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент. Полномочия всех органов нотариальной палаты регламентируются ее уставом.

Федеральная нотариальная палата объединяет юридические лица - региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате также является обязательным.

Представительство нотариальной палаты в Собрании представителей нотариальных палат осуществляется одним лицом: Президентом Нотариальной Палаты либо в его отсутствие частнопрактикующим нотариусом членом этой же нотариальной палаты, уполномоченным на то в соответствии с уставом нотариальной палаты правомочным решением правления либо собрания членов этой нотариальной палаты.

Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей всех региональных нотариальных палат, а в период между собраниями ее деятельностью руководит правление.

Диссертантом отмечается что, условие обязательного членства нотариусов занимающихся частной практикой выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности. Так как, становясь членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий, нотариус тем самым реализует свое публично-правовое предназначение.

В параграфе делается вывод о том, что нотариальную палату могут учредить как частнопрактикующие нотариусы, так и государственные нотариусы, также учредителем может стать орган государственной власти. Но в состав обязательно должны входить все частнопрактикующие нотариусы того нотариального округа, в котором образована нотариальная палата.

В исследовании рассматриваются структура палат, порядок их деятельности, а также основные направления деятельности их органов. И делается вывод о том, что следует внести изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Основы законодательства РФ о нотариате и другие нормативные правовые акты, закрепив в них порядок учреждения нотариальной палаты и статус ее членов.

Второй параграф второй главы «Взаимоотношения между нотариальными палатами и нотариусами» посвящен одному из наиболее важных вопросов, взаимоотношениям между нотариальными палатами и их членами нотариусами.

Нотариальные палаты представляют собой корпоративные учреждения нотариусов. С одной стороны, нотариальные палаты определяют организационные основы построения института нотариата, имеют широкие полномочия внутри системы нотариальных органов по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов. С другой нотариальные палаты объединяют нотариусов с целью защиты и представительства их интересов, в том числе перед государством.

Нотариальная палата представляет и защищает интересы, как всего сообщества нотариусов, так и каждого нотариуса в законодательном собрании Российской Федерации, государственных и общественных организациях, международных объединениях; отстаивает интересы сообщества в Конституционном суде, Верховном суде Российской Федерации, судах различных инстанций; оказывает помощь нотариусам в обеспечении защиты в отношении исков, предъявленных к ним в связи с совершением нотариальных действий. Вместе с тем, что нотариальная палата является профессиональным объединением нотариусов, она же и осуществляет соответствующий контроль за их деятельностью.

Задача профессионального контроля помочь нотариусам в применении современного законодательства, обеспечить ориентацию на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов. Профессиональный контроль имеет целью обеспечить проверку исполнения профессиональных обязанностей нотариусами. Проверка по своему содержанию включает контроль исполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональными обязанностями. Проверки, проводимые нотариальным палатами направлены на совершенствование качества совершаемых нотариальных действий путем воспрепятствования доступа к нотариальной деятельности лиц, не обладающих достаточным уровнем квалификации и профессионализма. Они способствуют формированию единой непротиворечивой нотариальной практики, профессиональному толкованию быстро изменяющегося законодательства.

В параграфе автор анализирует контрольную деятельность нотариальной палаты в сфере осуществления нотариальной деятельности на примере контрольных полномочий Московской городской нотариальной палаты, закрепленных ее Уставом. На основе проведенного анализа диссертант, делает заключение что в Уставе МГНП не конкретизируется порядок проведения проверочных мероприятий в отношении нотариусов, хотя проверка является наиболее эффективным и применимым на практике методом своевременного выявления нарушений и способом их предупреждения.

Также в работе отмечается, что среди обязанностей нотариуса нет ни одной, связанной с нотариальным сообществом. А ведь именно от личности нотариуса, его позиции по отношению к сообществу в целом (без преувеличения) зависит успех корпоративного дела, поэтому следует внести соответствующие дополнения в законодательство о нотариате.

Третий параграф второй главы «Система взаимодействия нотариальных палат и органов государственной власти» отражает способы взаимодействия нотариальных палат и органов государственной власти организованной в Российской Федерации на основе принципа разделения властей.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из трех ветвей власти Российской Федерации и не является организационно-государственным органом. Однако, в практике государственного строительства в отдельных исключительных случаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государства. Поэтому нотариат осуществляет публичную функцию по оказанию квалифицированной юридической помощи.

Нотариальные палаты наряду с государством участвуют в регулировании нотариальной деятельности, обеспечивая баланс между необходимостью государственного контроля нотариальной деятельности и закрепленными в законодательстве гарантиями независимости нотариат. Поэтому для эффективного осуществления нотариальной деятельности в Российской Федерации должна быть четко выстроена система взаимодействия нотариальных палат и органов государственной власти, особенно это актуально, если учесть что современный российский нотариат имеет двойственную структуру: государственный и внебюджетный нотариат.

В работе отмечается, что важную роль в обеспечении самоуправления нотариата играет Федеральная нотариальная палата. В соответствии с действующим законодательством ФНП осуществляет координацию деятельности региональных нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов, а также страхование нотариальной деятельности; представляет интересы региональных нотариальных палат в международных организациях.

Кроме того, ФНП палата оказывает содействие нотариусам, являющимся членами региональных нотариальных палат, в юридической, социальной и материальной защите их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также по другим вопросам, связанным с их нотариальной деятельностью. Каждому нотариусу, являющемуся членом региональной нотариальной палаты, предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить их оперативное и объективное рассмотрение.

Если эти предложения существенны, то принимаются практические меры по их реализации. Палата представляет интересы нотариального сообщества в Государственной Думе, Совете Федераций, Правительстве, правоохранительных органах, т.е. во всех законодательных и исполнительных органах власти. Палата теснейшим образом взаимодействует с Государственной Думой и Федеральным собранием в части подготовки предложений по совершенствованию законодательства. Хорошо зная положение в нотариате, палата может эффективно воздействовать на принимаемое решение.

ФНП в первую очередь теснейшим образом взаимодействует с Министерством юстиции Российской Федерации. Палата подготавливает предложения по совершенствованию деятельности нотариата и вносит их, как правило, в Министерство юстиции Российской Федерации. Законодательство определяет «сферы совместного ведения» органов юстиции и нотариальных палат, однако, отсутствие в законодательстве эффективных механизмов разрешения споров, возникающих между органами юстиции и нотариальными палатами, подчас приводит к тому, что некоторые сферы, отнесенные к совместному ведению, остаются без должного внимания. Исходя из проведенного исследования, диссертант считает причинами этого является, в частности, недостаточно четкое определение в законе функций и механизмов взаимодействия органов юстиции и нотариальных палат.

Латинский нотариат, который имеет место в нашей стране, является институтом превентивного правосудия. Превентивная роль нотариальной защиты заключается в предупреждении нарушений права путем совершения нотариальных действий, отказа от их совершения, правовых консультаций и др. Исходя из того, что нотариат тесно соприкасается с судебной юрисдикцией и с учетом той роли, которую он играет в системе органов, осуществляющих защиту гражданских прав физических и юридических лиц в бесспорной форме, диссертант отмечает, что своей работой нотариат облегчает судебные процедуры.

В четвертом параграфе второй главы «Материально-финансовая основа и организация деятельности нотариальных палат» анализируются особенности финансирования нотариата в Российской Федерации, которые определяются важностью нотариальной деятельности для нормального функционирования правового государства, уникальностью природы нотариата института гражданского общества, выполняющего публичную функцию по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, неоднородностью правового статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах или занимающихся частной практикой.

В результате приведенного исследования, диссертант приходит к выводу, что нотариальная палата по принципу своего финансирования является небюджетным институтом, действует на принципе самообеспечения. Поэтому создание продуманных финансовых основ деятельности института нотариата, позволяющих институту нотариата существовать и нормально развиваться должно быть не только одним из основных направлений деятельности самой нотариальной палаты, но одной из действующих функций государства.

Источниками формирования имущества нотариальных палат являются членские взносы, добровольные имущественные взносы и пожертвования, доходы от издательской и иной уставной деятельности Палаты, дивиденды и доходы по ценным бумагам, принадлежащим Палате, другие не запрещенные законом поступления. Руководство текущей финансово-хозяйственной деятельностью Палаты осуществляется Управляющим делами Палаты в соответствии с Уставом нотариальной палаты.

Проанализировав спорное налоговое законодательство диссертант утверждает, что нотариальная палата является некоммерческой организацией, поэтому она не является субъектом предпринимательской деятельности, а ее члены (нотариусы) также не является индивидуальным предпринимателями.

В заключении представлены выводы диссертационного исследования, обобщаются сделанные в работе теоретические выводы и вносятся предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Репин Н.В. Нотариальная палат как одна из разновидностей некоммерческих организаций в Российской Федерации // Современной право. 2006. №8(1). 0,5 п.л.;

2. Репин Н. Место нотариальных палат в организации гражданского общества России // Право и жизнь. 2006. №100(10). 0,7 п.л.

3. Репин Н.В. Порядок формирования и структура федеральной и региональных палат // Право и жизнь. 2006. №101(11). 1 п.л.



[1] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1//ВСНД и ВС РФ. 1993. №10. Ст.357. (Далее Основы законодательства о нотариате ).

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 г. № 22. Ст. 2491.