На правах рукописи

 

 

 

 

МОТИН

Дмитрий Михайлович

 

 

 

Правовой статус транспортной прокуратуры

и ее место в системе органов прокуратуры

Российской Федерации

 

 

Специальность: 12.00.11 – судебная власть,
прокурорский надзор, организация
правоохранительной деятельности, адвокатура
 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

 кандидата юридических наук

 

 

 

 

 

Москва – 2006

Работа выполнена на кафедре уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета

 

Научный руководитель:                    доктор юридических наук, профессор

                                                     Шурухнов Николай Григорьевич

 

Официальные оппоненты:                доктор юридических наук, доцент

                                                              Победкин Александр Викторович

 

                                                              доктор юридических наук, профессор

                                                     Черемных Геннадий Григорьевич

 

Ведущая организация:                       Институт международного права и

                                                              экономики им. А.С. Грибоедова

 

Защита состоится «___» ____________ 2006 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском гуманитарном университете по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета.

 

 

Автореферат разослан «___» ____________ 2006 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент                                             Е.В. Белоусова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[1] прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

Неотъемлемой частью прокуратуры России являются специализированные прокуратуры, к которым относятся, в частности, транспортные прокуратуры. Их создание обусловлено, прежде всего, необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны (железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт). В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением.

Транспортные прокуратуры, наряду с другими органами государственной власти и местного самоуправления, являются частью транспортной системы России, в ведении которых находятся вопросы транспортной деятельности и транспортной безопасности, транспортных инфраструктур, транспортных средств, хозяйствующих субъектов в области транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг. Транспортные прокуратуры расследуют уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных непосредственно на соответствующих транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками транспортных объектов, включая работников органов внутренних дел на транспорте.

Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности. Таким образом, роль транспортных прокуратур и значение их деятельности на транспорте тесным образом связаны с вопросами транспортной безопасности страны.

Несмотря на то, что в 2001 г. Генеральный прокурор РФ приказом от 22 января 2001 г. № 2 «Об изменении организации прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и реорганизации транспортных прокуратур» ликвидировал транспортные прокуратуры, действовавшие на правах прокуратур субъектов РФ, в настоящее время существуют транспортные прокуратуры на правах районных прокуратур, которые непосредственно подчинены территориальным прокуратурам субъектов РФ, где созданы соответствующие отделы.

Представляется, что ликвидация транспортных прокуратур, действовавших на правах прокуратур субъектов РФ, была преждевременным шагом, поскольку значение и роль транспортных прокуратур не были оценены должным образом. Во многом это связано с несовершенством законодательства, а точнее – положений самого Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», который лишь в нескольких своих статьях упоминает о существовании транспортных прокуратур.

Сейчас, с учетом участившихся преступлений на транспорте, стало очевидным, что путем координации усилий только территориальных органов прокуратуры различных регионов весьма затруднительно обеспечивать оперативные и слаженные действия по надзору за законностью при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных на транспорте. Это положение объясняется тем фактом, что преступления на транспорте совершаются внетерриториально.

Преступники зачастую используют разобщенность линейных структур, транспортных и территориальных органов обеспечения безопасности и порядка. Многие хищения, повреждения, порча грузов совершаются в одном регионе, а обнаруживаются в значительном удалении от него. Нарушения правил технической эксплуатации транспорта могут быть допущены в одном регионе, а последствия (авария, крушение) проявляются в другом.

Терроризм, связанный с захватом заложников, взрывами, уничтожением транспортных средств, организуется и подготавливается нередко в месте отправления авиатехнических средств, а дальнейшие преступные действия осуществляются в иных регионах.

В связи с этим актуальным в научном плане и необходимым в рамках обеспечения транспортной безопасности страны представляется выявление потенциала, заложенного в транспортных прокуратурах и, к сожалению, пока не использованного, на практике.

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении последнего десятилетия, отмеченного всплеском работ, посвященных прокурорскому надзору и общетеоретическим вопросам деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в рамках проводящейся в стране правовой реформы, к сожалению, интерес к основам деятельности специализированных прокуратур, и в частности, транспортных прокуратур, остался невысоким.

Действительно, на фоне роста числа научных публикаций (книг и статей в специализированных юридических изданиях), посвященных прокуратуре, о транспортных прокуратурах упоминалось как бы попутно (в частности, в работах А.А. Агеева, Т.А. Ашурбекова, А.М. Багмета, А.Д. Бойкова, Н.А. Власовой, С.И. Герасимова, Н.В. Мельникова, Л.А. Николаевой, В.А. Никонова, И.Л. Петрухина, В.П. Сальникова, Ю.И. Скуратова, А.А. Чувилева и др.), постольку, поскольку они являются неотъемлемой частью единой федеральной системы органов прокуратуры Российской Федерации.

Многопрофильный характер темы диссертации предопределил необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности, к работам в области философии, общей теории государства и права, теории и истории прав человека, различных отраслей, подотраслей и институтов права, прежде всего, уголовного и уголовно-процессуального, а также специальной учебной дисциплины «Прокурорский надзор».

Правовые и организационные основы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, их роли в обеспечении и защите прав граждан и организаций на общетеоретическом и отраслевом уровнях достаточно обстоятельно разработаны в ряде монографий и учебников.

По данной проблематике широко известны работы В.И. Баскова, В.Е. Винокурова, А.В. Гриненко, В.Н. Григорьева, В.В. Гошуляка, А.М. Дворянского, В.М. Жуйкова, Г.А. Зорина, В.Н. Калинина, Ф.М. Кобзарева, О.Л. Кожевникова, Г.Н. Комковой, В.В. Кравчук, В.Е. Крутских, М.Н. Маршунова, С.И. Некрасова, А.В. Победкина, Л.В. Потаповой, А.И. Рарога, В.А. Ржевского, В.И. Рохлина, Н.В. Рудненко, А.П. Рыжакова, В.М. Савицкого, В.П. Степалина, А.Я. Сухарева, Н.М. Яковлева, В.Н. Яшина и др.

Немаловажную роль в становлении и развитии теории прокурорского надзора за последнее десятилетие сыграли диссертационные работы И.П. Виноградова, Г.И. Вишни, В.В. Городилова, Ю.М. Горячковской, И.Ф. Демидова, В.В. Ефименко, С.Ю. Зайкова, С.В. Кирсанова, М.К. Кислицына, С.В. Кот, Р.Д. Курбанова, В.М. Мачинский, Т.А. Рабко, Р.У. Рамазанова, В.Т. Томина, М.А. Тхакушинова, Д.А. Хрулева, Т.О. Шандирова и др.

В работе были проанализированы труды ученых С.Н. Братуся, А.В. Венедиктова, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, О.С. Красавчикова, Л.А. Лунца, Д.И. Мейера, Н.О. Нерсесова, И.Б. Новицкого, И.А. Покровского, Б.Б. Черепахина, Г.Ф. Шершеневича и др.

Целью исследования является определение правовых и организационных основ деятельности специализированных прокуратур Российской Федерации, в частности, транспортных прокуратур, а также определение особенностей реализации правового статуса транспортных прокуратур, выявление возникающих на практике проблем и определение перспектив развития законодательства о деятельности транспортных прокуратур в России.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

- изучение системы правовых и организационных принципов деятельности прокуратуры России;

- определение правового статуса и принципов деятельности специализированных прокуратур Российской Федерации в ходе судебно-правовой реформы;

- определение места и роли специализированных прокуратур в системе прокуратуры Российской Федерации;

- определение места транспортной прокуратуры в системе специализированных прокуратур Российской Федерации;

- изучение принципов организации и деятельности транспортной прокуратуры Российской Федерации;

- определение перспектив развития законодательства о деятельности транспортной прокуратуры в России.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения правового статуса и места транспортной прокуратуры в системе органов прокуратуры Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального и уголовного законодательства, с помощью которых определяется правовой статус транспортной прокуратуры в системе специализированных прокуратур и в системе прокуратуры Российской Федерации.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический (интервьюирование), историко-юридический, сравнительно-правовой, аксиоматический, метод анализа документов и т.д. Применение этих методов познания в сочетании с последними достижениями юридической, философской и социологической мысли позволило всесторонне проанализировать проблему определения правового статуса транспортных прокуратур в системе органов прокуратуры Российской Федерации.

Источниковедческую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по прокурорскому надзору, уголовному и уголовно-исполнительному праву, а также труды по теории и истории государства и права, отраслевым юридическим наукам, философии, социологии и др.

Исследованию были подвергнуты, в частности, нормативные правовые акты как внутригосударственного (Конституция РФ 1993 г., Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора РФ и др.), так и международного характера (Всеобщая Декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.).

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Анкетирование 124 прокурорских работников на тему «Эффективность работы транспортных прокуратур Российской Федерации на современном этапе», в результате которого был сформулирован вывод о том, что существование транспортных прокуратур параллельно с территориальными ни коим образом не мешает работе последних, напротив, создание специализированных прокуратур на транспорте существенно повысило уровень прокурорского надзора на транспорте.

2. Предметное интервьюирование 152 работников прокуратуры на тему «Проблемы подчинения и подотчетности транспортных прокуратур Российской Федерации Генеральной прокуратуре Российской Федерации», в результате которого были определены направления субординации и выявлены механизмы совершенствования подотчетности транспортных прокуратур Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

3. Опрос 204 работников правоохранительных органов на тему «Роль специализированных прокуратур в защите прав и свобод граждан в России», выявивший положительное значение как самого факта создания транспортных прокуратур, так и их деятельности в сфере защиты прав человека на транспорте.

4. Исследование в виде выборочного опроса 68 прокуроров на тему «Развитие законодательства о деятельности транспортных прокуратур Российской Федерации», в результате которого выявилась потребность во внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (подробно изложенных в диссертационном исследовании).

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых исследований, посвященных изучению и выявлению особенностей правового статуса транспортных прокуратур Российской Федерации как в системе специализированных прокуратур, так и в системе органов прокуратуры Российской Федерации.

В работе впервые в фокусе научного исследования оказались транспортные прокуратуры как таковые, созданные не в соответствии с административно-территориальным делением страны, эффективно действующие параллельно с территориальными прокуратурами.

Исследование специфики объекта (железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта) деятельности транспортных прокуратур выявило их значение и роль в области обеспечения транспортной безопасности страны, являющейся частью системы национальной безопасности. Обоснованы и рекомендованы к принятию поправки в Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

На защиту выносятся следующие теоретические положения, практические выводы, предложения и рекомендации:

1. Вывод о том, что специализированные прокуратуры Российской Федерации представляют собой выделенную по принципу специализации неотъемлемую часть единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, в строго определенной сфере.

2. Вывод о том, что специализированные прокуратуры строятся по общим для органов прокуратуры принципам, руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры; перед ними стоят общие для всех органов прокуратуры задачи; они используют те же средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Однако в их системно-структурном построении, а также в объектах и предмете надзора за исполнением законов есть некоторые особенности, о которых пойдет речь дальше.

3. Вывод о том, что правовой статус специализированных прокуратур Российской Федерации как органов государственной власти основывается на единстве прав, обязанностей и полномочий этого органа, а также совокупности характеризующих его элементов, к которым относятся: нормативно-правовая база, структура, принципы и цели деятельности специализированных прокуратур, задачи, функции и компетенция специализированных прокуратур, их подотчетность и подконтрольность, а также взаимодействие с другими органами как государственной власти,  так и прокуратуры Российской Федерации.

4. Вывод о том, что специализированные прокуратуры можно условно разделить на два типа:

- прокуратуры первого типа осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений (военные прокуратуры и прокуратуры на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях - ЗАТО);

- прокуратуры второго типа выполняют задачи и функции прокурорского надзора наряду с территориальными (в том числе, транспортные прокуратуры).

5. Основная роль специализированных прокуратур в системе прокуратуры Российской Федерации заключается в том, что их надзорная деятельность осуществляется в определенных сферах правовых отношений одновременно с территориальными прокуратурами, однако, не пересекаясь с надзорной деятельностью последних.

6. Вывод о том, что транспортные прокуратуры Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью централизованной системы органов прокуратуры Российской Федерации, не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением и образуются на транспорте; федеральным законодательством на них возлагается надзор за соблюдением и правильным применением законов предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта.

7. Вывод о том, что транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

8. Особое место транспортных прокуратур в системе специализированных прокуратур Российской Федерации обусловлено стратегически-важной государственной необходимостью соблюдать, поддерживать, охранять и защищать транспортную безопасность страны, а также специфичностью:

- самого объекта – транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, речного);

- правовых отношений, возникающих по поводу этого объекта;

- правового регулирования расследования уголовных преступлений, совершаемых на транспорте.

9. Вывод о том, что транспортные прокуратуры Российской Федерации, наряду с другими органами государственной власти и местного самоуправления, являются частью транспортной системы России, в ведении которых находятся вопросы транспортной деятельности и транспортной безопасности, транспортных инфраструктур, транспортных средств, хозяйствующих субъектов в области транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг.

10. Принципы организации и деятельности транспортных прокуратур Российской Федерации можно определить как основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности транспортных прокуратур, а также исходные моменты их организации и функционирования, которые в самом общем виде находят отражение в Конституции РФ и федеральном законодательстве.

11. Вывод о том, что принципами организации и деятельности транспортных прокуратур Российской Федерации являются: принцип законности; единства и централизации; единоначалия; независимости органов транспортной прокуратуры при осуществлении своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений; гласности; взаимодействия транспортной прокуратуры с иными государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами; деполитизированности (внепартийности).

12. Неукоснительное соблюдение законов в самой деятельности транспортной прокуратуры означает:

- осуществление деятельности прокурорами транспортных прокуратур в пределах своей компетенции, без вмешательства в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность поднадзорных органов и должностных лиц;

- использование прокурорами транспортных прокуратур своих полномочий при наличии законных поводов и достаточных оснований;

- использование законных методов выявления нарушений законности и причин и условий, способствующих правонарушениям, и их устранения;

- применение законных мер воздействия к виновным в совершении правонарушений;

- осуществление надзорных функций в правовых формах.

13. Поскольку транспортные прокуратуры строятся на общих принципах, перед ними стоят те же задачи, что и перед территориальными органами, они используют такие же полномочия, но с учетом специфики объектов надзора, для разрешения более детальных вопросов их организации и деятельности целесообразно принять соответствующие нормативные акты. В них должны быть определены специфика надзорной деятельности, ее пределы, круг поднадзорных объектов и т.д.

14. Поскольку правовые основы деятельности и механизм деятельности специализированных прокуратур надлежащим образом не урегулированы, необходимо дополнить Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» отдельной статьей, уточняющей статус и особенности деятельности транспортных прокуратур, следующего содержания:

«Статья 15.1. Транспортные прокуратуры Российской Федерации

1. Транспортные прокуратуры Российской Федерации осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, а также указаниями и распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

2. Транспортные прокуратуры Российской Федерации расследуют уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных непосредственно на соответствующих транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками транспортных объектов, включая работников органов внутренних дел на транспорте.

3. На транспортные прокуратуры Российской Федерации распространяются положения, предусмотренные статьей 15 настоящего Федерального закона».

15. На основании дополнения Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» статьей 15.1 необходимо издание указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, в которых должны быть конкретно прописаны:

- цели, направления и специфика деятельности транспортных прокуратур, обусловленные специальными задачами последних, связанные с эффективным функционированием транспортной системы страны и обеспечением транспортной безопасности как составной части национальной безопасности России;

- порядок организации и деятельности транспортных прокуратур;

- планирование работы органов транспортной прокуратуры;

- направление заданий и поручений прокурорским работникам;

- проведение служебных проверок в органах транспортной прокуратуры.

Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы, во-первых, более точно и предметно формулируют правовые и организационные основы деятельности специализированных прокуратур Российской Федерации, дополняя и расширяя тем самым понятийный материал, на котором строится изучение специальной учебной дисциплины «Прокурорский надзор», во-вторых, переосмысливают и конкретизируют правовой статус, принципы деятельности, место и роль транспортных прокуратур Российской Федерации как в системе специализированных прокуратур, так и в системе органов прокуратуры России.

Обоснованные автором предложения по более четкому определению правового статуса и принципов деятельности транспортных прокуратур Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательства о деятельности транспортных прокуратур в форме внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» могут создать определенную базу как для дальнейших научных исследований в этом направлении, так и для деятельности органов российской прокуратуры.

Содержащиеся в диссертации научные положения и выводы будут полезны для дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы с точки зрения совершенствования механизма осуществления транспортными прокуратурами прокурорского надзора и защиты прав человека на транспорте, а также могут быть использованы в теоретических и прикладных научных исследованиях, преподавании в рамках курсов прокурорского надзора и уголовного процесса.

Практическое значение диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по определению правового статуса транспортных прокуратур как в системе специализированных прокуратур, так и в системе прокуратуры Российской Федерации могут способствовать повышению эффективности, во-первых, работы самих транспортных прокуратур, во-вторых, реализации гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Все это в целом, несомненно, будет способствовать эффективности работы всей системы российской прокуратуры, а также созданию в ходе судебно-правовой реформы благоприятного режима для развития и утверждения в России правового государства, утверждению уважения к правам человека.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования отражены и апробированы в:

- научных публикациях автора в юридических изданиях;

- выступлениях на конференциях и семинарах: Всероссийской научно-практической конференции на тему «Проблемы реформирования правовой системы России на рубеже XX - XXI веков» (17 марта 2003 г., г. Иванов); международной научно-практической конференции «Прокуратура и институты гражданского общества в противодействии экстремизму и ксенофобии» (1-2 февраля 2005 г., г. Санкт-Петербург); научной конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследованием преступлений» (28 апреля 2005 г., г. Москва); международной научно-практической конференции «Юридическая наука: проблемы и перспективы развития (региональный аспект)» (30 сентября 2005 г., г. Великий Новгород).

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определены предмет, цель и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость, охарактеризована степень изученности раскрываемых проблем в научной литературе.

Первая глава диссертации называется «Транспортная прокуратура как один из видов специализированных прокуратур Российской Федерации».

В первом параграфе первой главы («Система правовых и организационных принципов деятельности российской прокуратуры») анализируются системообразующие элементы организации и деятельности органов прокуратуры – принципы ее деятельности, составляющие единую систему и позволяющие каждому работнику прокуратуры ориентироваться на эти руководящие положения при совершении каждого своего действия и принятии любого решения.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации можно определить как основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры, а также исходные моменты ее организации и функционирования, которые находят отражение в Конституции РФ и федеральном законодательстве.

Система органов прокуратуры характеризуется наличием как вертикальных связей, регулирующих процессы внутреннего управления по подчиненности, так горизонтальных, необходимых для взаимодействия несоподчиненных равнозначных органов и подразделений внутри системы органов прокуратуры и за ее пределами.

Во втором параграфе первой главы («Развитие правового статуса и принципы деятельности специализированных прокуратур Российской Федерации в ходе судебно-правовой реформы») уточняется содержание понятия «правовой статус», дается оценка правового статуса специализированных прокуратур.

К числу специализированных прокуратур относятся: военная прокуратура, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные прокуратуры и прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ. Действуя параллельно с территориальными прокуратурами, специализированные прокуратуры представляют собой выделенную по принципу специализации неотъемлемую часть единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, в строго определенной сфере.

В третьем параграфе первой главы («Место и роль специализированных прокуратур в системе прокуратуры Российской Федерации»)  обосновывается особое место специализированных прокуратур в системе органов прокуратуры Российской Федерации, которое заключается в том, что, действуя наряду с территориальными прокуратурами, они осуществляют надзорную деятельность в определенных сферах правовых отношений, имеющих особую важность для общества и государства, и характеризующихся особой спецификой. В то же время специализированные прокуратуры не должны подменять деятельность территориальных прокуратур как основного элемента прокурорской системы.

Основная роль специализированных прокуратур в системе прокуратуры Российской Федерации заключается в том, что их надзорная деятельность осуществляется в определенных сферах правовых отношений одновременно с территориальными прокуратурами, однако, не пересекаясь с надзорной деятельностью последних.

Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, создаваемым в тех случаях, когда существует объективная необходимость обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. Объясняется это тем, что административно-территориальный принцип построения органов прокуратуры не всегда является оптимальным в тех случаях, когда работа прокуратуры касается ряда специфических сфер деятельности государства.

Специализированные прокуратуры не подменяют деятельность территориальных прокуратур как основного элемента прокурорской системы, однако существенно их дополняют. Их функционирование является одной из форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений; с их помощью решаются задачи обеспечения законности, которые территориальными прокуратурами не могут быть решены должным образом.

Создаваемые в различное время специализированные прокуратуры, в особенности природоохранные и прокуратуры, осуществляющие надзор в исправительных учреждениях, не всегда четко отграничивали свои полномочия от полномочий территориальных прокуратур. Это приводило к «параллелизму» в их деятельности и к тому, что некоторые участки деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов оставались «бесхозными», где ни специализированная, ни территориальная прокуратура надзора не осуществляли.

Вторая глава диссертации называется «Особенности реализации правового статуса транспортных прокуратур».

В первом параграфе второй главы («Транспортная прокуратура в системе специализированных прокуратур Российской Федерации») раскрывается организация и деятельность различных видов специализированных прокуратур, которые имеют свои особенности, обусловленные характером организационных, правовых и иных отношений в соответствующих сферах. Создание военных, транспортных и природоохранных прокуратур обусловлено необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением.

Транспортные прокуратуры Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью централизованной системы органов прокуратуры Российской Федерации, не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением и образуются на транспорте; федеральным законодательством на них возлагается надзор за соблюдением и правильным применением законов предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта.

Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности. Транспортные прокуратуры расследуют уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных непосредственно на соответствующих транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками транспортных объектов, включая работников органов внутренних дел на транспорте.

Особое место транспортных прокуратур в системе специализированных прокуратур Российской Федерации обусловлено стратегически-важной государственной необходимостью соблюдать, поддерживать, охранять и защищать транспортную безопасность страны, а также специфичностью:

- самого объекта – транспорта, который может быть железнодорожным, воздушным, морским или речным;

- отношений, возникающих по поводу этого объекта;

- правового регулирования расследования уголовных преступлений, совершаемых на транспорте.

Транспортные прокуратуры Российской Федерации, наряду с другими органами государственной власти и местного самоуправления, являются частью транспортной системы России, в ведении которых находятся вопросы транспортной деятельности и транспортной безопасности, транспортных инфраструктур, транспортных средств, хозяйствующих субъектов в области транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг.

Во втором параграфе второй главы («Принципы организации и деятельности транспортной прокуратуры Российской Федерации») раскрываются принципы организации и деятельности транспортных прокуратур Российской Федерации, которые можно определить как основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности транспортных прокуратур, а также исходные моменты их организации и функционирования, которые в самом общем виде находят отражение в Конституции РФ и федеральном законодательстве.

Принципами организации и деятельности транспортных прокуратур Российской Федерации являются: принцип законности; единства и централизации; единоначалия; независимости органов транспортной прокуратуры при осуществлении своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений; гласности; взаимодействия транспортной прокуратуры с иными государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами; деполитизированности (внепартийности).

Неукоснительное соблюдение законов в самой деятельности транспортной прокуратуры означает:

1) осуществление деятельности прокурорами транспортных прокуратур в пределах своей компетенции, без вмешательства в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность поднадзорных органов и должностных лиц;

2) использование прокурорами транспортных прокуратур своих полномочий при наличии законных поводов и достаточных оснований;

3) использование законных методов выявления нарушений законности и причин и условий, способствующих правонарушениям, и их устранения;

4) применение законных мер воздействия к виновным в совершении правонарушений;

5) осуществление надзорных функций в правовых формах.

В третьем параграфе второй главы («Перспективы развития законодательства о деятельности транспортной прокуратуры в России») аргументировано доказывается, что правовые основы деятельности и механизм деятельности специализированных прокуратур надлежащим образом не урегулированы. В Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» лишь обозначено наличие специализированных прокуратур, к которым относятся, в частности, транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Поскольку транспортные прокуратуры строятся на общих принципах, перед ними стоят те же задачи, что и перед территориальными органами, они используют такие же полномочия, но с учетом специфики объектов надзора, для разрешения более детальных вопросов их организации и деятельности целесообразно принять соответствующие нормативные акты. В них должны быть определены специфика надзорной деятельности, ее пределы, круг поднадзорных объектов и т.д.

Обосновывается необходимость дополнить Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» специальной статьей, уточняющей статус и особенности деятельности транспортных прокуратур, а также необходимость издания соответствующих указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, в которых должны быть конкретно прописаны:

- цели, направления и специфика деятельности транспортных прокуратур, обусловленные специальными задачами последних, связанные с эффективным функционированием транспортной системы страны и обеспечением транспортной безопасности как составной части национальной безопасности России;

- порядок организации и деятельности транспортных прокуратур;

- планирование работы органов транспортной прокуратуры;

- направление заданий и поручений прокурорским работникам;

- проведение служебных проверок в органах транспортной прокуратуры.

В заключении содержатся основные положения и выводы проведенного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Мотин Д.М. Правовой статус и принципы деятельности специальных прокуратур Российской Федерации в ходе судебно-правовой реформы // Адвокат. – 2006. – № 6. – 0,5 п.л.

2. Мотин Д.М. Перспективы развития законодательства о деятельности транспортной прокуратуры в России // Адвокат. – 2006. – № 7. – 0,8 п.л.

3. Мотин Д.М. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации // Современное право. – 2006. – № 4. – 1,0 п.л.

 

 



[1] См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.