На правах рукописи

 

 

 

Миропольцев

Виталий Юрьевич

 

 

 

Конституционно-правовые основы банковской системы Российской Федерации

 

 

 

Специальности: 12.00.02 — конституционное право;

муниципальное право; 12.00.14 — административное право;

финансовое право; информационное право

 

 

автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

 

 

 

 

 

 

Москва — 2006

Диссертация выполнена на кафедре уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета

 

Научный руководитель:                             доктор юридических наук

                                                          Пашенцев Дмитрий Алексеевич

 

Официальные оппоненты:                      доктор юридических наук, профессор

                                                                   Гулиев Владимир Евгеньевич

 

                                                                   кандидат юридических наук

                                                                   Парыгина Вера Анатольевна

 

Ведущая организация:                               Московский городской университет

                                                                   управления Правительства Москвы

 

 

Защита состоится 14 декабря 2006 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Московском гуманитарном университете по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета.

 

 

Автореферат разослан 13 ноября 2006 г.

 

 

 

Ученый секретарь

кандидат юридических наук, доцент                                Е.В. Белоусова

 

 

 

Общая характеристика исследования

Актуальность темы исследования определяется следующими соображениями. Во-первых, банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем и при этом динамично развивается. В условиях рыночной экономики, активизации международных экономических отношений несовершенство банковского законодательства может привести к повторению финансовых кризисов, к недостаточно эффективной организации расчетов, к росту инфляции. Кроме того, продолжаются дискуссии о путях и перспективах развития банковской системы, о совершенствовании правового регулирования банковской деятельности. В то же время, как справедливо отмечает профессор Я.А. Гейвандов, «банковская система, пожалуй, более, чем какие-либо иные правовые или экономические явления, может способствовать экономическому росту и социальной стабильности государства и общества либо спровоцировать кризисные явления, экономическое обнищание, и, как следствие, социально-политическую нестабильность»[1].

Во-вторых, банковская система в условиях рыночной экономики играет важную роль в реализации конституционных прав личности, в первую очередь, социально-экономических прав. Это имеет большое значение в условиях, когда Россия ориентируется на построение правового и социального государства, провозглашает права и свободы личности свои приоритетом. Тем не менее, банковская система России ориентирована в большей степени на получение прибыли, чем на обеспечение реализации прав и свобод человека. Такая ситуация не способствует развитию самой банковской системы и укреплению конституционного строя государства, достижению состояния максимальной защищенности человека и гражданина в России.

В-третьих, совершенствование государственного механизма современной России предполагает более четкое определение роли и статуса банковской системы как одной из важнейших для жизнедеятельности общества систем. Один из элементов банковской системы России, Центральный банк, является органом государственной власти, однако его место в системе разделения властей не вполне определено, нуждаются в корректировке правовые основы взаимоотношений Банка России с другими органами государственной власти. В Конституции зафиксирована основная функция Центрального банка, но практика ее реализации не является однозначной и требует научного осмысления.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью дальнейшего совершенствования правового регулирования банковской системы России на основе принципов и положений действующей Конституции.

Степень разработанности темы. Банковская система России, правовой статус ее структурных элементов привлекают постоянное внимание исследователей. За последнее десятилетие появилось достаточно большое количество работ, посвященных анализу различных аспектов функционирования банковской системы. Однако конституционные основы банковской системы остаются, как правило, вне поля зрения исследователей.

Фундаментальные принципы построения банковской системы, основные моменты, связанные с ее развитием, с правовым статусом Центрального банка РФ получили освещение в трудах А.В. Викулина, Я.А. Гейвандова, С.А. Голубева, В.М. Столяренко, Г.А. Тосуняна, А.М. Экмаляна и других. В своей работе соискатель также опирался на труды современных исследователей теоретических и практических аспектов банковского права, таких, как А.Г. Братко, Т.И. Бурляева, Е.Ю. Грачева, И.Г. Дашкова, Н.Ю. Ерпылева, Л.Г. Ефимова, С.Ф. Комов, Л.Н. Красавина, Ю.В. Красикова, Н.М. Нестерова, О.М. Олейник, А.В. Турбанов, Н.В. Фадейкина и других.

Специфика темы исследования определила необходимость обращения к работам специалистов в области конституционного права, к работам, посвященным правам человека: С.А. Авакьяна, М. Авдеенковой, Н.А. Бобровой, Ю.А. Дмитриева, Ю.П. Еременко, Е.И. Козловой, И.А. Кравеца, О.Е. Кутафина, В.А. Лебедева, В.О. Лучина, О.В. Мартышина, Н.А. Михалевой, Л.А. Морозовой, Р.А. Ромашова, Ф.М. Рудинского, О.Г. Румянцева, Ю.И. Скуратова, И.М. Степанова, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других.

Конституционные основы рыночной экономики исследуют такие авторы, как О.Е. Кутафин, В.А. Парыгина, А.А. Тедеев и другие. Кроме того, проблемам защиты экономических прав граждан посвящены труды А.М. Волгиной, Г.А. Гаджиева, В.В. Гребенникова, Т.В. Кашаниной, В.И. Крусса, В.П. Мозолина и других.

Также в процессе исследования использованы работы специалистов, рассматривающих проблемы развития банковской системы с точки зрения экономической науки: М.А. Абрамовой, С.А. Андрюшина, В.Б. Зайцева, В.С. Захарова, О.И. Лаврушина, В.С. Пашковского, А.Г. Силуанова, В.Н. Шенаева, Б.Д. Шенцис и других. В целом, тема исследования не относится к числу достаточно разработанных.

Нормативную основу исследования составляет действующее законодательство Российской Федерации. Это, прежде всего, Конституция РФ, которая определяет основы правового статуса Центрального банка, его основную функцию, а также устанавливает основы правового статуса личности в России. Также в качестве источников использовались Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие. Последние годы отмечены более активным законотворчеством в банковской сфере. В частности, были приняты Федеральный закон «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», «Федеральный закон «О кредитных историях» и некоторые другие. Все они были проанализированы в процессе исследования.

Важным источником исследования стали подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Центрального банка РФ, а также материалы судебной и арбитражной практики, в том числе, постановления и определения Конституционного Суда РФ. Таким образом, тема исследования имеет достаточно обширную источниковую базу, которая подверглась тщательному изучению.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный, компаративный и другие. Конституционные основы банковской системы проанализированы в развитии, во взаимосвязи с существующей социально-экономической и политической ситуацией.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Анализ деятельности Армавирского и Краснодарского отделений Сберегательного банка России (2001—2006 гг.).

2. Анкетирование по специально разработанной методике 32 сотрудников Внешторгбанка (2003—2004 гг.).

3. Анализ актов и документов, издававшихся Банком России: положений, указаний, инструкций, писем, телеграмм и т.д. (1999 — 2006гг.).

4. Анализ судебной практики: исследованы 23 судебных иска коммерческих банков к Центральному банку РФ, произведен анализ 63 судебных решений Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

5. Анализ утвержденных Правительством РФ документов «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года» и «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год».

Теоретической основой диссертации послужили труды по общей теории права, по теории конституционного и финансового права таких авторов, как С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, К.С. Бельский, Е.Ю. Грачева, М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, Н.И. Матузов, А.В. Малько, М.И. Пискотин, Е.А. Ровинский и другие.

Объект исследования — общественные отношения, связанные с конституционно-правовым регулированием банковской системы в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы права, определяющие конституционно-правовые основы банковской системы России, и практика их применения.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых актов и практики их применения исследовать конституционно-правовые основы банковской системы России.

Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

— исследовать понятие, содержание и конституционные принципы организации и деятельности банковской системы России;

— проанализировать конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации и его место в организации банковской системы России;

— исследовать реализацию основных положений Конституции Российской Федерации в функциях и содержании деятельности Банка России;

— выявить роль банковской системы России в обеспечении реализации конституционных прав человека и гражданина;

— проанализировать обеспечение банками реализации конституционных функций государства и конституционных основ рыночной экономики России;

— выявить формы и методы управления банковской системой Банком России;

— исследовать перспективы развития конституционно-правовых основ банковской системы России.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые на уровне диссертационного исследования проанализированы конституционно-правовые основы банковской системы Российской Федерации; сформулированы и обоснованы конституционные принципы организации и деятельности банковской системы; определено места Банка России в системе разделения властей; сформулирована и обоснована классификация банковских систем по критерию их социальной ориентированности; выявлены признаки банковской системы западного типа; обоснована роль банковской системы в обеспечении реализации конституционных прав человека и гражданина; сформулированы предложения по совершенствованию реализации Центральным банком конституционной функции по защите рубля.

Основные выводы и положения, выносимые на защиту:

1. В современных условиях можно говорить о наличии двух типов банковской системы: банковская система западного типа и исламская банковская система. Банковской системе России, как и любой другой банковской системе западного типа, присущи следующие признаки:

а) Банковская система состоит из двух уровней;

б) Банковская система имеет руководящий орган, через который реализуется функция государства по регулированию банковской деятельности и который сам является элементом банковской системы;

в) Основным элементом банковской системы является акционерный коммерческий банк;

г) Основная функция банковской системы — обеспечивать функционирование и развитие экономики путем предоставления банковских кредитов и организации системы расчетов.

2. По критерию социальной ориентированности все банковские системы можно разделить на два вида:

1) социально ориентированная банковская система, деятельность которой в первую очередь направлена на развитие экономики страны, на помощь гражданам в реализации их конституционных социально-экономических прав;

2) рыночно ориентированная банковская система, деятельность которой преследует, в первую очередь, извлечение прибыли из банковских операций.

На практике деятельность системы первого типа связана с инвестициями в национальную промышленность, с развитием ипотечного и потребительского кредитования под низкие проценты, с высокой степенью гарантированности банковских вкладов населения. Система второго типа существует, в основном, за счет спекулятивных операций на рынке ценных бумаг, развивает краткосрочное кредитование под высокий процент, как правило, в сфере торговли. Банковская система России относится к банковским системам второго типа, что противоречит конституционному положению о том, что Россия является социальным государством.

3. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие конституционные принципы банковской системы Российской Федерации:

а) Принцип основанности на Конституции. Данный принцип означает, что развитие банковской системы должно соответствовать основным положениям Конституции Российской Федерации и ее духу, ориентироваться на приоритетные ценности, поддерживаемые Конституцией.

б) Принцип защиты прав человека. Данный принцип означает, что именно защита прав человека должна стать главной целью развития банковской системы. Цель получения прибыли в процессе банковской деятельности отходит на второй план по сравнению с целью реализации социально-экономических прав личности, которая предполагает доступность и эффективность банковских услуг.

в) Принцип включенности руководящих органов банковской системы в существующую модель разделения властей. В соответствии с Конституцией, в России государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому правовой статус Центрального банка, других государственных органов управления банковской системой должен быть четко определен и не давать возможностей для неоднозначного толкования их места в рамках трех ветвей власти.

4. Конституционно-правовые основы банковской системы определяются следующими факторами:

Во-первых, среди источников правового регулирования банковской системы главное место занимает Конституция Российской Федерации (ст.15, ст.75 Конституции РФ).

Во-вторых, Центральный банк является органом государственной власти и соответственно занимает определенное место в ее механизме и в системе разделения властей (ст.10, ст.71, ст.75 Конституции РФ).

В-третьих, деятельность банковской системы затрагивает права и свободы личности, связана с реализацией некоторых из них, закрепленных в Конституции (ст.8, ст.17, ст.18, ст.35, ст.55 Конституции РФ).

5. Эффективность денежно-кредитной политики зависит от целей, на достижение которых она ориентирована. В связи с этим, денежно-кредитная политика Центрального банка должна опираться на законодательно закрепленные цели. В качестве основной цели предлагается определить содействие экономическому росту. Кроме того, денежно-кредитная политика должна быть ориентирована на решение социальных задач, так как Россия, в соответствии с Конституцией, является социальным государством. Цели, связанные с укреплением денежной единицы и с экономическим ростом, должны соединяться с социальными потребностями общества.

6. В современных условиях основная конституционная функция Банка России по защите рубля реализуется недостаточно эффективно, о чем свидетельствует высокий уровень инфляции и «долларизация» экономики.

Для улучшения выполнения Центральным банком своей основной конституционной функции по защите рубля предлагается следующее:

1) детально урегулировать на законодательном уровне взаимоотношения и обязанности Банка России и Правительства по вопросам проведения единой государственной кредитно-денежной политики;

2) закрепить расширение участия Правительства в разработке и реализации основ государственной кредитно-денежной политики;

3) усилить ответственность Центрального банка и Правительства за эффективность реализации государственной кредитно-денежной политики.

7. Развитие конституционно-правовых основ банковской системы России может осуществляться в рамках двух основных направлений: а) совершенствование существующей законодательной базы, дополняющей и развивающей соответствующие положения Конституции; б) совершенствование механизма реализации тех положений Конституции, которые затрагивают банковскую систему и ее функционирование.

Проведенное исследование позволяет выделить объективные и субъективные факторы реализации конституционно-правовых основ банковской системы. К числу объективных факторов относятся те, которое лежат вне банковской системы и предопределены общей политической, экономической и правовой реальностью, действиями органов государственной власти. К числу субъективных факторов относятся те, которые зависят от действий самих субъектов банковской системы и определяются характером исполнения ими соответствующих правовых норм.

Теоретическая значимость исследования определяется его актуальностью, научной новизной и сделанными выводами. Диссертация направлена на решение приоритетных задач в системе конституционно-правового регулирования банковской системы РФ. Материалы диссертации расширяют представление о банковской системе, ее роли в реализации конституционных прав граждан, ее месте в общественной системе России и возможных путях ее дальнейшего развития в современных условиях.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования сделанных выводов и обобщений в процессе совершенствования действующего законодательства Российской Федерации. Автором сформулированы конкретные предложения и рекомендации, направленные на оптимизацию конституционно-правового регулирования банковской системы. Материалы и выводы исследования также могут быть использованы в процессе преподавания курсов конституционного и банковского права, при подготовке учебных пособий по данным дисциплинам.

Апробация работы осуществлялась по следующим основным направлениям:

1. Основные положения и выводы исследования апробированы в выступлениях на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы становления гражданского общества на юге России» (Армавир, 2005) и межвузовской научной конференции «Государство и право России в ХХI веке» (Москва, 2006).

2. Апробирование осуществлено путем опубликования 3 статей в периодических научных изданиях и сборниках.

3. Основные методические установки внедрены в учебный процесс Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ и Покровского филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова по дисциплине «банковское право» и в практическую деятельность Армавирского отделения Сберегательного банка России.

Структура работы определяется логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.

Основное содержание работы

Первая глава диссертации «Понятие, содержание и конституционные основы банковской системы России» состоит из трех параграфов. В первом параграфе главы «Понятие, содержание и конституционные принципы организации и деятельности банковской системы России» отмечается, что рассмотрение конституционно-правовых основ банковской системы России невозможно без анализа самого понятия «банковская система», определения типа современной отечественной банковской системы и ее роли в развитии российской государственности.

Банковская система функционирует на базе законов и соответствующих подзаконных актов, но главное место в правовом регулировании банковской системы занимает Конституция как основной закон государства.

Именно Конституция закрепляет те основы общественных отношений в сфере экономики, которые реализуются в деятельности банковской системы. Именно Конституция определяет те экономические права личности, которые помогает реализовать эффективно функционирующая банковская система.

В параграфе рассматриваются структурные элементы российской банковской системы, анализируется ее двухуровневое строение. Приводятся данные о структуре банковских систем в ведущих зарубежных странах: США, Германии, Италии, Франции, Японии.

Рассмотрение особенностей банковских систем современных западных государств позволило диссертанту выделить следующие признаки, присущие практически любой банковской системе западного типа:

1. Банковская система состоит из двух уровней.

2. Банковская система имеет руководящий орган, через который реализуется функция государства по регулированию банковской деятельности и который сам является элементом банковской системы.

3. Основным элементом банковской системы является акционерный коммерческий банк.

4. Основная функция банковской системы — обеспечивать функционирование и развитие экономики путем предоставления банковских кредитов и организации системы расчетов.

Наряду с банковской системой западного типа, в параграфе выделяется исламский тип банковской системы. По мнению диссертанта, российская банковская система относится к банковским системам западного типа. Об этом свидетельствуют и принципы ее работы, и функциональное двухуровневое строение.

В параграфе говорится, что банковская система Российской Федерации имеет в настоящее время двухуровневое строение и состоит из следующих элементов: первый уровень — Банк России; второй уровень — все остальные элементы банковской системы. Банковская система России система постоянно и достаточно успешно выполняет свои функции, обеспечивая расчеты между всеми звеньями экономики, перераспределяя временно свободные средства.

Рассматривая конституционно-правовые основы банковской системы России, автор ставит вопрос о наличии ее конституционных принципов. Такие принципы не сформулированы в законодательстве и не разработаны в научной литературе. Диссертант предлагает сформулировать следующие конституционные принципы банковской системы Российской Федерации:

Принцип основанности на Конституции. Данный принцип означает, что развитие банковской системы должно соответствовать основным положениям Конституции Российской Федерации и ее духу, ориентироваться на приоритетные ценности, поддерживаемые Конституцией.

Принцип защиты прав человека. Данный принцип означает, что именно защита прав человека должна стать главной целью развития банковской системы. Цель получения прибыли в процессе банковской деятельности отходит на второй план по сравнению с целью реализации социально-экономических прав личности, которая предполагает доступность и эффективность банковских услуг.

Принцип включенности руководящих органов банковской системы в существующую модель разделения властей. В соответствии с Конституцией, в России государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому правовой статус Центрального банка, других государственных органов управления банковской системой должен быть четко определен и не давать возможностей для неоднозначного толкования их места в рамках трех ветвей власти.

Во втором параграфе первой главы «Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации и его место в организации банковской системы России» подчеркивается, что сущностная взаимосвязь конституционного и банковского права определяется следующими основными моментами.

Во-первых, среди источников правового регулирования банковской системы главное место занимает Конституция Российской Федерации.

Во-вторых, Центральный банк является органом государственной власти и соответственно занимает определенное место в ее механизме и в системе разделения властей.

В-третьих, деятельность банковской системы затрагивает права и свободы личности, связана с реализацией некоторых из них, закрепленных в Конституции.

В параграфе проанализированы положения Конституции Российской Федерации, определяющие основы правового статуса Центрального банка. Исследованы федеральные законы, устанавливающие порядок взаимоотношений Банка России с другими органами государственной власти. По мнению диссертанта, специфика правового положения Банка России заключается в том, что он является частью банковской системы России и одновременно наделен контрольными и властно-распорядительными полномочиями в отношении других кредитных организаций.

В параграфе показаны особенности государственного регулирования деятельности Центрального банка. Исследованы различные точки зрения на место Банка России в системе разделения властей. Обосновано положение о том, что Центральный банк должен быть отнесен к органам исполнительной власти, несмотря на его независимость от Правительства. Об этом свидетельствует специфика установленных законом функций Банка России, средства и методы их реализации. Попытки выделить Банк России из системы разделения властей, охарактеризовать его как новую, самостоятельную ветвь власти несостоятельны, так как противоречат конституционному положению о разделении государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

В третьем параграфе первой главы «Реализация основных положений Конституции Российской Федерации в функциях и содержании деятельности Банка России» отмечается, что функции Банка России, который является центральным банком, отличаются от функций обычных коммерческих банков. Это отличие обусловлено той особой ролью, которую призван играть Центральный банк в банковской системе и в экономике страны в целом. Основной для Банка России является функция по защите и обеспечению устойчивости рубля, что следует из п.2. ст.75 Конституции Российской Федерации.

В параграфе подробно исследованы иные функции Центрального банка, предусмотренные законодательством. Подчеркивается, что не все из них связаны с реализацией его основной конституционной функции по защите рубля. По мнению диссертанта, к числу таких функций можно отнести следующие: разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организацию наличного денежного обращения; управление золотовалютными резервами; организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля; установление официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю. Именно эти функции Центрального банка непосредственно влияют на выполнение им своей основной задачи по защите рубля, остальные влияют на решение этой задачи косвенно, так как связаны с развитием и укреплением экономики страны.

В параграфе исследованы правовые основы денежно-кредитной политики, которую проводит Банк России. Отмечается, что Конституция РФ возлагает задачу проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики на Правительство Российской Федерации. Центральный банк независим от Правительства и на практике именно он составляет основные направления единой государственной кредитно-денежной политики. Правительство не участвует в составлении данного документа, что соответствует Закону о Центральном банке (Банке России), но фактически противоречит Конституции. Таким образом, налицо правовая коллизия между действующей Конституцией и Законом о Центральном банке.

Реализуя свою основную конституционную функцию, Банк России ограничивает свои усилия борьбой за укрепление покупательной способности рубля. Такое узконаправленное понимание данной функции приводит к тому, что Банк России не реализует полностью свою роль в экономике. Защита и обеспечение устойчивости рубля, возложенные Конституцией на Центральный банк, требуют принятия им ряда разнообразных мер по стимулированию эффективности производства и обращению общественного продукта. Все это позволяет сформулировать предложение о внесении изменений в законодательство, связанных с уменьшением независимости Банка России в вопросах кредитно-денежной политики. Однако такие изменения не должны затрагивать независимость Центрального банка как органа банковского регулирования и надзора, ставить его в положение, подчиненное Правительству.

В параграфе отмечается, что денежно-кредитная политика, удовлетворяющая поставленным в Конституции задачам, должна отвечать ряду основных требований.

Во-первых, денежно-кредитная политика Центрального банка должна опираться на законодательно закрепленные цели. В качестве основной цели предлагается определить содействие экономическому росту. Это имеет важное значение в условиях, когда некоторые действия Банка России, направленные, например, на сдерживание инфляции, в то же время могут тормозить развития производства.

Во-вторых, денежно-кредитная политика должна быть ориентирована на решение социальных задач, так как Россия, в соответствии с Конституцией, является социальным государством. Цели, связанные с укреплением денежной единицы и с экономическим ростом, должны соединяться с социальными потребностями общества. Основная часть ресурсов, привлекаемых банковской системой от населения, должна использоваться на социальные программы, на развитие социальной инфраструктуры, в системе потребительского и жилищного кредитования.

В-третьих, при разработке моделей денежно-кредитной политики нельзя слепо копировать западные схемы и наработки, без их адаптации к отечественным условиям и историческому опыту.

Для улучшения выполнения Центральным банком своей основной конституционной функции диссертант предлагает: детально урегулировать на законодательном уровне взаимоотношения и обязанности Банка России и Правительства по вопросам проведения единой государственной кредитно-денежной политики; закрепить расширение участия Правительства в разработке и реализации основ государственной кредитно-денежной политики; усилить ответственность Центрального банка и Правительства за эффективность реализации государственной кредитно-денежной политики.

Глава вторая диссертации «Механизм реализации конституционных функций банковской системы России» состоит из четырех параграфов. В первом параграфе второй главы исследована «Роль банковской системы России в обеспечении реализации конституционных прав человека и гражданина». В соответствии с текстом и духом действующей Конституции, обеспечение прав и свобод человека является важнейшим, основным направлением деятельности государства и общества. Все структуры государственной власти, все элементы системы общества должны подчинять свою деятельность этой высокой цели. В том числе, принцип неуклонного соблюдения прав и свобод человека должен стать основным принципом деятельности банковской системы Российской Федерации.

В параграфе сформулирован ряд положений о том, с реализацией и защитой каких прав человека связано функционирование банковской системы. Отмечается, что банковская система играет важную роль в построении социального государства в России.

По мнению диссертанта, по критерию социальной ориентированности все банковские системы можно разделить на два вида: социально ориентированная банковская система, деятельность которой в первую очередь направлена на развитие экономики страны, на помощь гражданам в реализации их конституционных социально-экономических прав; рыночно ориентированная банковская система, деятельность которой преследует, в первую очередь, извлечение прибыли из банковских операций.

На практике деятельность системы первого типа связана с инвестициями в национальную промышленность, с развитием ипотечного и потребительского кредитования под низкие проценты, с высокой степенью гарантированности банковских вкладов населения.

Система второго типа существует, в основном, за счет спекулятивных операций на рынке ценных бумаг, развивает краткосрочное кредитование под высокий процент, как правило, в сфере торговли.

В параграфе отмечается, что банковская система России относится к банковским системам второго типа, что противоречит конституционному положению о том, что Россия является социальным государством. Тем не менее, отдельные сдвиги в работе банковской системы происходят, например, в рамках национального жилищного проекта начинает развиваться ипотечное кредитование.

Одной из конституционно-правовых проблем развития и функционирования банковской системы является проблема обеспечения прав вкладчиков кредитных учреждений. В связи с этим, в параграфе подробно проанализирована роль системы страхования вкладов в защите конституционных прав и законных интересов вкладчиков банков. Исследованы правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно данного вопроса.

В целом, отмечается, что создание и развитие системы страхования вкладов объективно способствует повышению степени защищенности прав и законных интересов вкладчиков банков.

Наряду с защитой прав граждан с помощью системы страхования вкладов, в процессе совершенствования банковской деятельности возникает ряд иных аспектов, важных для системы конституционных гарантий основных прав и свобод человека.

В связи с этим, в работе проанализированы и другие нормативные акты, связанные с потенциальными нарушениями прав граждан в процессе банковской деятельности.

В параграфе показано, что защита прав человека должна стать главной целью развития банковской системы. Цель получения прибыли в процессе банковской деятельности должна отходить на второй план по сравнению с целью реализации социально-экономических прав личности, которая предполагает доступность и эффективность банковских услуг.

Во втором параграфе второй главы «Обеспечение банками реализации конституционных функций государства и конституционных основ рыночной экономики России» отмечается, что среди основных функций государства важное место занимает экономическая функция, которая заключается в выработке и реализации государством стратегических направлений развития экономики страны. В условиях рыночной экономики большое значение придается механизмам саморегулирования и конкуренции. В то же время, государство создает рамки развития экономической системы общества, а также ряд структур, без которых экономика не может полноценно развиваться. К числу таких структур, необходимых для развития экономики и требующих государственного регулирования, относится банковская система.

Конституция как основной закон государства закрепила те основные принципы, на которых основано законодательство, регулирующее экономическую деятельность. К ним можно отнести следующие положения: признание и равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; право каждого иметь имущество и распоряжаться им; равенство всех перед законом и судом; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда и некоторые другие.

Банковская система как один из важнейших институтов рыночной экономики является ответственной за реализацию конституционных основ рыночной экономики и конституционных функций государства. Эта ответственность подразумевает неуклонное соблюдение действующего законодательства субъектами банковской деятельности, своевременную уплату ими надлежащих налогов.

В параграфе сформулирована классификация конституционных гарантий в сфере деятельности банковской системы, которые разделены на общие и специальные. Подчеркивается, что признавая право на предпринимательскую деятельность, государство тем самым признает и право на осуществление банковской деятельности. Но право всегда корреспондируется с соответствующей обязанностью. В данном случае, речь идет об обязанности субъектов банковской деятельности создавать условия для реализации конституционных функций государства и конституционных основ рыночной экономики.

Также в параграфе проанализирован механизм обеспечения банковской системой реализации конституционных функций государства и конституционных основ рыночной экономики России, выделены его составные элементы.

Третий параграф второй главы «Управление Центральным банком банковской системой России» посвящен анализу форм и методов регулирования Банком России деятельности кредитных организаций как субъектов банковской системы. Отмечается, что Центральный банк наделен значительными полномочиями в данной сфере: Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций; принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации.

Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Задача реализации функции Банка России по управлению банковской системой предполагает наличие и законодательное закрепление определенного правового механизма ее осуществления. Важным звеном этого механизма служит нормотворчество.

В параграфе сделан вывод, что в условиях рыночной экономики именно экономические рычаги являются более эффективными для управления банковской системой, способствуют оптимальному режиму деятельности банковской системы и ее элементов.

Четвертый параграф второй главы «Перспективы развития конституционно-правовых основ банковской системы России» посвящен анализу перспективного совершенствования конституционно-правового регулирования в сфере банковской деятельности. Диссертант подчеркивает, что те аспекты банковской системы, которые связаны с ее конституционными основами, не являются застывшими и неизменными. Они постоянно развиваются, как развивается практика реализации Конституции. Более того, изменение правовых норм, устанавливающих основы банковской системы, связано именно с правоприменительной практикой в сфере реализации Конституции.

В параграфе отмечается, что развитие конституционно-правовых основ банковской системы России может развиваться в рамках двух основных направлений: совершенствование существующей законодательной базы, дополняющей и развивающей соответствующие положения Конституции; совершенствование механизма реализации тех положений Конституции, которые затрагивают банковскую систему и ее функционирование.

В существующем законодательстве о банковской системе автор выделяет четыре группы противоречий, которые требуют разрешения в процессе совершенствования нормативно-правовой базы:

— противоречия между действующей нормативной базой и современным уровнем развития банковского рынка;

— противоречия внутри самой законодательной базы между положениями Конституции и нормами других источников права;

— противоречия между законодательной базой и подзаконными нормативными актами;

— противоречия между конституционными нормами и правоприменительной практикой.

По мнению диссертанта, главная задача развития законодательной и нормативной базы деятельности банков сегодня — это создание основ для адаптации российской банковской системы к меняющимся условиям экономического развития страны, обеспечение ее стабильности. В этих целях необходимо прини­мать законодательные акты, которые поощряют развитие кредитной сис­темы, повышают ее надежность, ограждают банки от неоправданного вмешательства в их текущую деятельность административных и контролирующих органов.

Останавливаясь на проблемах реализации конституционно-правовых основ банковской системы, автор выделяет объективные и субъективные факторы такой реализации, акцентирует внимание на необходимости соответствия государственной воли и воли субъектов реализации права. Именно в этом направлении и должны развиваться конституционно-правовые основы банковской системы — по пути сближения интересов различных субъектов банковской деятельности: государства, кредитных организаций, физических и юридических лиц. Максимальное совпадение интересов и целей обусловит более высокую степень реализации соответствующих правовых норм, повысит степень защищенности конституционных прав и свобод человека в процессе банковской деятельности, обеспечит соблюдение интересов государства в вопросах построения эффективной рыночной экономики.

В Заключении сформулированы основные выводы исследования.

Основные выводы и положения диссертации отражены в научных публикациях автора:

1.Миропольцев В.Ю. Особенности и проблемы реализации конституционных функций Центрального банка Российской Федерации // Современное право. — 2006. — № 9 (1). — 0,8 п.л.

2. Миропольцев В.Ю. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации // Право и жизнь. 2006. №101. 0,8 п.л.

3.Миропольцев В.Ю. Проблемы защиты конституционных прав вкладчиков кредитных организаций // Актуальные проблемы гражданского права: Сборник научных статей. М.: Готика, 2006. 1 п.л.

 

 



[1] Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. — М., 2003. — С.33—34.