На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

Хо Тхань Минь

 

 

Управление промышленными

предприятиями на основе повышения инвестиционной

привлекательности

 

Специальность 08.00.05 – экономика и управление

народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности)

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

 

 

Москва- 2006

Работа выполнена на кафедре менеджмента Московского гуманитарного университета.

 

Научный руководитель:                          кандидат экономических наук,

                                                                   доцент

                                                         Минченкова Ольга Юрьевна

 

 

Официальные оппоненты:                      доктор экономических наук,

                                                                   профессор

                                                                   Соколова Галина Николаевна

                                                                                                  

                                                           

                                                         кандидат экономических  наук,   

                                                         доцент                        

                                                         Шахматова Лариса Сергеевна

 

 

 Ведущая организация:                            Национальный институт бизнеса

                                                                                  

 

         

 

                                                         

 

 

Защита состоится  «29» июня 2006 года в ____ часов на заседании диссертационного совета К521.004.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Московском гуманитарном университете по адресу: 111395, Москва, ул. Юности, 5/1, корп.3, ауд. 511

 

 

 

Автореферат разослан  «     » ___________2006 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                      Суслова Е.И.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Экономика Вьетнама переходит к рыночным отношениям. Поскольку своих источников инвестирования недостаточно для развития промышленности до уровня конкурентоспособности с Китаем, Таиландом, Сингапуром и другими странами, Вьетнаму необходимы прямые иностранные инвестиции, которые содействуют развитию научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс позволяет экономике развиваться в  направлениях: повышения производительности; производства новых товаров с большей величиной добавленной стоимости и большей эластичностью по доходам; стимулирования роста экспортных доходов за счет изменения структуры экспорта в связи с увеличением в ней удельного веса технологически емкой продукции. В связи с этим особую актуальность приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций в реальный экономический сектор страны – в предприятия промышленности и других отраслей экономики.

Поиск отечественных и иностранных источников инвестиций в реальную экономику в настоящее время является чрезвычайно важным для Вьетнама. Соответственно, изучение сущности и путей реализации политики государства в области привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, изучение непосредственного опыта промышленных предприятий по повышению уровня  своей привлекательности для иностранных инвесторов приобретает особую актуальность и представляет научный и практический интерес. Этим предопределен выбор темы диссертационного исследования, который был инициирован вьетнамскими государственными органами.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию  инвестиционной проблематики посвящены работы многих российских ученых- экономистов: Аньшина В.И., Барда В.С., Бакитжанова, Бланка И.А., Волкова О.И., Глушковой Т.Г., Гмошинского И.А., Игоршина Н.В., Идрисова А.Б., Климовой Н.И., Колесника А.П., Колосова В.В., Лившица В.Н., Липсица И.В., Машкина В., Нудельмана Р.И., Олейникова Е.А., Попова И.И., Розановой Ю.М., Ройзмана И., Хачатурова Т.С., Четыркина Е.М., Шахназарова А.Г., Шеремета А.Д., Шибалкина О.Ю., и др. Ведутся активные исследования по инвестиционной проблематике и за рубежом. Достаточно отметить таких ученых, как: Барнес Сет Б., Бирман Г., Бернес В., Бромвич М., Гитман Л. Дж.., Гудман Дж. Элиот, Доунс Дж., Джонк М.Д., Холт Р.Н., Хавранек П., Шмидт С. Среди вьетнамских ученых наиболее интересны работы Во Хонг Фука, Нгуен Нгок Фука.

Несмотря на то, что существует множество исследований по проблеме привлечения инвестиций, тем не менее, методы управления инвестиционной привлекательностью зависят от изменчивости состояния национальной экономики, что обусловливает перманентный характер этих исследований.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении инвестиционной привлекательности промышленных предприятий Вьетнама, состояния экономического уровня конкурентоспособности в плане привлечения прямых иностранных инвестиции во Вьетнам, выявлении причин слабой привлекательности промышленных предприятий для инвесторов, путей и средств совершенствования системы привлечения прямых иностранных инвестиций для развития и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

·       уточнить экономическое содержание, структуру и виды инвестиций и определить критерии их классификации;

·           осуществить анализ внутренних и внешних источников инвестиций и раскрыть их функциональное назначение;

·       проанализировать, обобщить опыт международной практики в области управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий;

·       выявить факторы влияния на инвестиционную привлекательность промышленных предприятий;

·       установить причины недостаточной привлекательности предприятий Вьетнама для иностранных инвестиций;

·       провести анализ состояния и перспектив иностранного инвестирования, разработать предложения по его укреплению и развитию;

·       уточнить и проанализировать конкурентные позиции Вьетнама на мировом рынке инвестиционного капитала;

·       проанализировать законодательную базу, устанавливающую порядок привлечения прямых иностранных инвестиции во вьетнамскую экономику, разработать предложения и рекомендации по ее совершенствованию;

·       разработать предложения по совершенствованию политики государственного регулирования прямых иностранных инвестиций с целью повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий Вьетнама;

Объектом исследования является управление промышленными предприятиями Вьетнама.

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе управления промышленными предприятиями на основе повышения их инвестиционной привлекательности.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды вьетнамских, российских и зарубежных ученых в области управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий.

В методологическом плане диссертационное исследование осуществлялось на основе использования диалектического метода, структурно-функционального анализа, фундаментального и  системного подхода, статистических методов, экономико-математических методов прогнозирования, методов теории принятия решений.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, состоят в следующем:

·       определены факторы, влияющие на процесс управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий Вьетнама, такие как политический, ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский, инфраструктурный, финансовый, кадровый, социальный, инновационный факторы. Выявлена важность иностранного капитала для развития приоритетных областей экономики, обеспечивающих основу долгосрочного экономического роста (высокие технологии, инфраструктура и т. д.);

·       предложены пути укрепления конкурентных позиций Вьетнама на мировом рынке инвестиционного капитала, а также повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий Вьетнама за счет регулирования налоговой политики для предприятий, имеющих иностранный капитал, формирования механизмов административного регулирования отношений с инвесторами;

·       выявлены недостатки управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий Вьетнама. Основными из них являются низкий рейтинг страны, неудовлетворительная прибыльность отраслей промышленности в стране, административные трудности при выводе капитала из страны;

·       предложены пути повышения инвестиционного рейтинга страны за счет снижения показателей инвестиционных рисков, таких как финансовый, административный, социальный за счет страхования инвестиционных капиталов, а также снижения административных расходов инвесторов, упрощения процесса оформления документов, разрешающих участие инвесторов в производственной деятельности;

·       разработаны предложения по созданию действенного административного режима привлечения иностранных инвестиций, позволяющих инвесторам получать достоверную информацию для оценки эффективности инвестиционных программ и проектов. К таким предложениям относятся  работа региональных органов по принципу «одного окна», уменьшение сроков и административных затрат для инвесторов; реструктуризация органов по управлению инвестициями, за счет введения агентств, курирующих  вопросы инвестирования в промышленных регионах;

·       предложены меры по адаптации российского опыта управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий для  Вьетнама, такие как государственное регулирование инвестиционной сферы, административная поддержка стратегически важных отраслей промышленности, лоббирование интересов вьетнамских высокотехнологичных предприятий;

·       определены финансовые механизмы привлечения инвестиций в различные отрасли промышленности (электроэнергетическая, машиностроительная, металлургическая и др.), основанные на балансе интересов  заинтересованных групп, т. е. инвесторов и вьетнамских промышленных предприятий.  К таким механизмам в работе отнесены мотивационные (получение дополнительной прибыли инвесторами), инновационные (получение предприятиями прибыли за счет технологического обновления) и социальные механизмы (получение государством прибыли за счет сокращения безработицы во Вьетнаме).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении факторов инвестиционной привлекательности и их анализе на примере вьетнамских промышленных предприятий; в выработке рекомендаций по совершенствованию правовой базы привлечения прямых иностранных инвестиций; в определении концептуальных подходов к совершенствованию стратегической политики в отношении этих инвестиций в экономику Вьетнама. Предлагаемая методика управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий Вьетнама, результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе управления инвестиционной привлекательностью во Вьетнаме. Ряд положений диссертационного исследования может быть использован во вьетнамских ВУЗах при преподавании следующих  учебных дисциплин:  «Менеджмент» «Макроэкономика».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались в Московском гуманитарном университете, на научных конференциях аспирантов и докторантов в 2004 («Высшее образование в XXI веке») и 2005 («Современные проблемы управления социально-экономическими процессами в России») годах, а также непосредственно в хозяйствующих субъектах Вьетнама, на комиссии по прямым иностранным инвестициям при Правительстве Вьетнама (июнь 2005 г.).

По теме диссертации автором опубликованы научные работы общим объемом 1,5 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (67 названий). Работа содержит 138 страниц основного текста, 5 рисунков, 4 схемы и 7 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены цель и основные задачи, предмет и объект исследования, отражены основные результаты работы, их научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Исследование мирового опыта инвестирования отраслей промышленности» исследованы экономическое содержание, функции и источники инвестиций, тенденции привлечения иностранных инвестиций во вьетнамскую промышленность, деятельность предприятий по привлечению иностранных инвестиций. Диссертант исходит из того, что инвестиции являются одним из наиболее действенных ресурсов любой национальной экономики, использование которого позволяет обновлять, модернизировать, совершенствовать производство, осуществлять структурную перестройку экономики, увеличивать количество действующих рабочих мест, повышать занятость населения, насыщать рынок дешевой и качественной продукцией, повышать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, что, в конечном счете, способствует повышению уровня жизни населения, авторитету страны на мировой арене, с учетом того, что привлечение крупных инвестиций в реальный сектор экономики Вьетнама обусловлено критическим состоянием основного капитала.

Целевая установка исследования исходит из того, что для реформирования вьетнамской экономики необходимы принципиально новые подходы к научной разработке, методике и показателям эффективности инвестиций как стратегического ресурса интенсивного воспроизводства и развития национальной экономики в целом и конкретно - промышленных предприятий. В литературе под инвестициями, как правило, понимают вложения финансовых и материально-технических средств с целью получения социального, экологического и экономического эффекта. В законодательстве Вьетнама, как принято в мировой практике, под инвестициями понимают денежные средства, ценные бумаги, имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции — сложное экономическое явление. Дать им целостную характеристику достаточно сложно. В этой связи диссертант выявил в литературе различные определения инвестиций, наиболее характерные из них анализируются в диссертации. Инвестиции возможны при наличии сбережений и финансируются за их счет. Исходным в инвестировании является сбережение части доходов. Основными являются механизмы превращения капитала в доходы, а доходов в капитал (сохранение капитала и инвестиций), приведение сбережений и инвестиций в равновесие. В широком смысле инвестирование означает приобретение капитала с целью получения дохода. В узком смысле — это приобретение средств производства, капиталовложения, использование дохода для увеличения фондов, направленных на развитие производства. В общеупотребительном понимании — вложения в ценные бумаги.

В диссертации обосновывается, что формирующиеся во Вьетнаме рыночные отношения теоретически существенно расширяют источники инвестиций для предприятий, создают их многоканальную систему. В качестве источников финансирования инвестиций служат собственные, заемные, привлеченные средства, иностранные инвестиции, бюджетные средства. Для более эффективного анализа источники инвестиций целесообразно разделить на внутренние и внешние (Рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис 1. Классификация источников инвестиций.

 

Диссертант применительно к условиям Вьетнама дает характеристику источников инвестирования. Подчеркивается, что прибыль является основным внутренним источником формирования инвестиционных ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие, что чрезвычайно важно в условиях финансового кризиса. Понятно, что чем выше уровень генерирования прибыли предприятия, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств для инвестиций из других источников. При этом автор подчеркивает, что прибыль — главный источник (наряду с источником инвестиций) возрастания рыночной стоимости предприятия, так как способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли.

Давая оценку различным источникам инвестирования, автор признает в числе одного из важных - сбережения населения и показывает, какими способами частные лица могут способствовать инвестиционному процессу. Надо исходить из того, что мировой опыт говорит о том, что роль сбережений в инвестиционном процессе весьма значительна, личные сбережения составляют основу долгосрочных инвестиций. В то же время исследование свидетельствует, что во Вьетнаме сбережения населения весьма невелики, автор показывает причины такого положения.

Диссертант приходит к выводу о необходимости укрепления механизмов гарантий по инвестициям и кредитам, включая предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, участвующим в финансировании инвестиционных программ и проектов, которые входят в систему государственных приоритетов.

Диссертант рассмотрел в числе внутренних источников инвестирования в промышленные предприятия инвестиционные ассигнования государственного бюджета и местных бюджетов.

Таким образом, исследование внутренних источников инвестиций позволяет утверждать, что в современных условиях предприятия должны больше рассчитывать на собственные, привлеченные и заемные средства для осуществления своей деятельности. По-видимому, для дальнейшего развития производства они должны шире использовать и существующий у них потенциал. В этом видятся определенные резервы роста экономики предприятий Вьетнама. В интересах страны и вьетнамского народа эти резервы необходимо как можно быстрее задействовать.

В главе исследуются тенденции привлечения иностранных инвестиций во вьетнамскую промышленность, причины недостаточной привлекательности вьетнамских промышленных предприятий для иностранных инвесторов, структура прямых иностранных инвестиций в промышленные предприятия Вьетнама. Диссертант рассматривает одну из центральных составляющих общего инвестиционного процесса — прямые иностранные инвестиции.

На основании анализа документов автор делает вывод, что международный рынок прямого иностранного инвестирования представляет собой наиболее стабильный источник притока капиталовложений в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

Приток иностранных инвестиций во Вьетнам прогрессивно увеличивался с 1996 по 2000 гг. и достиг $10.6 млрд. — рост в 8 раз в сравнении с предыдущим пятилетием; за 2001-2003 гг. их приток составил $14,6 млрд., в т.ч. в 2003 г. - $6,34 млрд. Усиление привлечения иностранных инвестиций создало хорошие условия для расширения рынка, повысило экспортную возможность Вьетнама. Иностранные инвестиции направлялись на индустриализацию и модернизацию в сфере экономики. По скорости развития (свыше 20% в год) иностранные инвестиции равны 36,2% стоимости промышленной продукции (2003 г.), что позволило ускорить развитие промышленности. Иностранные инвестиции составляют 100% капитала при производстве нерафинированной нефти, автомобилей, стиральных машин, холодильников, кондиционеров, офисного оборудования, компьютеров, около 60% – при производстве стальных листов, 28% – цемента, 33%  – электрического и электронного оборудования, 76% – точного и медицинского оборудования, 55% – волокон разного типа, 30% – тканей, 49% – обуви, 18% – текстильных изделий, 25% – продуктов питания и напитков[1]. Но в целом, инвестиционная среда в стране улучшается медленнее, чем в других странах с переходной экономикой по объемам (например, Польша ($6,8 млрд. в год), Китай ($50 млрд. в год) и др.). Инвестиционный капитал увеличился, но по объему он остается на низком уровне. Более того, в 2003 г. зарегистрированный иностранный капитал достиг $3.1 млрд., что равно 40% от уровня 1996 г.

Вьетнам отставал от всех постсоциалистических стран с развивающейся и переходной экономикой и находился на десятом месте. В расчете на душу населения объем прямых иностранных инвестиций составлял лишь $190, (3,5% от дохода на одного человека)[2], в то время как в Эстонии - $1134, в Латвии - $705, в Азербайджане - $408, Казахстане - $325.

Международный опыт свидетельствует о том, что в наибольшей степени пользу для своего экономического развития извлекают страны, которые активно используют потенциал международного инвестиционного сотрудничества. Страны, которым это удается, как правило, добиваются высоких темпов экономического роста и заметных сдвигов к лучшему в социально-экономическом положении страны.

В настоящее время перед Вьетнамом стоит сложная задача привлечения в страну иностранного капитала на конкретные плановые проекты с учетом его собственных стимулов мерами экономического регулирования, ориентацией его на достижение национальных целей. Для этого необходимо проведение согласованного комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала экономики, и повышение ее привлекательности для иностранных инвесторов.

Диссертант формулирует условия активизации инвестиционной деятельности в стране в контексте их влияния на деятельность предприятия и должны учитываться ими при определении инвесторов, объемов и качества инвестиций. Исследуются процессы формирования инвестиционных ресурсов предприятия, представлены варианты их классификации. Классификация инвестиционных ресурсов выполнена в форме таблицы.

Вместе с тем автор утверждает, что в современных экономических условиях одним из основных источников инвестиций являются средства населения и считает, что в этом направлении следует вводить эффективное регулирующее воздействие, проводит обстоятельный анализ причин, вследствие которых доля средств населения в инвестиционной сфере крайне незначительна.

Диссертант обращает внимание на то, что в странах с развитой рыночной экономикой, большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями, то время во вьетнамской переходной экономике, с недостаточно развитой финансовой сферой, основная часть инвестиций относится к прямым, реальным. В частности автор рассмотрел возможности венчурных инвестиций предпринимательских проектов. Отмечено, что в настоящее время в структуре источников финансирования инвестиций предприятиям резко снизилась доля долгосрочных кредитов банков в связи с ростом ставки банковского процента и высоким риском. Автор солидаризируется с утверждениями, что рыночные механизмы без государственного регулирования не обеспечивают эффективное использование инвестиций — только оптимальное сочетание государственных и экономических методов развития создаст условия для устойчивого экономического роста. Автор обращает внимание на основные факторы снижения инвестиционной активности, которые необходимо преодолеть.

Анализ мирового опыта инвестирования отраслей промышленности свидетельствует об ограниченных достижениях во Вьетнаме в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций. Это особенно заметно при сравнении размеров вьетнамской экономики с экономикой развивающихся стран. Мировой опыт говорит о том, что роль сбережений в инвестиционном процессе весьма значительна, личные сбережения составляют основу долгосрочных инвестиций. В то же время во Вьетнаме сбережения населения весьма невелики, составляют $17,5[3] млрд. или $218,75 на одного человека. Этого не хватает для осуществления долгосрочных проектов ($36,19 млрд. Правительством определены отрасли — нефтегазовая, машиностроение, металлургия, бумажная, которым необходимы прямые иностранные инвестиции.) Кроме вложения инвестиций в капитальное строительство необходимы инвестиции и для развития современных технологий. В настоящее время для Вьетнама приоритетной задачей является привлечения в страну иностранного капитала на конкретные плановые проекты. Для этого необходимо проведение согласованного комплекса мер в законодательной и административной сферах, направленных на максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала экономики на основе повышения ее привлекательности для иностранных инвесторов.

Во второй главе «Исследование инвестиционной привлекательности промышленных вьетнамских предприятий» исследуются факторы инвестиционной привлекательности предприятий, причины недостаточной привлекательности вьетнамских промышленных предприятий для иностранных инвесторов, структура прямых иностранных инвестиций в промышленные предприятия Вьетнама.

Большое внимание в диссертации уделено факторам инвестиционной привлекательности предприятий, которые также разделяются на внутренние и внешние. При рассмотрении внутренних факторов исследуются производственный потенциал предприятия, его финансовое состояние, менеджмент и инвестиционная программа.

Диссертант рассматривает основные внешние факторы, влияющие на эффективность бизнеса во вьетнамских условиях, — отрасль и местоположение предприятия, его отношения с властью и характер владения предприятием. При этом обращается внимание на то, что для эффективного развития бизнеса в любой стране важное значение имеют отношения бизнеса с центральными и местными органами власти (власть может содействовать успеху предприятия или возводить препятствия на пути его развития), а во Вьетнаме этот фактор особенно актуален.

Автор выявил и сформулировал основные причины недостаточной инвестиционной привлекательности вьетнамских промышленных предприятий для иностранных инвесторов. В настоящее время инвестиционный климат во Вьетнаме, в основном, неблагоприятный для широкого привлечения иностранных инвестиций. Политическая нестабильность, экономический кризис и другие негативные явления переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг Вьетнама у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций во всех странах мира.

Диссертант исследует факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций в страну, и формулирует причины, вызвавшие неблагоприятное состояние инвестиционного климата во Вьетнаме, показывает существующие риски для инвестиций: социально-политический; внутриэкономический; внешнеэкономический.

Соискатель на основе вьетнамского опыта отмечает, что результативным путем привлечения иностранных инвестиций в промышленные предприятия является создание совместных предприятий. В диссертации рассмотрены системы совместных или смешанных предприятий, показаны их экономические отличия. Диссертант указывает на то, что посредством совместных предприятий страна получает доступ к передовым технологиям; использует иностранный опыт организации управления в сфере экономики.

Такие факторы, как политический, ресурсосырьевой, потребительский, инфраструктурный, социальный и макроэкономический, не имеют особенностей на корпоративном уровне, поскольку в рамках отрасли и региона их влияние на инвестиционную привлекательность отдельных предприятий не дифференцируется. Следовательно, они могут не учитываться при определении привлекательности предприятия, хотя, безусловно, создают общую характеристику привлекательности инвестиций и отражаются на инвестиционной политике. Автор показывает, какие факторы оказывают влияние на инвестиционную привлекательность предприятия.

Инвестиционная привлекательность определяется национальными рейтингами инвестиционного климата и рисков, периодически публикуемыми ведущими экономическими журналами мира (Euromoney, Fortune, The Economist), а также наиболее именитыми рейтинговыми агентствами (Moody's, Standard & Poor's, IBCA). Положение во Вьетнаме международные эксперты характеризуют повышенными политическими рисками, экономической нестабильностью и в целом неблагоприятным инвестиционным климатом.

В диссертации представлена и обоснована структура привлечения прямых иностранных инвестиции в промышленные предприятия Вьетнама, анализируются методы повышения инвестиционной привлекательности.

Автор считает необходимым выработать стратегическую линию в области присоединения Вьетнама к действующим многосторонним соглашениям, регулирующим порядок осуществления прямого иностранного инвестирования. Речь идет в первую очередь о Договоре с Энергетической хартией и Соглашении об инвестиционных мерах (ТРИМС), связанных с торговлей, входящих в комплекс соглашений ВТО. Участие в Договоре Энергетической хартии (в случае его ратификации) и соглашениях (ВТО), базирующихся на предоставлении иностранному инвестору и воздержании от ТРИМС, требует от вьетнамской стороны четкого учета имеющихся изъятий из национального режима и связанных с торговлей инвестиционных мер[4].

В целом необходимо формирование, совершенствование системы привлечения прямых иностранных инвестиции, которая включает в себя формирование условий для привлечения прямых иностранных инвестиции и совершенствование законодательства Вьетнама в этой сфере привлечении прямых иностранных инвестиций. Поскольку Вьетнам и Россия — страны одинакового политического строя в прошлом, с богатым опытом государственного регулирования, Вьетнам будет ориентироваться на применение российского опыта в инвестиционной сфере, например, внедрение принципа «одного окна» и «модели формирования инвестиционной привлекательности».

В настоящее время перед Вьетнамом стоит важная задача – совершенствование законов, регулирующих вопросы транзита. В силу географического положения Вьетнам крайне заинтересован в наличии стабильного и привлекательного правового базиса транзитных перевозок товаров, развитие которых является перспективной сферой привлечения прямых иностранных инвестиций в сферу транспортной инфраструктуры.

В третьей главе «Совершенствование системы привлечения прямых иностранных инвестиций в промышленность Вьетнама» исследованы условия привлечения прямых инвестиций, совершенствование вьетнамского законодательства в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного административного режима для реализации инвестиционных программ и проектов.

Проведенное исследование и личный опыт соискателя приводят к заключению, что для коренного изменения сложившейся во Вьетнаме ситуации, интенсификации притока прямого иностранного капитала необходимо модифицировать политику в области иностранных инвестиций, предусмотрительно использовать принятые в мире принципы в этой сфере, пересмотреть приоритеты в приложении инвестиций в пользу экономически решающих отраслей и производств. Автор в меру своих знаний и консультаций с российскими учеными предлагает свою версию ответов на эти первостепенной важности проблемы и, в частности, обосновывает необходимость изменения налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства. Неоперативность их решения не способствует интенсификации инвестиционного процесса и в дальнейшем может стать существенным тормозом  укрепления экономических позиций Вьетнама в мировом сообществе. Необходимо энергичнее адаптировать во Вьетнаме принятые в международной практике принципы правового регулирования иностранных инвестиций, прежде всего режима наибольшего благоприятствования. Национальный режим в отношении иностранных инвестиций должен характеризоваться высокой транспарентностью, то есть правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность аргументировать свою позицию.

Таким образом, согласно исследованию, задача правительства Вьетнама сейчас состоит в том, чтобы определить, что является более важным и существенным: получение налогов от доходов на сравнительно небольшие по объемам инвестиции, лишенные всяких льгот или предоставление льгот, способных наряду с другими мерами дать эффект в виде достаточно быстрого и значительного притока прямых иностранные инвестиций и, соответственно, роста налоговых поступлений в будущем.

Анализ российского опыта позволяет выделить несколько моделей выработки политики привлечения прямых иностранных инвестиций: децентрализованная система принятия решений с выраженной ролью координирующего органа, в качестве которого выступает одно из министерств или ведомств; децентрализованная система, в которой координирующим органом является комитет представителей министерств (министры и их заместители), занимающийся деятельностью в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций; создание независимого органа в структуре правительства, несущего всю полноту ответственности за разработку и осуществление данной политики; передача ключевых функций выработки и реализации политики в отношении прямых иностранных инвестиций специализированному подразделению в структуре одного из действующих министерств, координирующему те функции регулирования поступающего иностранного капитала, которые остаются в ведении других министерств и ведомств.

Исходя из российских и других исследований, автор высказывается за адаптацию во Вьетнаме привлечения прямых иностранных инвестиций по принципу «одного окна», что позволило бы исключить дублирование в деятельности государственных органов, радикально сократить издержки инвестора, связанные с решением вопросов, относящихся к компетенции органов государственного управления.

По предложению Министра планирования и инвестиции на период 2005-2010 гг. Вьетнаму нужен инвестиционный капитал в размере $36,915 млрд.; потребность по отраслям промышленности представлена в табл. 1.

                          Таблица 1

Отрасли, привлекавшие прямые иностранные инвестиции в период 2005-2010 гг.

 

Отрасль промышленности

$ млрд.

%

Нефтегазовая промышленность

2,534

6,86

Горнод-щая промышленность

0,179

0,48

Хим-кая пром-ть и произ. Удобрений

1,332

3,61

Промышленность металлургическая

5,770

15,63

Машиностроение

5,430

14,71

Электрическая и электронная промышлен.

3,240

8,78

Пром-ть вычислительной техники

0,780

2,11

Швейно-текстильная промышленность

2,000

5,42

Бумажная промышленность

5,130

13,90

Промышленность строительных материалов

3,230

8,75

Другие промышленность

5,160

13,98

Пищевая промышленность

2,130

5,77

Итого

36,915

100,00

 

 

Обобщение мировых и российских исследований и соответствующей политики, существующего опыта управления инвестиционной привлекательностью и стимулирования инвестиций в промышленные предприятия.

Вьетнам необходимо использовать российский опыт в плане управления инвестиционной привлекательности промышленные предприятий для  Вьетнама, поскольку Вьетнам и Россия – страны с длительным периодом государственного регулирования экономики.

 Вьетнаму необходимо дать инвесторам возможность использовать финансовый рычаг. Эффект финансового рычага — это увеличение чистой рентабельности собственного капитала за счет использования предприятием заемных средств. Например, в России ставка на экономию налога 14,3% (заемные средства) S = 500 000руб., тогда  500 000*14,3% = 71 500 руб. Сумма налога экономии = 71 500*0,24 (ставка налог на прибыль) = 17 160 руб.

Для предприятий имеющих иностранные капиталовложения не менее 20% всех капиталовложений: Если иностранные капиталовложения в промышленные предприятия во Вьетнаме в размере S=500 000$, то 500 000$*14,3%= 71 500$. Сумма на экономию налог = 71 500*0,18 (ставка налог на прибыль во Вьетнаме) = 12 870$.

Если промышленное предприятие Х в конце отчетного периода имеет сумму прибыль в размере 100 000$, то обычно оно должно выплатить в бюджет государства 100 000*0,18= 18 000$. Если предприятие Х имеет иностранные капиталовложения, то оно платит налог на прибыль в размере 18 000$ - 12 870$=  5 130$.

Промышленные предприятия, имеющие иностранные капиталовложения, могут получить бесплатно информацию о рынке Вьетнама от Агентства по иностранным инвестициям при Министерстве экономического развития и торговли, а также бесплатно участвовать в региональных конкурсах проектов. Иностранные инвесторы, имеющие капиталовложения в промышленных предприятиях во Вьетнаме в размере св.$100 тыс., имеют право безвизового въезда в страну.

Действующее вьетнамское законодательство в отношении прямого иностранного инвестирования далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения прямого иностранного капитала. Более того, по своей «привлекательности» оно заметно уступает законодательствам многих стран, конкурирующих с Вьетнамом. Диссертант определил актуальные, требующие решения вопросы и ключевые направления развития правовой базы в области привлечения прямых иностранных инвестиций. Указываются задачи, которые, по мнению соискателя, должны быть реализованы в процессе подготовки изменений и дополнений к закону «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме». Представляется необходимым вернуться к стабилизационной оговорке, использовавшейся в предыдущих редакциях основных инвестиционных законов, зафиксировать принцип «неизменности условий», по крайней мере, на 10 лет. Необходимо обновленное законодательство регулирования отношений, связанных с использованием государственной собственности, с учетом закона «Об инвестиционных договорах государства», имеющего широкий рамочный характер. Автор также обосновывает необходимость подготовки пакета поправок в законы «О недрах», «Об инвестиционных договорах государства» и «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме», внося конкретные предложения. В частности в закон «Об иностранных инвестициях» целесообразно внести поправки, касающиеся возможности использования при решении споров с участием иностранных инвесторов иностранного и международного законодательства, а также положения о коллизионных оговорках и третейских процедурах. Важную роль могло бы сыграть создание специализированных арбитражных судов, в компетенцию которых входило бы исключительно рассмотрение споров с участием иностранных инвесторов. Обосновывается целесообразность учреждения поста специального уполномоченного для рассмотрения жалоб, которые иностранные инвесторы могут подавать на действия органов государственной власти и управления. Диссертант обращается к опыту КНР, Бразилии, Мексики и других стран в сфере инвестиционного законодательства.

Автор высказывается за кардинальное повышение качества информации, рассматривает роль Информационного Департамента будущего Агентства по иностранным инвестициям.

Международная практика свидетельствует, что приток прямых иностранных инвестиций тем выше, чем большая степень автономии сосредоточена в руках региональных администраций. Это предполагает наличие как минимум двух необходимых условий: реальная заинтересованность региональных администраций в привлечении иностранных инвесторов; отсутствие противоречий между региональным и государственным законодательством, а также политикой регулирования прямых иностранных инвестиций, проводимой на государственном и региональном уровне. Диссертант отмечает, что достигнута весьма высокая степень унификации регионального законодательства в отношении поддержки деятельности отечественных и иностранных инвесторов, рассматривается его структура и объясняется сходство принятых в субъектах Вьетнама законов.

Необходимо совершенствование административных рамок решения вопросов о стимулировании инвестиций. В диссертации сформулированы возможные меры по этому вопросу. По мнению диссертанта, целесообразно расширение регионального экономического сотрудничества между странами Азии и Вьетнамом. Необходимо начать работу по приближению норм национального инвестиционного законодательства к стандартам, принятым Европейским Союзом.

Подробно исследуются направления создания благоприятного административного режима для реализации инвестиционных программ и проектов. Автором рассмотрена возможная структура государственного органа по инвестиции в экономику Вьетнама (рис.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2. Структура государственных органов по управлению инвестициями во Вьетнаме.

Представлена также схема получению разрешения на инвестиции при условии, что такое разрешение может выдавать только министр по инвестициям.

Изучение структуры государственных органов по инвестициям и схема по получению разрешения на инвестиции свидетельствуют о существовании трех центров по развитию прямых иностранных инвестиций, что, на наш взгляд, недостаточно. На получение разрешения на инвестиции иностранные инвесторы тратят более шесть месяцев, отсюда неизбежны их огромные затраты по различным каналам, особенно представительские расходы.

В диссертации предложены эффективные модели административного регулирования прямых иностранных инвестиций: децентрализованная система принятия решений о привлечении иностранных инвестиций; децентрализованная система; создание независимого органа в структуре правительства; передача ключевых функций по привлечению иностранных инвестиций специальному органу. В 1996-1997 гг. предпринимались попытки создания специальных правительственных органов, однако функционирование Комитета по иностранным инвестициям и Вьетнамского агентства международного сотрудничества и развития  показало, что предпосылки для их эффективной деятельности в тот период не были созданы.

В следующие два года была создана административная система регулирования прямых иностранных инвестиций. Министерство экономики оказалось не в состоянии эффективно выполнять возложенные на него функции координации соответствующей деятельности министерств и ведомств. В результате сложилась ситуация, когда несогласованная деятельность различных ведомств вела к неэффективности системы регулирования прямых иностранных инвестиций, отсутствию единой стратегии и столкновению ведомственных интересов. В главе представлен в виде схемы алгоритм обеспечения  привлечения иностранных инвестиций. В нынешних условиях совершенствование административной системы регулирования прямых иностранных инвестиций могло бы выражаться в создании специализированного Агентства по иностранным инвестициям при Министерстве экономического развития и торговли Вьетнама; создание Агентства по иностранным инвестициям при Министерстве экономического развития и торговли Вьетнама; учреждение постоянно действующей Комиссии правительства Вьетнама; образование Департаментов по вопросам политики привлечения иностранного капитала, по региональному сотрудничеству, по управлению проектами, по инвестиционным договорам, административного, международного, инвестиционного стимулирования, информационной поддержки. Вместе с тем необходимо радикальное упрощение процедур регистрации предприятий с иностранными инвестициями. В диссертации в форме схемы проецируется возможная структура агентств по иностранным инвестициям.

В заключении диссертации приведен общий итог работы, заключающийся в выводе о том, что инвестиционная привлекательность промышленных предприятий во Вьетнаме во многом зависят от политики государства.

В целом необходимо формирование и совершенствование системы привлечения прямых иностранных инвестиций, которая включает в себя формирование условий для привлечения прямых иностранных инвестиций и совершенствование законодательства Вьетнама в этой сфере.

Поскольку Вьетнам и Россия – страны с длительным периодом государственного регулирования, то во Вьетнаме необходимо учитывать российский опыт в инвестиционной сфере.

Результаты проведенного исследования указывают на необходимость:

создания максимально возможных выгодных условий привлечения иностранного капитала в ряде приоритетных областей экономики, лежащих в основе долгосрочного экономического роста (высокие технологии, инфраструктура и т. д.);

повышение инвестиционного рейтинга страны за счет снижения показателей инвестиционных рисков;

предложено создание действенного, рационального административного режима привлечения иностранных инвестиций и принципы оценки эффективности инвестиционных программ и проектов.

 

Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора:

 

 1. Хо Тхань Минь. Масштабы и значение иностранных инвестиций для экономики Вьетнама // Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК МосГУ. Выпуск 2005*12(49). 0,3  п.л. С. 111-113.

 

          2. Хо Тхань Минь. Тенденция развития промышленности во Вьетнаме // Наука и сотрудничество: Доклады VII научного симпозиума, посвященного десятилетию ассоциации. М., 2004. 0,3 п.л. С. 330-337.

 

3. Хо Тхань Минь. Экономическое содержание инвестиций и их виды // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 57. М. 2005. 0,8 п.л. С. 61-72.

 

4. Хо Тхань Минь. Тенденции привлечения прямых иностранных инвестиций во вьетнамскую промышленность и их структура. // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 64. М.: Изд. МосГУ 2006. 0,8 п.л. С. 102-115.

 

 

 

 

 

Подписано в печать……                      2006 г.

Формат 60х84 1/16.Объем 1,0 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ № ……

 

 

Издательство Московского гуманитарного университета.

Адрес издательства: 111395, г. Москва, ул. Юности, 5/1, корп. 3



[1] Данные Министерства планово-инвестиционного развития Вьетнама.

[2] Источник: Министерство планово-инвестиционного развития Вьетнама.

[3] http://www.mpi.gov.vn/trogiup.aspx

[4] http://wto-consulting.ru/index.php?fuseaction=wto