На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

МЕЧИКОВ

Владимир Васильевич

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТА ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ТЕРРОРИЗМОМ)

 

 

Специальности:

12.00.11 – судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура

12.00.14 – административное право, финансовое право,

информационное право

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

 

 

 

Москва - 2006

          Работа выполнена на кафедре уголовно – правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета

 

Научный руководитель:                          доктор юридических наук, профессор

                                                                              Шурухнов Николай Григорьевич

 

 

Официальные оппоненты:                      доктор юридических наук, профессор

                                                                   Гришковец Алексей Алексеевич

 

                                                                   кандидат юридических наук, доцент

                                                                   Кравцов Виктор Миронович

 

Ведущая организация:                            Уральский юридический институт

                                                                   МВД России

 

       

          

  Защита диссертации состоится 14 сентября 2006 г. в 14  часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06  по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском гуманитарном университете по адресу:  111395, г. Москва, ул. Юности, 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.

            С  диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета.

         

 

             Автореферат разослан 11 августа 2006 г.

 

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент                                            Е.В. Белоусова

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ

 

Актуальность темы  исследования. За последние годы в формирова­нии и деятельности института государственной службы Российской Федера­ции, занимающего  ведущее место в реализации задач и функций государст­венной власти, в том числе и в области правоохранительной деятельности, произошли существенные изменения. Они вызваны: административной ре­формой; принятием Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.), «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.), Указов Президента Российской Фе­дерации «О комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления» (2006 г.), «О мерах по про­тиводействию терроризму» (2006 г.); изменениями, внесенными в Указ Пре­зидента Российской Федерации «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной  службы»  (1997 г.),  и др.        

Опираясь на положения, сформулированные в Конституции Россий­ской Федерации, федеральные законы, Указы Президента, нормативные пра­вовые акты  последних лет, сформировали систему государственной службы Российской Федерации, которая включает в себя государственную граждан­скую, военную, правоохранительную службы (последние две - федеральные).

Современные подходы к государственной службе Российской Федера­ции потребовали пересмотра всех ее видов, в том числе государственной пра­воохранительной службы в органах внутренних дел (подразделениях Депар­тамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом       (ДБОП и Т), как одной из составляющих, призванной обеспечивать  защиту  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,  эффективную борьбу с организованной преступностью и терроризмом[1].

Актуальность исследования особенностей государственной правоохра­нительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации (на при­мере подразделений Департамента по борьбе с организованной преступно­стью и терроризмом) детерминирована, как было указано, административной реформой, которая  повлекла изменения в правовом статусе Министерства внутренних дел, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 («Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»), Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №  314, утвердившим структуру федеральных органов исполнительной вла­сти, от 19 июня 2004 г. № 927 («О вопросах Министерства внутренних дел»), приказами МВД России от 10 ноября 2004 г. «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федера­ции», от 6 октября 2003 г., утвердившего Концепцию совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации.

Своеобразие направлений деятельности, возложенных государством на правоохранительную службу в органах внутренних дел, специфика ее пред­мета предопределили особенности приема, прохождения службы, правовой и социальной защищенности служащих системы Министерства внутренних дел. Обозначенные особенности в значительной степени возрастают при анализе отдельных направлений  правоохранительной службы в подразделениях Де­партамента, осуществляющего борьбу с организованной преступностью, тер­роризмом, проведением контртеррористических операций в Северо - Кавказ­ском регионе.

Специфика задач государственной правоохранительной службы в ор­ганах внутренних дел, особенности правового статуса служащего органов внутренних дел, значимость в защите прав и законных интересов российских граждан, в обеспечении целостности Российского государства, в борьбе с ор­ганизованной преступностью и терроризмом  и определили актуальность темы данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы и круг источников. Избранная тема в теоретическом отношении продолжает оставаться недоста­точно разработанной. Вместе с этим, проблемы государственной службы не были обойдены вниманием отечественных и зарубежных исследователей, ко­торые посвятили ей немало работ. В последние годы вопросы государствен­ной службы были и в фокусе внимания российских законодателей, которые приняли ряд стратегических федеральных законов, регулирующих данное на­правление деятельности.

При подготовке диссертационного исследования автор опирался на ра­боты таких ученых, как: Г.В. Атаманчук,  Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило,  К.С. Бельский,  В.А. Воробьев,  Б.Н. Габричидзе, А.А. Гришковец,  А.А. Жданова,  Л. М. Колодкин,  Н.М. Конин,  А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин,  А.Ф. Ноздрачев,  А.В. Оболонский, Д.М. Овсянко,   И.Н. Пахомов,   М.И. Пискотин,   Н.П. Поборчая,  В.Д. Попков,  Ю.А. Розенбаум, Л.А. Сергиенко,   П.П. Сергун,  Ю.Н. Старилов,    В.А.  Юсупов,  Ц.А. Ямпольский и др., в кото­рых рассматривались проблемы государственной службы.

Значительное влияние на формирование обобщенной позиции автора на проблемы государственной службы, в том числе и правоохранительной в органах внутренних дел, оказали работы: В.К. Бабаева,  М.И. Байтина, В.М. Баранова, В.В. Борисова, Н.Т. Ведерникова,  А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Н.Л. Гранат, Ю.И. Гревцова, В.М. Жуйкова,  И.М. Зайцева, В.Б. Исакова, С.В. Калашникова, В.А. Карташкина,  В.Н. Карташова, Д.А. Ке­римова, С.А. Комарова, Н.И. Косякова,  В.В.Лазарева, В.М. Левченко, О.Э. Лейст,  В.О. Лучина,  А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И.  Матузова, О.О. Ми­ронова,  В.В. Оксамытного, А.С. Пиголкина, В.Д. Попкова, Т.Н. Радько,  М.М. Рассолова, В.П. Сальникова,  И.Н. Сенякина, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, О.И. Тиунова,  А.Ф. Черданцева, Б.С. Эбзеева  и др.

Отдельные правовые  аспекты деятельности органов государственной власти по  защите прав и свобод  граждан, в том числе и служащих органов внутренних дел, затронутые в трудах: А.Я. Азарова,  М.В. Баглая, В.В. Бара­нова,  В.В. Бойцовой,  Л.В. Бойцовой, В.Г. Вишнякова,  А.И. Вялкова,  Б.Н. Габричидзе, Л.А. Григоряна,  А.Н. Гусева,  Ю.А. Дмитриева, М.М. Кузьменко,  В.З. Кучерова,  Е.А. Лукашовой,  А.В. Максимова, Н.С. Малеина, И.Б. Ми­хайловской, В.П. Морозова, И.В. Полякова, И.В. Ростовщикова, В.Б. Савость­яновой, В.Е. Чиркина,  Ю.В. Шиленко и  др., не остались без авторского вни­мания.

Диссертант обстоятельно изучил исследования  Д.А. Абезина, К.Г. Арутюнова, Д.В. Астахова, Л.М. Ведерникова,  О.В. Григорьева,  В.С. Груз­дева, Д.С. Измайлова,  Д.С. Канищева, В.Я. Кикотя,  Н.С. Климкина, А.С.Князькова, Е.В. Князева, Г.А. Колобова, Р.У. Концелидзе,  С.М. Круппо, М.Н. Кузьмина, В.В. Курочкиной, Л.А. Ларина, В.А. Поникарова, В.И. Позд­няка, А.Н. Позднышева, С.Н. Полегаева, А.В. Полухина, К.Г. Салтыкова, Л.В. Смирнова, Э.М. Филиппова по проблемам государственной службы и статусу государственных служащих.

Несмотря на значительное количество исследований в области госу­дарственной правоохранительной службы Российской Федерации, в том числе диссертационных исследований последних лет, перед  исследователями стоит немало вопросов, которые ждут своего теоретического разрешения. Их рас­смотрение послужит базой в разработке нормативных правовых актов, регла­ментирующих особенности государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел,  правовую и  социальную защищенность этой кате­гории государственных служащих, призванных реализовывать функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по защите прав и свобод человека и гражданина, по борьбе с преступностью и терроризмом.

             Объектом исследования являются правоотношения, складываю­щиеся в процессе осуществления государственно-служебных функций, от­дельные положения Конституции Российской Федерации, федеральные за­коны, законы, Указы Президента Российской Федерации, нормативные право­вые акты, регламентирующие государственно - служебные отношения.           

             Предметом исследования являются обозначенные в теме диссертации особенности государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел, на примере подразделений Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, а также нормы государственно - служебного, административного права, регламентирующие правовое положение служащих; нормы законов и ведомственных нормативных актов (преимущественно МВД России), касающиеся правовой  и социальной защищенности служащих органов внутренних дел. А также нормативно-правовая база организационного обеспечения этого направления деятельности Российского государства.

Цель исследования. Целью диссертационного исследования является теоретическая разработка особенностей государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел на примере подразделений  Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, правовая и социальная защищенность их служащих.

 Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения комплекса следующих задач, направленных на:

-         анализ становления и современного состояния государственной службы Российской Федерации;

-         определение правового статуса современного государственного служащего;

               -  установление особенностей правоохранительной службы (деятельности), ее предмета как  составляющей системы государственной службы Российской Федерации;

-  определение понятия и правового статуса служащих органов внутренних  дел и его соотношение со статусом государственных служащих;

               -   выявление специфики требований, предъявляемых к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел, правовых основ и задач организации их профессиональной подготовки;

-           установление особенностей условий прохождения службы в органах внутренних дел, с ориентиром на служащих Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;

-           определение особенностей правовой и социальной защищенности служащих органов внутренних дел на примере подразделений Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом и др.

             Методологической базой исследования выступили общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него следующие частные  методы: системно-структурный, формально-догматический, сравнительного правового исследования, статистический, сравнительно-исторический, системного подхода, прогнозирования, контент-анализ и др. Их использование позволило диссертанту исследовать обозначенные проблемы во взаимосвязи, взаимозависимости, целостности,  всесторонне и объективно.

Эмпирической базой исследования  служили ведомственные нормативные правовые акты, решения различных судебных инстанций (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда России, Военной коллегии Верховного Суда,  федеральных судов отдельных  субъектов Федерации), статистические данные Главного информационно-аналитического центра МВД России, Департамента кадрового обеспечения МВД России, Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России и его подразделений на местах, финансово-экономического департамента   МВД России, подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также информация о деятельности образовательных учреждений МВД России.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации, в числе первых на монографическом уровне, системно рассматривается государственная служба в Российской Федерации, с позиций государственно-служебного, административного права, показывается ее соотношение с государственной правоохранительной службой в органах внутренних дел Российской Федерации, определяется ее предмет на примере подразделений Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, раскрывается содержание соотношения правового статуса государственного служащего и служащего органов внутренних дел.

В работе раскрываются специфика требований, предъявляемых к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел, особенности условий прохождения службы в органах внутренних дел на примере подразделений  Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, правовой и социальной защищенности служащих.

На защиту выносятся следующие теоретические  положения, практические выводы, предложения и рекомендации, полученные в результате исследования и относящиеся к:

1.          Определению государственной службы как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий России, ее субъектов, федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 

             Это деятельность лиц, замещающих административные государственные должности. Поэтому работа служащих государственных предприятий и учреждений (главный врач больницы, ректор вуза и т.д.) не считается государственной службой. Она должна называться службой в государственных организациях, а лица, осуществляющие подобную деятельность-служащими государственных организаций.

             2.  Выводу о том, что «сотрудник» органов внутренних дел должен называться служащим. Наименование «сотрудник» органов внутренних дел, во-первых, не отражает специфического, административно-властного характера деятельности служащих органов внутренних дел, во-вторых, не связывает исполнение ими должностных обязанностей с волей государства, в-третьих, не обозначает принадлежности рассматриваемой категории правоохранительных служащих Российскому государству. К тому же анализируемое наименование не согласуется с положениями этимологии, которая  под сотрудником понимает человека, помощника, который работает с кем-нибудь. Есть еще одно важное обстоятельство: в связи с принятием федерального законодательства о государственной службе возникает необходимость перейти к единой терминологии и «сотрудников» органов внутренних дел именовать служащими государственной правоохранительной службы.            

           3. Определению служащего органов внутренних дел как гражданина Российской Федерации, которому присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава, выполняющего в пределах должности и в соответствии с законодательством профессиональные обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина и получающего на основе контракта денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Данная дефиниция опирается на  следующие отправные положения: принадлежность гражданина Российской Федерации (гражданство); наличие специального звания; должностные полномочия, базирующиеся на законодательных актах; выполнение профессиональных обязанностей  на основе контракта; источник финансирования-федеральный бюджет.

4. Выводу о нецелесообразности в рамках одного министерства (МВД России) именовать служащих званиями милиции, внутренней службы, юстиции. Все службы и подразделения МВД России, в том числе, кадрового, финансового, информационно-аналитического обеспечения, следствия работают на одну составляющую-деятельность милиции; разнообразие званий приводит к значительным финансовым затратам (приобретение форменной одежды, различных эмблем и знаков различия и т.п.); включение  служащих внутренней службы, юстиции в состав подразделений по охране общественного порядка приводит к сложностям в установлении их правового статуса.

При разработке нормативных правовых актов, определяющих и регламентирующих правоохранительную службу в органах внутренних дел, служащие МВД России должны именоваться одним званием: «милиции».

5. Предложению о необходимости установления единых подходов к порядку прохождения военной и правоохранительной службы и, в частности, установлению одинаковых сроков выслуги лет для присвоения очередных званий.

6. Определению предмета правоохранительной службы (деятельности). Диссертант считает, что значительный объем правоохранительной службы (деятельности) связан с поддержанием правопорядка: патрулирование на улицах и иных общественных местах, обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий (уличных шествий, демонстраций, митингов, пикетирований) и т.д. Вместе с этим, правоохрана выполняет и многие другие функции: противодействие терроризму, защита политических, имущественных, социальных и иных прав граждан, обеспечение законности функционирования государственных структур, хозяйственных органов,  общественных формирований и др.

В содержание правоохранительной службы (деятельности) включается функция, обеспечивающая национальную безопасность страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, военных и иных угроз,  разрешения межнациональных конфликтов.

7. Выводу о том, что стратегическим в правоохранительной службе (деятельности) является обеспечение в демократическом обществе режима законности - неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся  в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Результат действий режима законности, выражающий степень осуществления ее требований, незыблемый правопорядок.

8. Определению правовой защиты служащих органов внутренних дел. Под ней соискатель понимает основанную на законе деятельность уполномоченных органов  по установлению и применению организационно-правовых гарантий, обусловливающих правомерную реализацию и защиту определенного законом их правового статуса в целях обеспечения состояния правовой защищенности.

Правовая защищенность включает несколько этапов: нормотворческую; действие правовой нормы;  реализацию правовой нормы.

9.       Предложению о включении в разрабатываемые правовые акты о прохождении службы в органах внутренних дел следующего положения: «Сведения о служащих органов внутренних дел, выполняющих (выполнявших) специальные задания, могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных служащих в случаях, предусмотренных федеральным законом». Это связано с тем, что служащим органов внутренних дел и особенно подразделений Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом приходится выполнять различные специальные задания, разглашение сведений о которых может привести  к последствиям негативного характера. 

10.   Выводу о том, что социальная защищенность служащих органов внутренних дел находится в органическом единстве с государственно-правовой трактовкой социальной политики, которая, основываясь на закрепленных в правовых нормах гарантиях социальной защиты, призвана обеспечить реализацию одного из основных принципов правового государства – социальной справедливости. Основное назначение социальных прав заключается в том, что они должны обеспечивать удовлетворение социальных, жизненных потребностей служащих, компенсировать различные правоограничения, которым подвергаются служащие органов внутренних дел.

               Научная значимость исследования обусловлена тем, что полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы для дальнейших научных  исследований в сфере  специфической государственной службы, которой является правоохранительная  служба  в органах внутренних дел, особенностей правовой и социальной защищенности ее служащих.

Практическая значимость   исследования состоит в том, что ее отдельные положения окажутся полезными практическим работникам Департамента кадрового обеспечения  МВД России, кадровых подразделений  МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации  (включая и воспитательные подразделения), руководителям органов внутренних дел, Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, осуществляющим подбор, профессиональную подготовку и расстановку служащих органов внутренних дел.

Результаты диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курсов: «Правоохранительные органы»,  «Административное право», «Служебное право», «Государственная служба Российской Федерации» и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях: «Организационно-правовые проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и профессиональной подготовки кадров», проведенной Юридическим институтом МВД России (8-19 октября 2001 г., г. Руза), «Современные технологии повышения эффективности образовательного процесса», проведенной Московским университетом МВД России (Тула, 2005 г.), «Право граждан на хорошую экологическую среду», проведенной Московским гуманитарным университетом (2005 г.), на  заседании кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета (2005 г.), кафедре государственно-правовых дисциплин Тульского филиала Московского университета МВД России (2003, 2004 гг.), а также при чтении лекций и проведении  семинаров по курсу «Конституционное право России» в Тульском филиале Московского университета МВД России. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в девяти научных статьях, одна из которых в ведущем рецензируемом издании, определенном Высшей аттестационной комиссией.

Структура диссертации определена характером исследуемых в ней проблем. Она состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем диссертации отвечает требованиям ВАК.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

        

                Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, описываются методологические и методические основы диссертации, раскрывается  научная новизна и формулируются положения, выносимые на защиту, дается характеристика теоретического и практического значения работы, содержатся сведения об апробации и внедрении результатов проводимого исследования.

          В первой главе диссертации-«Правоохранительная служба в органах внутренних дел как разновидность государственной службы»-рассматривается возникновение, становление и развитие государственной службы в России, признаки и особенности правоохранительной службы как вида государственной службы. Проводится  исследование правового положения служащих органов внутренних дел как государственных служащих, выполняющих особую правоохранительную функцию государства.

           Первый параграф первой главы-«Становление государственной службы и ее виды- посвящен вопросам развития государственной службы в России, характеристике ее видов. Констатируется, что государственная служба, как четко выстроенная практическая деятельность  и регламентированная правовая категория, в России связывается с введением в 1722 году «Табеля о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины», который устанавливал три иерархические, как бы параллельные, лестницы чинов для гражданской, военной и придворной служб, по 14 ступеней в каждой.

         В первые годы советской власти корпус государственных служащих включал новую советскую бюрократию, исповедовавшую коммунистические принципы и старую, которая, передав знания и опыт, различными средствами и методами вытеснялась. По мере укрепления Советской власти был создан четкий механизм отбора, воспитания и проверки управленческих кадров, введена категория  номенклатуры, кандидаты на должности которой рассматривались и утверждались от райкома до ЦК КПСС.

         В последующем, в связи с коренными  преобразованиями, происшедшими в системе общественной и государственной жизни, демократизацией общества и принятием новой Конституции 1993 года   возникла необходимость построения  новой системы государственной службы, соответствующей природе и интересам новой демократической российской государственности. Новые правовые и организационные подходы к системе государственной службы, системе управления государственной службой Российской Федерации установлены в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.) и  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г). Они закрепили государственную службу как социально-правовой институт, предназначенный обеспечить эффективность функционирования органов государственной власти, приоритетным направлением деятельности которого является неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Анализируя законодательное определение государственной службы, соискатель приходит к выводу о том, что в нем четко определены субъекты, но значительно сужен их круг, установлено, что содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций, что тесным образом связывает государственную службу с осуществлением исполнительной власти.

         Государственная служба, содержащаяся за счет бюджетного финансирования, является особым видом трудовой деятельности, в ней, в отличие от других видов труда, работа осуществляется за вознаграждение на профессиональной основе служащими государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.

         Система государственной службы включает три вида служб, от которых зависит и правовой статус государственного служащего. Это: 1) государственная гражданская служба; 2) военная  и 3) правоохранительная служба (военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы).

          В соответствии с принципом разделения властей, уместно также различать государственную службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба в прокуратуре, которая по общепризнанному мнению, также является государственной. Хотя вопрос о принадлежности органов прокуратуры, ее месте в системе органов власти остается проблематичным. Одно бесспорно – деятельность работников прокуратуры относится к правоохранительной государственной службе, также как и деятельность служащих органов внутренних дел.                      

          Во втором параграфе первой главы-«Правоохранительная служба в органах внутренних дел, как составляющая системы государственной службы Российской Федерации и ее задачи»- рассматривается предмет правоохранительной службы, ее задачи. При определении  предмета правоохранительной службы (деятельности) в органах внутренних дел диссертант  исходит из того, что тот не ограничивается уголовно-правовыми и административными мерами борьбы с преступностью. В него включается деятельность по поддержанию правопорядка: патрулирование на улицах и иных общественных местах, обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Анализируемая правоохрана выполняет и другие функции: противодействие терроризму, организованной преступности, защита политических, имущественных, социальных и иных прав граждан, обеспечение законности функционирования государственных структур, хозяйственных органов,  общественных формирований и др.

В настоящее время просматривается тенденция включения в предмет правоохранительной службы (деятельности) функций, свойственных структурам, обеспечивающим национальную безопасность страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, военных и иных угроз. Важнейшей составляющей ее содержания является властно-организующее направление, осуществляемое государственными служащими по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, по противодействию терроризму, организованной преступности.

Несомненно, перечисленные направления присутствуют в правоохранительной деятельности, но все же важнейшее ее предназначение - обеспечение в демократическом обществе - режима законности, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего, тех, которые содержатся  в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Результат действий режима законности, выражающий степень осуществления ее требований, незыблемый правопорядок.

Исходя из предмета правоохранительной службы (деятельности) следует,  что задачи органов внутренних дел разноплановы, многообразны и выступают составляющей общих задач государственной службы Российской Федерации. Таким образом, служба в органах внутренних дел является разновидностью правоохранительной государственной службы Российской Федерации. Она входит в общую систему государственной службы Российской Федерации. Ей присущи как общие признаки государственной службы Российской Федерации, так и особенные, обусловленные специфическими задачами и функциями, свойственными только органам внутренних дел Российской Федерации, например, борьба с организованной преступностью и терроризмом.

 В третьем параграфе  главы первой - «Правовой статус современного государственного служащего»-рассматривается определение основных составляющих правового статуса государственного служащего. Автор считает, что он является специальным по отношению к общему правовому статусу работника. Правовое положение федерального служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров предполагается регулировать федеральными законами о виде государственной службы.

Обязательными элементами статуса государственного служащего являются: наличие российского гражданства; достижение возраста 18 лет; владение государственным языком Российской Федерации. В число квалификационных требований к должностям государственной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу службы  (работы) по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В правовой статус государственного служащего включаются обязанности государства перед личностью. Обязанность государства – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (двуединые обязанности) - является одновременно и обязанностью государственных служащих.

             В четвертом параграфе первой главы-«Понятие служащих (сотрудников) органов внутренних дел и их классификация, порядок присвоения званий»- дается вывод о том, что сотрудник органов внутренних дел должен называться служащим. По мнению соискателя, наименование «сотрудник» органов внутренних дел, во-первых, не отражает специфического, административно-властного характера деятельности служащих органов внутренних дел, во-вторых, не связывает исполнение ими должностных обязанностей с волей государства, в-третьих, не обозначает принадлежности рассматриваемой категории правоохранительных служащих Российскому государству. К тому же анализируемое наименование не согласуется с положениями  этимологии, которая  под сотрудником понимает человека, помощника, работающего с кем-нибудь. Есть еще одно важное обстоятельство: в связи с принятием федерального законодательства о государственной службе возникает необходимость перейти к единой терминологии и сотрудников органов внутренних дел именовать служащими государственной правоохранительной службы.               

          Диссертант приводит определение служащего органов внутренних дел. Под ним понимается гражданин Российской Федерации которому присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава, выполняющий в пределах должности и в соответствии с законодательством профессиональные обязанности, по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина и получающий на основе контракта денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Данная дефиниция опирается на  следующие отправные положения: принадлежность гражданина Российской Федерации (гражданство); наличие специального звания; должностные полномочия, базирующиеся на законодательных актах; выполнение профессиональных обязанностей  на основе контракта; источник финансирования – федеральный бюджет.

 Анализируя наличие разных званий в рамках Министерства внутренних дел Российской Федерации (милиции, внутренней службы, юстиции), соискатель приходит к выводу о нецелесообразности такого положения, аргументируя свой подход следующими причинами: все службы и подразделения МВД России (кадрового, финансового, информационно-аналитического обеспечения) работают на одну составляющую-деятельность милиции; разнообразие званий приводит к значительным финансовым затратам (приобретение форменной одежды, эмблем, знаков различия и т.п.); включение служащих внутренней службы, юстиции в состав подразделений по охране общественного порядка приводит к сложностям в установлении их правового статуса. Считаем, что на этапе разработки нормативных правовых актов служащим МВД России следует оставить только одно звание: «милиции».

 В анализируемом параграфе вносится предложение о необходимости приведения Положения о прохождении службы в органах внутренних дел в соответствие с Положением о порядке прохождения военной службы, исключив различный подход в порядке присвоения очередных званий, установив одинаковые сроки выслуги в званиях.

В пятом параграфе первой главы- «Особенности правового статуса служащих (сотрудников) органов внутренних дел- перечисляются и анализируются права и обязанности служащих органов внутренних дел. Служащие органов внутренних дел по своей роли в государстве и обществе отличаются от лиц, непосредственно занятых в сфере материального производства. Их труд направлен на осуществление особенных функций по защите прав и свобод человека и гражданина, по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

             Особенность правового статуса служащего органов внутренних дел состоит в том, что он обладает правовым статусом личности Российской Федерации, одновременно может иметь общие, конкретные и специальные обязанности  и права служащего Министерства внутренних дел, быть представителем власти (наделение в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, находящихся от него в служебной зависимости) и являться руководителем – начальником органа внутренних дел.

            Вторая глава диссертационного исследования называется-«Особенности прохождения государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел». В ней исследуются  требования к кандидатам для службы в органах внутренних дел и специфика их подбора, правовые основы, задачи, система и организация их профессиональной подготовки и особенности условий прохождения службы.

  В первом параграфе второй главы-«Требования к кандидатам для службы в органах внутренних дел и специфика их подбора»- исследуются общие и специальные требования, предъявляемые к кандидатам для службы в органах внутренних дел. Процесс отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел включает: определение источников комплектования; выявление кандидатов; сбор соответствующей информации о качествах, необходимых служащим органов внутренних дел; оценку   качеств кандидата на основе анализа собранной информации о его трудовой деятельности, учебе, воинской службе и т.д.;  сопоставление имеющихся качеств кандидата с общими и  специальными  требованиями, предъявляемыми к конкретной должности в той или иной службе; сравнение нескольких кандидатов по имеющейся информации и выбор наиболее подходящего для замещения конкретной должности; собеседование с кандидатом с целью принятия окончательного решения о возможности зачисления его на службу в органы внутренних дел. К кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел, Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом,  предъявляется комплекс специфических требований и качеств. При этом особое внимание обращается на наличие у кандидатов высоких морально-волевых качеств и способностей противостоять своей убежденностью и нравственностью воздействию негативных явлений и антисоциальной среды и профессионально на них влиять.

Для их установления реализуется комплекс различных действий, включающих прохождение медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией и психодиагностики, проводимой подразделениями медицинской службы.

Во втором параграфе второй главы-«Правовые основы, задачи, система и организация профессиональной подготовки служащих (сотрудников) органов внутренних дел»-исследуются вопросы профессиональной подготовки служащих органов внутренних дел. Специфика задач, решаемых служащими органов внутренних дел, потребовала разработки системы их профессиональной подготовки, которая отличается от аналогичной в других федеральных органах исполнительной власти и включает: специальную первоначальную подготовку; переподготовку лиц, принимаемых на службу и знающих специфику деятельности органов внутренних дел; экстернат для окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования (гражданские) юридического профиля; обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России; обучение в процессе повседневной оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая подготовка);  повышение квалификации и переподготовка; обучение в аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре и соискательство.

Таким образом профессиональная подготовка служащих органов внутренних дел представляет собой систему целенаправленной деятельности, которая позволяет не только приобретать профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для эффективного исполнения служебных обязанностей, но и поддерживать, совершенствовать, повышать уровень для исполнения более сложных профессиональных обязанностей.

Профессиональная подготовка нацелена и на готовность служащих органов внутренних дел к эффективным действиям в экстремальных ситуациях, противодействию различным противоправным проявлениям, формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств, таких, как смелость, решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, самообладание, настойчивость.

В ее задачу входит и поддержание соответствующей физической формы служащего, его здоровья и высокой работоспособности.

 В третьем параграфе второй главы-«Особенности условий прохождения службы в органах внутренних дел; служебная дисциплина, дисциплинарная ответственность»-исследуются особенности прохождения службы в органах внутренних дел. Особенности условий прохождения службы в органах внутренних дел детерминированы регламентированным распорядком дня, экстремальностью, властным характером деятельности, высокими психическими и физическими перегрузками, повышенной ответственностью, строгой дисциплиной, дисциплинарной ответственностью. Служба в органах внутренних дел, подразделениях Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом сопряжена с определенным риском и постоянным ожиданием опасности. Она характеризуется информационной недостаточностью для решения профессиональных задач, неопределенностью событий, непредсказуемостью поведения отдельных граждан, характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью, принятием решений в экстремальных ситуациях. Служащий органов внутренних дел, выполняя свои обязанности, в целях обороны или самообороны,  может применить оружие на поражение других граждан, может сам получить телесные повреждения, ранения или погибнуть.

Особенности условий деятельности служащих органов внутренних дел связаны и с тем, что им приходится постоянно сталкиваться с преступной деятельностью отдельных субъектов, горем и отчаянием граждан, которые обращаются за профессиональной помощью и возлагают, порой последние, надежды, на служащего органов внутренних дел. В свою очередь, осознание служащим важности принимаемых решений вызывает у него состояние ответственности, напряженности, психоэмоциональной и физической нагрузки и тревоги. Не следует забывать и о том, что чужое горе, обиды и страдания, с одной стороны, ограничение свободы, применение силы, оружия и специальных средств, с другой стороны, также отрицательно сказываются на психофизическом состоянии человеческого организма.

Раскрывая особенности прохождения государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел, заостряется внимание на служебной дисциплине, которую правомерно сравнивают с воинской. Она предполагает неукоснительное соблюдение требований не только законодательства, регламентирующего соответствующую сферу правоохранительной деятельности, в которой занят сотрудник, а также условий контракта и приказов начальства, но и Присяги, которую принимает каждый сотрудник и в которой, в частности, содержится клятва охранять установленный правопорядок, не щадя своей жизни.

                Рассматривая особенности условий прохождения службы в органах внутренних дел на примере Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, можно сделать вывод о том, что в одних случаях они оказывают непосредственное влияние на психо-физиологическое состояние служащего, приводят к физической утомленности, психологическим стрессам,  в других,- деятельность и принятие решений в экстремальных ситуациях, приводят к причинению телесных повреждений, ранений и гибели.

Третья глава диссертационного исследования называется-«Особенности правовой и социальной защищенности служащих (сотрудников) органов внутренних дел». В ней  рассматриваются международно-правовые и конституционные гарантии правовой и социальной защиты служащих органов внутренних дел и основные направления правового регулирования их социальной защиты.

 В первом параграфе третьей главы - «Международно-правовые и конституционные гарантии правой и социальной защиты служащих (сотрудников) органов внутренних дел»-исследуются международно-правовые  и конституционные гарантии правовой и социальной защиты служащих органов внутренних дел. Международный механизм гарантий прав и свобод человека состоит из нескольких структурных элементов:

во-первых, из  условий осуществления прав и свобод человека, складывающихся тенденций в международной политике и мировой экономике, способствующих развитию прав человека, формирующих базу мировой культуры прав человека и т.п.;

во-вторых, из средств защиты прав человека, принципов и норм международного права, механизмов и процедур, регламентирующих права и свободы человека, основных направлений деятельности субъектов международного права - государств ООН и иных международных правозащитных организаций, предметом деятельности которых является правовое положение личности;

в-третьих, из совокупности юридических процедур (процессуальных моментов), международно-правовой ответственности государств и иных субъектов международного права за массовые нарушения прав человека, а также многогранной деятельности правозащитных организаций.

Что касается внутригосударственных  гарантий, то их можно  объединить в три основные группы – это общие конституционные нормы-гарантии, содержащиеся в первой главе Конституции Российской Федерации, частные конституционные нормы-гарантии и судебные (процессуальные) конституционные нормы-гарантии. В юридической литературе гарантии рассматривались преимущественно в двух аспектах: как гарантии законности и гарантии прав, свобод и обязанностей граждан. Представляется, что в обозначенной проблеме следует выделить еще один аспект: гарантии правовой защиты. Последние включают в себя ту часть юридических гарантий, которые непосредственно обеспечивают (гарантируют) правомерную реализацию и защиту всех элементов правового статуса личности.

По мнению диссертанта, правовая защита включает в себя правотворческую и правоприменительную деятельность уполномоченных на то органов и их должностных лиц, а также результаты этой деятельности. По отношению к конкретной категории служащих правотворческая деятельность – это абстрактная правовая защита, а правоприменительная – это конкретная, реальная.

Правовая защищенность – это состояние гарантированности правового статуса, которое имеет место после создания и закрепления гарантий защиты в правовых нормах до их применения, а также состояние, которое наступает после применения юрисдикционным органом установленной гарантии по конкретному делу и издания по нему акта применения права. Правовая защита служащих органов внутренних дел – это основанная на законе деятельность уполномоченных органов по установлению и применению организационно – правовых гарантий, обусловливающих правомерную реализацию и защиту определенного законом их правового статуса в целях обеспечения состояния правовой защищенности.

Во втором параграфе третьей главы -«Основные направления правового регулирования социальной защиты служащих органов внутренних дел- исследуются вопросы  повышения социальной защиты служащих органов внутренних дел. Закрепленные в законе гарантии социальной защиты служащих органов внутренних дел призваны компенсировать как тяжелые условия службы, так и установленные законом правоограничения, создавая общий баланс прав и обязанностей по сравнению с другими категориями рабочих и служащих.

Основные гарантии социальной защиты служащих органов внутренних дел реализуются с помощью таких средств, как денежное довольствие, социальные выплаты, пенсионное обеспечение. Денежное довольствие включает  денежное содержание (оклад по должности плюс оклад по специальному званию) и дополнительные выплаты, призванные стимулировать качественный труд, добросовестное исполнение служебных обязанностей, высокую служебную дисциплину (премии за образцовое выполнение служебных обязанностей и разовые премии за выполнение особо сложных и важных заданий, единовременное денежное вознаграждение (ЕДВ) за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам года). 

Пенсия  за выслугу лет – это ежемесячные денежные выплаты в размере, соизмеримом с прошлым заработком, производимые гражданам, независимо от их возраста, в связи с их определенной профессиональной деятельностью. Законодатель связывает получение пенсии за выслугу лет с двумя фактическими основаниями: 1) 20-летним сроком пребывания на службе, именуемым выслугой лет, порядок установления которой определяется Правительством Российской Федерации; 2) увольнением служащих органов внутренних дел со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижением на день увольнения 45-летнего возраста, при условии, что они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в органах внутренних дел.

Отдельные виды государственной правоохранительной службы в повседневных условиях, но имеющие специфическое назначение и особый характер деятельности, связанный с постоянным риском, также засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении. Таковой является служба в подразделениях по борьбе с организованной преступностью, где   один месяц службы засчитывается за один и одну треть месяца. Такой подход является обоснованным, призванным, с одной стороны, подчеркнуть особую значимость службы в указанных подразделениях, с другой – привлечь в нее наиболее физически и профессионально подготовленных специалистов.

Служащим органов внутренних дел, не имеющим 20-летней выслуги, пенсия за выслугу лет может быть назначена при наличии двух условий: общего трудового стажа не менее 25 календарных лет, из которых 12 лет 6 месяцев составляет служба в органах внутренних дел. Исходя из закона, приведенный срок учитывается только в календарном исчислении, льготное исчисление не применяется. Представляется, что в таком подходе отсутствует и логика, и последовательность, присутствуют двойные стандарты в решении одних и тех же вопросов, что является совершенно недопустимым на законодательном уровне.

Таким образом, в ходе  реформы правоохранительной государственной службы предстоит решить еще немало проблем, которые  позволят сформировать полноценную правоохранительную государственную службу Российской Федерации, которая бы соответствовала современному уровню развития общества и государства.

В заключении приведены основные выводы и предложения, полученные в ходе диссертационного исследования.

 

          

 

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

 

1.            Мечиков В.В. Конституционное право Российской Федерации  // Методические материалы для студентов второго курса Отделения правовой службы в народном хозяйстве. Ч. 2.- М., 1998 – 1 п.л.

2.            Мечиков В.В. Конституционное право зарубежных стран  // Методические материалы для студентов второго курса Отделения правовой службы в народном хозяйстве. Ч 2.- М., 1998 – 0,8 п.л.

3.            Мечиков В.В.  Конституционное право зарубежных стран  // Методические материалы для студентов первого (очно) курса факультета договорных форм обучения.- Москва-Тула.- 2001 -1 п.л.

4.            Мечиков В.В.  Проблемы современного государствоведения  // Методические материалы для студентов третьего (очно) курса факультета договорных форм обучения. Ч. 2.- Москва-Тула.- 2002 - 0,7 п.л.

5.            Мечиков В.В. О подготовке специалистов для органов внутренних дел МВД России по заочной форме обучения  // Современные технологии повышения эффективности образовательного процесса. Тула: Тульский филиал Московского университета МВД России.- 2005 - 0,2 п.л.

6.            Мечиков В.В. Международно-правовые и конституционные  гарантии и их роль в социальном обеспечении российских граждан  // Право и жизнь.-2005. № 88 (11) -  0,5 п.л.

7.          Мечиков В.В. Ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел  // Актуальные вопросы российского права: сборник научных трудов. Вып. 1. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та.- 2006. - 0,1 п.л.

8.          Мечиков В.В.  Правоохранительная служба в органах внутренних дел как составляющая системы государственной службы Российской Федерации  //  Правовые и социальные исследования: Сборник научных трудов. Вып. 1. Тула: Тульский филиал МосУ МВД России.- 2006. - 0,8 п.л.

9.          Мечиков В.В. Особенности правового статуса служащих органов внутренних дел // Известия   ТулГУ. Серия: Актуальные проблемы юридических наук. Вып.  14. Тула: Изд-во Тульск. государст-го ун-та.- 2006. - 0,3 п.л. 



[1] В 2005 году было раскрыто более 28 тысяч преступлений, совершенных в составе организованных групп (рост по отношению к 2004 году составил + 1,6%). Доказана их причастность к совершению 93 похищений человека, 2,5  тысячам разбоев и вымогательств. В 2005 году в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий предотвращено 450 терактов, в том числе 209 – в Чеченской Республике. На территории страны совершено на четверть меньше данных преступлений (всего зарегистрировано 203 таких преступления). См.: Приоритеты и тенденции: Доклад министра внутренних дел генерала армии Рашида Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД России  //  Щит и меч, 2006. 23 февраля.