На правах рукописи

 

 

 

 

ЛОЗИНА

Анжелика Владимировна

 

 

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

 

Специальность: 12.00.14 — административное право,

финансовое право, информационное право

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

 

 

Москва — 2006

Работа выполнена на кафедре административного и финансового права Международной академии предпринимательства (института)

 

Научный руководитель:                             доктор юридических наук, профессор

                                                                    заслуженный юрист

                                                                    Российской Федерации

                                                                    Коршунов Николай Михайлович

 

Официальные оппоненты:                          доктор юридических наук, профессор

                                                                    Петров Семен Михайлович

 

                                                                    кандидат юридических наук

                                                                    Мельников Сергей Иванович

 

Ведущая организация:                                Страховая компания «Росгосстрах»

 

Защита диссертации состоится 18 января 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском гуманитарном университете по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета.

 

Автореферат разослан 15 декабря 2006 г.

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент                                             Е.В. Белоусова

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся административно-правового регулирования содержания и осуществления страхования ответственности владельцев транспортных средств как нового обязательного вида страхования в Российской Федерации.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ[1] предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств за свой счет страховать риск своей ответственности.

Введение института обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, имеющего общезначимые (публичные) цели и основывающегося на приоритетности охраны жизни, здоровья и имущества потерпевших, явилось результатом большой и напряженной работы, направленной на достижение важной стратегической цели — обеспечение безотлагательного решения проблем безопасности дорожного движения.

Предполагалось, что введение обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств станет в Российской Федерации тем правовым институтом, который снизит количество дорожно-транспортных происшествий.

По данным Департамента ОБДД МВД РФ в 2004 г. в Российской Федерации зарегистрировано около 209 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тысяч и ранены более 252 тысяч человек. В 2005 г. в дорожно-транспортных происшествиях погибло около 34 тысяч человек, что на 1,6% меньше, чем в 2004 г. и составило 33 957 человек, в том числе количество погибших на дороге детей сократилось на 4,6% и составило 1 341 погибших. За 9 месяцев 2006 г. в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 22,5 тысяч человек, 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий произошло по вине нетрезвых водителей, что на 13% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего дорожно-транспортных происшествий произошло в Подмосковье — 14 280, Москве — 14 018, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 11 445.

Данные статистики свидетельствуют о необходимости обеспечения защиты имущественных интересов как страхователей, в результате виновных действий которых причинен вред жизни, здоровью или имуществу других лиц, так и имущественных интересов потерпевших.

Суть института обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств состоит в распределении неблагоприятных последствий, связанных с риском наступления ответственности, на всех законных владельцев транспортных средств применительно к каждому транспортному средству.

Нарушение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ[2].

Кроме того, в случае совершения административного правонарушения наступает административная ответственность. Особенность правонарушений в области дорожного движения заключается в том, что вред общественным отношениям причиняется, в основном, при эксплуатации транспортных средств, то есть источниками повышенной опасности, в нарушение Правил дорожного движения[3].

В частности, выделение правонарушений в области дорожного движения в отдельную Главу 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обусловлено единством их родового объекта.

Актуальность темы исследования также подтверждается многочисленными судебными спорами, возникающими из договоров обязательного страхования. Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 31 мая 2005 г. № 6-П[4], в целом, положения Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, за исключением ст. 5 в части, допускающей произвольное определение Правительством Российской Федерации условий договора обязательного страхования.

Степень разработанности темы. Теоретико-правовое исследование административно-правового регулирования страхования риска ответственности владельцев транспортных средств за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий как обязательного вида страхования осуществляется впервые. В процессе изучения разных аспектов темы автором учитывались выводы, содержащиеся в трудах по административному праву, финансовому праву, гражданскому праву и общей теории права.

Исследованию административно-правового содержания института риска наступления административной ответственности владельцев транспортных средств за нарушение предусмотренной законом обязанности по страхованию своей ответственности уделено внимание в работах российских ученых-административистов: Д.Н. Бахраха, А.Н. Королева, Б.В. Россинского, П.П. Серкова, Е.Н. Сидоренко, Ю.П. Соловья, И.В. Тимошенко, Ю.А. Тихомирова, В.В. Черникова и др.

Общетеоретические вопросы финансово-правового регулирования обязательного страхования риска ответственности владельцев транспортных средств рассмотрены в трудах: Е.Ю. Грачевой, О.Н. Горбуновой, С.В. Запольского, Н.Н. Косаренко, А.А. Мамедова, В.А. Прокошина, С.О. Шохина и др.

Исследованию проблем, возникающих при страховании ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, посвящены труды ученых-цивилистов и юристов, занимающихся страховой и адвокатской практикой: Т.Е. Абовой, В.Ю. Абрамова, В.С. Белых, А.М. Беляковой, В.М. Болдинова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, К.А. Граве, В.Н. Григорьева, Р.Е. Гукасяна, С.В. Дедикова, Б.Д, Завидова, В.Е. Идельсона, А.Ю. Кабалкина, И.В. Кривошеева, О.А. Красавчикова, Л.А. Лунца, Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, В.А. Рахмиловича, В.К. Райхера, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, В.И. Синайского, А.В. Собакинских, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, И.Л. Трунова, А.И. Худякова, В.В. Шахова, А.К. Шихова, А.М. Эрделевского и др.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что большинство работ написано по гражданскому праву. Финансово-правовой аспект лишь выделяет общие признаки обязательного страхования, а административно-правовое содержание сводится к установлению административной ответственности.

Актуальность темы диссертационного исследования предопределяется необходимостью дальнейшей разработки совокупности административно-правовых и финансово-правовых аспектов в сфере обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств для защиты прав потерпевших в Российской Федерации как правовом социальном государстве с рыночной экономикой.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция Российской федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской федерации (части первая и вторая), Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», иное федеральное законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты.

Особое внимание в работе уделено сравнительно-правовому анализу национального законодательства об обязательном страховании ответственности за причинение вреда и иностранных нормативно-правовых актов об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Декрет Президента Республики Беларусь «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Указ Президента Республики Беларусь «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»; Закон Азербайджанской Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Азербайджанской Республике»).

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации института обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

Предмет исследования — нормы административного и гражданского права, посредством которых осуществляется регламентация обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

Целью диссертационного исследования является теоретический анализ понятия обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, наиболее полное и комплексное исследование административно-правового содержания обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и обозначение проблем, возникающих при осуществлении обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

— исследовать основные элементы и ответственность по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств;

— проанализировать национальное и иностранное административное законодательство об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств;

— выявить и раскрыть административно-правовые принципы обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств;

— изучить и обобщить административно-правовое регулирование страховых выплат при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего при использовании транспортных средств иными лицами;

— определить правовую природу компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии;

— обосновать перспективы развития законодательного регулирования права применения регресса и суброгации страховщиками;

— выработать предложения по совершенствованию правовой регламентации обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В процессе диссертационного исследования также использовались: логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, теоретико-прогностический, системный и статистический методы научного познания.

Так, историко-правовой метод использовался при изучении этапов исторической эволюции права регрессного требования страховщика.

Сравнительно-правовой метод использовался при рассмотрении законодательства Российской Федерации об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств и нормативно-правовых актов государств-участников СНГ об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Теоретико-прогностический метод был использован при разработке изменений и дополнений в страховое законодательство об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств.

Особенностью диссертационной работы является сочетание научно-теоретического и эмпирического методов исследования.

Научно-теоретическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные теоретические положения общей теории права, труды ведущих российских ученых-административистов, а также работы советских и российских ученых-цивилистов.

Эмпирическую базу исследования составил анализ: статистических данных МВД России о количестве дорожно-транспортных происшествий в период с 2004 г. по октябрь 2006 г.; 12 Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской федерации; 12 Постановлений Федеральных арбитражных судов округов и 218 дел городских (районных) и областных судов субъектов Российской Федерации.

Проведен анализ страховых дел филиалов страховых компаний, расположенных на территории Тверской области, по которым выплачено страховое возмещение либо отказано в выплате за период 2005-2006 гг., а также экспертных заключений независимой технической экспертизы транспортных средств, проводимых в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения подлежащих возмещению убытков.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой первое в российской юридической науке исследование административно-правовых элементов в механизме обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и административно-правового аспекта при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Новизна определяется также тем, что в работе проведен сравнительный анализ страхового законодательства Российской Федерации с аналогичными институтами законодательства государств-участников СНГ; выявлены пробелы и противоречия в нормативно-правовом регулировании обязательного страхования риска ответственности владельцев транспортных средств; вносятся предложения по их устранению.

На защиту выносятся следующие полученные в результате исследования теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации, которые являются новыми или содержат элемент научной новизны и представляют теоретический и практический интерес:

1. Вывод о том, что обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, являясь одной из форм страхования, при которой страховые правоотношения возникают в силу закона, является одновременно предметом публичного и частного права. Правильное соотношение публичных и частных элементов диктует применение и оценку административно-правовых и гражданско-правовых норм. При этом административно-правовые нормы следует рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм.

Административно-правовое регулирование обязательного страхования проявляется в применении к водителю транспортного средства за неисполнение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; за управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный полисом обязательного страхования; а равно, за управление транспортным средством с нарушением предусмотренного страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в полисе водителями мер административной ответственности; в совершении административного правонарушения в области дорожного движения, являющегося основанием для выплаты страхового возмещения.

2. Положение о том, что особенностью института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является наличие преимущественно двух составляющих, которые выражаются в применении к водителю транспортного средства административно-правовой и гражданско-правовой ответственности. При этом административная ответственность наступает одновременно с гражданской при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия.

3. Предложение о необходимости распространения административной ответственности за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности; а равно, за управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, также и на юридические лица.

4. Вывод о том, что система источников административного права в законодательстве об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств представляет собой совокупность административно-правовых норм, регулирующих административную ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения; правовое положение лица, управляющего транспортным средством в период его использования, не предусмотренный договором обязательного страхования; а равно, управляющего транспортным средством с нарушением условия управления этим транспортным средством только указанными в страховом полисе водителями, либо не исполнившего обязанность по страхованию своей ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также понятие и правовой статус потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия.

5. Предложение о включении принципа равенства прав сторон договора обязательного страхования и принципа обеспечения исполнения страховых обязательств в особенные принципы обязательного страхования. Принцип равенства прав сторон договора обязательного страхования заключается в предоставлении права ограниченного использования транспортного средства не только гражданам, но и юридическим лицам, ибо в противном случае нарушается равноправие участников гражданского оборота. В основе принципа обеспечения исполнения страховых обязательств лежит установление ответственности страховщика за просрочку исполнения обязанности по выплате страхового возмещения, что позволит стимулировать своевременное исполнение им своих обязанностей и значительно снизит вероятность нарушения прав потерпевшего.

6. Вывод о том, что нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, служит основанием для страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Кроме того, правовые основы страховых выплат при причинении вреда жизни или здоровью потерпевших нуждаются в увеличении перечня лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в результате дорожно-транспортного происшествия; исходя из приоритетного принципа обязательного страхования гарантии возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, путем внесения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» нормы права следующего содержания: «Если в результате полученных травм наступит смерть или инвалидность потерпевшего в течение одного года после дорожно-транспортного происшествия, его наследникам или ему производится доплата страхового возмещения с учетом ранее выплаченной суммы за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, но не более установленного объема ответственности».

7. Вывод о том, что при повреждении транспортного средства потерпевшего страховое возмещение осуществляется в размере восстановительного ремонта, а не товарной стоимости транспортного средства на день наступления страхового случая. В связи с этим, представляется необходимым включить в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» нормы права следующего содержания:

«Не подлежит возмещению потерпевшему утрата товарной стоимости транспортного средства»;

«Транспортное средство считается погибшим, если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен. Ремонт считается экономически нецелесообразным, если ожидаемые расходы на него превышают 80 % действительной стоимости транспортного средства на день наступления страхового случая».

8. Вывод о том, что правовая природа компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших носит финансово-правовой характер исходя из того, что государство регламентирует, во-первых, обязанность владельцев транспортных средств, страховать свою ответственность; во-вторых, обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат; в-третьих, обязанность владельцев транспортных средств вносить часть страховой премии для формирования резервов компенсационных выплат; в-четвертых, обязанность профессионального объединения, согласно которой оно должно своими учредительными документами устанавливать свою обязанность по осуществлению компенсационных выплат; в—пятых, обязанность страховщиков-членов профессионального объединения по несению субсидиарной ответственности по соответствующим обязательствам профессионального объединения.

9. Вывод о том, что основаниями права регрессного требования страховщика являются административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные в форме умысла. В отношении обязательного страхования гражданское законодательство предусматривает суброгацию, а не регресс. Основываясь на умышленном характере действий страхователя, Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» должен включать суброгацию, а не регресс.

Вместе с тем, анализ норм административного и гражданского законодательства выявил, что причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением. Следовательно, в случае использования транспортного средств в период или лицом, не предусмотренный договором обязательного страхования, в целях сохранения жизни и здоровья человека, оснований для регресса быть не должно.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования выводы и сформулированные на их основе предложения призваны обеспечить повышение научного уровня совершенствования нормативно-правовой базы обязательного страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортных средств иными лицами и способствовать формированию научно обоснованного подхода при разработке соответствующего страхового законодательства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании административного права, страхового права и гражданского права на юридических факультетах высших учебных заведений; в практической деятельности страховых компаний а также при подготовке учебных и учебно-методических пособий.

Апробация результатов исследования реализована автором в форме докладов и выступлений на трех научно-практических конференциях, проводимых в вузах Российской Федерации (Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы защиты гражданских прав» 19-20 марта 2005 г., Коломенский филиал Московской академии экономики и права; Всероссийская научная заочная конференция «Образование в XXI веке» 14-15 апреля 2005 г., Тверской государственный технический университет; Международная научно-практическая конференция «Модернизационные процессы в обществе: проблемы теории и практики» 17-18 мая 2005 г., Тверской государственный технический университет) и отражена в шести научных статьях.

Выводы и предложения диссертационного исследования внедрены в деятельность Тверского регионального филиала страховой компании «Согласие».

Материалы исследования используются в учебном процессе Тверского института экологии и права и Тверского государственного технического университета при преподавании курсов «Административное право», «Страховое право», «Гражданское право» и «Финансовое право».

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативно-правовых актов, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы; степень научной разработанности данной проблематики; определяются объект и предмет исследования, его цели, задачи, методология, теоретическая и эмпирическая основы; формулируются положения, выносимые на защиту; обосновываются научная новизна диссертации, ее теоретическая и практическая значимость; указаны способы апробации и внедрения в практику результатов исследования.

В первой главе — «Административно-правовые элементы в механизме обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств», включающей в себя три параграфа, диссертант раскрывает понятия основных элементов и исследует наступление деликтной ответственности по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств; рассматривает административное законодательство об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств и раскрывает административно-правовые принципы обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

В первом параграфе «Понятие и признаки административно-правового регулирования обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств» диссертант исследовал правовую природу института обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

Диссертационное исследование начинается с анализа сущности обязательного страхования. Автор исследования, изучив научные труды по страховому праву и действующее страховое законодательство, приходит к выводу о том, что в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт об основах проведения обязательного страхования в Российской Федерации, регулирующий понятие, общие цели, задачи, принципы, порядок и условия применения обязательного страхования, права и обязанности сторон.

Диссертант указывает на особенность института обязательного страхования, выражающуюся в применении к водителю транспортного средства административно-правовой и гражданско-правовой ответственности. В частности, административная ответственность наступает одновременно с гражданской при причинении вреда жизни, здоровью или транспортному средству потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия при нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств.

Исследуя административную ответственность за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности; а равно, управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, в совокупности с административной ответственностью юридических лиц за совершение административных правонарушений, а также, исходя из конституционного принципа равенства сторон, автор приходит к выводу о необходимости привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение не только физических, но и юридических лиц.

Также автор работы проводит анализ основных элементов обязательного страхования: понятия, объекта, субъектов, совокупности прав и корреспондирующих им обязанностей сторон. Сложность связана с тем, что четкая законодательная регламентация данных понятий отсутствует. Сравнительный анализ научных трудов по страховому праву (В.Ю. Абрамова, В.С. Белых, С.В. Дедикова, Б.Д. Завидова, В.Н. Григорьева, В.В. Шахова и др.) позволил автору сформулировать понятия «страхователь», «страховщик», «застрахованное лицо» и «потерпевший».

Кроме того, диссертантом сформулировано предложение по внесению в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» норм права, предусматривающих права и обязанности субъектов и участников обязательного страхования.

Во втором параграфе «Система административно-правовых норм в законодательстве об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» автор исследования проводит анализ нормативно-правовых актов публичного права, регулирующих административные правонарушения в области дорожного движения; правовое положение лица, управляющего транспортным средством и не исполнившим обязанность по страхованию своей ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также понятие и правовой статус потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия.

В частности, подробно рассмотрены положения КоАП РФ об административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения. При этом отмечено, что в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР[5], новый КоАП РФ расширил перечень составов административных правонарушений в области дорожного движения.

Подчеркнуто, что особенностью правонарушений в области дорожного движения является то, что вред общественным отношениям причиняется, в основном, при нарушении Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, то есть источниками повышенной опасности.

Вместе с тем, автор указывает, что все споры о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, независимо от того, кто рассматривает дело о нем, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства, то есть за пределами производства по делам об административных правонарушениях.

С признанием юридических лиц субъектами административной ответственности связано вовлечение в рассмотрение дел об административных правонарушениях судей арбитражных судов. При этом необходимо учитывать, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, судами применяются как нормы КоАП РФ, так и нормы процессуальных кодексов, что приводит к противоречиям в отношении сроков рассмотрения дел и наименований издаваемых судами актов. В связи с этим автор указывает, что для устранения подобных несостыковок Пленум Верховного Суда Российской Федерации внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской федерации проект Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.

Также диссертантом проведен анализ последних изменений и дополнений в страховое законодательство об обязательном страховании, внесенных Федеральным законом «О внесении изменения в ст. 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 ноября 2006 г. № 192-ФЗ[6] и Постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила обязательного страхования» от 28 августа 2006 г. № 525[7].

Вместе с тем, диссертантом выделена система административно-правовых норм в законодательстве об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств.

В третьем параграфе «Принципы обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств» автор указывает, что в основе правового регулирования правоотношений по обязательному страхованию лежат принципы, являющиеся основными началами, определяющими административное содержание обязательного страхования и основные задачи, которым оно призвано служить.

Проведенный диссертантом всесторонний анализ общих принципов административных наказаний, специальных принципов производства по делам об административных правонарушениях, принципов административной ответственности, общих принципов финансового и страхового права, закрепленных в Конституции Российской Федерации, КоАП РФ, Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» и в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», позволил выделить несколько групп административно-правовых принципов.

Диссертантом отмечено, что к обязательному страхованию, в своем большинстве, применимы принципы обязательного социального страхования, например, всеобщий обязательный характер страхования, доступность для выгодоприобретателей реализации своих гарантий; государственная гарантия соблюдения прав потерпевших на защиту от страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному страхованию, независимо от финансового положения страховщика; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного страхования и др.

Анализ особенных принципов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, закрепленных ст. 3 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», выявил необходимость внесения диссертантом предложения об увеличении числа особенных принципов путем введения принципа равенства прав сторон обязательного страхования и принципа обеспечения исполнения страховых обязательств.

Во второй главе — «Административно-правовой аспект при осуществлении обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств», состоящей из четырех параграфов, раскрывается осуществление страховых выплат при причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, полученного в результате нарушения Правил дорожного движения, а также вреда транспортному средству потерпевшего; определяется финансово-правовая природа компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших и анализируется административное правонарушение как основание права регрессного требования страховщика.

В первом параграфе «Правовые основы страховых выплат при причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, полученного в результате нарушения Правил дорожного движения», диссертантом исследуется нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, в результате которого наступает административная ответственность.

Диссертант указывает, что нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего образуют состав административного правонарушения.

Проведенное диссертантом сравнительное исследование КоАП РСФСР и КоАП РФ позволило выявить, что ст. 118 КоАП РСФСР содержала аналогичную ст. 12.24 КоАП РФ норму. Однако помимо причинения вреда здоровью, она предусматривала ответственность за причинение материального ущерба. Теперь причинение материального ущерба в результате нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства не составляет самостоятельного состава административного правонарушения.

Вместе с тем, автор отмечает, что с объективной стороны правонарушение выражается в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, которое повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Кроме того, для наличия объективной стороны необходимо установить не только вид нарушения Правил дорожного движения, допущенного водителем, но и сам факт наступления вредных последствий — причинение вреда здоровью. Также должна быть установлена причинная связь между нарушением Правил дорожного движения и наступившими последствиями.

Проведенный диссертантом системный анализ административного и страхового законодательства, страховой и судебной практики, посвященных осуществлению страховых выплат при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях, позволил сформулировать правовые основы страховых выплат при причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Во втором параграфе «Правовое регулирование страхового возмещения при причинении вреда транспортному средству потерпевшего» автор проводит анализ законодательства о возмещении потерпевшему утраты товарной стоимости транспортного средства, пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, об осуществлении независимой технической экспертизы транспортного средства и о случаях причинения вреда транспортному средству потерпевшего в период просрочки уплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования.

Так, автор отмечает, что при повреждении транспортного средства потерпевшего, страховое возмещение осуществляется в размере восстановительного ремонта, а не товарной стоимости транспортного средства на день наступления страхового случая. Вместе с тем, в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Правилах обязательного страхования отсутствует понятие утраты товарной стоимости, что создает определенные сложности как в точном толковании утраты товарной стоимости транспортного средства, так и в ее возмещении. В связи с этим, автор предлагает внести соответствующее понятие в страховое законодательство.

Вместе с тем, автор указывает, что при причинении вреда транспортному средству потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное транспортное средство страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы, осуществляемой экспертом-техником, прошедшим профессиональную аттестацию и внесенным в государственный реестр. Ведение государственного реестра экспертов-техников означает внесение сведений об эксперте-технике — физическом лице, имеющем необходимый уровень профессиональной подготовки и прошедшем профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям. В частности, автором отмечено, что эксперту-технику присваивается регистрационный номер, соответствующий порядковому номеру в Реестре, и выдается свидетельство установленного Минюстом России образца о его включении в Реестр. Кроме того, управление судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации формирует и ведет Реестр в прошитых журналах строгой отчетности, обеспечивает учет изменений и дополнений на бумажных и электронных носителях. Однако автор отмечает, что в настоящее время государственный реестр экспертов-техников не создан. Следовательно, отсутствуют эксперты, прошедшие профессиональную аттестацию, что, как показывает судебная практика, приводит к определенным сложностям.

Кроме того, автор обращает внимание на то, что отличительной чертой практически каждого дорожно-транспортного происшествия, независимо от того, был ли причинен вред жизни и здоровью, является повреждение транспортного средства потерпевшего транспортным средством виновника.

Далее, автор анализирует составы административных правонарушений в связи с нарушением водителем транспортного средства положений Главы 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ и Правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда транспортному средству потерпевшего. В частности, автор обращает внимание на то, что при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

В третьем параграфе «Финансово-правовая природа компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших» диссертант проводит сравнительный анализ национального и зарубежного законодательства, регулирующего институт компенсационных выплат.

Диссертант приходит к выводу, что, исходя из обязанностей, возложенных государством на владельцев транспортных средств, страховщиков и Российский союз автостраховщиков (РСА) посредством введения Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств» (обязанность владельцев транспортных средств страховать свою ответственность; обязанность РСА по осуществлению компенсационных выплат; обязанность владельцев транспортных средств вносить часть страховой премии для формирования резервов компенсационных выплат; РСА — по установлению своими учредительными документами — свою обязанность по осуществлению компенсационных выплат; обязанность страховщиков по несению субсидиарной ответственности по соответствующим обязательствам профессионального объединения) правовая природа компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших носит финансово-правовой характер.

Также диссертант отмечает, что перечень оснований, согласно которым потерпевший имеет право на компенсационную выплату, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Кроме того, резервом для финансового обеспечения компенсационных вы­плат, которые осуществляет профессиональное объединение, выступают денежные средства страховщиков, производимые за счет двух фондов, во-первых, резерва гарантий и, во-вторых, резерва текущих компенсационных выплат.

Анализ страхового законодательства выявил, что для осуществления выплат при наступлении страховых случаев страховщики обязаны располагать специальными денежными ресурсами — страховыми резервами, которые составляют основу деятельности и финансовой устойчивости страховщиков. Вместе с тем, страховщики вправе создавать резервы предупредительных мероприятий для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Однако автор приходит к выводу, что резервы, созданные для финансового обеспечения компенсационных выплат, по своей сущности не являются разновидностью указанных страховых резервов, так как они напрямую не связаны со страховыми обязательствами страховщиков.

В частности, диссертант приходит к выводу о том, что право на получение компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего вследствие применения к страховщику процедуры банкротства и отзыва лицензии, отсутствует.

В четвертом параграфе «Административное правонарушение как основание права регрессного требования страховщика» автор указывает, что институт обязательного страхования включает право регрессного требования страховщика к страхователю, иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты. Проведенный автором анализ страхового законодательства показал, что основанием для предъявления регрессного требования является виновное, в форме умысла, поведение страхователя, выражающееся в нарушении Правил дорожного движения и КоАП РФ. Автор приходит к выводу, что каждое закрепленное страховым законодательством основание права регрессного требования страховщика образует состав административного правонарушения.

При этом автор указывает, что по сравнению с КоАП РСФСР, в КоАП РФ изменена правовая формулировка состояния крайней необходимости. В ст. 2.7 КоАП РФ указывается не только возможность освобождения лица от административной ответственности, но и то, что противоправные действия, причинившие вред охраняемым законом интересам, совершенные в состоянии крайней необходимости, не являются административным правонарушением. Так, проведенный диссертантом анализ норм административного и гражданского законодательства выявил, что причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением. Следовательно, в случае использования транспортного средства в период или лицом, не предусмотренными договором обязательного страхования, в целях сохранения жизни и здоровья человека, оснований для регресса быть не должно.

Кроме того, основываясь на подробном анализе законодательства о регрессе и суброгации, диссертант приходит к выводу, что в отношении обязательного страхования гражданское законодательство предусматривает суброгацию, а не регресс. В частности, анализ имеющейся судебной и страховой практики позволяет заключить, что Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» под регрессом подразумевает именно суброгацию, основываясь на умышленном характере действий страхователя.

При установлении правовой природы права регрессного требования страховщика была проведена периодизация исторической эволюции регресса и суброгации:

I этап — характеризуется тем, что понятие «суброгация», как таковое, отсутствует, а в отношении договоров страхования применяется понятие «регресс» (1922-1964 гг.);

II этап — предусматривает регресс в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда. При этом в отношении страхования законодательство содержит норму права, аналогичную современному понятию суброгации, но сам термин отсутствует (1964-1995 гг.);

III этап — отличается тем, что в отношении страхования законодательство впервые ввело понятие суброгации, а право регресса к лицу, причинившему вред, предусмотрено в отношении обязательств вследствие причинения вреда (1995 г.— по настоящее время).

В заключении излагаются основные теоретические выводы диссертационного исследования и научно-практические предложения и рекомендации автора по рассматриваемой проблематике.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Лозина А.В. К вопросу о страховании ответственности за причинение вреда // Модернизационные процессы в обществе: проблемы теории и практики: Материалы международной научно-практической конференции. — Тверь: «Лилия Принт», 2005. — 0,4 п.л.

2. Лозина А.В. Интерес как объект договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств // Актуальные проблемы защиты гражданских прав: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 19—20 марта 2005. — Коломна: Коломенский филиал Московской академии экономики и права, 2005. — 0,4 п.л.

3. Лозина А.В. Теоретико-методологические аспекты определения объекта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Образование в XXI веке: Материалы Всероссийской научной заочной конференции. — Тверь: ООО «Буквица», 2005. — 0,4 п.л.

4. Лозина А.В. Проблема определения предмета договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Управление», 2005. №3(9). — 0,5 п.л.

5. Лозина А.В. Правовое регулирование права регрессного требования страховщика // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Управление», 2006. № 1(18). — 0,6 п.л.

6. Лозина А.В. Проблемы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших при использовании транспортных средств иными лицами // Современное право. — 2006. — № 10 (1). — 0,5 п.л.



[1] СЗ РФ. — 2002. — № 18. — Ст. 1720.

[2] СЗ РФ. — 2002. — № 1. (Часть I).

[3] САПП РФ. — 1993. —  № 47. — Ст. 4531.

[4] СЗ РФ. — 2005. — № 23. — Ст. 2311.

[5] ВВС РСФСР. — 1984. — № 27. — Ст. 909.

[6] Российская газета. — 2006. — № 4233.

[7] СЗ РФ. — 2006. — № 36. — Ст. 3833.