На правах рукописи

 

 

 

 

ГРИШИНА

Ирина Ивановна

 

 

Правовой статус Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации в системе органов

судебной власти

 

 

 

Специальность: 12.00.11 – судебная власть,
прокурорский надзор, организация
правоохранительной деятельности, адвокатура
 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

 

 

 

 

Москва — 2006

Работа выполнена на кафедре организации судебной власти и правоохранительной деятельности Международной академии предпринимательства

 

Научный руководитель:                           доктор юридических наук, профессор

                                                                 Коршунов Николай Михайлович

 

Официальные оппоненты:                       доктор юридических наук

                                                                 Городецкий Петр Григорьевич

 

                                                                 кандидат юридических наук

                                                                 Рагулин Дмитрий Дмитриевич

 

Ведущая организация:                             Институт международного права и

                                                                 экономики им. А.С. Грибоедова

 

Защита состоится «____» ____________ 2006 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском гуманитарном университете по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета.

 

 

Автореферат разослан «____» ____________ 2006 г.

 

 

 

Ученый секретарь

кандидат юридических наук, доцент                                          Е.В. Белоусова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Среди многообразия проблем, которые в настоящее время особенно остро стоят перед российской судебной системой, выделяется проблема обеспечения эффективности деятельности судебных органов. Ведущим субъектом регулирования публично-правовых отношений в единой федеральной системе арбитражных судов — одной из трех юрисдикций, составляющих единую судебную власть в России, выступает государство в лице Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выполняющего целый ряд важных полномочий.

Вопросы правового статуса, компетенции и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти носят сугубо практический характер, их глубокое теоретическое исследование приобретает особый смысл, поскольку выполняет сразу две задачи — помогает лучше осмыслить практические проблемы и выно­сит их изучение на качественно новый теоретический уровень.

Актуальность темы определяется развитием политической и экономиче­ской ситуации, сложившейся в нашей стране, в результате которой появилось многообразие форм собственности и потребовались новые формы разрешения споров, возникающих в сфере экономики. Вместе с тем, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел на смену функционировавшему долгие годы Государственному арбитражу при Совете Министров СССР, воспринял многие принципы его деятельности, кадровое и организационное обеспечение.

Степень научной разработанности проблемы. Проведенное исследование базируется на достаточно обширном научном наследии известных отечественных ученых, внесших неоценимый вклад в развитие теоретических основ судебной системы и судоустройства в целом и теорию и практику арбитражного судопроизводства в частности.

При написании диссертации были использованы работы советских и российских ученых: М.Г. Авдюкова, С.С. Алексеева, B.C. Анохина, С.Н. Братуся, М.А. Викут, А.Х. Гольмстена, Р.Е. Гукасяна, М.А. Гурвича, А.А. Добровольского, В.М. Жуйкова, Л.Н. Завадской, П.П. Заворотько, И.М. Зайцева, Н.Б. Зейдера, О.С. Иоффе, А.Ф. Клейнмана, Р.Ф. Каллистратовой, Л.Ф. Лесницкой, В.П. Мозолина, И.Б. Новицкого, И.А. Покровского, В.М. Савицкого, А.К. Сергуна, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота, М.С. Шакарян, В.М. Шерстюка, М.К. Юкова, В.В. Яркова и др., а также материалы периодических изданий, научных симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров по рассматриваемой тематике. Изучен ряд публикаций представителей судейского корпуса в специальных изданиях.

Общетеоретической основой исследования места и роли арбитражных судов в системе организации судебной власти в Российской Федерации послужили работы таких ученых как М.В. Баглай, А.Д. Бойков, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.А. Власов, А.Н. Гуев, А.А. Добровольский, Г.А. Жилин, Н.И. Клейн, А.А. Мельников, B.C. Поздняков, М.К. Треушников, Д.А. Фурсов, М.С. Шакарян, К.С. Юдельсон, В.В. Ярков и других.

Отдельные аспекты становления и развития системы государственных арбитражей, а затем системы арбитражных судов Российской Федерации в судоустройственной науке и науке арбитражного процесса рассматривались, в частности, в работах Т.Е. Абовой, Т.К. Андреевой, Е.А. Борисовой, Р.Ф. Каллистратовой, М.А. Ковалева, П.В. Логинова, В.М. Шерстюк, М.К. Юкова, В.Ф. Яковлева и др.

Отдельные проблемы роли Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в обеспечении деятельности арбитражных судов, его компетенции, судебного надзора, роли в формировании судебно-арбитражной практики, состава и формирования, рассмотрения отдельных категорий дел описаны в работах А.Ю. Баранова, В.В. Витрянского, С.А. Герасименко, В.Д. Горобец, М.И. Клеандрова, Д.С. Кострова, В.Н. Литовченко, Л.А. Новоселовой, М.С. Фальковича, Д.А. Фурсова и др.

Целью исследования является изучение понятия и особенностей правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти России, а также вскрытие существующих проблем, мешающих эффективной работе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и арбитражных судов, предложения по их решению и определение перспектив развития законодательства о деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

— уточнение содержания понятия «правовой статус»;

— определение организационно-правовых основ деятельности, системы и структуры арбитражных судов России;

— уточнение места и роли Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа по разрешению экономических споров и в системе публично-правовых органов государственной власти;

— определение основных задач и принципов деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— выявление процессуальных особенностей деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— определение роли и значения постановлений и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для развития судебной арбитражной практики и выявление перспектив совершенствования законодательства о деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти.

Предмет исследования составляют нормы конституционного, арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального права, определяющие правовой статус Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти.

Методологическую основу диссертационного исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический (интервьюирование), историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать проблему определения правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти.

Источниковедческую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные судебной власти, формам и порядку осуществления правосудия, арбитражному процессу, а также труды по конституционному праву, гражданскому процессу, теории и истории государства и права, теории и истории прав человека, отраслевым юридическим наукам, политологии, социологии, философии, психологии и др.

Исследованию подвергались, в частности, следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации 1993 г., арбитражные процессуальные кодексы Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, от 5 мая 1995 г. № 70-ФЗ, от 5 марта 1992 г. № 2447-1, федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Регламент арбитражных судов, утвержденный постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 5 июня 1996 г. № 7 и др. В работе использованы материалы судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также судов общей юрисдикции.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Предметное интервьюирование 124 судей арбитражных судов Российской Федерации на тему «Роль Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в осуществлении арбитражными судами Российской Федерации правосудия», в результате которого были определены направления субординации между вышестоящими и нижестоящими арбитражными инстанциями и выявлены механизмы совершенствования их деятельности.

2. Исследование в виде анкетирования 32 судей и их помощников, а также 114 работников канцелярий и аппарата Арбитражного суда г. Москвы и Арбитражного суда Московской области на тему «Роль и значение постановлений и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в правоприменительной деятельности арбитражного суда», в результате которого сформулированы рекомендации по признанию постановлений и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации источниками российского права.  

3. Исследование в виде выборочного опроса 146 адвокатов из 24 адвокатских образований г. Москвы, специализирующихся на ведении арбитражных дел, на тему «Процессуальные особенности деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», в результате которого выявилась необходимость внесения изменений и дополнений в арбитражное законодательство (подробно изложенных в настоящем исследовании).

4. Исследование архивных материалов (54 архивных дел) Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, проведенное за период с 2004 по 2006 гг., выявившее тенденции развития судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

5. Исследование и анализ 14 постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за период с 2000 по 2006 гг., выявившее специфику вынесения Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлений по отдельным категориям дел.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых в российской юридической науке исследований, посвященных изучению и выявлению особенностей правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как в системе органов судебной власти, так и в системе государственных органов Российской Федерации, а также исследованию механизма реализации правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и значения постановлений и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для развития судебной арбитражной практики последних лет. Выявлены основные задачи, принципы и процессуальные особенности деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Диссертантом предложены и обоснованы изменения и дополнения в статьи 4, 9 и 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», статьи 24 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие теоретические положения, практические выводы, предложения и рекомендации:

1. Следует выделять следующие исторические этапы возникновения и развития арбитражных судов в России:

1 этап древнерусский (XII первая половина XVI вв.). Зарождение в Киевской Руси прообраза арбитражных судов купеческих корпораций.

2 этап сословно-представительный (16491721 гг.). С принятием Соборного Уложения 1649 г. был создан специальный постоянный суд для разрешения торговых споров в купеческом сословии.

3 этап царско-реформаторский (17211917 гг.). Создание при царе Петре I Главного магистрата для рассмотрения торговых дел, а также торговых судов. Создание при царице Екатерине II триединой системы судов: для дворян (уездный и верхний земский), для горожан (городской и губернский магистраты) и для свободных крестьян (нижняя и верхняя расправы).

4 этап переходный (19171931 гг.). Переход с началом хозяйственной реформы 1921 г. к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности взаимоотношений между предприятиями, что повлекло образование в стране предшественников органов ведомственного арбитража - арбитражных комиссий при местных органах промбюро и губсовнархозах.

5 этап советский (19311991 гг.), подразделяющийся на три подэтапа:

с 1931 по 1965 гг.  ведущее место среди государственных арбитражей занимал Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, к компетенции которого было отнесено рассмотрение наиболее важных и крупных споров хозяйственных, изучение и обобщение опыта работы государственных и ведомственных арбитражей;

с 1965 по 1987 гг. Экономическая реформа 1965 г. расширила подведомственность дел арбитражу;

с 1987 по 1991 гг. положение органов государственного арбитража было изменено: они перестали состоять при советах министров и исполнительных комитетах Советов народных депутатов, и превратились в единую в значительной мере обособленную систему.

6 этап постсоветский или кодификационный (19911993 гг.). В 1991 г. было внесено изменение в Конституцию РСФСР 1978 г., согласно которому арбитражные органы были преобразованы в арбитражные суды. В 1992 г. был принят Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об арбитражном суде».

7 этап конституционно-реформаторский (19932002 гг.). В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, утвердившая самостоятельную судебную власть, виды судопроизводства и систему судов, неотъемлемой частью которой стали арбитражные суды, а также передавшая арбитражно-процессуальное законодательство в ведение Российской Федерации.

Спустя два года началось полномасштабное реформирование арбитража: принят  Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. № 70-ФЗ, федеральные конституционные законы от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

8 этап – современный (2002 г. настоящее время). Принят Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, в соответствии с которым строится современная арбитражная судебная практика.

2) Современные арбитражные суды являются историческим правопреемником существовавших в СССР свыше 60-ти лет государственных и ведомственных арбитражей. Их основное отличие друг от друга заключается в том, что ранее арбитражи зависели от исполнительной власти - входили в систему союзных и республиканских органов государственного управления. С принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации (ст. 10, 118124 и 127) и последующем за этим реформированием судебной системы и арбитражного судопроизводства арбитражные суды обрели свою независимость от законодательной (представительной) и исполнительной властей, что способствует созданию в стране системы «сдержек и противовесов», уменьшает опасность нарушения законов.

3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является правопреемником Государственного арбитража при Совете Министров СССР. Их основное отличие друг от друга предопределено социально-экономическими условиями, в которых они существовали, и заключается в:

правовом статусе и особенностях подчинения (если Государственный арбитраж находился в подчинении Совета Министров СССР, то Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является частью самостоятельной и независимой судебной власти, подчинен Конституции Российской Федерации и нормам федеральных конституционных законов);

специфике рассматриваемых дел (если Государственный арбитраж в условиях административно-командной системы управления рассматривал имущественные споры между предприятиями, организациями и учреждениями, подчиненными различным министерствам и ведомствам, то Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в условиях рыночной экономики обладает широкой компетенцией, являясь высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами).

4) Вывод о том, что необходимость формирования самостоятельной системы арбитражных судов была вызвана рядом факторов:

прекращение деятельности государственного и ведомственного арбитража как следствие политических и социально-экономических изменений в России в начале 1990-х гг.;

переход от планово-регулируемой экономики к рынку и конституционное признание свободы предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности; 

необходимости поддержания стабильности экономического оборота путем стимулирования партнерских отношений между его участниками;

загруженность и неспособность судов общей юрисдикции, не рассматривавших в течение десятилетий экономические (хозяйственные) споры между юридическими лицами, приступить к их рассмотрению;

обозначившаяся специфика рассмотрения экономических споров и необходимость обеспечения особой защиты прав и интересов участников предпринимательской деятельности.

5) Вывод о том, что правовой статус Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как составной части судебной системы России и федерального органа государственной власти образует совокупность законодательно закрепленных элементов, согласно которым Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

— является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами;

является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов;

рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов.

6) Вывод о том, что правовой статус Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации складывается, в том числе, из единства статуса судей, обусловленного тем, что каждый судья полноправный носитель государственной власти и при исполнении своих обязанностей принимает решения самостоятельно. Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности.

7) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, руководствуясь общими для всех судов конституционными принципами осуществления правосудия, решает специфические задачи: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на всех стадиях арбитражного судопроизводства; справедливое публичное судебное арбитражное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду.

8) Под процессуальной деятельностью Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации понимается система установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации процессуальных действий, совершаемых органами, входящими в его структуру: Пленумом; Президиумом; судебной коллегией по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегией по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; иных специально образованных судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

9) Природа постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации заключается в том, что они:

занимают свое особое место в системе источников права, применяемых судом при разрешении спора, являясь одним из эффективных способов совершенствования законодательства;

обладают особыми юридическими свойствами, проявляющимися в том, что арбитражные суды используют их наряду с нормативными правовыми актами в качестве правовых оснований при принятии решений;

представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам арбитражной судебной практики и направлены на единообразное применение судами законодательства;

не ставя перед собой задачу заменить действующую норму закона на другую, наполняют ее конкретным содержанием, например, расширяя сферу ее применения, уточняя механизм ее реализации;

носят общий, нормативный характер, поскольку определяют поведение не только  судов, но и неперсонифицированных участников имущественного оборота.

10) Вывод о том, что в целях устранения парадоксальной ситуации в российской правовой системе, когда официально в нормах позитивного права прецедент отсутствует, а в судебной деятельности не отрицается правовое значение судебной практики, следует официально закрепить роль постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации путем внесения в ст. 9 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» следующего дополнения: «…, которыми арбитражные суды Российской Федерации обязаны руководствоваться при разрешении арбитражных дел», изложив эту статью в следующей редакции:

«Статья 9. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, которыми арбитражные суды Российской Федерации обязаны руководствоваться при разрешении арбитражных дел».

11) Вывод о том, что поскольку содержание понятия «экономический спор» в действующем арбитражном законодательстве не раскрывается, во избежание различных его толкований необходимо либо Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации дать официальное судебное толкование этого понятия (которое стало бы единым для использования всеми арбитражными судами), либо закрепить это понятие в законе путем внесения дополнения в статью 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» следующего содержания: «Исходя из основных задач арбитражных судов в Российской Федерации экономическими спорами являются споры между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в сфере предпринимательской и любой другой не запрещенной законом экономической деятельности».

Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе предложения, во-первых, призваны обеспечить повышение научного уровня совершенствования нормативно-правовой регламентации деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных инстанций России,  во-вторых, освещают и переосмысливают важные аспекты определения правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его места в системе органов государственной власти России, в-третьих, способствуют формированию научно-обоснованного подхода при разработке соответствующих актов российского арбитражного законодательства.

Практическое значение диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по определению правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти и в системе публично-правовых отношений органов государственной власти могут быть учтены в ходе дальнейшего совершенствования арбитражно-процессуального законодательства, способствовать повышению эффективности работы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных арбитражных инстанций.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий по арбитражному и гражданскому процессу, в преподавании курсов конституционного, арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также служить основой для дальнейших научных исследований в этой области.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования отражены и апробированы в: научных публикациях автора в юридических изданиях; выступлениях на конференциях и семинарах: студенческой научной конференции «Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики на современном этапе» (г. Калининград, 16 апреля 2004 г.); межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики на современном этапе» (г. Калининград, 17 апреля 2004 г.); всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы в праве XXI века» (г. Москва, 29 апреля 2006 г.). Материалы диссертации внедрены в учебный процесс Московского гуманитарного университета, а также в практику работы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, семи параграфов, объединенных в две главы, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определены предмет, цель и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость, охарактеризована степень изученности раскрываемых проблем в научной литературе. Излагаются методики проведения исследования, полученные в его результате теоретические и практические выводы и предложения.

Первая глава диссертации называется «Место и роль Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе публично-правовых отношений органов государственной власти». В ней исследуется содержание правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его главенствующее место и ведущая роль в системе арбитражных судов России.

В первом параграфе первой главы («Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как высший судебный государственный орган по разрешению экономических споров») раскрываются две важные характеристики основ деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Во-первых, в рамках существующей судебной системы Высший Арбитражный Суд Российской Федерации возглавляет относительно обособленную систему арбитражных судов и осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Во-вторых, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сам входит в систему высших судов как высший судебный государственный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Арбитражные суды являются особой ветвью (подсистемой) российской судебной системы, и в силу подведомственности дел арбитражные суды непосредственно не связаны с другими ветвями судебной системы общими и военными судами и Конституционным Судом Российской Федерации. Арбитражный суд — единственный в России государственный орган, который в соответствии с законом имеет право рассматривать и разрешать экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя. Рассмотрение и разрешение экономических споров и иных дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражного суда, является исключительной компетенцией этого суда.

Во втором параграфе первой главы («Содержание правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации») исследуются элементы правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как составной части судебной системы России и федерального органа государственной власти, относящиеся исключительно к его ведению и отличающие его от всех остальных российских судебных органов.

Арбитражный суд выполняет возложенные на него задачи строго в предусмотренном федеральным законом порядке. Процессуальные нормы, содержащиеся в материально-правовых нормативных актах, не должны противоречить нормам, закрепленным в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК Российской Федерации. В случае противоречия нормам, содержащимся в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК Российской Федерации, должны применяться нормы последних основополагающих актов. Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», раскрывающей основные положения ст. 127 Конституции Российской Федерации следует выделять пять элементов, формирующих правовой статус Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (см. 4-е положение, выносимое на защиту).

Система арбитражных судов в России находится в постоянном развитии. И во всех направлениях развития этой системы налицо координирующая роль Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который выявляет все тенденции деятельности арбитражных судов, определяет программу их работы, он изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения.

В третьем параграфе первой главы («Российское законодательство о правовом статусе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как субъекта публично-правовых отношений») исследуется система нормативных источников правового регулирования организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти.

Основными источниками арбитражного процессуального права являются названные выше нормативные правовые акты, составляющие в своей совокупности фундаментальную основу современного арбитражного законодательства. В Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» определены задачи арбитражных судов, основные принципы создания и деятельности, структура и система арбитражных судов, права и обязанности судьи арбитражного суда, полномочия Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Установлено важное начало все арбитражные суды представляют собой единую федеральную структуру. Согласно ч. 1 ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

Фундаментальную основу современного арбитражного законодательства, определяющего, в частности, правовой статус Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в рамках проводящейся в России судебной реформы, составляют: Конституция Российской Федерации 1993 г., Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», а также Регламент арбитражных судов, утвержденный постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 5 июня 1996 г. № 7. Основа правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также  правовое регулирование организации системы арбитражных судов закреплены на конституционном уровне (ст. 127 Конституции Российской Федерации), получившем свое развитие в федеральных конституционных и федеральных законах. 

Вторая глава диссертации называется «Механизм реализации правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В ней исследуются задачи, принципы, процессуальные особенности деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также предпринята попытка определить значение постановлений и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для судебной практики и перспективы развития современного арбитражного законодательства.

В первом параграфе второй главы («Основные задачи и принципы деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации») исследованы сформулированные на основе общих принципов судопроизводства специфические задачи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на всех стадиях арбитражного судопроизводства;

справедливое публичное судебное арбитражное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

формирование уважительного отношения к закону и суду и т.д.

Приведенные задачи осуществляются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами, с помощью особых полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 5-11) деятельность Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и арбитражных судов строится на основе следующих важных принципов:

доступности судебной защиты,

равенства участников арбитражного процесса (организаций и граждан) перед законом и судом,

независимости судей и подчинения их только закону,

состязательности и равноправия сторон,

гласности разбирательства дел.

Во втором параграфе второй главы («Процессуальные особенности деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации») дается определение процессуальной деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, под которой понимается система установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации процессуальных действий, совершаемых Пленумом; Президиумом; судебной коллегией по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегией по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; иных специально образованных судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Работой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации руководит его Председатель, полномочия которого устанавливает статья 20 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России. Данная норма установлена в развитие положения статьи 127 Конституции Российской Федерации. Осуществляемый Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации судебный надзор за деятельностью арбитражных судов позволяет не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики в применении законодательства. Несмотря на то, что его компетенция как суда первой инстанции очень ограничена, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, будучи высшим судебным органом по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, обладает полномочиями по рассмотрению всех категорий дел, подведомственных арбитражным судам, но уже как судебно-надзорный орган. Благодаря данному полномочию у Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации есть возможность анализировать и обобщать рассмотрение арбитражными судами различных категорий дел.

В Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» обращается особое внимание на те полномочия и гарантии, которыми наделены председатели и заместители председателей арбитражных судов.

Несмотря на то, что компетенция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как суда первой инстанции весьма ограничена, он, будучи высшим судебным органом по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, обладает полномочиями по рассмотрению всех категорий дел, подведомственных арбитражным судам, но уже как судебно-надзорный орган. Благодаря данному полномочию у Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации есть возможность анализировать и обобщать рассмотрение арбитражными судами различных категорий дел.

В третьем параграфе второй главы («Значение постановлений и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для развития судебной арбитражной практики») делается вывод о том, что обобщение арбитражной судебной практики, осуществляемое Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в форме постановлений, способствует ее систематизации и развитию, а значит в целом совершенствованию применяемого российскими судами законодательства.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Прежнее законодательство устанавливало, что Пленум созывается не реже одного раза в квартал[1]. По вопросам, вынесенным на рассмотрение Пленума, представляются материалы в виде проектов постановлений по вопросам судебной практики. По поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к подготовке материалов могут привлекаться члены Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию с их руководителями[2]. Кворум для Пленума наличие не менее двух третей его состава; голосование в Пленуме открытое, постановления принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в России, действуя в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации[3]. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» по сравнению с ранее действовавшим Законом РСФСР «Об арбитражном суде» расширил круг лиц, обладающих правом принимать участие в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации и министр юстиции Российской Федерации вправе принимать участие в заседаниях Пленума не только по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, но и по собственной инициативе. Таким же правом обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обобщает практику применения законов и иных нормативно-правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения (высказывает свою официальную судебно-правовую позицию) по вопросам судебной практики, которые принимаются в форме  постановлений, в силу ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» обязательных для всех арбитражных судов.

В четвертом параграфе второй главы («Перспективы совершенствования законодательства о деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации») делается вывод о том, что если ранее Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 23 АПК Российской Федерации 1992 г. был вправе принять к своему производству споры, подсудные другим арбитражным судам Российской Федерации, только при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче спора на разрешение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в случае невозможности рассмотрения дела соответствующим арбитражным судом, то теперь такая возможность отсутствует и компетенция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как суда первой инстанции весьма ограничена. В связи с необходимостью устранения пробела, при котором Высший Арбитражный Суд Российской Федерации не может принять к своему производству любое дело, подведомственное арбитражу, изъяв его из производства нижестоящего арбитража, следует предусмотреть в законодательстве возможность передачи спора на рассмотрение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и внести соответствующие изменения и дополнения в статью 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Функция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по совершенствованию законодательства выражается не только в разработке законопроектов и внесении их в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу. Другое направление в этой сфере подготовка замечаний и предложений по проектам законов и иных нормативных правовых актов, поступающих из Государственной Думы, Совета Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств. Ежегодно в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации подготавливается от 100 до 150 таких документов.

Поскольку содержание понятия «экономический спор» в действующем арбитражном законодательстве не раскрывается, во избежание различных его толкований необходимо либо Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации дать официальное судебное толкование этого понятия (которое стало бы единым для использования всеми арбитражными судами), либо закрепить это понятие в законе путем внесения дополнения в статью 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» следующего содержания: «Исходя из основных задач арбитражных судов в Российской Федерации экономическими спорами являются споры между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в сфере предпринимательской и любой другой не запрещенной законом экономической деятельности».

В заключении содержатся основные положения и выводы проведенного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Гришина И.И. Процессуальные особенности деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации // Право и жизнь. 2006. № 100(10). — 1,6 п.л.

2. Гришина И.И. К вопросу о содержании правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации// Современное право. 2006. № 9. — 1,0 п.л.

3. Гришина И.И. Правовая природа постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их значение для развития судебной арбитражной практики // Право и жизнь. 2006. № 101(11). — 0,9 п.л.



[1] См.: Статья 28 Закона РФ от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде»

[2] См., напр.: «В Научно-консультативном совете. Поиск ответов на новые вопросы в судебно-арбитражной практике» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. № 2. С. 82.

[3] См.:  Пирумова Ю.А. Место и роль арбитражных судов в системе организации судебной власти в России: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 56.