На правах рукописи

 

 

 

 

 

Черкасова Ирина Петровна

 

 

 

Педагогические условия реабилитации подростков

в лечебно-профилактическом учреждении

 

 

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

 

Москва - 2007


Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и психологии факультета социальной педагогики и психологии

ГОУ ВПО «Владимирского государственного педагогического университета»

 

 

 

 

Научный руководитель -

 

доктор педагогических наук, профессор Попов Виктор Алексеевич

 

 

Официальные оппоненты:

 

 

 

доктор психологических наук, профессор Носкова О.Г.,

 

 

доктор педагогических наук, профессор Лодкина Т.В.

 

 

Ведущая организация:

 

 

 

Российский государственный социальный университет

 

 

 

Защита диссертации состоится «27»  февраля 2007 года

в «15.15» часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.05

при Московском гуманитарном университете (ННОУ) по адресу:

111395, г. Москва, ул. Юности, д.5/1, корпус 3, ауд.511.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке

Московского гуманитарного университета.

 

 

Автореферат разослан 26 января

 

 

 

 

Ученый секретарь  

диссертационного совета                                                      Гурова Л.В.

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Реформирование российского общества значительно обострило социальные проблемы населения, в первую очередь касающиеся наиболее уязвимых его категорий, в том числе, детей с физическими нарушениями. В связи с этим одной из наиболее важных задач на современном этапе становится повышение эффективности реабилитационной работы с подростками, имеющими нарушения здоровья. По статистическим данным 2004 г. число детей-инвалидов достигло 624 тыс. человек, у 50% школьников  отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Педагогическая деятельность с данной группой детей недостаточно разработана, поскольку основное внимание специалистов, с одной стороны, привлекают дети со сложными психофизическими нарушениями, с другой, учителя ориентированы на «здоровых» учеников. Такие дети нуждаются в восстановлении нарушенной гармонии и целостности личности, их интеграция в социум требует усиления социально-педагогического сопровождения, чему способствует эффективная организация реабилитационного процесса, включающего образовательно-воспитательную деятельность в лечебно-профилактических учреждениях.

Принципы, содержание, формы и методы реабилитации детей, в том числе в условиях лечебно-профилактического учреждения, охарактеризованы в работах Г.М. Иващенко, М.В. Ипполитовой, Е.Н. Ким, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Н.С. Моровой, О.Г. Приходько, Э.И. Танюхиной и др.

Вопросами адаптации, социализации, интеграции детей и подростков занимались Б.Н.Алмазов, Г.А. Гусев, Р.А. Литвак, Г.М. Андреева, А.И. Ковалева, А.В. Мудрик, Н.Н. Малофеев, Т.В. Егорова и др.

Реабилитационная педагогика в образовательно-воспитательном контексте разрабатывалась Н. Вайзманом, А.В. Гордеевой, Е.А. Горшковой, Р.В. Овчаровой и др.

Специфика развития личности подростка, имеющего физические нарушения, рассмотрена в трудах Л.С. Выготского, И.В. Беляковой, Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, О.Н. Усановой и др.

Исследованиями Р.Д. Бабенковой, Т.А. Власовой, М.В. Ипполитовой, Е.Н. Мастюковой, К.А. Семеновой и др. установлено, что у детей, имеющих проблемы со здоровьем, возникают трудности в познании окружающего мира, овладении знаниями, двигательными умениями и навыками.

Проблемы педагогической коррекции раскрыты В.П. Кащенко, А.Д. Гонеевым, Ю.Ю.Черво и др.

Содержанию работы с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, посвящены исследования Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.П. Коноваловой, Т.В. Лодкиной, А.Р. Малера, Н.Ю. Синягиной и др.

Между тем сегодня все более обнаруживаются противоречия между:

- усложнением процессов социализации и интеграции подростков в общество вследствие ухудшения состояния их здоровья и недостаточной реабилитационной работой с ними, недооценкой накопленного опыта по организации реабилитации, а также социально-педагогических возможностей этого процесса в лечебно-профилактическом учреждении;

- трудностями адаптации детей подросткового возраста в лечебно-профилактическом учреждении, связанными с низким уровнем психолого-педагогической культуры медицинского, педагогического персонала, родителей и неразработанностью научно-методических рекомендаций по обеспечению данного процесса.

Названные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективной реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: реабилитация подростков в образовательном пространстве лечебно-профилактического учреждения.

Предмет исследования: педагогические условия реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и теоретические основы реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении. 

2. Разработать педагогическую модель реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении. 

3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении.

4. Разработать научно-методические рекомендации по реабилитации детей подросткового возраста в лечебно-профилактическом учреждении.

Гипотеза исследования: эффективность реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении достигается при соблюдении следующих педагогических условий:

- включение детей подросткового возраста, находящихся в лечебно-профилактическом учреждении,  в позитивно-мотивированную деятельность с целью мобилизации их внутреннего потенциала и ориентации на саморазвитие;

- интеграция воспитательно-коррекционной направленности деятельности всех субъектов реабилитации;

- раскрытие компенсаторных возможностей подростков с физическими нарушениями с учетом  их возрастных, личностных особенностей и реабилитационного потенциала;

-  повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью вовлечения их в реабилитационный процесс;

- создание научно-методического обеспечения эффективности организации реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении;

- усиление практикоориентированной составляющей профессиональной подготовки социальных педагогов в высшем учебном заведении  путём предоставления студентам возможности овладения формами, методами и приёмами работы с детьми в лечебно-профилактических учреждениях в период педагогической практики.

Методологическую основу исследования определяют общенаучные теоретико-методологические подходы: системный (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, В.А. Ганзен, Ф.Ф. Королев, Т.В. Лодкина. Э.Г. Юдин), комплексный (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, В.А. Сухомлинский и др.), гуманистический (А. Адлер, Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, Т.С. Буторина, Я.А. Коменский, А. Маслоу, А.С. Макаренко, В.А. Ситаров, К. Роджерс и др.); деятельностный (В.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С Выготский, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин); философские положения о норме личностного развития (Б.С. Братусь, Л.В. Кузнецова и др.), современные концепции социализации личности (В.Г. Бочарова, А.И. Ковалева, А.В. Мудрик, Н.И. Шевандрин, и др.); концепции образовательной интеграции (Н.Н. Малофеев и др.), социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, «нормализации» как предоставления им прав и возможностей участвовать во всех видах социальной жизни (Л.И. Акатов, Т.В. Егорова и др.); идеи специальной педагогики, раскрывающие общие и специальные подходы к подростку, имеющему физические нарушения здоровья (М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына и др).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, опытно-экспериментальная работа; наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ документации и продуктов творческой деятельности подростков; изучение и обобщение социально-педагогического опыта; методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования выступали: лечебно-профилактические учреждения г. Владимира: республиканский детский ортопедо-неврологический восстановительный центр, городской детский санаторий №3 (медико-социальный центр),  а также гимназия №3 г. Владимира, Владимирский государственный педагогический университет.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (2000-2001 гг.) – изучение состояния данной проблемы в практике и ее теоретический анализ, формулировка цели, определение задач, гипотезы, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

II этап (2001-2005 гг.) – проведение констатирующего эксперимента; обоснование педагогической модели реабилитации подростков в условиях лечебно-профилактического учреждения; реализация формирующего эксперимента.

III этап (2005 - 2006 гг.) – анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и обработка результатов исследования, формулировка выводов, литературное оформление диссертации.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

- уточнено понятие «реабилитация подростков» в контексте деятельности лечебно-профилактического учреждения, представляющее собой процессуальную целостность, обеспечивающую обучение и воспитание каждого ребенка с учетом его психофизических особенностей и возможностей, социально-педагогическую защиту личности, профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения;

- раскрыт социально-педагогический компонент реабилитации подростков, включающий работу социального педагога и педагога-психолога по повышению уровня адаптации в лечебно-профилактическом учреждении; снижению уровней ситуативной и личностной тревожности, агрессивности подростков; формированию адекватной самооценки, социально-бытовых навыков, навыков самообслуживания и самообразования, бесконфликтного общения;

- обоснована педагогическая модель реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении, эффективно функционирующая на основе опредмечивания её теоретико-методологического, психологического и технологического блоков;

- выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности реабилитационного процесса в образовательном пространстве лечебно-профилактического учреждения.

Практическая значимость исследования:

- выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности реабилитационного процесса в образовательном пространстве лечебно-профилактического учреждения;

- разработана и апробирована программа спецкурса «Социально-педагогические и психологические основы подготовки студентов факультета социальной педагогики и психологии к педагогической практике в лечебно-профилактических учреждениях»;

- подготовлены научно-методические рекомендации по организации реабилитационного процесса в лечебно-профилактическом учреждении.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций работы, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования; опорой на передовой опыт лечебно-профилактических учреждений; апробацией и корректностью данных опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью выводов и их сравнимостью с массовой практикой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в публикациях, выступлениях на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах, Столетовских чтениях (Владимир, 1996); «Духовно-нравственное воспитание и формирование социальной активности в инновационной деятельности учреждений дополнительного образования», Саров, 1999; «Культура мира и педагогические технологии для социально незащищенных детей», Владимир, 2001; «Проблемы научного обеспечения модернизации российского образования», Тула, 2002; «Доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями», Москва, 2005; «Молодежь и инновации в современном мире: правовая, акмеологическая и социально-психологическая поддержка», Москва, 2005; «Проблемы совершенствования подготовки кадров по специальностям: 031000 – педагогика и психология; 031300 – социальная педагогика; 033400 – педагогика», Москва, 2005; «Исследовательская культура: теория и практика», Вологда, 2006. Научно-методические рекомендации по социально-педагогической реабилитации подростков внедрены в практику работы медико-социального центра детского санатория № 3 г. Владимира, Республиканского детского ортопедо-неврологического центра (РДОНЦ). Владимирского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реабилитация подростков в лечебно-профилактическом учреждении -  это процессуальная целостность, обеспечивающая обучение и воспитание каждого ребенка с учетом его психофизических особенностей и возможностей, социально-педагогическая защита личности, профилактика и коррекция деструктивного поведения. Приоритетная роль в  данном процессе отводится социальному педагогу. В результате проведения реабилитационных мероприятий, способствующих улучшению микросоциума, повышается уровень социальной адаптации подростка, что, в свою очередь, является условием его успешной социализации и интеграции в общество.

2. Педагогическая модель процесса реабилитации подростков с физическими нарушениями в лечебно-профилактическом учреждении, представлена в виде трёх составляющих (теоретико-методологического,  психолого-педагогического, технологического блоков), системообразующим фактором которой является образовательно-воспитательная деятельность на базе лечебно-профилактического учреждения во взаимодействии всех субъектов реабилитации.

3. Педагогические условия эффективности реабилитации подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лечебно-профилактическом учреждении:

- включение детей подросткового возраста, находящихся в лечебно-профилактическом учреждении,  в позитивно-мотивированную деятельность, с целью мобилизации их внутреннего потенциала и ориентации на саморазвитие;

- интеграция воспитательно-коррекционной направленности деятельности всех субъектов реабилитации;

- раскрытие компенсаторных возможностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом  их возрастных, личностных особенностей и реабилитационного потенциала в процессе оказания реабилитационной помощи;

- повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью вовлечения их в реабилитационный процесс;

- научно-методическое обеспечение эффективности реабилитации в лечебно-профилактическом учреждении включает: программно-методические материалы об особенностях развития, обучения и воспитания подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их социальных правах, о построении взаимоотношений с такими детьми и их родителями; диагностический инструментарий контроля знаний, умений и навыков исследования и необходимой коррекции психологических и социально-педагогических отклонений у подростков, находящихся на лечении в ЛПУ;

- усиление практикоориентированной составляющей профессиональной подготовки социальных педагогов в высшем учебном заведении  путём предоставления студентам возможности овладения формами, методами и приёмами работы с детьми в лечебно-профилактических учреждениях в период педагогической практики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 238 источников. В исследовании содержатся 4 рисунка, 8 гистограмм, 10 таблиц.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, раскрываются методологические основы, этапы и методы исследования; приводятся положения, выносимые на защиту, данные об апробации работы и внедрении ее результатов.

В первой главе – «Теоретические аспекты реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении» - с междисциплинарных позиций показано становление и развитие реабилитации подростков в истории отечественной педагогики, дана оценка современного состояния проблемы; смоделирован процесс реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении.

Во второй главе – «Процесс реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении» анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщены и систематизированы основные результаты исследования.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Исходными методологическими предпосылками исследования реабилитации подростков являются системный, деятельностный, комплексный, гуманистический подходы. Их совокупность обеспечивает признание индивидуальности каждого ребенка с физическими нарушениями, учет его возрастных и личностных особенностей, возможности компенсации.

Как показал анализ данной проблемы, её развитие всегда связано с социальной политикой страны, законодательством, ценностными ориентациями общества, с отношением его к людям с  психофизическими нарушениями. Отдельные аспекты процесса реабилитации нашли свое отражение при рассмотрении таких категорий, как норма и особенности развития, социальная защита,  поддержка, помощь, психологическая атмосфера коллектива, физические, нравственные условия развития личности. У его истоков стояли церковь, благотворительные организации, которые функционировали на принципах милосердия и призрения, а затем сменились государственными установлениями в области обучения и воспитания детей с особыми нуждами.

В педагогических воззрениях А. Дистервега, П. Наторпа, П.П. Блонского, Н.К. Крупской, В.П. Кащенко, А.С. Макаренко и др. ставились и решались вопросы социальной реабилитации отдельных групп детей и их родителей. В настоящее время создана система социальных институтов, способствующих реабилитации людей с нарушениями здоровья, в том числе подростков. Среди них важная роль принадлежит школе, социально-педагогическим службам, реабилитационным центрам и лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ), в которых осуществляется целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала, их контакт с родителями. Процесс реабилитации организуется на фоне лечебных процедур.

В ходе исследования была разработана педагогическая модель реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении. Она включает три взаимосвязанных блока: теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический.

Теоретико-методологический блок отражает цель - создание педагогических условий реабилитации подростков в ЛПУ, основанных на  системном, деятельностном, комплексном и гуманистическом подходах. Существенную значимость для исследуемой проблемы представляют философские положения о норме развития, концепции: «нормализации» как предоставления всем лицам прав и возможностей участвовать во всех видах социальной деятельности; современные концепции социализации личности; социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В основе реабилитационной деятельности лежат принципы, регулирующие данный процесс и прогнозирующие его результат: общенаучные методологические, интегративности, дифференциации, конкретизации. Принимаются также идеи специальной педагогики об общих и специальных подходах к детям с физическими нарушениями, что способствуют созданию эффективных условий их развития на основе компенсаторных возможностей, коррекционно-педагогического воздействия.

Психолого-педагогический блок определяет содержание реабилитации, учет личностных и возрастных особенностей подростков. К особенностям  реабилитационного процесса в лечебно-профилактическом учреждении относятся междисциплинарный характер реабилитационного воздействия на подростка, выполнение реабилитационных мероприятий на фоне медицинского обслуживания, учет реабилитационного потенциала, приоритетная роль социально-педагогического аспекта реабилитации. Намечены пути осуществления реабилитации: взаимодействие педагогического, медицинского персонала ЛПУ и родителей; единство требований к подросткам; повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью формирования позитивных детско-родительских отношений. Выявлены условия эффективности данного процесса в ЛПУ, сформулированные нами в положениях, выносимых на защиту (п.3).

 В технологическом блоке представлена диагностика, раскрывается структура реабилитации, состоящая из педагогической, психологической, социальной,   медицинской, правовой составляющих. В соответствии с представленной моделью процесс реабилитации включает ряд последовательных этапов (диагностический, технологический, оценочный), каждый из которых сориентирован на достижение конкретных целей. Определены критерии процесса: эффективность реабилитации подростков, а также результативность деятельности специалистов по реабилитации. В качестве показателей реабилитации подростков в ЛПУ рассматриваются комфортность интеграции подростка в социуме, его настроения и психофизиологического состояния; мотивированность самоопределения личности; удовлетворенность социальной средой; самооценка; допустимость выраженности синдрома психоэмоциональной напряженности; сформированность коммуникативных навыков; уверенность в своих силах; защищенность/поддержка; толерантность.

По характерологическим признакам модель определяется как экспериментальная, динамическая, структурно-функциональная и содержательно-педагогическая, создающая условия для эффективности процессов социализации, адаптации и интеграции детей.

Выход на модельную интерпретацию обусловил необходимость экспериментально проверить теоретико-методологические, психолого-педагогические, технологические компоненты модели процесса реабилитации подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лечебно-профилактическом учреждении.

В качестве испытуемых выступали 266 пациентов 11-14 лет ортопедических отделений №1 и №2, отделения медико-социальной реабилитации Республиканского детского ортопедо-неврологического восстановительного центра и медико-социального центра санатория №3 г. Владимира (экспериментальная группа, ЭГ). Все подростки - с сохранным интеллектом, обучавшиеся по программам общеобразовательных школ, имевшие легкую и среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Контрольную группу (КГ) представили 252 учащихся соответствующего возраста муниципального образовательного учреждения гимназии №3 г. Владимира.

Как показывают данные констатирующего эксперимента, более чем у половины исследованных подростков ЭГ - высокий уровень ситуативной тревожности, что можно объяснить стрессом, который они испытывают, впервые оказавшись в ЛПУ, отсутствием рядом родителей и друзей, сменой учителей и  условий обучения, боязнью оперативного вмешательства. Процентный состав подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата с низким уровнем ситуативной тревожности также выше по сравнению с КГ. Данную группу могут составлять как дети, неоднократно проходившие госпитализацию и имеющие высокий уровень адаптации, так и конформные, разуверившиеся в успехе лечения, безысходно и равнодушно принимающие любую ситуацию. При оценке уровня личностной тревожности, который влияет на формирование личности, выделяется высокий процент детей из ЭГ с низкими коэффициентами в связи с тем, что многие подростки, имеющие нарушения ОДА, адаптируются в социуме, комфортно чувствуют себя в ЛПУ, верят в успех лечения. Но есть среди них и те, кто привыкает к своему состоянию, не задумывается всерьез о будущей «взрослой» жизни, не проецируют на нее своего состояния, а, следовательно, недооценивают влияния дефекта опорно-двигательного аппарата на возможность получения образования, выбор профессии и т.д. Большое количество подростков экспериментальной группы с высоким уровнем личностной тревожности зависит, прежде всего, от того, что они страдают от явно имеющихся нарушений.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что девочки из ЭГ больше своих сверстниц из КГ склонны к проявлениям физической и вербальной агрессии, готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении. Общий индекс агрессивности, уровень агрессивной мотивации и индекс враждебности у девочек и у мальчиков в несколько раз выше, чем у здоровых детей данного возраста. Такие реакции могут быть обусловлены высоким уровнем ситуативной и общей тревожности подростков экспериментальной группы, недостатком общения, их стремлением повысить свой рейтинг в глазах окружающих, а также не всегда позитивным отношением  общества к этим детям.

Мальчики с нарушениями ОДА превосходят своих здоровых сверстников в проявлении физической агрессии - таким способом они пытаются компенсировать чувство собственной неполноценности и повысить свой социальный статус. По результатам наших исследований мальчики ЭГ физически агрессивнее девочек, но последние опережают их по параметрам косвенной и вербальной агрессии, более активны в проявлениях негативизма. Индекс агрессивности и уровень агрессивной мотивации мальчиков выше, а индекс враждебности и у девочек и у мальчиков в экспериментальной группе одинаков, но мальчики несколько чаще проявляют деструктивную направленность личности.

Анализ данных показывает, что более 7% обследованных нами подростков ЭГ имеют неадекватно низкий уровень самооценки. В лечебно-профилактическом учреждении они, как правило, пребывают в угнетенном состоянии, ищут защиты у медперсонала, часто плачут, сторонятся взаимодействия с другими детьми, не хотят принимать участия в мероприятиях. Они конформны и избегают конфликтов, не проявляют заинтересованности в какой бы то ни было деятельности, часто отрицательно относятся к обучению. Обращает на себя внимание высокий результат среднего уровня самооценки, что для части подростков объективно, а для других, на наш взгляд, данный факт можно  объяснить компенсаторными реакциями подростков на дефект опорно-двигательного аппарата: они не хотят быть хуже и отличаться от здоровых сверстников,  причисляют себя к «таким же, как все». Подростки с завышенной самооценкой, особенно мальчики, способны создать в условиях лечебно-профилактических учреждений подобие армейской «дедовщины». Они проявляют открытую агрессивность не только к детям, но и к персоналу, участвуют в конфликтах или провоцируют их, выражая свое пренебрежение к режиму лечения и распорядку дня.

В процессе проведения формирующего эксперимента группа подростков с нарушениями  опорно-двигательного аппарата была разделена на две части: ЭГ1 и ЭГ2, находящиеся в разных лечебно-профилактических учреждениях.  Группа ЭГ1 состояла из 134, ЭГ2 - из 132 подростков;  процентный состав по половому признаку сохранялся (девочек немного более 50%). Подростки из ЭГ2 не участвовали в разработанных нами мероприятиях по социально-педагогической реабилитации, в остальном условия содержания, обучения и воспитания в этих ЛПУ совпадали. Дети из другой экспериментальной группы – ЭГ1 - являлись субъектом социально-педагогической работы.

Данные констатирующего эксперимента позволили выстроить формирующий эксперимент по следующим направлениям: работа с подростками, специалистами, родителями. С этой целью в опытно-экспериментальной работе были условно выделены три основные группы подростков в зависимости от уровня их реабилитации.

Подростки, обладающие высоким уровнем реабилитации (18,66%), чувствуют свою защищенность; в домашних условиях, как правило, имеют условия для полноценного развития возможностей; интегрированы в социум; социально-бытовые навыки сформированы. Они быстро адаптируются в лечебно-профилактическом учреждении, удовлетворены социальной средой. Для первой группы свойственны позитивное отношение к лечению, самоконтроль, умение обходиться без посторонней помощи в соблюдении режимных моментов и при выполнении домашних заданий, часто – адекватная или немного завышенная самооценка, низкий уровень ситуативной тревожности и агрессивности, слабая выраженность синдрома психоэмоциональной напряженности, толерантность. Такие дети легко справляются с проблемами послеоперационного периода и приобретают комфортность настроения и психофизиологического состояния. Они общительны, активно принимают участие во внеклассной работе и общественных поручениях, оказывают помощь и выполняют просьбы товарищей по палате, вынужденных находиться на постельном режиме. Им присуща потребность в самовоспитании и саморазвитии.

В группе детей подросткового возраста со средним уровнем реабилитации (53,73%) данные показатели имеют менее устойчивый характер. Ее представители не всегда чувствуют свою защищенность, теряются в обществе; им не в полной мере созданы условия, способствующие полноценному развитию; в результате некоторых ошибок семейного воспитания имеют не до конца сформированные навыки самообслуживания. Для подростков характерны близкие к среднему уровню показатели адаптации в ЛПУ, ситуативной тревожности, агрессивности и толерантности. Их настораживают социальная среда учреждения, медицинские процедуры, но не покидает надежда на положительный исход лечения. В отдельных случаях возможны проявления психоэмоциональной напряженности, выраженные плачем, обидчивостью, раздраженностью. Стремление к самостоятельности частично не реализуется, требуется помощь воспитателя в организации режимных моментов и при выполнении домашних заданий. Нередко этим подросткам недостает упорства, настойчивости в преодолении  трудностей обучения и во время занятий лечебной физкультурой. Они знакомы с персоналом и со всеми детьми в отделении, но общаются выборочно. Часто ждут писем и звонков из дома, ищут поддержку со стороны воспитателей и учителей. Самооценка может быть как несколько завышенная, так и заниженная. По отношению к досуговым мероприятиям бывают пассивны, нередко участвуют в них лишь вместе с товарищами по палате. Не отказываются оказать посильную помощь нуждающимся. Самовоспитанием занимаются слабо. Многие не задумываются о будущей профессии, полагаясь на мнение родителей и специалистов.

В третью группу (27,61%) вошли дети с низким уровнем реабилитации. Они не чувствуют защищенности со стороны родителей и других взрослых, которые не всегда педагогически компетентны. Навыки самообслуживания частично сформированы, встречаются случаи отсутствия санитарно-гигиенических навыков. Подростки долго адаптируются в ЛПУ, демонстрируя в данных условиях и в социуме вербальную агрессию; показатели личностной тревожности и самооценки могут быть как высокими, так и низкими. Они нередко не удовлетворены социальной средой, бравируют нарушением режима и пренебрежительным отношением к медицинским процедурам и школьным занятиям, на словах равнодушны к результату лечения. Общение со сверстниками и персоналом часто приводит к конфликтам. Синдром психоэмоциональной напряженности иногда выражается состоянием аффекта. Комфортность настроения и психофизиологического состояния нестабильна. Возможно наличие таких вредных привычек, как табакокурение и эпизодическое употребление  спиртных напитков. У подростков данной группы недостаточно развито чувство ответственности, нередко отсутствует самоконтроль. Они уклоняются от коллективных дел, имеют несформированные учебные навыки, лучше выполняют задания по подробной инструкции, могут бросить работу при первом затруднении, не испытывают необходимости в развитии самовоспитания. Им требуется постоянная опека и контроль со стороны педагогического персонала.

Работа с детьми с высоким уровнем реабилитации была построена таким образом, чтобы они не испытывали чувства неполноценности; занятия были четко спланированы, объем информации не ограничивался. Для подростков со средним уровнем был важен индивидуальный подход, встречи с успешными, авторитетными людьми. Дети с низким реабилитационным уровнем нуждались в периодическом одобрении, создании ситуации успеха и его демонстрации.

Для каждого из подростков была разработана индивидуальная программа реабилитации. В среднем реабилитационный процесс занял около трех месяцев, но некоторые дети по медицинским показаниям находились в лечебном заведении более длительное время. В опытно-экспериментальной работе принимали участие родители, имеющие возможность посещать специально организованные для них групповые и индивидуальные консультации педагогов и психологов.

Среди специалистов учреждения приоритет отдавался социальному педагогу, в связи с чем было определено содержание его деятельности:

1. Участие в медицинских консультациях и общих обходах. Изучение историй болезни, педагогических листов, определение реабилитационного потенциала подростков.

2. Организация и участие в проведении психолого-педагогических консультаций.

3. Работа по социально-педагогической реабилитации: помощь в адаптации подростков в условиях данного учреждения и в социуме в целом; развитие индивидуальных личностных свойств и качеств; коррекция деструктивного поведения; выработка навыков поискового поведения и бесконфликтного общения; профессиональная ориентация; пропаганда здорового образа жизни; профилактическая работа по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности  подростков; профилактика токсикомании, наркомании и алкоголизма.

 4. Охрана прав подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата; их социальная защита и опека. Организация и участие специалиста в юридических консультациях.

Деятельность социального педагога проходила в несколько этапов. На первом этапе работы социальный педагог знакомился с клиентом, выявлял и диагностировал социально-педагогические и личностные проблемы подростка с отклонениями в развитии ОДА, определял его реабилитационный потенциал с учетом медицинских рекомендаций. Второй этап, технологический, предполагал подготовку специалистом методического обеспечения для разработки индивидуальной программы реабилитации. Ставилась цель социально-педагогической работы, подбирались или разрабатывались оптимальные методики, при необходимости производилась их доработка и индивидуализация по итогам диагностической деятельности - выявленным и осмысленным личностным и социально-педагогическим проблемам подростка. Подбирались методы компенсации социального отклонения,  организовывалось обучение и воспитание каждого ребенка с учетом его физических возможностей, способы воздействия на окружающую подростка социальную среду и его микросоциум, социальную защиту. Третий, оценочный этап, позволил определить эффективность проведенных реабилитационных мероприятий.

Несмотря на специфические условия лечебно-профилактического учреждения, постоянное медицинское сопровождение и невысокую мобильность подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специалисты использовали широкий диапазон форм работы по реабилитации. Он был представлен внеклассной работой (тематические вечера, спектакли, праздники), развивающей творческие способности детей; индивидуальными и групповыми консультациями; социально-педагогическими тренингами; такими эффективными современными формами, как группы поддержки (подростки могут посещать их и после выписки), летние оздоровительные лагеря на базе ЛПУ. В рамках реабилитационного процесса применялись следующие формы работы с медицинским и педагогическим персоналом, родителями, студентами-практикантами: лекции, семинары, индивидуальные и групповые консультации, установочные и итоговые конференции по педпрактике и др.

Реализация реабилитационной программы потребовала от социального педагога применения комплекса методов воспитания: формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, его стимулирования или коррекции. Были использованы анализ педагогической документации, продуктов учебной и творческой деятельности подростков;  «Карта наблюдений» - комплексный метод наблюдения за динамикой развития подростка и выявления его «зоны ближайшего развития»; «Методика диагностики склонности подростков к отклоняющемуся поведению»; «Тест-опросник родительского отношения»; авторская анкета «Адаптация в ЛПУ»; в сотрудничестве с психологом применялся ряд методик: социометрия, «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина, «Тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, личностные опросники, проективные методики и др.

На последнем этапе нами дана оценка эффективности реабилитации детей подросткового возраста в лечебно-профилактическом учреждении. Сравнительные показатели на констатирующем и формирующем этапах эксперимента отражают положительную динамику реабилитационного процесса. Оценка уровней результативности данного процесса представлена в табл. 1.

Таблица 1

Оценка уровней результативности реабилитации подростков в ЛПУ

 

 
Период работы

Количественное соотношение уровней результативности реабилитации подростков в ЛПУ (в %)

Низкий

Средний

Высокий

До проведения опытно-экспериментальной работы

 

27,61%

 

53,73%

 

18,66%

После проведения опытно-экспериментальной работы

 

7,46%

 

64,93%

 

27,61%

Разность (в %)

-20,15%

+11,20%

+8,95%

Критерий φ* - угловое преобразование Фишера

4,51

1,87

1,74

 

 

Из табл. 1 видно, что в результате проведенной опытно-экспериментальной работы по реабилитации в ЛПУ произошли видимые изменения состава групп подростков: на 20,15% уменьшилось количество детей с низким уровнем реабилитации; произошло увеличение их числа: на 11,20% - со средним, на 8,95% - с высоким уровнем. Достоверность полученных результатов подтверждается критерием углового преобразования Фишера (φ*).

В результате исследования установлена зависимость между уровнем реабилитации и деятельностью социального педагога. Чем компетентнее работает специалист, организуя взаимодействие всех субъектов, тем успешнее идет процесс реабилитации подростков, повышается удовлетворенность социальной средой в ЛПУ, формируются навыки самостоятельности, бесконфликтного общения, растет мотивация самоопределения личности.

Эффективность реабилитации в значительной степени определяется специальной, практикоориентированной подготовкой специалиста. С этой целью нами был выделен ряд учебных программ, которые содержат материалы для подготовки социальных педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения в физическом развитии, а также обладают потенциальными возможностями,   позволяющими дополнить их содержание сведениями об особенностях развития, обучения, воспитания подростков с заболеваниями ОДА, мерах по их социально-педагогической реабилитации. Разработаны научно-методические рекомендации по усилению внутрипрофессиональной специализации  выпускников социально-педагогических факультетов для работы с подростками в условиях лечебно-профилактического учреждения.

Реабилитация подростков, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, привела к положительной динамике в развитии личностных качеств, уменьшению тревожности, агрессивности, формированию адекватной самооценки, но все же полученные данные отличаются от аналогичных характеристик их здоровых сверстников в контрольной группе.  Вместе с тем, мы не можем считать, что результат реабилитации в лечебно-профилактическом учреждении сохранится после выписки, когда дети вернутся в школу по месту жительства, так как им понадобится адаптироваться к домашним условиям, изменениям состояния здоровья, преодолевать возможное отставание в учебе и т.п.

Таким образом, исследование подтвердило, что проблема реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении является актуальной, поскольку растет число детей, имеющих отклонения в здоровье, которым необходимы помощь и поддержка. Историко-педагогический анализ позволил выделить основные этапы развития реабилитации подростков с физическими нарушениями. Установлено, что этот процесс имеет глубокие исторические корни и предпосылки: православные идеи милосердия по отношению к увечным; призрение, а впоследствии - научные исследования по воспитанию и обучению аномальных детей, созданию специальных условий для их развития; предоставление людям со специальными нуждами прав и возможностей участвовать во всех сферах общественной жизни. Этот анализ также показал, что в настоящее время начала формироваться целостная система реабилитации детей, нуждающихся в данном виде специальной помощи, однако взаимодействие всех социальных институтов и семьи в этом направлении требует дальнейшего внимания.

Для современной педагогики характерно стремление защитить подростка с нарушениями здоровья, помочь ему адаптироваться в обществе, утвердиться в жизни, чему способствует процесс реабилитации. Идеи выдающихся отечественных педагогов и прогрессивных общественных деятелей были не только сохранены, но получают развитие в деятельности современных ученых в общей, социальной, коррекционной педагогике, психологии, медицине и других науках. Несмотря на различные подходы остаются общими вопросы социализации, адаптации и интеграции ребенка с физическими нарушениями, его социальной защиты, помощи семье в воспитании.

Смоделированный нами процесс реабилитации подростков с нарушениями ОДА, как показала опытно-экспериментальная проверка, работает успешно в силу того обстоятельства, что был четко определен системообразующий фактор, в основе которого выступала образовательно-воспитательная деятельность на базе лечебно-профилактического учреждения во взаимодействии всех субъектов реабилитации. Решение проблемы реабилитации детей подросткового возраста связано с усилением роли ЛПУ, в котором дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата по состоянию здоровья вынуждены проводить значительную часть времени, с совершенствованием организации данного процесса, повышением психолого-педагогической культуры персонала учреждения и родителей.

На основе описания цельного социально-педагогического опыта сформулированы основные направления, определены содержание и методы работы социального педагога, описана технология реабилитации подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лечебно-профилактическом учреждении, выделены педагогические условия, способствующие ее успешности.

Об эффективности процесса свидетельствует сравнительный анализ диагностических данных на разных этапах опытно-экспериментальной работы: снижение уровней ситуативной тревожности, агрессивности, агрессивной мотивации, индекса враждебности, показателей деструктивной направленности личности; уменьшилось количество детей с низким, неадекватно низким и неадекватно высоким уровнями самооценки, у части подростков самооценка повысилась. Изменилась в лучшую сторону адаптация подростков в ЛПУ. Наблюдение показало, что в результате педагогического воздействия менее конфликтными стали взаимоотношения подростков, более сформированными - навыки самообслуживания; повысилась самостоятельность детей при подготовке домашнего задания и изучении нового материала; увеличилось число подростков, желающих принять участие во внеклассных мероприятиях и кружковой работе, произошло расширение их кругозора; более адекватными стали рассуждения о выборе будущей профессии, несколько повысился престиж получения образования. Имеет место повышение профессиональной компетентности сотрудников учреждения, формирование коллектива единомышленников – медицинского и педагогического персонала. Главный результат заключается в изменении с их стороны отношения к пациентам-подросткам: они стали более педагогически грамотными и личностно-ориентированными. Просматриваются определенные тенденции, свидетельствующие о заинтересованности родителей в получении специальных знаний о воспитании детей, стремлении им помочь и принять их.

Исследование выдвигает ряд вопросов, которые требуют дальнейшего изучения: необходимость разработки направлений специализированной помощи семейного социального педагога в ЛПУ; совершенствование содержания подготовки социальных педагогов для работы с детьми в лечебно-профилактических учреждениях; система взаимодействия специалистов и всех социальных институтов, оказывающих профессиональную помощь в данном направлении.

 

Основные положения диссертации отражены

в следующих публикациях автора:

 

1. О реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении // ALMA-MATER («Вестник высшей школы»). – 2006. - №9. – С. 43-45  (0,4 п.л.).

2. Черкасова И.П. Организация реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении // Научное обозрение. – 2006. - № 3. – С.224-227  (0,4 п.л.).

3.Черкасова И.П. Реабилитация подростков в лечебно-профилактическом учреждении // Исследовательская культура: теория и практика. Материалы 2-й научно-практической конференции молодых ученых Северо-Запада РФ / Под общ. ред. проф. Т.В. Лодкиной – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2006. – С.128-136   (0,45 п.л.).

4. Черкасова И.П. Комплексная поддержка подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 5-летию деятельности Московского Института инновационных технологий (Москва, 6 июня 2005 г.) «Молодежь и инновации в современном мире: правовая, акмеологическая и социально-психологическая поддержка» // Под ред. Пискаревой Е.И., Пискарева Д.П. – Кострома: Васильев И.В., 2005. –  С. 150-151. (0,1 п.л.).

5. Черкасова И.П. О развитии интеграционных процессов в образовании лиц с ограниченными возможностями // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями» (19-20 мая 2005 г.). – М.: МосГу, 2005. – С.112-115 (0,3 п.л.).

6. Черкасова И.П. Организация производственной практики на факультете социальной педагогики и психологии // Сборник материалов совещания-семинара работников высших учебных заведений «Проблемы совершенствования подготовки кадров по специальностям: 031000 – педагогика и психология; 031300 – социальная педагогика; 033400 – педагогика» (10-11 марта 2005 г.) / Под ред. В.А. Ситарова, Т.В. Лодкиной. – М.: МосГу, 2005. – С.116-121. (0,4 п.л.).

7. Черкасова И.П. Психолого-педагогическая практика на социально-педагогическом факультете как взаимодействия теории и практики образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы научного обеспечения модернизации российского образования». – Тула: Изд-во гос.пед.ун-та  им. Л.Н. Толстого, 2002. С. 214-215. (0,1 п.л.).

8. Черкасова И.П. Основные направления работы социального педагога в лечебно-профилактических учреждениях по социально-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии // Материалы  международного семинара «Культура мира и педагогические технологии для социально незащищенных детей». 24-31 июля 2001 года. – Владимир, 2001.- С.54-59.(0,3 п.л.).

9. Черкасова И.П. Социально-педагогические основы подготовки студентов факультета социальной педагогики и психологии к педагогической практике в лечебно-профилактических учреждениях. Программа спецкурса. – Владимир: Изд. лаб. каф. СПП ВГПУ, 2001.- 22 с. (1,4 п.л.).

10. Черкасова И.П. Психолого-педагогическая практика студентов. Часть 4. (методические рекомендации). Социальный педагог-психолог / Составители: Попов В.А., Мукашева А.К., Черкасова И.П. и др. Под общ. ред. В.А. Попова. – Владимир: Изд. лаб. каф. СПП ВГПУ, 1999. -115 с. (7,2 п.л.; авторский вклад – 1,1 п.л.).

11. Черкасова И.П. Работа социального педагога с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата в условиях РДОНСЦ // Научно-практический семинар «Духовно-нравственное воспитание и формирование социальной активности в инновационной деятельности учреждений дополнительного образования». – Саров, 1999. - С. 186 -188. (0,2 п.л.).

12. Черкасова И.П. О специфике учебно-воспитательного процесса в школе Республиканского специализированного детского ортопедо-неврологического восстановительного центра // VII Столетовские чтения. Тезисы докладов. Владимир: ВГПУ, 1996. – С.88.(0,1 п.л.).