На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

Зибарев Денис Борисович

 

 

 

 

Совершенствование форм и методов государственного регулирования занятости населения в современной России

 

 

 

 

 

 

Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)

 

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

 

 

Москва – 2007

 

Работа выполнена на кафедре экономических и финансовых дисциплин Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Московский гуманитарный университет»

 

 

Научный руководитель:                        доктор экономических наук, профессор

Катульский Евгений Данилович

 

      

Официальные оппоненты:             доктор экономических наук, профессор                               

                                                                  Белкин Евгений Валерьевич

 
 

                                                                              кандидат экономических наук, доцент

                                                                              Трифонов Олег Александрович

 

 

Ведущая организация:                           Федеральное государственное унитарное предприятие «НИИ труда и социального страхования»

 

 

 

 

Защита состоится ________200__г. в «__» часов на заседании диссертационного совета К 521.004.02 при Московском гуманитарном университете (ННОУ) по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, 5/1, корп. 3, ауд. 511.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ «Московский гуманитарный университет».

 

Автореферат разослан __________200___г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета    ________________________  Е. И. Суслова

 

 

 

 

Общая характеристика работы

 

Актуальность исследования

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения.

К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Вместе с тем по мере снижения уровня безработицы в стране после кризиса 1998 г. наблюдается недооценка проблем занятости. Это находит свое отражение как в основных программных документах Правительства, так и в тематике научных экономических публикаций и касается, прежде всего, недооценки механизмов формирования занятости и способов ее регулирования.

В современный период развития рынка очевидна потребность во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.

Представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием системы государственного регулирования занятости и ее трансформацией в условиях экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики. Актуальность такого исследования особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.

Степень разработанности темы исследования. Теоретическую основу данного диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами.

В исследовании проблем занятости, безработицы и функционирования российского рынка труда важное место принадлежит таким ученым, как А.И.Амосов, Т.С.Бандюкова, Б.Д.Бреев, В.С.Буланов, Н.Т. Вишневская, Н.А.Волгин, В.Е.Гимпельсон, Е.Н.Жильцов, Р.И.Капелюжников, Е.И.Капустин, Е.Д.Катульский, В.Г.Костаков, Л.А.Костин, Р.П.Колосова, В.В.Куликов, И.Д. Мацкуляк, Ю.Г.Одегов, А.А.Никифорова, Г.Э.Слезингер, Л.С.Чижова и др.

В разработке проблем регулирования рынка труда и занятости значительный вклад внесли И.Е.Заславский, Т.Ф.Золотарева, В.Н.Иванова, Ю.П.Кокин, И.Е.Маслова, Л.И.Старовойтова, В.И.Трунин, Д.Г. Щипанова, В.Н. Якимов и др.

Несмотря на то, что проблемы государственного регулирования занятости и рынка труда стали предметом исследования многих отечественных экономистов в качестве самостоятельного объекта анализа или как части комплексной проблемы государственного регулирования рыночной экономики, ключевые вопросы трансформации государственного воздействия на занятость и рынок труда, возрастающие требования к регулированию занятости остаются в числе проблем, требующих всестороннего рассмотрения и исследования.

Основная цель данного исследования – раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:

раскрыто экономическое содержание занятости населения как экономической категории, показана ее связь с категорией рынка труда и дана всесторонняя ее характеристика в условиях рыночной экономики;

проанализированы основные тенденции и структурные сдвиги в занятости в условиях современного состояния рынка;

дана обобщающая характеристика состояния государственного регулирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой и его эволюции в условиях глобализации экономики, раскрыты особенности механизмов государственного воздействия на занятость в отдельных странах;

показано своеобразие процесса формирования и функционирования государственного регулирования занятости в России как части общей системы регулирования рыночной экономики;

дана характеристика содержания и путей эволюции законодательной и нормативной базы системы государственного регулирования занятости;

раскрыты принципы организации государственного регулирования и механизмы воздействия на занятость на федеральном и региональном уровнях, определены требования к совершенствованию государственного регулирования на федеральном уровне, а также выявлены основные трудности реализации политики в сфере занятости на региональном уровне;

показана необходимость изменения направленности государственного воздействия на занятость и совершенствования механизмов такого воздействия;

предложены меры по активизации государственного воздействия на занятость на региональном уровне в связи с расширением полномочий субъектов Российской Федерации;

обоснованы требования к информационному обеспечению региональной политики занятости.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – система государственного регулирования занятости населения, предмет исследования – управленческие отношения, возникающие при совершенствовании и развитии государственного регулирования занятости на федеральном и региональном уровне с целью достижения полной и эффективной занятости в стране, повышения ее качества с учетом требований конкурентоспособной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения зарубежной и отечественной экономической науки в сфере занятости и рынка труда, обосновывающие сущность и механизмы государственного воздействия на занятость; научные разработки в сфере занятости, трудовых ресурсов и человеческого потенциала, а также лежащие в основе занятости экономические отношения.

Информационной базой исследования послужили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, ведомственная отчетность Федеральной службы по труду и занятости, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также других министерств и ведомств, документы международных организаций, а также федеральные законодательные и нормативные акты по занятости населения и другие, относящиеся к занятости и ее регулированию документы.

В ходе выполнения диссертационного исследования автором использованы методы статистического анализа, в том числе пофакторного и комплексного анализа, а также табличные методы предоставления данных.

Наиболее существенными результатами исследования, полученными лично соискателем и определяющими научную новизну исследования, являются следующие:

обоснованы теоретические подходы и принципы государственного воздействия на формирование спроса и предложения рабочей силы и достижения их максимальной сбалансированности с помощью опосредованных через экономику рычагов и стимулов повышения спроса на рабочую силу со стороны бизнеса (инвестиционных, налоговых и др.) и системы целенаправленных мер по созданию конкурентоспособной рабочей силы и увеличению ее предложения на рынке труда (стимулирование роста рождаемости, развития образовательного комплекса и системы профессионального обучения, регулирования миграции и др.);

в целях повышения результативности государственной политики в сфере занятости доказана необходимость ее интеграции с промышленной политикой, с комплексом общегосударственных мер и программ ее реализации на федеральном и региональных уровнях в целях приведения в соответствие состояния профессионально-квалификационного состава рабочей силы с требованиями реструктуризации промышленности;

обоснована необходимость перехода к новой национальной модели занятости, адекватной стадии экономического роста и выраженной в совокупности количественных и качественных требований к воспроизводству трудовых ресурсов: поддержание достаточного и стабильного их роста, задействование системы мер по стимулированию спроса на рабочую силу со стороны бизнеса и роста предложения рабочей силы с учетом структуры и уровня квалификации, обеспечение повышения качественных характеристик занятости с учетом потребностей трансформации постиндустриального в информационное общество; формирование сегмента инновационной занятости, способного удовлетворить потребности наукоемких и высокотехнологических производств;

в качестве важнейшей предпосылки решения проблем эффективной занятости в регионах с учетом повышения ее качества в рамках переданных им центром полномочий и в целях удовлетворения потребностей конкурентоспособных секторов промышленности и экономики в целом обоснована целесообразность перехода к системе государственного заказа на подготовку специалистов вузами и специальными профессиональными учреждениями в соответствии с конкретными потребностями региона в кадрах;

предложено включить в официальную статистику основные показатели финансовой отчетности, характеризующие объемы выделенных на реализацию политики занятости финансовых ресурсов в виде субвенций, а также объемы средств из региональных бюджетов и результаты их использования по направлениям;

доказана целесообразность создания информационного обеспечения политики занятости в виде специальных информационных систем на уровне субъектов Российской Федерации, адекватных переданным последним функций в сфере регулирования занятости и базирующихся на полной и достоверной информации о состоянии занятости, безработицы, системы образования и профессиональной подготовки, а также включающих все источники финансирования политики занятости, оценку эффективности финансовых затрат и результативность работы центров занятости на местах и по региону в целом.

Практическая значимость результатов исследования. Разработанные в диссертации методологические подходы к совершенствованию государственного регулирования в сфере занятости и практические рекомендации по повышению его результативности представляют интерес для Федеральной службы по труду занятости, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ. Содержащиеся в диссертации предложения могут быть полезны при работе по совершенствованию действующего законодательства и при разработке федеральных и региональных целевых программ, непосредственно воздействующих на занятость.

Кроме того, ряд положений и рекомендаций, содержащихся в диссертации, могут быть использованы в аналитической работе научных и учебных центров, занимающихся проблемами занятости, преподаванием дисциплин, связанных с социально-трудовыми отношениями и государственным регулированием экономики.

Апробация и реализация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на конференциях и совещаниях в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Предложенные автором рекомендации по повышению результативности государственного регулирования в сфере занятости нашли практическое применение в разрабатываемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации концепции действий на рынке труда на 2007-2010 год.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 работ, общим объемом около 2,9 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Основное содержание работы

Во введении обоснованы актуальность, цели и задачи исследования, показана его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Особенности формирования занятости населения в современных условиях» исследование начинается с раскрытия экономического содержания занятости населения и рынка труда в условиях рыночной экономики, показано, что рыночной экономике присущи особые формы использования рабочей силы и методы ее воспроизводства.

Исходя из понимания занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей заработок, трудовой доход, автор рассматривает ее вместе с такими экономическими категориями, как трудовые ресурсы, т.е. трудоспособная часть общества, способная и готовая производить материальные блага и оказывать услуги, и рынок труда, где реализуется экономическое содержание занятости в двух основных социально-экономических формах:

через продажу своей рабочей силы собственнику средств производства;

через занятие предпринимательской деятельностью.

Что касается сущности рынка труда, то он рассматривается как система экономических отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы в условиях определенного соотношения спроса и предложения рабочей силы.

Характеризуя занятость населения, автор показывает, что переход к рынку в России сопровождался радикальными изменениями в модели функционирования занятости, которые нашли свое выражение в отходе от модели всеобщей занятости, присущей централизованно управляемой рыночной экономикой, и государственных гарантий занятости к модели оптимальной занятости, принимающей в той или иной стране различные модификации в зависимости от уровня ее развития и государственной экономической политики.

Занятость трактуется в диссертации как многогранное экономическое понятие, которое можно рассматривать как со стороны субъектов занятости, классифицируя занятое население по статусу и месту в воспроизводстве общественного продукта с выделением работодателей, наемных работников, лиц, работающих за свой счет, членов производственных кооперативов и помогающих членов семьи и других работников, а также по сфере приложения рабочей силы – конкретной отрасли экономики или вида экономической деятельности.

Это дает основание исследовать занятость как производственный ресурс экономического роста, а также как его социальную составляющую, и предопределило тот факт, что защите и содействию занятости уделяется первостепенное значение, как на национальном, так и на международном уровне.

Иными словами, занятость представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое приобретает свое конкретное содержание под воздействием множества факторов и процессов, начиная от демографических процессов в обществе и кончая государственным регулирующим воздействием на макроэкономику и на рынок труда, а также политикой государства в сфере образования и здравоохранения.

Наконец, нельзя игнорировать и влияние на состояние занятости в отдельных странах механизмов глобальной экономики, вызывающих глубокие и устойчивые дисбалансы, проявляющиеся в негативных социальных измерителях.

Автор исходит из того, что для понимания занятости как объекта государственного регулирования в современных условиях рынка немаловажно охарактеризовать протекающие в ней процессы качественных и количественных изменений.

Проведенный автором анализ на основе данных государственной статистики Росстата и ведомственной статистики Федеральной службы по труду и занятости, позволил выявить и оценить протекающие в ней процессы, начиная с 1992 г. Прежде всего, надо отметить снижение численности занятого населения при одновременном заметном старении населения в трудоспособном возрасте. Имеются также тревожные свидетельства ухудшения здоровья населения и роста смертности мужчин в работоспособном возрасте.

Структурные сдвиги занятости свидетельствуют о снижении удельного веса работников в сфере материального производства и росте удельного веса занятых в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте транспортных средств, бытовой техники и предметов личного пользования, в сфере финансов, кредита и страхования, а также в управлении.    Одновременно наблюдается резкое абсолютное и относительное снижение занятых в науке и научном обслуживании и в отраслях, определяющих научно-технический прогресс. В период с 1990 по 2004 гг. численность занятых в машиностроении сократилась на 5 млн. человеке, в лесной и деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - на 1,1 млн. человек.

Среднегодовая численность промышленно- производственного персонала* )

(тыс.человек)

 

1990

2004

Машиностроение

 

  9652

4262

Химическая и нефтехимическая

 

1130

811

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

 

2039

939

Лесная

 

2288

591

 

     *) Российский статистический ежегодник 2005. Офиц.сб. / Росстат. М., 2006. С. 174.

 

 

На основе анализа структурных сдвигов в занятости, выявлена тенденция определенного роста численности занятых в сфере малого бизнеса, которая возросла с 7,4 млн. человек в 2001 г. до 8,7 млн. человек в 2004 г.

Одной из отличительной особенности занятости в данный период следует считать разнообразие ее форм, отличающихся между собой  по стабильности режима работы, количеством отработанных часов.

Для получения полной картины состояния занятости важен учет случайной занятости, т.е. учитываемой доли лиц, имеющих только случайную работу. Рассматривая случайную занятость отмечено, что это преимущественно молодые люди со средним образованием, семейные многодетные люди и пенсионеры. Их численность имеет тенденцию к росту. С 1994 по 2001 г. доля таких занятых увеличилась с 2,9% до 7,3%.

Другая особенность российского рынка труда и занятости – наличие теневого рынка труда как результат функционирования теневой экономики, оборот которой по имеющимся данным оценивается в 41% от ВВП (по данным Росстата 22-25% от ВВП).

Характеризуя динамику и структурные сдвиги в занятости населения, в работе занятость рассматривается как составная часть экономически активного населения, другой частью которого являются безработные.

В диссертации показано, что в России общий уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, поднимался до довольно высокого уровня в начале 90-х годов, достигнув пика в 1998 – 10,8%, после чего наблюдается тенденция его снижения. Однако безработица продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Особенно тревожным представляется безработица среди людей в возрасте до 20 лет, которая составляла 32,1% в 2004 г. от численности данной возрастной группы и по группе в возрасте 20-24 года – 13,8%. Причины такой высокой молодежной безработицы лежат в слабой востребованности молодежи рынком труда из-за их недостаточной профессиональной подготовки или из-за несоответствия имеющихся у них специальностей, необходимым рынку специальностям.

В работе особое внимание уделяется обобщению практики функционирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой и организации его государственного регулирования. Автор показывает, что занятость и рынок труда как важнейшие элементы рыночной экономики испытывают воздействие многих факторов, среди которых особо выделяются зрелость развития национальной экономики, особенности ее роста и роль государства в корректировке негативных последствий функционирования национального рынка труда. Показано, что существенное влияние имеют на государственную политику занятости в отдельных странах процессы глобализации.

В диссертации выявлены и охарактеризованы наиболее очевидные процессы эволюции государственной политики занятости и ее совершенствования. Прежде всего, общим следует считать интеграцию государственной политики занятости с промышленной политикой. При этом регулирование рынка труда рассматривается как составной элемент государственного регулирования экономики. В последние годы наблюдается переориентация на новую концепцию государственного регулирования, где главным выступает создание условий для устойчивого роста с учетом эффективной занятости.

Важное влияние на трансформацию политики в сфере занятости оказывали интеграционные процессы в странах Западной и Центральной Европы, призванные наладить свободное перемещение рабочей силы в рамках Европейского союза как одного из условий обеспечения эффективной занятости.

В соответствии с принятыми совместным документами, в первую очередь, Амстердамским договором 1997 г. и Европейской стратегией в области занятости осуществлялся переход к проведению согласованной и сбалансированной политики в сфере занятости и рынка труда. Важным инструментом такой политики стало осуществление каждой страной национального мониторинга, национального плана действий и ежегодных докладов по осуществлению мероприятий в сфере занятости Европейскому союзу. Регулирование интегрированного европейского рынка труда реализуется на четких стратегических установках – повысить совокупную долю работающих в странах – членах союза к 2010 г. с 61% до 70%.

Важным элементом интегрированной политики в сфере занятости явилась миграционная политика, которая стала эффективным средством закрытия «белых пятен» в структуре национальных рынков труда. Основная особенность миграционной политики является «просеивание» иммигрантов по определенной системе отбора и преимущественное привлечение высококвалифицированных кадров из других стран.

При наличии плодотворно работающей системы обязательного страхования от безработицы и являющейся базой для поддержания материального обеспечения безработных граждан, немаловажной является и финансовая поддержка безработных и всей политики занятости из бюджета. Таким путем удается оказывать материальную помощь безработным на достаточно высоком уровне и не порождать бедность.

В зарубежных странах создана и успешно функционирует система содействия занятости и борьбы с безработицей. Главным объектом воздействия становится длительная безработица сроком более 3-6 месяцев, на ликвидацию которой направлена отлаженная работа государственных служб занятости, а также действующих негосударственных агентств по трудоустройству.

Социальная и экономическая результативность государственного регулирования занятости в различных странах неодинакова, но свое конкретное выражение находит в уровне безработицы, которая существенно различается – от 5,6% в Австрии и 6,7% в Бельгии до 10,3% в Греции и 10,7% в Испании. Среди стран – членов Европейского союза средний уровень безработицы составлял 7,6% в 2002 г.

В последние годы наблюдаются изменения в содержании активной политики в сфере занятости – переход от использования общественных работ к системе мер по созданию новых рабочих мест и к развертыванию переобучения безработных в соответствии с требованиями рынка, исходя из того, что основной целью политики государства в отношении безработных должна стать помощь в трудоустройстве.

Составным элементом государственной политики в сфере занятости за рубежом, как показано в диссертации, выступает система мер по увеличению занятости посредством развития малого предпринимательства. Здесь широко используется система экономических мер по финансовой поддержке, в том числе предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов и правительственных гарантий по частным банковскими кредитами и ряд других.

Во второй главе «Формирование системы государственного регулирования занятости населения в условиях экономического роста» исследование процесса формирования и функционирования государственного регулирования занятости населения начинается с анализа действующей законодательной базы и конкретизирующих её нормативно-правовых актов.

Правовые основы государственного регулирования занятости в нашей стране разрабатывались в полном соответствии с принятыми международными обязательствами и ратифицированными нашей страной основополагающими конвенциями МОТ.

Основным законодательным актом выступает федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», в который по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной политики в сфере занятости вносились изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной государственной службы занятости как единой федеральной системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе – оценка и составление прогнозов развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в поиске работы, а работодателям – в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными.

Данным законом определен и порядок финансирования политики занятости, в который с 2002 г. внесены существенные изменения.

Весьма значительной вехой в развитии законодательства о занятости населения следует считать федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 27.12.2005 г. № 199-ФЗ.

Вносимые им существенные изменения сводятся к четкому разграничению функций федерального органа исполнительной власти и органов местного самоуправления в содействии занятости населения и к значительному расширению полномочий субъектов Российской Федерации и их органов в этой сфере. Это означало передачу значительного числа полномочий федерального центра органам государственной власти в регионах.

В числе переданных полномочий следует выделить контроль государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их регистрация в качестве безработных, регистрация безработных граждан и содействие им в поиске подходящей работы, включая определенные государственные услуги по содействию в поиске подходящей работы, организация профессиональной переориентации безработных, социальных выплат и ряд других.

Данным законодательным актом установлен порядок финансирования переданных на региональный уровень полномочий посредством субвенций из федерального бюджета, определяемых исходя из численности населения.

Органы местного самоуправления получили право участвовать в финансировании общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Оценивая процесс эволюции законодательной базы в диссертации подчеркнуто, что он является прямым отражением процесса реализации государственной административной реформы, а также накопленного опыта успешного функционирования органов службы занятости населения в регионах, проведение последними политики содействия занятости и борьбы с безработицей с учетом их специфики и особенностей их социально-экономического развития.

Характеризуя законодательную базу политики занятости, в работе подчеркивается особая роль других законодательных актов, касающихся занятости населения, в частности, федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 180-ФЗ, предусматривающего поддержку малого предпринимательства в рамках федеральных региональных, отраслевых программ. Последние включают меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения и направлены на рост занятости.

Вместе с тем для крупномасштабного решения проблем занятости в действующем в настоящее время законодательстве отсутствуют акты по регулированию трудовой миграции.

Анализируя принципы организации и направления государственного воздействия на занятость в переходный период, автор показывает, что в условиях высокого уровня безработицы и необходимости выплаты пособий большому числу безработных не были реализованы страховые принципы функционирования Государственного фонда занятости, поскольку распределение средств среди безработных осуществлялось вне зависимости от сделанных ими отчислений. Пособия по безработице определялись в зависимости от объема ресурсов этого фонда, средства которого использовались преимущественно в рамках пассивной политики, в т.ч. и на другие виды материальной поддержки безработным – оплату жилья, коммунальных услуг, пособия на транспорт, а также выплаты, связанные с преждевременным выходом на пенсию безработных.

В рамках активной политики наиболее значительными были следующие виды расходов:

инвестиционная помощь органов службы занятости по поддержанию жизненно важных предприятий и льготные кредиты малым предприятиям;

финансовая помощь крупным предприятиям государственной формы собственности в целях сохранения рабочих мест, а также предприятиям социальной сферы;

обучение и переобучение безработных в соответствии с тенденциями спроса;

организация общественных работ.

Главным инструментом реализации политики в сфере занятости были в 90-е годы федеральные программы по содействию занятости, направленные на преодоление безработицы в условиях дефицита рабочих мест и поддержания на определенном уровне занятости.

В конечном счете, основными целями воздействия государства на положение с занятостью было:

расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости;

осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников и смягчение последствий массовых увольнений;

дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения, роста конкурентоспособности и мобильности рабочей силы.

Весьма перспективным направлением содействия занятости следует считать деятельность государства по поддержке и ускорению развития малого предпринимательства, рост на его основе занятости в стране.

Несмотря на возрастающие масштабы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства - в 2005 г. в объеме 1,5 млрд.руб., в 2007 г. 3 млрд.руб., а при реализации программы развития малого и среднего бизнеса на 2005-2008 гг. Минэкономразвития России – 17 млрд.руб. Россия отстает по уровню развития малого предпринимательства от стран с развитой рыночной экономикой. При доле занятости в этом секторе трудоспособного населения на уровне 17-19% его доля в ВВП составляет 10-12% по сравнению с 50-60% в других странах.

Оценивая результативность государства в сфере занятости, необходимо подчеркнуть следующие моменты: государственное воздействие позволило добиться существенного сокращения безработицы и провести широкий комплекс мер по реализации активной политики.

Вместе с тем, в диссертации отмечаются основные негативные аспекты государственной политики, появившиеся в отсутствии долгосрочной концепции политики государства на рынке труда в изменившихся макроэкономических условиях, в хроническом кризисе государственного финансирования в лице такого института, как Государственный фонд занятости. Очевидна недостаточная эффективность реализованных государственной службой занятости программ и отсутствие их интеграции с программами социально-экономического развития.

Самостоятельным объектом рассмотрения в диссертации выступает региональная политика в сфере занятости и механизмы ее реализации. Неравномерные процессы формирования рыночных отношений с учетом сложившейся в стране системы разделения общественного труда и территориального размещения производительных сил нашли свое выражение в непропорциональном размещении трудоспособного населения по территории и дифференциации в уровне и масштабах безработицы. В 17 субъектах Российской Федерации уровень безработицы превышал общероссийский в 2 и более раза.

Наряду с неравномерностью в уровне безработицы и разнонаправленным изменениям в занятости в условиях переходного к рынку периода (в одних регионах занятость снижалась, в других возрастала) региональные рынки труда характеризовались преобладанием скрытых процессов в сфере занятости. Это проявляется в скрытой безработице, вынужденных администрацией внеочередных неоплаченных или частично оплаченных отпусках, распространении неполной занятости.

Автором показано, что особенности социально-экономического развития, а также состояние рынка труда и занятости регионов как объекта государственного регулирования делали неизбежным различия в направленности региональной политики занятости. Последняя – это органическая часть национальной государственной политики с применением принципов дифференциации. Она, как показано в диссертации, постепенно приводит к формированию самостоятельных систем регулирования занятости на региональном уровне, призванных способствовать преодолению болезненных явлений, связанных с переходом к рынку.

В диссертации доказано, что только на уровне регионов могли успешно решаться вопросы достижения сбалансированности спроса на рабочую силу и ее предложения, максимальной увязки долгосрочных и среднесрочных потребностей в рабочей силе со стороны предприятий и организаций региона с системой профессиональной подготовки рабочей силы.

Вместе с тем, проведенный в диссертации анализ дает наглядное подтверждение того, что региональная политика занятости в 1992-2002 гг. не могла быть признана достаточно эффективной.

Из-за нехватки финансовых ресурсов в регионах не в полной мере развертывалась работа по борьбе с безработицей. Недостаточное внимание уделялось повышению качества рабочей силы с учетом требований социально-экономического развития.

При этом государство, реализуя политику выравнивания бюджетного обеспечения регионов, не смогло обеспечить приемлемый уровень оздоровления региональных бюджетов. В результате первоочередными в регионе были меры по организации материальной поддержки безработных.

Более того, трансформация системы финансирования политики занятости, связанная с ликвидацией Государственного фонда занятости и переходом на бюджетное финансирование, привела к тому, что региональные службы занятости фактически лишились возможности оказывать финансовую поддержку безработным в виде предоставления ссуд на открытие собственного дела.

При неоднозначной оценке результативности государственной политики в сфере занятости в регионе, в диссертации подчеркивается важность накопленного опыта по регулированию регионального рынка труда и развертыванию активной политики в этой сфере. Вместе с тем отмечается отсутствие методов оценки и анализа результативности деятельности служб занятости на местах и, прежде всего, оценки эффективности затрат на мероприятия по содействию занятости по основным направлениям, что свидетельствует о многих неиспользованных резервах совершенствования их деятельности.

В третьей главе «Трансформация государственного регулирования занятости в условиях экономического роста» обосновываются основные направления совершенствования государственного воздействия на занятость на макроуровне.

Автор исходит из того, что достижение высоких темпов экономического роста и повышение уровня конкурентоспособности национальной промышленности не может быть достигнуто без долгосрочной национальной промышленной политики, понимаемой как часть структурной политики и как инструмент реализации долгосрочных интересов государства на основе выбора приоритетов и средств их достижения. Одной из целей национальной промышленной политики должно быть достижение высокого уровня занятости и использования трудового потенциала страны.

В диссертации обосновывается тезис о том, что успешное достижение целей промышленной политики невозможно без ее интеграции с политикой в сфере занятости. Причем постановка новых целей экономического развития диктует необходимость формирования новой национальной модели занятости, под которой понимается совокупность количественных и качественных характеристик и требований к трудовым ресурсам, удовлетворение которых позволит поддерживать высокие темпы экономического развития и решение социальных проблем общества.

Одно из количественных требований – достаточный и стабильный рост трудовых ресурсов. Это означает проведение специальных мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции.

Переход к новой модели национальной занятости, во-вторых предполагает создание эффективных механизмов снижения уровня безработицы и вовлечение безработных в трудовую деятельность, превращение безработицы в один из ключевых резервов пополнения занятости, а также разработка специальной системы мер в рамках промышленной политики с целью предотвратить вероятность крупномасштабного роста безработицы в первые годы присоединения России к ВТО из-за неконкурентоспособности многих промышленных предприятий.

В-третьих, в рамках такой модели должны быть максимально задействованы меры по стимулированию роста спроса на рабочую силу со стороны бизнеса и предложения на рынке труда, отвечающую требованиям высокой квалификации и профессиональной подготовки работников.

В-четвертых, предполагается достижение высокого уровня качественных характеристик занятости, адекватных требованиям трансформации постиндустриального в информационное общество. Речь идет о перестройке системы образования и направленности работы образовательного комплекса страны, обеспечение быстрого его реагирования на изменения требований национального рынка труда.

Наконец, результатом повышения качественных характеристик рабочей силы и занятости должно стать формирование в развитии в нем сегмента инновационной занятости, способного обеспечить потребности в трудовых и кадровых ресурсах наукоемких и высокотехнологических производств и включающего механизмы ее воспроизводства.

Предложенная национальная модель занятости призвана стать, по мнению автора, средством перехода к эффективной занятости. Под последней понимается занятость, адекватная требованиям конкурентоспособной экономики и базирующаяся на создании механизмов перераспределения рабочей силы по регионам и отраслям с учетом определенных приоритетных направлений и точек роста национальной экономики. Это может быть достигнуто только при наличии тесного взаимодействия государства, организаций работодателей и профсоюзов, перехода к разработке прогнозов потребностей в работниках разных специальностей и уровня подготовки, создании с учетом международных классификаторов общероссийского классификатора профессий и ряда других мер. Новая модель занятости, как и переход к эффективной занятости, потребует серьезной переориентации системы высшего образования и активизации среднего специального профессионального образования.

Важное место в диссертации занимают вопросы активизации государственного регулирования занятости на региональном уровне.

Автор исходит из того, что регион представляет собой такое территориальное образование, которое располагает широкими возможностями в экономической, финансовой, правовой и других сферах деятельности в отличие от следующего, более низкого уровня территориального деления.

Автор исходит из того, что государственное регулирование занятости может быть результативным только в рамках реализации промышленной политики при наличии приоритетов, отражающих специфику развития регионов. Это должно найти свое конкретное выражение в государственной поддержке стратегически важных для региона отраслей, а также градообразующих предприятий, на базе которых в стране функционирует 487 моноструктурных городов и 332 городских поселка.

С перемещением основной совокупности функций по воспроизводству трудовых ресурсов на региональный уровень, выдвигается тезис о необходимости четкого определения основных направлений региональной политики в сфере занятости и инструментов ее реализации. Это – приведение в соответствие имеющихся трудовых ресурсов с имеющимся спросом на них со стороны основных секторов экономики и требований реализации региональной промышленной политики;

снижение уровня региональной безработицы с учетом ее характера и применения дифференцированного подхода к отдельным категориям безработных;

трансформация структуры и качества трудового потенциала региона в соответствии с требованиями реструктуризации промышленного производства и повышения его конкурентоспособности;

перспективное развитие человеческого капитала с учетом долгосрочных стратегических целей социально-экономической политики;

стимулирование развития малого бизнеса как важного источника увеличения занятости;

четкая региональная миграционная политика.

Однако, реализация таких направлений региональной политики в сфере занятости возможна лишь при наличии достаточных финансовых ресурсов. До последнего времени финансовое обеспечение остается одной из нерешенных до конца проблем в отношениях между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

В диссертации обосновывается важность формирования информационного обеспечения региональной политики занятости, адекватного современным требованиям. Рассматривая имеющуюся статистическую базу для проведения региональной политики в сфере занятости, автор подчеркивает отсутствие в ней той полной и всесторонней информации о состоянии и динамике роста трудового потенциала, которая позволяет отслеживать и регулировать процессы повышения качества рабочей силы и рост ее конкурентоспособности. Весьма неполной является и статистика малого предпринимательства, в которой имеется много белых пятен.

Сегодня актуальным представляется создание межведомственной информационной системы, которая бы максимально аккумулировала имеющуюся государственную и ведомственную статистику и дополняла бы ее теми новыми элементами, которые позволяют получать детализированную картину состояния занятости и происходящие в ней сдвиги.

Ключевыми составными элементами такой системы должны стать показатели состояния регионального рынка труда в части характеристики занятости населения; масштабов и уровня безработицы; миграции населения, а также показатели результативности государственной региональной политики. Последнее предполагает наличие и оценку финансовых показателей, позволяющих оценить ее результативность и эффективность.

В заключение диссертационной работы обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы и даны рекомендации по их практическому использованию.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1.     Зибарев Д.Б. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд. 2006. №11. C. 29-31. (0,4 п.л.).

2.     Зибарев Д.Б. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики (окончание) // Человек и труд. 2006. №12. C. 30-32. (0,4 п.л.).

3.     Зибарев Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 72. М.: Изд-во Моск. гуманитарного университета, 2006. C. 141-152. (0,6 п.л.).

4.     Зибарев Д.Б. Совершенствование информационного обеспечения политики занятости в условиях расширения полномочий субъектов Российской Федерации // Труд и страхование. 2006. Вып. 9. C. 53-56. (0,4 п.л.).

5.     Зибарев Д.Б. Ситуация на рынке труда на начало ноября 2006 года // Труд и страхование. 2007. Вып. 1. C. 58-59. (0,1 п.л.).

6.     Жарова Н.В., Крощенко М.М., Зибарев Д.Б. Анализ профессионально-квалификационной структуры потребности работодателей в рабочей силе // Труд и страхование. 2006. Вып. 7. C. 16-23. (0,5/0,35 п.л.).

7.     Жарова Н.В., Крощенко М.М., Зибарев Д.Б. Анализ профессионально-квалификационной структуры потребности работодателей в рабочей силе (Окончание) // Труд и страхование. 2006. Вып. 8. C. 19-23 .(0,5/0,35 п.л.).

 

 

 

 Подписано в печать 19.04.2007 Тираж 100 экз. Усл. 1,1 п.л.

Издательство Московского гуманитарного университета (ННОУ)

Печатно-множительное бюро. Заказ № …..

111395, Москва, ул. Юности, 5/1