В.К. Криворученко,

доктор исторических наук,

профессор

 

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР

РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

 

 

Наука — специфическая отрасль человеческой деятельности. В современном понимании наука — это особого рода деятельность, включающая особые цели, методы их достижения и т.п.; это совокупность знаний, объединяющих различные концепции, теории, категориальный аппарат и т.п.; это социальный институт, включающий отдельных ученых и их формальные и неформальные объединения, организации и т.п.

Важным понятием в системе научного потенциала страны является научное сообщество, фактически обозначающее одну из структурных единиц науки. Можно выделить три группы научных сообществ: академическая наука, которая в условиях централизованной системы хозяйствования обеспечивала высокое развитие практически всех фундаментальных направлений; отраслевая наука, превратившая страну в одну из супердержав; вузовская наука, подготавливающая кадры и вносящая свой вклад в академическую и отраслевую науку.

Наука реализуется в каждом учебном и научном заведении. Особое место в этом процессе занимает университеты.

Университет, как высший тип учебный заведений, — это такое учреждение, образовательный процесс в котором ведется через науку и на базе науки, пронизан научным содержанием; в научном отношении — это совокупность сложившихся в нем научных школ. Университет выделяется прежде всего наличием в нем личностей, лидеров, ученых–новаторов, которые «обрастают» учениками.

 

Перспективы науки всегда определялись перспективами ведущих научных школ. Особенно это характерно для нынешнего, ХХI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся высот, когда любые научные задачи и проблемы требуют объединения усилий ученых, зачастую различных отраслей науки, образования коллективов ученых.

В этих условиях чрезмерно возрастает значение научных школ.

Образование научных школ — хорошая российская традиция, которая явилась следствием особенностей культурно-исторического развития России, некоторые из которых В.И. Вернадский характеризовал следующим образом: «В России начало научной работе было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества (…). Она создавалась при этом интеллигенцией страны (…) создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций…». (Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 65).

Обращает внимание то, что В.И. Вернадский делал акцент на свободе, независимости русских ученых: «Вся работа русского общества, происходившая в области научного творчества, стояла вне кругозора православного духовенства, представляла для него чуждую область, в которой оно не могло разобраться. (…) Служители русской церкви не могли иметь авторитета в своих возражениях (…). Этим путем достигалась в России та внутренняя свобода исследования, которая в такой мере отсутствовала в научной культурной среде Запада, где духовенство всегда было сильно своими представителями, активно работавшими в научных исканиях и изменявшими благодаря этому отношение к церкви и к христианскому учению широких слоев научных работников. Оно там являлось умственной силой, с которой всегда должна была считаться – нередко бороться – научная мысль». (Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 67).

Мировое звучание имели научные школы А.Ф. Иоффе, Л.Д. Ландау, П.Л. Капицы и многих, многих других российский ученых светил. Они обеспечили подъем, славу и мировой уровень отечественной науки.

Исследователи отмечают, что сформировавшийся в XIX веке в мировой науке системный подход во многом исходил из практики русских научных школ.

 

В научном и практическом плане представляет интерес анализ общих закономерностей развития научных школ, механизмов распространения их влияния школ в научном сообществе, их воспроизводства, управления их развитием.

Научные школы — это не только и не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях. Научные школы — это неформальные коллективы. Являясь ядром научного сообщества, они играют особую роль в формировании гражданского общества. Если формальная трудовая принадлежность к научному сообществу не столь значима для гражданского общества, то научная школа является существенным элементом гражданского общества.

Именно в плане консолидации труда ученых научная школа представляет особый интерес.

 

Отечественная и зарубежная история свидетельствует, что развитие многих направлений науки связано с деятельностью научных школ. Научные школы выступают таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности.

В теории науки понятие «научная школа» многозначно и имеет различные смысловые оттенки. Теория науки представляет научную школу как один из типов научного сообщества, особую форму кооперации научной деятельности.

Научная школа — это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др.

Сошлемся на М.Г. Ярошевского, который указывает: «Термин «школа» … при всей своей неопределенности (…) означает, по общепринятому мнению историков, во-первых, единство обучения творчеству и процесса исследования, во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других». (Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С.86).

 

Научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему.

Научная школа является инструментом «воспитания исследовательского стиля мышления (…) определенного способа подхода к проблемам».

Научная школа — это организация тесного, постоянного, неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов.

Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки.

 

Научным школам свойственны такие характеристики —инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.

Для научной школы крайне важно научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как частей общего.

 

 

1.

Вопросы формирования и эффективного функционирования научных школ для Московского гуманитарного университета — это вопросы, имеющие собственную историю, начавшуюся с начала деятельности коллектива как научно-образовательного сообщества — с создания Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (1969г.), которой был дан государственный статус высшего учебного заведения и научно-исследовательского учреждения.

С начала функционирования ВКШ было определено как генеральное направление научных исследований научного коллектива и слушателей развитие теории коммунистического воспитания советской молодежи. В тот исторический период государство и политические институты в числе приоритетов имели молодежную политику, охватывающую все направления жизнедеятельности молодежи.

По инициативе ЦК ВЛКСМ и по решению ЦК КПСС был создан Общественный совет по координации научных исследований проблем молодежи. Учредителями Совета были ЦК ВЛКСМ, Академия педагогических наук, Министерство высшего и среднего специального образования СССР. В Общественный совет входило около тысячи ученых, партийных и государственных деятелей, в нем было образовано около 20 секций по тематическим направлениям, которые возглавляли ведущие ученые страны. Для обеспечения деятельности Совета по решению ЦК КПСС был создан Научно-исследовательский центр при ЦК ВЛКСМ, который кроме организации деятельности Совета занимался научными исследованиями и получил признание в СССР и за рубежом. В ВКШ были созданы принципиальной научной значимости научные труды по молодежной тематике. Впервые в стране проводились социологические исследования в молодежной среде крупного масштаба, сформировалась наука «социология молодежи». В ВКШ готовился первый закон СССР о государственной молодежной политике (руководитель И.М. Ильинский), который был принят в мае 1991 года.

Можно обобщенно сказать, что весь коллектив ученых ВКШ представлял собой единую, организованную и скоординированную научную школу по указанной тематике. Этот опыт, получивший широкое научное признание в стране и за ее рубежами, наследственно перешел в Институт молодежи, затем в Московский гуманитарный университет  и зафиксирован в отечественной и зарубежной науке.

Не вдаваясь в подробности, как нам представляется, после принятия известного Указа Президента РФ за №1 об образовании и практически отстранения от воспитания молодого поколения общеобразовательной школы, средних и высших профессиональных учебных заведений молодежная тематика была вытеснена из приоритетов государства и науки, и как следствие этого процесса существенно сократилось это направление исследований в стране. Институт молодежи, как негосударственное учебное заведение, не получая государственного финансирования, вынужденно сократил исследования этого направления. Совершенно естественно, наука в Институте молодежи стала развиваться в рамках учебных и научных направлений профильных кафедр. Научные школы стали существовать по кафедральной головной тематике, по отдельным направлениям отраслей науки, при ведущих ученых.

 

2.

 

Практика создания научных школ позволяет дать обобщенное представление о формах научных школ в следующем виде:

1) научно-образовательная школа, призванная формировать будущих исследователей;

2) исследовательский коллектив — группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством лидера (главы школы) избранную или созданную им исследовательскую программу;

3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов;

4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук.

 

М.Г. Ярошевский к типологическим формам научных школ» относит: научно-образовательную школу, школу — исследовательский коллектив, школу как направление, приобретающее при определенных социально-исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер. (Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977.  С.28).

Науковеды различают несколько социальных форм организаций научных сообществ. В данном случае речь идет о «научных школах», как одной из социальных форм.

 

Эти разновидности школ, как показывают материалы многих учебных и научных организаций, с которыми представилась возможность ознакомиться, прежде всего, через Internet, представляют интерес для научной общественности, имеют право на существование и развитие. Более того, как показывает вузовский опыт становления научных школ, все эти формы являются звеньями одной цепи, элементами становления научных школ. Вопрос в том, какие из этих форм наиболее эффективны применительно к решению целей и задач стратегического развития (научного развития) конкретной организации, в том числе нашего университета, а также с учетом того, на каком этапе развития находятся школы университета на сегодняшний день.

 

Сам термин «научная школа» многозначен. Анализ показывает, что используются, в основном, три категории понятий «научная школа»:

·                     формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);

·                     исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;

·                     направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

 

О. Грезнева предлагает такую классификацию научных школ:

1. по виду связей между членами научной школы – научное течение, «невидимый колледж», научная группировка;

2. по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические;

3. по широте исследуемой предметной области – узкопрофильные, широкопрофильные;

4. по функциональному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, прикладные;

5. по форме организации деятельности учеников – с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР работы;

6. по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые;

7. по степени институализации – неформальные, кружки, институальные;

8. по уровню локации – национальные, локальные, личностные. (Грезнева О. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. 2004. №5. С.42-43).

 

Во многих российских вузах, если судить по их официальным сайтам в Internet, под термином «научная школа» чаще подразумевается «научное направление» и только в редких случаях научные школы представлены, как научные коллективы с их историей становления, развития и современного состояния. Обычно это коллективы, претендующие на «ведущие научные коллективы» в рамках определенного научного направления. Иначе говоря, реально существуют такая система: «научное направление — научная школа».

В то же время многие ученые сходятся во мнении, что научная школа — это сообщество исследователей, интегрированных вокруг ученого генератора идей, обладающего особыми исследовательскими и, что также важно, человеческими качествами. При таком ученом объединяется группа соратников и учеников, которые разделяют его научные идеи и общие теоретические принципы, методологию исследования. Как правило, все эти исследователи совместно выполняют определенную исследовательскую программу, разработанную и предложенную данным ученым или возглавляемой им группой ученых. В ходе выполнения научной программы конкретного коллектива идет интенсивный обмен мнениями и результатами. Такой возможности при конкуренции научных коллективов не существует. Но в самом коллективе (научной школе) эти возможности не только имеются, но и их использование является необходимым. Следовательно, одновременно с решением определенной научной задачи ученые обмениваются научной информацией, повышают свою квалификационную эрудицию.

Важной функцией подобной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников.

Конечно, процесс формирования научных школ крупных ученых достаточно долгий и трудоемкий. Решение этой задачи в условиях высшего учебного заведения облегчается тем, что научный коллектив одновременно выполняет образовательные и научные функции. Творческая атмосфера, наличие талантливых учеников из аспирантов и студентов, учебно-вспомогательной и научной базы помогают ведущему ученому добиваться существенных результатов в науке.

В данном случае научная школа при крупном ученом — это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством возглавляющего научную школу ученого выдвинутую им исследовательскую программу.

Существенным признаком подобной, как и других научных школ является то, что в них одновременно решаются такие задачи: разработка и защита научных идей, комплексное, коллективное выполнение крупной задачи, недоступной для решения одним ученым, и подготовка молодых ученых.

 

Существуют и такие определения — научная школа, это научный коллектив, завоевавший известность высоким уровнем исследований в конкретном научном направлении, устойчивостью научной репутации и традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации.

Научная школа — это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством лидера выдвинутую им исследовательскую программу.

 

М.Г. Ярошевский выделяет, среди прочих, следующие важные признаки научной школы: наличие лидера, задающего вектор развития научной школы, наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели; общность подходов (или единую парадигму) совместной деятельности.

Н.А. Логинова к признакам научной школы относит следующее: наличие программы, разработанной лидером, непосредственное общение коллектива школы, наличие методического инструментария исследований, наличие внутренних стандартов оценки деятельности. (Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. 2000. № 5. Т.21. С. 106-111).

Обратим особое внимание на определение признаков научных школ официальными лицами государственных органов. Начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента РФ А.С. Левин отмечает, что основными определяющими признаками научной школы являются: наличие нескольких поколений в связках учитель - ученик, объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом; общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований; в общем единый оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области; постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих ученых; постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки.

На основании  этого он дает феноменологическое определение научной школы — исторически сложившаяся в России форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединяемых общим направлением работ, обеспечивающих эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников. (Левин А.С., начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента РФ. Соображения к концепции развития программы // http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html)

 

Главенствующей фигурой научной школы, ее стержнем является ее лидер.

Наличие лидера является обязательным условием существования научной школы. В документах и литературе используются различные трактовки понятия «крупный ученый, лидер группы, доктор наук», поскольку понятия «доктор наук» и «крупный ученый» не всегда могут быть синонимами.

С.И. Гессен писал: «Метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа». (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С.35)

На формирование научных школ оказывает влияние наличие у лидера школы не только качеств, необходимых для научной деятельности, но и качеств, позволяющих способного сплотить вокруг себя творческий коллектив.

Лидер занимает несколько функциональных позиций. Во-первых, он является «проектировщиком-организатором» школы, что обеспечивает рефлексивные позиции членов коллектива по отношению к своей деятельности. Во-вторых, лидер одновременно проявляет себя в двух ипостасях — наставник и коллега.

Около 25% руководителей школ — директора научных организаций. Как правило, это наиболее компетентные ученые: доктора наук, академики и члены-корреспонденты Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и др., организующие и обеспечивающие весьма интенсивную научную деятельность руководимых ими коллективов. (Левин А.С., начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента РФ. Соображения к концепции развития программы // http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html)

 

Существенным признаком научной школы является то, что она одновременно реализует функции инициатора научных идей, их распространения и защиты, подготовки молодых ученых.

Иными словами, основными характеристиками научной школы могут быть: известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений.

Научная школа выполняет все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство как знаний, так и самого научного сообщества.

 

Научная школа, как правило, обладает такими основными признаками: минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы — это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника); наличие лидера — крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом; сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам; формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

Научную школу можно рассматривать как неформальное творческое содружество исследователей разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов.

 

В Ульяновском государственном университете установлена градация научных школ и решением квалификационной аттестации научных школ присваиваются квалификации: «Признанные научные школы», «Известные научные школы», «Развивающиеся научные школы», «Формирующиеся научные школы».

 

Какую бы форму организации не принимали научные школы, вне зависимости от стадий становления и истории развития они могут существовать только при постоянном вниманием администрации, при всесторонней поддержке, в том числе и финансовой, если это необходимо.

 

Традиционно в качестве основной ячейки высшего учебного заведения выступает кафедра. Однако в ведущих вузах, где сложились определенные традиции, как в учебном процессе, так и в научных исследованиях, все большее значение играют научные школы. Заметим — из просмотренной в Internet информации в большинстве учебных заведений указываются объединения ученых по научным направлениям или «вокруг» ученого, а не по кафедрам. Именно такое объединение ученых приносит больший научный эффект.

Понятно, что не каждый научный коллектив кафедры может претендовать на звание научной школы и тем более ведущей научной школы. Как правило, когда в отчетах говорится о научной работе кафедры, то никогда не подразумевается, что на каждой из них есть научная школа в полном понимании этого определения. Более того, не на каждой кафедре существует четко очерченное научное направление.

 

Для примера сошлемся на Пермский государственный университет. В 2004 году здесь было 33 научных коллектива, заявивших о себе как о научных школах. Среди них: кафедры – 11, межкафедральные образования – 1, межфакультетские образования – 1, вузовско-академические образования – 6; другие образования – 15. В «другие образования» включены: творческие коллективы сотрудников кафедр и структурных подразделений НИЧ ПГУ (центры, лаборатории), лабораторий Естественнонаучного института при ПГУ, объединений специалистов на общественных началах, лабораторий и кафедр других вузов региона и Российской Федерации.

 

Как мы отмечали, многие научные школы создаются по наиболее важным и актуальным научным направлениям.

Для примера назовем некоторые научные школы Ростовского государственного  строительного университета:  

Проблемы фундаментостроения и геоэкологии в сложных грунтовых условиях. Руководитель - д. г.-м.н., проф., заслуженный деятель науки и техники РФ Ананьев В.П. Разработка энергосберегающих технологий производства основных видов строительно-монтажных работ. Руководитель - д.т.н., проф., заслуженный деятель науки и техники РФ, советник РААСН Айрапетов Г.А. Обеспечение надежности машин и конструкций. Руководитель - д.т.н., проф. Беленький Д. М. Разработка методов решения нелинейных задач строительной механики. Руководитель - д.т.н., проф., советник РААСН Васильков Г.В. Процессы тепло- и массообмена и повышение эффективности работы теплообменных систем. Руководитель - д.т.н., проф., заслуженный деятель науки и техники РФ, академик МАЭБ Иванов В.В. Повышение долговечности автомобильных дорог в региональных условиях Юга России. Руководитель - д.т.н., проф., почетный дорожник РФ Илиополов С.К. Совершенствование геодезических, фотограмметрических и астрономических работ. Руководитель - д.т.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, член Академии космонавтики Куштин И.Ф. Проектирование и расчет железобетонных элементов с комбинированым преднапряжением арматуры. Руководитель - д.т.н., проф., заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный академик РААСН Маилян Р.Л. Энергосбережение и охрана воздушного бассейна при использовании природного газа. Руководитель - д.т.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, советник РААСН, акад. АПЭ Новгородский Е.Е. Рыночная ориентация инвестиционной деятельности. Руководитель - д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ Стаханов В.Н. Оптимизация технологических параметров и структуры теплоизоляционных ячеистых материалов, получаемых из нетрадиционного местного сырья и техногенных отходов. Руководитель - к.т.н., проф., почетный работник высшего образования Юндин А.Н.

 

В Военной академии генерального штаба Вооруженных Сил РФ на протяжении многих лет действуют более 10 научных школ. Основными из них являются школы, посвятившие свою деятельность изучению вопросов, связанных с обеспечением военной безопасности, повышением эффективности применения объединенных видов Вооруженных Сил и родов войск, улучшением качества боевой подготовки войск и учебного процесса вузов. Основоположниками этих школ являются заслуженные ученые академии доктора наук, профессора М. Касенков, Н. Кузнецов, О. Сосюра, М. Ясюков, другие генералы и офицеры. Ими написано более тысячи научных трудов, подготовлены свыше 135 ученых, многие из которых сами организует свои научные школы, это доктора наук В. Копытко, Г. Налетов, В. Лисовой, П. Шаманин и другие. В академии стало традицией проводить конференции по военно-теоретическому наследию видных военных ученых и теоретиков.

 

Научные школы — это всегда коллективы, но так повелось в науке, что каждая из них носит имя своего основателя и учителя.

Для примера сошлемся на «именные научные школы» Московского государственного лингвинистического университета:

Стилистическая школа профессора И.Р. Гальперина. Стилистические изыскания в области английского языка и речи, а затем и работы в сфере общей стилистики, осуществленные И.Р. Гальпериным и его учениками уже в середине 50-х годов XX века сложились в самостоятельное научное направление, превратившее стилистику из маргинальной сферы риторики и литературоведения в самостоятельную дисциплину, нетрадиционная рельефность которой проявилась особенно наглядно в эпоху постпарадигмальной лингвистики: теории текста, кроссуровневых принципов интерпретации содержательности единиц дискурса, герменевтических подходов к установлению истинной информативности произведений художественной речи. Под руководством и при консультативной помощи И.Р. Гальперина и его учеников защищено более 200 кандидатских и десятки докторских диссертаций. Основные работы: «Большой англо-русский словарь» (под ред. Гальперина), монографии И.Р. Гальперина «Информативность единиц языка», «Очерки по стилистике английского языка», «Текст как объект лингвистического исследования», более 20 коллективных монографий кафедры стилистики факультета английского языка.

Грамматическая школа профессора Л.С. Бархударова. Школой заложена основа многим новым (в 60-70 гг.) направлениям в изучении грамматики английского языка: таким, как структурный синтаксис простого и сложного предложения, трансформационно-порождающая грамматика английского языка, семантический синтаксис, проблемы валентности частей речи, грамматической омонимии и синонимии. Л.С. Бархударов выдвинул свою оригинальную трактовку основных понятий английской морфологии, поверхностной и глубинной структуры предложения, их соотношения. В области истории английского языка Л.С. Бархударов предложил новое решение проблемы разрушения флективной системы древнеанглийского языка и развития его аналитического строя. Научные взгляды Л.С. Бархударова были в дальнейшем развиты в работах его многочисленных учеников и послужили базой для более 150 кандидатских диссертаций и около двадцати докторских работ. Современная грамматическая школа МГЛУ во многом опирается на его концепции при исследовании актуальных для настоящего времени проблем лингвистики текста, функциональной грамматики, прагматического синтаксиса, когнитивной грамматики. Основные публикации: Л.С.Бархударов «Очерки по морфологии современного английского языка", он же: «Структура простого предложения современного английского языка», он же: «Грамматика английского языка». В.П. Верховская: «Видо-временная форма в английском сложноподчинённом предложении», она же: «Английский глагол. Трудности употребления в речи». И.П. Крылова: «Грамматика современного английского языка», Т.А. Расторгуева «История английского языка», Т.С. Сорокина и др.: «Функциональная грамматика английского языка».

В Пермском государственном педагогическом университете действуют научные школы, получившие широкую известность в России и за рубежом: Интегральная индивидуальность человека и психолого-ледагогическое обеспечение ее развития в системе непрерывного образования (профессор В.С. Мерлин); Конвективные течения, конвективная неустойчивость равновесия и течений, влияние различных факторов на эту неустойчивость (профессор Е.М. Жуховицкий); Изучение консортивных отношений и структуры популяций в природных и антропогенных экосистемах (профессор И.А. Селиванов); Эколого-зтологическис эволюционные аспекты гнездовой жизни и раннего онтогенеза (профессор А.М. Болотников); Роль педагогического внушения в решении вопросов обучения, воспитания и психогигиены школьника (профессор И.Е. Шварц); Конечные геометрические системы (профессор Е.Г. Гонин).

В Кубанском государственном техническом университете сложились и действуют известные в России и за ее пределами научные школы в области 29 научных школ. Среди них: Механических систем непрерывного транспорта;  Технологии хранения, консервации и переработки зерна; Архитектурно-строительной физики и экологии городской среды; Нетрадиционной электромеханики; Обработки сельскохозяйственного сырья сжиженными и сжатыми газами.

В Московском государственном университете путей сообщения 21 научная школа. В их числе Развитие транспорта в крупных железнодорожных узлах академика В.Н. Образцова; Управление персоналом профессора Б.А. Левина; Перспективные технологии и оборудование для подвижного состава член-кореспондента РАН В.Г. Иноземцева; Транспортная логистика профессора А.А. Смехова; Теория и практика передачи речи в цифровых сетях связи профессора Г.В. Горелова; Экономическая эффективность инвестиций и инноваций на транспорте и в строительстве академика Т.С. Хачатурова.

В Военно-космической академии (берет свое начало с основанной по Указу Петра-1 в январе 1712 года Инженерной школы) работают 40 заслуженных деятелей науки, 22 действительных члена или члена-корреспондента международных академий и академий Российской Федерации, более 80 докторов наук, свыше 600 кандидатов наук, 70 профессоров, более 300 доцентов и 80 старших научных сотрудников. В Академии созданы 32 научные школы и 13 постоянно-действующих научно-технических семинаров.

 

Научной школой, на наш взгляд, правомерно считать ученых, подготовленных одним ученым. О таких ученых правомерно говорят — «он прошел школу такого-то ученого». Например, в Московском гуманитарном университете один профессор подготовил 20 докторов наук и 44 кандидата наук, а за ними научные «внуки» и «правнуки». Конечно, это большая научная школа ученого. Более того, в научной жизни придают большое внимание тому, что тот или иной доктор, кандидат наук подготовлен этим ученым. Но, к сожалению, какого-то обобщенного труда эта школа не имеет. Восемь докторов наук работали над одной тематикой, каждый имеет по несколько монографий, а обобщающей коллективной работы не создано. Здесь правомерен укор ученым, но налицо и неотработанность системы издания научных монографий.

 

В теории науки различают понятия «научная школа», «научное направление», «научная проблема».

Можно констатировать, что когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в ее рамках подготовлен не один доктор наук. Важной характеристикой научной школы является активная научная работа, связанная с разработкой определенных научных проблем, с аспирантурой и подготовкой диссертаций, с проведением тематических конференций по определенному научному направлению. При этом учитываются два важных условия: должен наличествовать основоположник школы — известный ученый, длительное время работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.

Когда говорится о научном направлении на кафедре, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения — доктор наук, что в рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами.

В том случае, когда речь идет о работе над научной проблемой, то имеются в виду соответствующие публикации, выступления на конференциях, семинарах.

 

При оценке научных школ учитывается количество подготовленных кандидатских и докторских диссертаций («учитель – ученик»); цитируемость трудов участников школы; общие научные идеи и ценности, которых придерживаются члены школы. При характеристике научной школы преемственность часто трактуется как продолжение тематики исследований учителя в трудах учеников. Особо учитывается защита докторских диссертаций в рамках научной школы.

Важным показателем научной школы является многогранность исследований членов научного коллектива. Использование при идентификации научных школ только количественных показателей в отрыве от других видов оценки позволяет очертить лишь контур проблемы — необходим более широкий подход, учитывающий своеобразие и многогранность феномена научной школы.

Исключительное значение имеет обстановка в научной школе, организация работы коллектива — неприемлемо, когда одному человеку поручается непомерно большой объем работы, а другому — малозначащие задачи.

 

Создание научных школ — это потребность науки, необходимость ученых. Научное сообщество нуждается в постоянных контактах, обмене информацией, взаимной оценке трудов, а, следовательно, в формировании научных школ, направлений, временных творческих коллективов.

Из теории организации науки известно, что научное общество может быть устойчивым и жизнеспособным только в условиях: обеспечения известной самостоятельности, самодеятельности, самоорганизованности молодых ученых, определяющих в силу своего возраста, мировоззренческих установок и творческих потенций в определенном плане будущее науки; обеспечения постоянного контакта со старшими поколениями ученых, представляющих имеющиеся направления, опыт, традиции и формы научного поиска.

 

В теории науки существует понятие «научное сообщество». Это объединение ученых, принадлежащих, как правило, к одной научной дисциплине, работающих в одном научном направлении, придерживающихся общих теоретических оснований, принципов и методов решения исследовательских задач. Вместе с тем научное сообщество представляет собой не аморфную совокупность ученых, а целостный организм, который воспроизводит себя через систему внутри научного общения и образования.

Данное определение является базовым и при формировании научных школ. Вместе с тем представляется, что научная школа, являясь научным сообществом, может объединять ученых различных научных дисциплин, но связанных разработкой цельной научной проблемы. Такой подход позволяет создавать общеуниверситетские и межкафедральные научные школы. Научное сообщество в виде научной школы может структуроваться горизонтально и вертикально — в нем может выделяться иерархия научных авторитетов, существовать «центр» и «периферия».

В западной социологии науки Дирек де Солла Прайс выдвинул концепцию и термин «невидимый колледж», представляющий собой организационную структуру, основывающуюся преимущественно на неформальных коммуникациях ученых. Дело не в неизвестном нам термине. Важна суть формирования научных сообществ, в том числе и в форме научных школ. Во многих областях исследований ученые развивают неформальные коммуникации, взаимно обогащаются информацией, которая имеет важное значение для эффективного развития научных исследований. Этот принцип может использоваться в организации научных школ.

 

В Новосибирском институте органической химии им. Н.Н. Ворожцова Сибирского отделения РАН имеется давняя традиция проведения молодежных научных школ. Первая школа по физическим методам исследования в органической химии была проведена в 1969 году, когда в повседневную работу химиков-органиков стремительно вторгались разнообразные физические методы анализа органических веществ. Впоследствии эта школа получила название «Актуальные проблемы органической химии». Начиная с 2001 года научные школы в Новосибирске организуются Новосибирским институтом органической химии совместно с Новосибирским государственным университетом и Уральским государственным техническим университетом. В 2001 году школа проходила в Новосибирске, в 2002 — в Екатеринбурге.

Отличительная особенность этих молодежных научных школ —обсуждение самых общих проблем, вопросов методологии и тесно соприкасающихся с ними вопросов истории науки, прежде всего отечественной. Рассматриваются новейшие достижения в органической химии и смежных областях, проблемы, связанные с подготовкой и опубликованием результатов научных исследований по химии, проблемы вузовского и послевузовского образования, взаимоотношения «наука–общество» и «наука–государство». На школу приглашались с лекциями (не с научными докладами) известные российские ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска и иностранные профессора.

Основные задачи школы-конференции — объединение вузовской и академической науки; помощь выпускникам в самоопределении на научном поле деятельности; координация программ специализированных и профилирующих кафедр с академическими институтами. Школа приобрела междисциплинарный характер. Программа школы предусматривает экскурсии, олимпиады и познавательные викторины по тематике обсуждаемых проблем.

Организуются и проводятся школы в основном силами молодых ученых НИОХ с привлечением аспирантов, стажеров и студентов, проходящих практику в институте.

 

Сила научных школ в том, что они «привязывают» науку к реалиям жизни, имеют ярко выраженный практический акцент. В этом отношении довольно точно подметил В.И. Вернадский: «…развитие научной мысли находится в теснейшей и неразрывной связи с народным бытом и общественными установлениями – ее развитие идет в сложной гуще исторической жизни…». (Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988.  С.63).

 

Особо следует отметить воспитательный, нравственный аспект научных школ. Воспитательное, нравственное влияние свойственно коллективу, а научные школы как раз и являются коллективами, причем особую нравственную «нагрузку» несет лидер научной школы. Интересно заметить, что М.Г. Ярошевский при анализе научной школы И.М. Сеченова заметил: «Весь облик Сеченова делал его учителем не только в научном, но и в нравственном отношении».

Вполне надо согласиться с П.В. Волобуевым, который отмечал, что для русских ученых всегда были свойственны «идейность, патриотические устремления и порожденные ими чувство общественного долга, подвижническое отношение к своей научной деятельности…». (Волобуев П.В. Неопубликованные работы. Воспоминания. Статьи. М., 2000. С.81).

 

В современной России придается большое значение научным школам. Ежегодно проводятся конкурсы на гранты Президента РФ и один раз в три года конкурс ведущих научных школ. Принята Программой поддержки ведущих научных школ. Практически во всех учебных и научных организациях существуют научные школы.

 

В Internet содержится сообщение о сборнике «Научныe школы России. Справочник» / Составители: А.В. Гапонов-Грехов, Г.В. Козлов, А.С. Левин. Объем 35 п.л. Издательство Янус-К 119048, Москва, Кооперативная, 3-6-128. Тел. (095) 132-48-65.

 

3.

 

1) В Московском гуманитарном университете организуется работа по созданию и развитию научных школ. В докладе ректора И.М. Ильинского «На пути формирования корпоративной культуры университета» на августовском 2004 года совещании профессоров, преподавателей и сотрудников так оценивалось положение и формулировалась задача по научным школам: «…Мы мало продвинулись в решении главной задачи — формировании научных школ. Основная причина в том, что мы не вели в этом направлении целенаправленной работы… В некоторых случаях надо просто обосновать и показать это, ибо такие фактически такие школы уже есть. Например, по социологии молодежи, социальной медицине, в компьютерном моделировании. В других случаях надо создать фундаментальные труды на базе уже уже имеющихся наработок».

Первоначально предстоит определить состояние научных коллективов, организованных по формальному (кафедра, факультет, научно-исследовательские подразделения) и неформальному признакам (отдельных ученых), которых можно (по разным показателям) отнести к «научным школам».

В свою очередь это требует разработки «собственного» основополагающего понятия «научная школа» и определения критериев оценки деятельности научной школы в рамках принятого определения с учетом проблем их функционирования и перспектив сохранения применительно к Московскому гуманитарному университету. При этом целесообразно учитывать обозначенные выше основные характеристики научной школы: известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность, опубликованность основных работ; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений и др.

На основании этого (инвентаризации) может быть  составлен реестр научных школ университета и проработаны принцип механизма их формирования и финансирования приоритетных научных проблем на перспективу.

На наш взгляд, дискуссионно можно предложить следующие типы научных школ и направленность их деятельности.

2) Общеуниверситетские научные школы

По-видимому, этот вид (тип) научных школ в университете может стать приоритетным.

Предлагаем для рассмотрения некоторые направления общеуниверситетских научных школ.

(1) Гражданское общество в России: весь комплекс вопросов юридического, исторического, политологического и пр. характера.

(2) Молодежь России: все аспекты жизнедеятельности молодого поколения. Молодежное движение.

(3) Образование ХХI века.

(4) Негосударственное образование: состояние и перспективы.

(5) Воспитание молодого поколения в концепции ХХI века.

(6) Экономика труда молодежи в условиях рыночных отношений.

(7) Политические институты современного российского общества.

(8) Средства массовой информации на современном этапе. Структура. Содержание деятельности. Роль в российском обществе.

(9) Социальная политика Российского государства: тенденции на постсоветском пространстве. Тема вечно актуальная, а в современных условиях и конъюнктурная.

(10) Семья (молодая семья) в российском обществе: комплекс проблем.

(11) Глобализация и ее последствия для России.

(12) В буквальном смысле именно сейчас сформировалась как практическая задача становление нового научного направления — истории и философии науки. Ее предметом являются исследования наиболее общих процессов в этой сфере, способствующих выработке глубоких представлений об основополагающих методологических и ценностных проблемах, определяющих развитие науки. В нашей стране такого рода проблемы решались в узком спектре: с одной стороны, в рамках различных отраслей как история развития того или иного научного направления и, с другой, как история развития естествознания, науки и техники. Еще совсем недавно словосочетание «философия науки» вызывало недоумение и могло навлечь на себя обвинение в антинаучном подходе к исследованию этого феномена. Динамика развития науки и техники требует принципиально новой постановки задач на уровне подходов, сложившихся за последнее десятилетие в мировой практике. Любая комплексная проблема при последовательном рассмотрении во всем многообразии связей и отношений неизбежно перерастает в философскую проблему. Вместе с тем философия науки — установившееся в мировой практике понятие одного из приоритетных направлений современной науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития науки. В этом плане недооценка нового направления — философии науки и техники, аналогична недооценке в свое время в нашей стране таких научных направлений, как кибернетика и генетика.

По всей вероятности, в плане исследования истории и философии науки в Московском гуманитарном университете могли бы быть созданы научные школы. Вместе с тем, исходя именно из современных потребностей, могла бы быть создана общеуниверситетская научная школа, может быть, с секциями по отраслям науки.

 

В общеуниверситетских научных школах должны проводиться выступления ведущих ученых страны и университета по соответствующей тематике, организовываться «круглые столы», другого вида научные симпозиумы.

Целесообразно периодически проводить обсуждения промежуточных итогов исследования в рамках общеуниверситетской школы. Окончательным итогам исследования можно посвящать научные сессии научной школы.

 

Может быть, количество общеуниверситетских научных школ целесообразно ограничить. Есть вопросы, где ученые университета имеют достаточный опыт и серьезные труды. В их числе, например, проблема молодежи, которой в полном объеме никто не занимается, а наш коллектив имеет отечественное и мировое признание.

По общеуниверситетской тематике научных школ должны быть определены руководители, имеющие научное признание, и соруководители, которые могут организовать дело.

В школы включаются ученые различных кафедр, занимающиеся данной проблематикой, со своими аспирантами.

По тематике общеуниверситетских школ делается информация аспирантам первого года обучения и слушателям доаспирантской подготовки с тем, чтобы она учитывалась при выборе диссертационного исследования.

Тематика общеуниверситетских школ представляется как приоритетная, кафедрами гарантируется научная и прочая поддержка исследователям, которые ведут по ней исследования. Каждый ученый, входящий в коллектив научной школы, самостоятельно ведет поиск аспирантов первого года обучения.

 

3) Научные школы кафедр

Научные школы кафедр организуются самими кафедрами, но при условии определенных требований, которые в общеметодологическом плане указаны в первой части записки.

Ответственность за формирование и деятельности кафедральных научных школ несут руководители кафедр (заведующие и заместители заведующих по научной работе).

 

4) Научная школа Факультета научно-педагогических кадров

Факультет научно-педагогических кадров может иметь и вести научную школу «Методология и методика научного исследования». Ученый Совет МГСА принимал соответствующее решение. Не исключено, что каждый аспирант должен административно обязываться пройти обучение в этой школе и получить зачет.

 

5) Научные школы ученых университета

Научные школы ученых существуют сами собой. Вопрос только в том, что коллектив университета недостаточно знает о том, какая в количественном отношении и тем более по научной направленности научная школа у конкретного профессора, доцента. Здесь целесообразно провести своеобразную инвентаризацию и сделать ее достоянием коллектива.

Особое значение имеет организация научных школ Почетных профессоров университета.

 

6) Учитывая важность создания научных школ, можно было бы созвать конференцию руководителей и ученых университета.

В качестве предложения можно определить такие вопросы для дискуссии:

[1] Научная школа как профессиональное сообщество: признаки, критерии, идентификация. Социально-исторические, предметно-логические и личностно-психологические факторы формирования и эволюции научных школ. Формы организации научных школ и институционализация профессиональных образований. Институциональные и неинституциональные, формальные и неформальные объединения. Корректирующие начала функционирования научных школ: общественно-политические условия, «социальный заказ», групповые пристрастия и интересы, «психологический климат», финансовая поддержка. Научные школы как предметная область: методология и методика, науковедческие аспекты. Научные школы и профессиональные сообщества в условиях информационной цивилизации.

[2] Научные школы и творческие сообщества как социальные коммуникативные практики. Модели, структура и типы коммуникаций научных школ в гуманитарных науках. Движущие силы эволюции научной школы. Центры и механизмы формирования научных школ (университет, кафедры, научные лаборатории и др.). Межличностные и межгрупповые профессиональные коммуникации в среде творческой интеллигенции. Международные контакты научных школ

[3] Человек науки и научный коллектив. Роль личности ученого в становлении научного сообщества. Лидер научной школы: облик, личностные качества, стиль руководства, образ мышления. Проблема поколений в контексте исследовательского процесса и организационного развития научной сферы. Учитель – ученик: проблемы взаимоотношений, их место и роль в судьбах научных сообществ.

 

Вопросы создания научных школ целесообразно обсудить на Совете профессоров Московского гуманитарного университета.

 

 

4.

 

В плане работы по созданию научных школ в Московском гуманитарном университете большое значение имела бы подготовка коллективной монографии «Наука Московского гуманитарного университета».

Цель монографии: всесторонне рассмотреть состояние научной деятельности коллектива МосГУ, дать оценку современного состояния научной работы и определить перспективу до 2010 года.

Издание адресуется: в МосГУ — преподавателям, научным сотрудникам, студентам, аспирантам; в научном мире — всем, кто занимается организацией науки; в обществе — это пропаганда МосГУ, книгу следует представлять на самых разных выставках научного и издательского характера.

Задачи подготовки издания и ее основные разделы:

1. Показать основные задачи научно-педагогического коллектива МосГУ по проведению научных исследований.

2. Показать направления научных исследований в МосГУ. Дать обобщенную статистику научной деятельности в университете в целом и в разрезе кафедр, факультетов. По каждому направлению научных исследований показать достигнутые результаты, не решенные проблемы, указать перспективу на период до 2010 года. Дать аннотированный список наиболее значимых коллективных и индивидуальных научных трудов. Снабдить текст таблицами и диаграммами. Выявить какие исследовательские работы получили практическое воплощение с адресами внедрения или использования. Изучить научные издания сотрудников МосГУ в других учебных и научных заведениях, определить возможность их учета как часть научной деятельности МосГУ, изучить возможность соучастия МосГУ в издании подобных работ.

Дать полный перечень проведенных в МосГУ научных конференций. Оценить их результативность. Дать справку об участии и не участии ученых МосГУ в этих конференциях. Проанализировать изданные материалы научных конференций, объективно критически оценить систему подготовки материалов конференций.

3. Система организации научных исследований в МосГУ. Констатируется существующая система управления наукой в МосГУ, делается анализ положительных и отрицательных сторон этой системы. Рассматривается место кафедр и факультетов в организации научно-исследовательской деятельности и, дается оценка их деятельности. Раскрываются положительные примеры и выявляется, что способствовало достижению кафедральных, факультетских успехов. В этом разделе представляется разработанная и принятая руководством схема планирования и организации научно-исследовательской работы в МосГУ с конкретным определением места и функций кафедр, факультетов, аспирантуры, библиотеки и других структурных подразделений. Указывается ответственность руководителей структурных подразделений за осуществление функциональных обязанностей в осуществлении научной деятельности в МосГУ.

4. Составляющая науки в учебном процессе. В МосГУ научная деятельность направляется, во-первых, на вклад в развитие науки, во-вторых, на совершенствование учебного процесса, насыщении его новыми достижениями в науке. Наука на факультетах (включая кафедры). Дать анализ основных учебных курсов, читаемых в МосГУ. Выявить, чем конкретно обогатились учебные программы за счет университетской науки. Определить перспективы ее использования в учебном процессе. Какие спецкурсы подготовлены и читаются на базе научных трудов кафедр, ученых.

5. Роль и место аспирантуры и докторантуры в решении научных задач МосГУУ.

6. Студенческое научное творчество в рамках научных задач МосГУ. Организация студенческого научного творчества. Ответственность преподавателей. Достижения студентов МосГУ на федеральных и городских конкурсах. Эффективность внутри университетских конкурсов студенческих работ.

7. Научные школы как перспектива науки в МосГУ. Опыт и достижения существующих научных школ. Организация научных школ. Предложения по созданию научных школ. Научная школа как соединение научной деятельности ученых, аспирантов, студентов.

8. Концепция научно-исследовательской деятельности в МосГУ, ее теоретические и практические аспекты. Определение стратегии и тактики в области научно-исследовательской деятельности в университете.