Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Научные проекты
Проект направлен на решение проблемы духовного здоровья человека через изучение литературного творчества писателей второй половины XIX века. В центре внимания теоретической части исследования – анализ проблемы духовного здоровья через изучение положительного героя, авторской позиции и средств ее выражения, введение категории праведничества в сферу литературоведения. Проект предполагает использование теоретических данных для нового анализа религиозно-нравственной проблематики творчества русских писателей второй половины XIX в. В результате становится возможным решить или существенно приблизиться к решению многих спорных и неясных вопросов, до сих пор существующих в истории русской литературы второй половины XIX в. (идеалы писателей, воплощение представлений о высшей правде в художественных произведениях, противоречия между мыслителем и писателем, между текстом и реальностью и т.д.)

Исследования по проекту направлены на изучение духовного здоровья как существенной стороны религиозно-нравственной проблематики русской литературы. Для этого требуется адекватная научная интерпретация художественных текстов писателей с учетом достижений современной науки (как отечественной, так и зарубежной), с применением новейших методологий. Между тем до сих пор в литературоведении не преодолены идеологические рамки. Традиции советской науки и зарубежной «гуманизированной» и даже уже «дегуманизированной» науки не позволяют решать актуальные проблемы теории и истории литературы, связанные с мировоззрением и художественным творчеством русских писателей, с их пониманием феномена человека и его духовного здоровья. На данном этапе развития литературоведения необходим учет новых фактов и сведений из истории России, ее духовной культуры. Актуальность исследования состоит и в том, что результаты проекты могут быть использованы для гуманитарной экспертизы новейших медицинских исследований и технологий.

Проект предполагает анализ художественного восприятия проблемы духовного здоровья в русской литературе половины XIX в. На основе изучения произведений Гоголя, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова и их социокультурного контекста предполагается выявить значение и определить параметры категории «духовное здоровье». Проект нацелен на практическое использование полученных результатов исследования в учебной и научно-исследовательской области (по специальности «история литературы» и «теория литературы»), в сфере других социогуманитарных наук (социология, политология, психология, философия, культурология), а также в иных сферах человеческой жизнедеятельности (здравоохранение, гуманитарная экспертиза и т.д.).

Впервые проблема художественного воплощения представлений о духовном здоровье представлена как проблема истории и теории литературы. В литературоведение вводится и обосновывается новая категория (духовное здоровье) и актуализируется новый тип литературного героя (праведник). Преодолеваются тенденции, с одной стороны, «гуманизации», а с другой стороны, «христианизации» творчества писателей второй половины XIX в.

Новым является методологический подход к интерпретации художественного наследия Гоголя, Лескова, Достоевского, Толстого и Чехова. В исследовании будет доказана принадлежность «тенденциозных» произведений писателей, выражающих авторскую концепцию праведничества, исключительно к сфере реалистического искусства, а не к утопии и идеализму, как обычно было принято думать. Подобное утверждение обуславливается раскрытием специфики функционирования творений, содержащих образы праведников, в общей художественной системе писателей. Дело в том, что интересы ряда писателей (Гоголь, Лесков, Достоевский, Толстой) были преимущественно сосредоточены на духовной, а не душевно-телесной жизни человека, а поэтому и художественные произведения принадлежали по сути к духовной литературе, исследовали проблему духовного здоровья человека. Поэтому и к творчеству этих писателей требуется особый подход.

В работе будут использованы традиционные для отечественного литературоведения сравнительно-исторический, культурно-типологический, а также источниковедческий принципы изучения художественных текстов.

Список основных публикаций коллектива,

наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту:

1.   Тарасов А. Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. — М.: Языки славянской культуры, 2001. – 176 с. (8,3 п. л.)

2. Тарасов А. Б. В поисках идеала: между литературой и реальностью. − М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2006. – 106 с. (6,75 п. л.).

3. Тарасов А. Б. О «поэзии» разнообразия и «прозе» однообразия в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Литература в школе. — 1997. — № 4. − С. 32−42. (0,5 п. л.)

 

4. Тарасов А. Б. Является ли праведницей Анна Каренина? // Литература в школе. − 2001. − № 3. − С. 2−6. (0,5 п. л.)

 

5.  Тарасов А. Б. Проблема праведничества в «Войне и мире» (своеобразие положительных героев романа Л. Н. Толстого) // Вестник МГУ. Серия Филология. − 2001. − № 4. − С. 17−22. (0,5 п. л.)

 

6.  Тарасов А. Б. Праведники и подвижники и тема воскресения в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Филологические науки. − 2001. − № 5. − С. 21−30. (0,6 п. л.)

 

7. Тарасов А. Б. Гносеологические и онтологические основы религиозного учения Л. Н. Толстого // Вопросы философии. − 2001. − № 8. − С. 137−145. (0,6 п. л.)

 

8.  Тарасов А. Б. «Монастырская» тема в повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий» (проблема праведничества и лжеправедничества) // Вестник молодых ученых. − 2001. – № 6. – С. 47–50. (0,5 п. л.)

 

9.  Тарасов А. Б. Какую правду проповедовал Толстой // Литература в школе. − 2003. − № 3. − С. 12−19. (0,5 п. л.)

 

10.Тарасов А. Б. Хронологические рамки «духовного перелома» Толстого // Литературоведческий журнал. − 2001. − № 15. − С. 280−287. (0,5 п. л.)

11. Тарасов А. Б. Тема детства в раннем творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Студенческие научные доклады. Литературоведение. Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1992. − С. 49−57. (0,4 п. л.)

12. Тарасов А. Б. Сходство и различие в истолковании нравственно-философской проблематики в «Дневнике писателя» Достоевского и в дневниках Толстого // Достоевский и современность. − Новгород, 1995. − С. 172−177. (0,4 п. л.)

13. Тарасов А. Б. «Путаница понятий» и «свет любви» в религиозно-нравственных исканиях Константина Левина // Литературная учеба. − 1996 − № 1. − С. 128−146. (0,5 п. л.)

14. Тарасов А. Б. «Тип старика, который у меня предвосхитил Чехов...» (праведники у Толстого и Чехова) // Молодые исследователи Чехова. — М., 1998. — Вып. 3. − С. 210−216. (0,5 п. л.)

15. Тарасов А. Б. «Найти исход себе». «Новый человек» в творчестве А. Платонова // Литература в школе. — 1998. — № 7. − С. 58−63. (0,5 п. л.)

16.  Тарасов А. Б. Праведники Толстого и идеал современности // Новая книга. — 1998. — № 11—12. (0,5 п. л.)

17. Тарасов А. Б. Христианские и нехристианские основы «народных рассказов» Л. Н. Толстого // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. − 2000. − № 3. − С. 137−144. (0,5 п. л.)

18.  Тарасов А. Б. Нужен ли Л. Н. Толстой православному человеку? // Даниловский благовестник. − 2000. − № 12. − С. 43−47. (0,4 п. л.)

19.  Тарасов А. Б. В поисках высшей правды (Л. Н. Толстой и православие как духовная и литературная проблема) // Литературная учеба. − 2001. − № 6. − С. 74−83. (0,5 п. л.)

20.  Тарасов А. Б. Л. Н. Толстой и Вагнер: искусство и религия // Новая книга России. — 2001. — № 7. − С. 55−57. (0,4 п. л.)

21.  Тарасов А. Б. Духовный путь Льва Толстого // Глагол. − 2001. − № 6. − С. 24−28. (0,4 п. л.)

22.   Тарасов А. Б. Легенда «Разрушение ада и восстановление его» как «объективный» итог «субъективной» концепции праведничества Толстого // Евангельский текст в русской литературе XVIII−ХХ веков. − Петрозаводск, 2001. − С. 430−437. (0,5 п. л.)

23.  Тарасов А. Б. Категория праведничества в творчестве А. П. Чехова // Молодые исследователи Чехова. − М., 2001. − Вып. 4. − С. 90−99. (0,5 п. л.)

24.  Тарасов А. Б. Праведники Толстого // Глагол. − 2001. − № 7. − С. 32−37. (0,5 п. л.)

25.  Тарасов А. Б. «Толстой не мог правдиво написать неправду…» (о христианских и нехристианских мотивах в творчестве Л. Н. Толстого) // Страницы: Богословие. Культура. Образование. − 2001. − Том 6. — Вып. 3. − С. 411−421. (0,5 п. л.)

26.  Тарасов А. Б. О своеобразии религиозности искусства Льва Толстого и Рихарда Вагнера // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. − М., 2002. − С. 177−185. (0,5 п. л.)

27.  Тарасов А. Б. «Божеское» и «человеческое»: поздние произведения Л. Н. Толстого // Глагол. − 2002. − № 8. − С. 22−28. (0,5 п. л.)

28.  Тарасов А. Б. Праведничество в художественном мире А. П. Чехова // Домашний лицей. − 2002. − № 5. − С. 57−66. (0,5 п. л.)

29.  Тарасов А. Б. Актуальные проблемы современного толстоведения // Духовное наследие Л. Н. Толстого и современный мир. — Липецк, 2003. − С. 18−26. (0,5 п. л.)

30.   Тарасов А. Б. Лев Толстой и современность: диалоги о воспитании // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2004. – № 5. – С. 7–9. (0,4 п. л.)

31.   Тарасов А. Б. Социальный идеал // Актуальные проблемы гуманитарных исследований. − М., 2004. − С. 16−18. (0,3 п. л.)

32.   Тарасов А. Б. К высшей правде // Толстой. Новый век. − 2005. − № 1. − С. 85−96. (0,5 п. л.)

33.   Тарасов А. Б. Повесть Л. Н. Толстого «Фальшивый купон» — «житийная литература нового времени» // Евангельский текст в русской литературе XVIII−ХХ веков. − Петрозаводск, 2005. − С. 408−416. (0,5 п. л.)

34.   Тарасов А. Б. Праведники А. П. Чехова: Дон-Кихот или Гамлет? // Шекспировские штудии. Трагедия «Гамлет». − М., 2005. − С. 58−65. (0,4 п. л.)

35.   Тарасов А. Б. Культурология праведничества // Знание. Понимание. Умение. − 2005. − № 2. − С. 155−159. (0,5 п. л.)

36.   Тарасов А. Б. Культурология праведничества: новый аспект в научном и вузовском изучении творчества Л. Н. Толстого // Высшее образование для XXI века. II Международная научная конференция. Высшее образование и мировая культура: Материалы докладов секции. − М., 2005. − С. 36−42. (0,4 п. л.)

37.  Тарасов А. Б. Моделирование мира праведничества: тезаурусная парадигма Л. Н. Толстого // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. − Вып. 1. − М., 2005. − С. 25−35. (0,5 п. л.)

38.  Тарасов А. Б. Моделирование мира «нового» праведничества: тезаурусы А. Платонова и М. Цветаевой // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. − Вып. 2. − М., 2005. − С. 45−54. (0,5 п. л.)

39.   Тарасов А. Б. Праведничество в художественном мире Л. Н. Толстого // Знание. Понимание. Умение. − 2005. − № 4. − С. 139−145. (0,5 п. л.)

40.  Тарасов А. Б. Воспитание через моделирование мира праведничества: от сети Internet к русской культуре // Высшее образование для XXI века: Сб. научных трудов. − М., 2006. − С. 322−333. (0,7 п. л.)

41.  Тарасов А. Б. Ученый-гуманитарий как носитель социального идеала // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. — М.: Национальный институт бизнеса, 2006. — С. 47–58. (0,5 п. л.)

42.   Тарасов А. Б. Духовная жизнь человека: современный опыт научного осмысления (религиозное литературоведение) // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. — М.: Национальный институт бизнеса, 2006. — С. 331–348. (0,5 п. л.)

43.  Тарасов А. Б. Моделирование тезаурусов: мир праведничества в тезаурусной парадигме Л. Н. Толстого // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. — М.: Национальный институт бизнеса, 2006. — С. 609–625. (0,5 п. л.)

44.   Тарасов А. Б. Понимание праведничества // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 41–48. (0,5 п. л.)

45.   Тарасов А. Б. Праведники А. П. Чехова — образ религиозных сомнений и веры писателя // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. — Вып. 5. — М., 2006. — С. 16–24. (0,5 п. л.)

46.     Тарасов А. Б. Н. Н. Страхов в поисках идеала: между литературой и реальностью // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. — Вып. 5. — М., 2006. — С. 24–29. (0,5 п. л.)

47.   Тарасов А. Б. «Моделирование» мира праведничества: опыт Л. Н. Толстого, Русской Православной Церкви и сети Интернет // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2006. — Вып. 64. — С. 135−147. (0,8 п.л.)

48.  Тарасов А. Б.  Праведники в системе образов А. П. Чехова // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 6. — С. 00–00. (0,5 п. л.)

49.  Тарасова Е.КН.В.Гоголь в немецкоязычном литературоведении. 70-90 годы ХХ века. – М., 2002.