Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Научные проекты
Исследование направлено на изучение и выявление особенностей мнения студентов государственных и негосударственных вузов о своих вузах, качестве преподавания, настроениях, своих послевузовских перспективах, ожиданиях относительно своего будущего и будущего современной России. Исследование является очередным этапом мониторингового исследования, проводимого с 2000 г. Московским гуманитарный университетом

На фоне многочисленных социологических исследований, проводимых в студенческой аудитории, исследования, фиксирующие внимание на факторе «государственный вуз — негосударственный вуз», малочисленны. Для западной социологии такое разделение вузов несущественно, оно не связано ни с реальными различиями этих вузов, ни с дилеммой общественного сознания, наделяющего государственные вузы иными характеристиками, нежели негосударственные, и в силу этого дифференцирующие и студенчество в зависимости от того, в каком из вузов по форме собственности учатся  студенты. Напротив, для вузов России, а в известном смысле и вузов других бывших социалистических стран, актуальность данного аспекта определяется тем, что во властных структурах и в общественном мнении сложились мифы относительно такой дифференциации. В России противопоставление государственных и негосударственных вузов проводится особенно резко, обобщения нередко не основываются на действительном положении дел. Такие стереотипизированные представления передаются и во внешний мир и влияют на образ России за рубежом. В Московском гуманитарном университете в 2000 г. под руководством проф. И. М. Ильинского было начато исследование по типу мониторинга, в рамках которого сопоставлялись результаты опросов студентов лучших государственных и лучших негосударственных вузов Москвы.

Материалы и итоги исследований отражены в публикациях:

Ильинский И. М. Образовательная революция. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. Академии, 2002;

Ильинский И. М., Бабочкин П. И., Черняева В. А., Ушакова М.В. Студенты о высшем образовании в московских вузах: По материалам третьего этапа социологического мониторинга студентов негосударственных вузов Москвы, март 2002 г. – М., 2001;

Ильинский И. М., Бабочкин П. И., Черняева В. А., Ушакова М. В. Студенты о высшем образовании в московских вузах: По материалам третьего этапа социологического мониторинга, март 2002 г. – М., 2002;

Плаксий С. И. Парадоксы высшего образования. – М.: Национальный институт бизнеса, 2005.

Начиная с 2004 г. исследование проводится под руководством проф. Вал. А. Лукова по переработанному инструментарию (публикации указаны в п. 4.6). В 2005 г. исследование проводилось не только в Москве, но и в Вологде, Казани, Люберцах, Петрозаводске, Рязани, Сыктывкаре и др. российских городах. Одновременно в Московском гуманитарном университете продолжается многолетнее ежегодное исследование по ценностным ориентациям студенчества (ведется с 1994 г., руководители проф. А. И. Ковалева и проф. Вал. А. Луков), в 2001 г. оно проводилось по единой методике также в Польше и Белоруссии. Опубликованные в России, Германии, Польше исследовательские материалы данных исследований вызвали интерес в научном сообществе. Результаты последних этапов исследования были представлены на I и II международных научных конференциях «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2004, 2005 г.). В 2006 г. исследование проведено при поддержке РГНФ в Иркутске, Новосибирске, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Рязани, Сыктывкаре, Белгороде, Петрозаводске и др. городах России. Материалы представлены на ряде международных, всероссийских, межрегиональных и др. научных конференций и в публикациях.

Московский гуманитарный университет имеет более чем 30-летний опыт масштабных исследований по проблемам молодежи, молодежного движения, молодежной политики. На протяжение ряда лет здесь осуществлялось крупнейшее в стране мониторинговое исследование «Молодежь России», готовились государственные доклады о положении молодежи в Российской Федерации. Более 10 лет продолжается мониторинговое исследование по ценностным ориентациям студенческой молодежи. В состав исполнителей входят руководители и участники этих исследовательских проектов. Наиболее существенным  трудом, содержащим теоретическое основание исследования, является монография: Ковалева  А. И., Луков Вал. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. – М.: Социум, 1999 (издана в новой редакции в Польше: Socjologia młodzieży. – Szczecin: WSH TWP, 2003). Вал. А. Луковым опубликовано более 300 книг, брошюр, статей по проблемам молодежи, студенчества, высшего образования, А. И. Ковалевой – около 70, другими членами группы — 5–10 публикаций по этой проблематике. Вал. А. Луков и А. И. Ковалева руководили международными, общероссийскими, региональными исследованиями по проблемам молодежи и студенчества, все другие участники проекта участвовали в предыдущих этапах исследования «Российский вуз глазами студентов» в 2004–2006 гг.

 

Список основных публикаций коллектива, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту

Итоги и данные последних этапов исследования «Российский вуз глазами студентов» опубликованы членами творческой группы данного проекта в следующих изданиях:

Луков Вал. А. Ценностные ориентации студентов. Московские студенты и проблема «своего» вуза // А. Krylov, R. Oberliesen (Hrsg.). Zukunft gestalten: Transnationaler Dialog zur Bildung und 

Гневашева В. А., Луков С. В., Намлинская О. О. Российский вуз глазами студентов: данные VI этапа (2006 г.) // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — №3. — С. 189–198.

Ильинский И. М., Луков В. А. Московский вуз глазами студентов: По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март–апрель, 2004 г. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 64 с.;

Ильинский И. М., Луков Вал. А. Российский вуз глазами студентов: По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов, май–июнь 2005 года. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 88 с.; 

Луков Вал. А. Вуз государственный vs вуз негосударственный: оценка студентов // Высшее образование для XXI века: Науч. конференция. Москва, 22–24 апреля 2004 г.: Доклады и материалы. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — С. 147–158;

Луков Вал. А. Негосударственные и государственные вузы в оценках студентов (По материалам социологического исследования // Высшее образование для XXI века: Науч. конференция. Москва, 22–24 апреля 2004 г.: Пленарные заседания. Специальное заседание «Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы развития» (стенограмма). — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. — С. 185–192;

Луков Вал. А. Негосударственные и государственные вузы в оценках студентов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. — 2004. — № 4. — С. 119–127;

Луков Вал. А. Студент и его вуз: новые данные мониторингового исследования // Высшее образование для XXI века: Вторая междунар. науч. конференция. Москва, 20–22 октября 2005 г.: Документы и материалы /Отв. ред. И. М. Ильинский. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. С. 87–92;

Луков Вал. А. Студенты Москвы: ожидание перемен? // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 183–188;

Луков Вал. А. Ценностные ориентации студентов. Московские студенты и проблема «своего» вуза // А. Krylov, R. Oberliesen (Hrsg.). Zukunft gestalten: Transnationaler Dialog zur Bildung und Gesellschaft. — Bremen–Moskau: Verl. Nation. Business Inst., 2004. — S. 131–142;

Намлинская О. О. Вуз государственный vs. вуз негосударственный: московские студенты о своих вузах. Данные социологического исследования // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. — С. 117–126;

Ситников А. А. Российский вуз глазами студентов: новый этап исследования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. —  С. 170–179;

Основные публикации членов творческой группы по проблемам, связанным с данным проектом:

 Kowalowa A. Wybrane problemy socjologii ogólnej /Wyższa Szkoła Humanistyczna TWP. — Szecin, 2001. — 88 s.;

Lukov V. A. The Problem of Generalizing Assessments of the Situation of Young People // Russian Education & Society. — N. Y.: M. E. Sharpe, 1999. — Vol. 41, no. 8, August. — P. 41–56;

Lukov V. Lebensentwürfe der russischen Studenten in der neunziger Jahren // Russland im Umbruch — Jugend im Aufbruch? /K. Eimermacher, A. Hartmann (Hrsg.). — Bochum, 2001. — S. 17–22;

Lukov V. Russische Studenten der 90er Jahre — ein soziales Porträt // Jung, dynamisch — Erfolgreich?!: Studentischer Alltag in Rußland /K. Eimermacher, K. Laß (Hrsg.). — Bochum, 2000. — S. 25–42;

Łukow W. Edukacja humanistycznaujęcie tezaurologiczne // Edukacja humanistyczna: wyzwanie i rzeczywistość: Międzynarodowa Konferencja Naukowa, 14–15 września 2000. — Szczecin, 2002. — S. 40–43;

Łukow W. Odtwarzanie się humanistycznej inteligencji i reprodukcja modeli humanistycznego wykształcenia // Współczesne obszary i tendencje w edukacji humanistycznej /Pod red. T. Strawy. — Szeczin: WSH, 2002. — S. 143–147.

Васильева Н. В. Жизненные планы молодых инвалидов: особенности формирования и реализации в современном российском обществе: Автореф. дис… канд. социол. наук. — М., 2000. — 22 с.;

Гневашева В. А. Особенности молодежного рынка труда в России // Проблемы гуманитарного знания: Доклады и материалы «Круглого стола», посвященного годовщине образования Института гуманит. исследований МосГУ, 16 февр. 2005 г. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — С. 39–44;

Гневашева В. А. Прогнозирование занятости с помощью инверсионной производственной функции Кобба — Дугласа // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 117–122;

Даргын-оол Ч. К. Социология и высшее образование // Социол. исследования. — 2004. — № 12. — С. 135;

Даргын-оол Ч. К., Захаров Н. В. От обучения к науке: о статусе кандидатских и докторских диссертаций в отечественном и западном образовании  // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. — С. 158–167;

Джамалудинов Г. М., Ковалева А. И., Луков Вал. А. О структуре и динамике функций высшего образования // Научные труды аспирантов и докторантов Вып. 2005*5 (42) / Моск. гуманит. ун-т. Факульт. науч.-пед. кадров. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — С. 145–159;

Захаров Н. В. Образы университета, ученого, студента в русской культуре // Высшее образование для XXI века: Науч. конференция. Москва, 22–24 апреля 2004 г.: Культурологические, педагогические, психологические проблемы высшего образования: Доклады и материалы. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. — С. 100–115;

Ковалева А. И. Социализационные условия идентификации // Социологический сборник. Вып. 7 / Ин-т молодежи; Под общ. ред. В. А. Лукова. — М.: Социум, 2000. — С. 3–7;

Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. — М., 1996. — 224 с.;

Ковалева А. И., Луков Вал. А., Луков Вл. А. Совершенствование системы образования коренных малочисленных народов Севера: Концепция проекта / Ин-т молодежи, Науч.-исслед. центр. — М., 1998. — 32 с.;

Ковалева А. И., Реут М. Н. Социология неслышашей молодежи. — М.: Социум, 2001. — 222 с.;

Луков Вал. А. Идентичность с вузом: видимые следы // Наш университет / Моск. гуманит. ун-т. – 2004. – № 2. – С. 56–62;

Луков Вал. А. К теории социальных общностей. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 80 с.;

Луков Вал. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. — 2002. — № 10. — С. 79–87;

Луков Вал. А. Парадигмы воспитания // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 139–150;

Луков Вал. А. Проблема воспроизводства интеллигенции: жизненные ориентации российских студентов 90-х годов // Интеллигенция и современность. Вып. 2. Сб. статей по материалам науч. конференций /РГГУ, МГСА. — М., 2001. — С. 159–163;

Луков Вал. А., Агранат Д. Л. Курсанты: Социологическое и социально-психологическое исследование. — М.: Флинта : Наука, 2005. — 272 с.;

Луков Вал. А., Миневич Я. В. Будущие политики: Социализация студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность: Науч. монография. — М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2005. — 128 с.;

Трудовая социализация подростков: По материалам социологического исследования: Кол. монография / Под общ. ред. А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 64 с.;

Тувинцева (Даргын-оол) Ч. К. Интеллектуальные и социальные составляющие высшего образования // Человек. — 2005. — № 1. — С. 188–192;

Щеглова С. Н., Васильева Н. В., Кочнев С. В. Права ребенка на защиту от экономической эксплуатации: социологический анализ. — М.: Социум, 2001. — 84 с.;