Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Научные проекты
Экономические и политические изменения в России в конце XX века сопровождались интенсивными процессами расслоения общества и организации социального неравенства, становлением классовой системы социальной стратификации. Динамичные процессы стратификации общества отразились на социальном положении преподавателя российского вуза.

Появились новые устойчивые тенденции, характеризующие социальный статус преподавателя высшей школы. Они выражены в частичном падении престижа преподавательского труда, которое вызвало усиление социальной мобильности, преимущественно вертикальной, а также в тенденции к совмещению основной работы преподавателя с иными видами деятельности, преимущественно коммерческими. С одной стороны, высокий уровень образования обеспечивает ему высокий статус в одном из измерений стратификации, с другой, низкая заработная плата удерживает его в низшем слое стратификационной иерархии по критерию «доход».

В настоящее время проблема обеспечения преемственности преподавательского состава не утеряла остроты. Качественный состав профессорско-преподавательских кадров является важнейшим показателем деятельности вузов по обеспечению качества образовательного процесса и одним из основных показателей аккредитации высших учебных заведений. Общая численность научно-педагогических кадров российских вузов за последние 15 лет увеличилась на 20%. Средний возраст преподавателя – 44,4 года. Преподаватели до 29 лет составляет лишь 4,1% от общего числа. При оценке вуза одним из значимых показателей выступает профессиональный уровень молодых преподавателей до 35 лет. Многие вузы, по мнению экспертов, утратили свои ведущие позиции из-за острой нехватки молодых талантливых преподавателей. Налицо противоречие между потребностью системы высшего профессионального образования в обновлении профессорско-преподавательского состава и реальным его качеством. Данное противоречие нельзя назвать продуктом современного состояния системы высшего образования. Еще в 1966 году генеральный директор ООН по вопросам образования и культуры Рене Маэ обратил внимание на тот факт, что все государства и основная масса их граждан придают огромное значение образованию, в то же время в ряде стран профессия преподавателя занимает сравнительно низкое место в иерархии профессий.

Актуальность изучения социального положения преподавателей вузов базируется на необходимости получения научно-обоснованных данных о сложившихся статусных характеристиках их профессиональной группы, анализа  особенностей динамики статуса этой группы, выявления последствий его изменения с целью статусной кристаллизации и поиска путей повышения престижа профессии преподавателя вуза.

Молодые преподаватели являются особой возрастной подгруппой профессиональной группы преподавателей. До сих пор не существует единственно признаваемого мнения относительно ее возрастных границ. В нашем исследовании социального статуса молодых преподавателей эти рамки ограничились годами окончания вуза 21 год как возможным моментом начала преподавательской деятельности и предельным возрастом участия в научных грантах и стипендиях 33 года.

Экономический статус является одним из наиболее значимых показателей социального статуса молодого преподавателя. Его основные показатели складываются из материального положения, уровня благосостояния и оплаты труда, наличия и отсутствия вторичной занятости и т. д. Экономический статус в значительной мере определяет поведение преподавателя как работника, является причиной неустойчивости его профессиональной деятельности и, в конечном счете, сказывается непосредственно на педагогической деятельности.

Данные эмпирического исследования, проведенного автором в 24 вузах г. Москвы и г. Казани в мае 2005 года, показывают, что более половины 57%   молодых преподавателей определяют свое материальное положение как "среднее". Более высокие оценки своего материального положения демонстрируют ответы молодых преподавателей-женщин (среди выбравших вариант «очень хорошо» их больше почти в 2 раза). Считающих свое положение "хорошим" немного больше среди мужчин 12,5% мужчин и 9,7% женщин. "Средним" его считают 59,2% женщин и немного меньше 52,9%  мужчин. В невысоких оценках своего материального положения преобладают ответы преподавателей-мужчин: как "плохое" свое положение определили 16,4% мужчин и 11,7% женщин. Небольшой процент респондентов, отметивших свое "очень плохое" материальное положение, вдвое больше представлен молодыми преподавателями-мужчинами 2,9% (1,5% женщин). Оценки респондентами своего материального положения по данному показателю выше у преподавателей вузов города Казани: в сумме как "очень хорошее" и "хорошее" свое положение оценили 16,5% респондентов из казанских вузов и лишь 11,9% молодых преподавателей из московских вузов.        

В 3-х выделенных в ходе исследования возрастных подгруппах прослеживаются некоторые тенденции. Обращают на себя внимание данные, говорящие о склонности группы молодых преподавателей в возрасте от 29 до 33 лет в большей мере, чем в 2х других  (до 25 лет, от 26 до 28 лет) подгруппах, давать относительно высокие оценки своего материального положения. Это можно связать с рядом причин, таких, как, более высокий уровень оплаты в зависимости от стажа работы, степени и звания. В данной подгруппе наименьшее количество затруднившихся с ответом, что, скорее всего, связано именно со стажем работы, который уже позволил молодым преподавателям определиться с тем, как они ощущают свое положение по экономическому показателю.

Сравнение оценки своего материального положения респондентами, работающими в различном по статусу вузе, показывает, что экономический статус молодых преподавателей из негосударственных вузов выше, чем у их коллег из государственных. Процент "затруднившихся" с ответом в данной группе не отличается от общего числа и составляет около 14%. Доля респондентов из негосударственных вузов, считающих свое материальное положение "хорошим" и "очень хорошим", в сумме 16,6% вдвое больше, чем доля респондентов из государственных вузов 8,7%. Обратное можно увидеть в негативных оценках своего материального положения молодыми преподавателями из государственных вузов. Отнесли свое экономическое положение к "плохому" и "очень плохому" 21,9% молодых преподавателей из государственных вузов, в то время как лишь 11,1% их коллег из негосударственного вуза выбрали данные позиции. Такой высокий процент молодых преподавателей из негосударственных вузов, считающих свое материальное положение "хорошим" и "очень хорошим", позволяет говорить об их более высоком экономическом статусе по сравнению с молодыми преподавателями из государственных вузов. Заработная плата от преподавательской деятельности выступает показателем экономического статуса и составляет большую часть от общего дохода для половины респондентов. Чуть менее половины молодых преподавателей определяют свой заработок, получаемый от преподавательской деятельности, как средний 43%. Четверть респондентов 26,3% считают свой заработок "плохим", а 18%  "очень плохим". Лишь 8,7% говорят о том, что их заработок "хороший".

Выбрать одну из предлагаемых позиций в отношении своего заработка респондентам оказалось легче, чем проделать то же самое в отношении своего материального положения. Возможно, это связано с тем, что опрашиваемым было понятно, о чем именно идет речь в вопросе, касающимся заработка, в то время как в ситуации с определением своего материального положения респондентов, вероятно, вводило в смятение то, что материальное положение складывается не только из заработной платы преподавателя, но и благодаря другим источникам дохода. Среди молодых преподавателей-мужчин, чей доход от преподавательской деятельности составляет меньшую часть от их общего дохода, 36,1% признает размер преподавательской заработной платы "очень плохим", 27,8% "плохим", лишь 19,4% "средним". Среди молодых преподавателей-женщин, чей доход от преподавательской деятельности составляет меньшую часть от общего дохода, прослеживается наибольший процент 30,1% тех, кто считает свой заработок "очень плохим".

В целом следует отметить, что в оценках респондентов экономический статус молодых преподавателей вузов выглядит противоречиво. В частности молодые преподаватели оценивают свое материальное положение как среднее, а заработная плата оценивается ими значительно ниже, в то время как составляет большую часть их дохода. Вторичная занятость, как составляющая экономического статуса, присутствует в значительной степени. Более высокий уровень удовлетворенности своим материальным положением характерен для преподавателей-женщин, для более старшей возрастной группы и преподавателей из негосударственных вузов.