Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Научные проекты

Основной научной проблемой, на решение которой направлено данное исследование, является выявление психологических особенностей современного российского студенчества, влияния различных социокультурных тенденций на процесс самоопределения студенческой молодежи, а также взаимосвязь этих процессов с образовательной политикой и системой подготовки в вузе.  

Процесс реформирования высшей школы, обновление философии и методики обучения требует глубокого и разностороннего осмысления изменений, происходящих в среде студенческой молодежи на психологическом, личностном уровне. Злободневность выдвинутой проблемы обусловлена необходимостью определения степени идентичности реального образа студенческой молодежи социальному заказу современного российского общества, что позволит более точно и адресно сформулировать приоритеты в образовательной политике.

Решение поставленной проблемы направлено в конечном счете на повышение статуса высшей школы как важнейшего социального института профессионального и жизненного самоопределения современной молодежи.

В ходе исследования будут решены следующие задачи:

а) выявление наиболее значимых социально-психологических и личностных характеристик современной студенческой молодежи;

б) обозначение социокультурного контекста самоопределения современной студенческой молодежи;

в) рассмотрение взаимосвязи между психологическим обликом студенчества и особенностями построения образовательного процесса в вузе.

Новизна поставленных задач заключается в представлении психологических особенностей студенческой молодежи в контексте процесса ее социокультурного самоопределения в изменяющихся условиях российского общества, а не как самодостаточных внутренних феноменов неизвестного происхождения, требующих безоговорочного принятия как самоценных сущностей.

Замысел выдвинутых задач исходит из утраченного в последние годы понимания ведущей роли вуза в психологическом становлении личности, культурный и педагогический потенциал которого позволяет сформировать такое пространство, которое отвечало бы как социальному заказу, так и ожиданиям современной молодежи.

В решении данных задач предусматривается использование различных методов и подходов, что обусловлено междисциплинарным характером исследования. В подходе к студенческой молодежи как референтной социокультурной общности будет применяться комплексный подход изучения психологических особенностей, в частности эмоционально-волевых особенностей, интеллектуальных, потребностно-мотивационных, коммуникативных, ценностно-смысловых особенностей. Такой подход отвечает поставленным задачам исследования и позволяет преодолеть узость отраслевых исследований в психологии. Этот подход предусматривает возможность синтезировать знания и методы из области общей психологии, когнитивной психологии, педагогической и социальной психологии, психологии личности, педагогической и экзистенциальной психологии в общую конструкцию исследования образа студенческой молодежи. Эмпирическая база исследования данного образа будет формироваться за счет применения пакета успешно апробированных, валидных психодиагностических методов и процедур: тестов, опросников, анкет, измерительных шкал и т.п.

Основной областью социокультурного анализа являются в данном исследовании объективные факторы формирования социального статуса студенческой молодежи, влияющие на процесс ее самоопределения, в частности такие как: социально-экономические, демографические, этнические, конфессиональные, политические, социологические. В то же время необходимо исследовать ценностный статус студенческой молодежи как уникальной субкультурной общности в условиях изменяющегося менталитета российского общества, что предусматривает применение культурологического, правового, демографического, социологического и аксиологического подходов.

При анализе взаимосвязи психологичесих особенностей студенчества с особенностями построения образовательного процесса в вузе будут применены социально-экологический и педагогическо-инвайронментальный подходы. Их использование диктуется необходимостью изучения средовых условий процесса самоопределения современной студенческой молодежи. В частности, в данном исследовании в качестве определяющей среды социокультурного становления личности будет выступать вуз и организуемый в нем образовательный процесс. Именно процесс вузовского обучения рассматривается как жизненно важное пространство самореализации и самоопределения студенческой молодежи. Социальная экология вуза, психолого-педагогическая атмосфера и система обучения задают ту социокультурную нишу, в которой формируется будущий специалист как личность.